Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 марта 2021 г. N Ф01-808/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
18 декабря 2020 г. |
Дело N А82-5366/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца: Кумачевой О.А., действующей на основании доверенности от 17.07.2019 N 789,
представителя ответчика: Потаповой Т.Е., действующей на основании доверенности от 17.06.2020,
представителя третьего лица: Роздовой Е.В., действующей на основании доверенности от 31.01.2020 N 37-юр,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Акционерного общества "Рыбинскэлектротранс"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.09.2020 по делу N А82-5366/2020
по иску Акционерного общества "Рыбинскэлектротранс"
(ИНН: 7610093697, ОГРН: 1117610007811)
к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск
(ИНН: 7610070185, ОГРН: 1067610046514),
третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
(ИНН: 7604040739, ОГРН: 1027600689621)
об обязании заключить дополнительное соглашение и о взыскании 78 075,60 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Рыбинскэлектротранс" (далее - Истец, АО "РЭТ", Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск (далее - Ответчик, Департамент) об обязании заключить дополнительное соглашение о предоставлении субсидии из бюджета городского округа город Рыбинск в целях возмещения неполученных доходов, возникших в связи с проездом отдельных категорий граждан по льготному проездному билету за период с 24.06.2019 по 18.08.2019 и об обязании оплатить 78 075,60 руб.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 13.09.2020 иск удовлетворен частично: в пользу Общества взыскано 60 529 руб. долга.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
АО "РЭТ" с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, так как:
- суд первой инстанции ссылается на Определении ВС РФ от 28.03.2003 N 58-Г03-7, которое не соответствует конкретным обстоятельствам дела, так как в данном определении указано, что "...с принятием постановления губернатора Хабаровского края N 497 от 10.12.2002, отменяющего постановление N 270 от 05.07.2001, возобновляется действие незаконного нормативного правового акта, ранее признанного утратившим силу, является правильным".
- Ярославский областной суд по делу N 3а-135/2019 решением от 17.05.2019 признал Приказ N 267-тр/г недействующим со дня вступления в законную силу решения суда в связи с тем, что в установленный данным приказом тариф не были дополнительно включены расходы, понесенные АО "РЭТ" по договору с ГКУ ЯО "Яроблтранском" на обслуживание персонифицированных электронных карт, непосредственно связанных с деятельностью по перевозке льготной категории граждан.
- Письмом от 31.05.2019 АО "РЭТ" обратилось в Департамент ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов по Ярославской области с просьбой о разъяснении его позиции в связи с принятием решения суда от 17.05.2019, однако ответа от Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области так и не последовало; официальной информации размещено не было.
- только 05.08.2019 был издан Приказ N 78-тр/г об установлении тарифа в размере 21,00 рубля (за разовую поездку), информация о чем была размещена на официальном сайте Департамента и в газете Документ Регион N 66 (1100) от 09.08.2019.
- 21.08.2019 Общество было привлечено к административной ответственности по делу об административном правонарушении порядка ценообразования (часть 1 статьи 14.6 КоАП РФ) и на него был наложен штраф в размере 2 459 748,66 руб.
- АО "РЭТ" осуществляет социально-значимый вид деятельности в сфере пассажирских перевозок по регулярным внутригородским маршрутам в границах города Рыбинска Ярославской области. Самостоятельно остановить движение транспорта в городе или изменить тариф со дня вступления решения суда в законную силу перевозчик не мог, поэтому заблаговременно направил в Департамент письмо, ответ на которое так и не получил.
- Приказ от 21.09.2018 N 75-тр/г об установлении тарифа в размере 18,85 руб. противоречит вступившему в законную силу решению Ярославского областного суда по делу N 3а-135/19, так как также не включает в тариф расходы, понесенные АО "РЭТ" по договору с ГКУ ЯО "Яроблтранском".
Соответственно, заявитель жалобы считает, что решение от 13.09.2020 подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельств дела.
Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором против доводов Общества возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу также выразило несогласие с изложенными в ней доводами, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу АО "РЭТ" считает не подлежащей удовлетворению.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.11.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25.11.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны и третье лицо надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционного суда 17.12.2020, проведенном с использованием вэб-конференции, представители сторон и третьего лица изложили свои позиции по рассматриваемому спору.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 13.09.2020 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, полагая, что Департамент обязан возместить неполученные доходы от пассажирских перевозок, Общество обратилось с соответствующим иском в суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь статьями 15, 16, 16.1, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положением о департаменте (утверждено постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2016 N 1315-п), Положением о порядке государственного регулирования предельных (максимальных) тарифов на регулярные пассажирские перевозки наземным электрическим общественным транспортом в городском сообщении (утверждено приказом департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.05.2016 N 39-п-тр/п/элтр), Приказом департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.12.2018 N 267-тр/г, решением Ярославского областного суда от 17.05.2019 по делу N 3а-135/19, Определением ВС РФ от 28.03.2003 N 58-Г03-7, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу АО "РЭТ" только 78 075,60 руб.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзывов на жалобу, выслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, и при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ определено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно части 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2.18 Положения о порядке государственного регулирования предельных (максимальных) тарифов на регулярные пассажирские перевозки наземным электрическим общественным транспортом в городском сообщении (утверждено приказом департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.05.2016 N 39-п-тр/п/элтр) предусмотрено, что предельные (максимальные) тарифы учитываются органами местного самоуправления муниципальных образований области при заключении договоров или муниципальных контрактов с перевозчиками на период регулирования. При этом размер платы за перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском сообщении, предусмотренный в договоре об организации регулярных пассажирских перевозок, не может превышать предельных (максимальных) тарифов.
В 2018, 2019 в г. Рыбинске были установлены следующие тарифы:
- приказом Департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 21.09.2018 N 75-тр/г - в размере 18,85 руб. (за разовую поездку), действовавшим с 07.10.2018 по 01.01.2019,
- приказом Департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.12.2018 N 267-тр/г - 20 руб. (за разовую поездку), действовавшим с 01.01.2019 до вступления в законную силу решения Ярославского областного суда от 17.05.2019 по делу N 3а-135/19,
- приказом департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 05.08.2019 N 78-тр/г, принятым во исполнение решения Ярославского областного суда, установившим предельный (максимальный) тариф в размере 21 руб. (за разовую поездку), вступившим в законную силу 20.08.2019.
Приказом Департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.12.2018 N 267-тр/г "Об установлении предельного (максимального) тарифа на перевозки пассажиров наземным электрическим транспортом общего пользования (троллейбус) с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории городского округа город Рыбинск" с 01.01.2019 Обществу был установлен предельный тариф на перевозку пассажиров и багажа наземным электрическим транспортом общего пользования на территории города Рыбинска в размере 20 руб. (за разовую поездку).
Решением Ярославского областного суда от 17.05.2019 по делу N 3а-135/19 приказ N 267-тр/г был признан недействительным со дня вступления в законную силу решения суда (24.06.2019). С указанной даты тариф в размере 20 руб. не подлежал применению.
Согласно решению Ярославского областного суда приказом Департамента от 05.08.2019 N 78-тр/г был установлен предельный (максимальный) тариф на перевозки пассажиров наземным электрическим транспортом общего пользования на территории города Рыбинска в размере 21 руб. (за разовую поездку). Приказ вступил в силу 20.08.2019. Указанным приказом также признан утратившим силу приказ департамента от 21.09.2018 N 75-тр/г, который действовал с 07.10.2018 (вступил в силу через 10 дней с момента официального опубликования) и прекратил свое действие в связи с принятием приказа департамента от 19.12.2018 N 267-тр/г.
Таким образом, поскольку приказ департамента N 267-тр/г от 19.12.2018 признан недействительным, приказ N 75-тр/г от 21.09.2018 возобновил свое действие.
Аналогичная правовая позиция ВС РФ изложена в Определении от 28.03.2003 N 58-Г03-7.
Таким образом, с момента вступления в законную силу решения Ярославского областного суда от 17.05.22019 по делу N 3а-135/19 подлежал применению приказ