город Омск |
|
18 декабря 2020 г. |
Дело N А46-7821/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10646/2020) общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Сфера" на решение Арбитражного суда Омской области от 14.08.2020 по делу N А46-7821/2020 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Сфера" (ИНН 5501245152, ОГРН 1125543057617, адрес: 644083, Омская область, город Омск, улица Бородина, дом 6, помещение 1, 8) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511, адрес: 644007, Омская область, город Омск, улица Булатова, дом 68), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Сервис", о признании недействительным решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Омской области в части включения сведений о многоквартирном доме по адресу: г.Омск, ул. Химиков, д. 48Б, как находящемся под управлением ООО "ЖКХ "Сфера",
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Сфера" - Мельниченко Е.В. (по доверенности N 1-9-1-20 от 09.01.2020 сроком действия до 31.12.2020);
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Усова М.Р. (по доверенности N б/н от 13.01.2020 сроком действия до 31.12.2020);
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Сервис" - Слободенюк М. М. (по доверенности N 06-20 от 09.01.2020 сроком действия по 31.12.2020).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Сфера" (далее - заявитель, общество, ООО "ЖКХ "Сфера") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании не недействительным решения Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция Омской области) об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Омской области в части включения сведений о многоквартирном доме по адресу: г.Омск, ул. Химиков, д. 48Б, как находящемся под управлением ООО "ЖКХ "Сфера" (выраженное в уведомлении N ИСХ-19/ГЖИ-17152 от 31.10.2019 и в ответе N ИСХ-19/ГЖИ-19359 от 04.12.2019).
Определением Арбитражного суда Омской области от 15.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Сервис" (далее - ООО "ЖКХ "Сервис").
Решением Омской области от 14.08.2020 по делу N А46-7821/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы общество ссылается на то, что Госжилинспекция Омской области уклонилась принять волеизъявление собственников о сохранении договорных отношений с ООО "ЖКХ "Сфера" и отказало во включении многоквартирного дома по адресу: г. Омск, ул. Химиков, д. 48 Б в реестр лицензий Омской области, как находящегося под управлением в ООО "ЖКХ "Сфера". Апеллянт отдельно указывает, что последним в хронологическом порядке является решение собственников о сохранении договорных отношений с ООО "ЖКХ "Сфера" и расторжении договора управления с ООО "Сервис" (оформленное протоколом от 22.09.2019 г.). Поскольку указанное решение общего собрания в судебном порядке не оспаривалось и недействительным признано не было, податель апелляционной жалобы полагает, что у Государственной жилищной инспекцией Омской области отсутствовали основания для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Омской Области в части включения сведений о многоквартирном доме N 48Б по ул. Химиков в г. Омске как находящемся под управлением ООО "ЖКХ "Сфера" и возврате заявления ООО "ЖКХ "Сфера" (решение Госжилинспекции Омской области оформлено обжалуемым уведомлением N Исх-19/ГЖИ-17152 от 31.10.2019 г.).
В поступившем в электронном виде посредством системы "Мой Арбитр" отзыве на жалобу Госжилинспекция Омской области просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании, открытом 15.12.2020, судом апелляционной инстанции объявлено о замене судьи Рыжикова О.Ю. (в связи с нахождением в очередном отпуске) на судью Иванову Н.Е., в связи с чем, судебное разбирательство по жалобе проведено в соответствии с требованиями части 4 статьи 18 АПК РФ, с самого начала.
В судебном заседании представитель ООО "ЖКХ "Сфера" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, выступил с пояснениями, ответил на вопросы суда.
Представитель Госжилинспекции Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выступил с пояснениями.
Представитель ООО "ЖКХ "Сервис" с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выступил с пояснениями, ответил на вопросы суда, дал пояснения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее. ООО "ЖКХ "Сфера" обратилось в Госжилинспекцию Омской области с заявлением от 26.09.2019 о внесении в Реестр лицензий Омской области сведений о многоквартирном доме N 48Б по улице Химиков в городе Омске как находящегося под управлением ООО "ЖКХ "Сфера".
31.10.2019 Госжилинспекцией Омской области принято решение N ИСХ-19/ГЖИ-17152, которым ООО "ЖКХ "Сфера" было отказано во внесении изменений в реестр лицензий Омской области в части включения сведений о многоквартирном доме по адресу: г.Омск, ул. Химиков, д. 48Б, как находящемся под управлением ООО "ЖКХ "Сфера" со ссылкой на подпункт "б" пункта 7, подпункт "а" пункта 9 Порядка, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Общество, полагая, что данное решение Госжилинспекции Омской области от 31.10.2019 N ИСХ19/ГЖИ-17152 не соответствует закону, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Требования заявителя судом первой инстанции оставлены без удовлетворения, с чем ООО "ЖКХ "Сфера" не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ, подпункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора по решению лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В части 1 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра предусмотрены статьёй 198 ЖК РФ.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, утверждённые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, пунктом 2 которого установлено, что изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; копию договора управления многоквартирным домом; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются в числе иных следующие документы:
- копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ;
- копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка внесения изменений в реестр лицензий).
Пунктом 7 Порядка N 938/пр установлено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с частью 6 статьи 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьёй 200 настоящего Кодекса.
На основании статей 161, 162 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путём заключения договора управления домом с управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменён в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Изменение способа управления многоквартирным домом не связано законом со сроками действия ранее заключённого договора управления многоквартирным домом управляющей организацией или обстоятельствами ненадлежащего исполнения условий такого договора управляющей организацией (часть 2.1 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В части 8.2 статьи 162 ЖК РФ установлено право собственников помещений на односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом.
Из содержания вышеприведённых норм права следует, что право выбора способа управления многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме, которые могут изменить выбранный способ управления.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путём обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 ЖК РФ).
Пункт 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Таким образом, поскольку односторонний отказ от исполнения договора управления со стороны собственников помещений многоквартирного дома допускается законом, такое право не может быть ограничено соглашением сторон, в том числе, установлением определённого порядка для его реализации.
Основания изменения и расторжения договора регламентированы в статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 4). При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае расторжения договора обязательства считаются прекращёнными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора (пункты 2, 3 статьи 453 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путём уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖКХ "Сфера" при обращении в Госжилинспекцию Омской области с заявлением о внесении изменений в Реестр лицензий Омской области в части включения сведений о многоквартирном доме N 48Б по улице Химиков в г.Омске как находящемуся под управлением ООО "ЖКХ "Сфера", в числе прочих документов был приложен протокол внеочередного общего собрания собственников данного дома от 22.07.2019 (22.09.2019).
В соответствии с данным протоколом установлено, что собственниками помещений в данном жилом многоквартирном доме проведено общее собрание собственников в период с 14.09.2019 по 21.09.2019, оформленное протоколом от 22.07.2019 (22.09.2019).
Собственниками приняты решения об отмене решения общего собрания собственников о заключении договора управления с ООО "ЖКХ "Сервис", оформленное протоколом от 15.08.2019, и расторжении договора управления ООО "ЖКХ "Сервис", а также о продлении договора управления от 01.01.2015, заключенного с ООО "ЖКХ "Сфера".
Вместе с тем, на момент проведения внеочередного общего собрания, оформленного протоколом от 22.07.2019 (22.09.2019), собственниками в качестве управляющей компании протоколом от 15.08.2019 выбрана управляющая организация ООО "ЖКХ "Сервис", указанное решение реализовано путем заключения между управляющей организации ООО "ЖКХ "Сервис" и собственниками помещений многоквартирного дома N 48Б по улице Химиков в г.Омске договора управления многоквартирным домом от 15.08.2019.
В представленном ООО "ЖКХ "Сфера" протоколе от 22.07.2019 (22.09.2019) собственниками продлили договорные отношения с ООО ЖКХ "Сфера", которые на момент продления уже отсутствовали, так как были расторгнуты решением общего собрания, оформленным протоколом от 15.08.2019 и отменены не были.
В материалах дела имеется Уведомление (вх.N 59 от 20.09.2019) собственников помещений многоквартирного дома, направленном в порядке, предусмотренном статьей 46 Жилищного кодекса РФ, в адрес ООО "ЖКХ "Сфера" о расторжении договора управления.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое решение Госжилинспекции Омской области об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Омской области, в части включения сведений о многоквартирном доме по адресу: г. Омск, ул. Химиков, д. 48Б, корп. 2, как находящемся под управлением ООО "ЖКХ "Сфера" (выраженное в Уведомлении N ИСХ-19/ГЖИ-17152 от 31.10.2019 и в ответе N ИСХ-19/ГЖИ-19359 от 04.12.2019), соответствует закону, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод подателя апелляционной жалобы относительно того, что указанное решение общего собрания в судебном порядке не оспаривалось и недействительным признано не было, у Государственной жилищной инспекции Омской области отсутствовали основания для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Омской Области в части включения сведений о многоквартирном доме N 48Б по ул. Химиков в г. Омске, как находящемся под управлением ООО "ЖКХ "Сфера" и возврате заявления ООО "ЖКХ "Сфера" судом апелляционной инстанции отклоняется.
При принятии оспариваемого решения Госжилинспекция не признавала решение собственников недействительным, поскольку данное право принадлежит исключительно суду.
Госжилинспекция установила факт отсутствия заключенного договора управления на основании общего собрания собственников, оформленного протоколом от 22.07.2019 (22.09.2019), между собственниками многоквартирного дома N 48Б по улице Химиков в г. Омске и управляющей организацией ООО "ЖКХ "Сфера".
Решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Омской области в части включения сведений о многоквартирном доме N 48Б по улице Химиков в г. Омске, выраженное в уведомлении N Исх-19/ГЖИ-17152 от 31.10.2019, в ответе N Исх-19/ГЖИ-19359 от 04.12.2019 принято в соответствии с предоставленными органу государственного жилищного надзора полномочиями, на основании доказательств, имеющихся в материалах рассматриваемого дела, соответствует действующему законодательству, а также не нарушает права и законные интересы Заявителя, в связи с чем, оспариваемое решение является законным и обоснованным, а также соответствует нормам жилищного и гражданского законодательства.
Поскольку необходимая совокупность условий для признания оспариваемых ненормативных правовых актов Госжилинспекции Омской области незаконными не установлена, заявленные требования ООО "ЖКХ "Сфера" удовлетворению не подлежат.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы заявителя и инспекции удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением жалобы ООО "ЖКХ "Сфера" в силу правил статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Сфера" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 14.08.2020 по делу N А46-7821/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7821/2020
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО "СФЕРА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО "СЕРВИС"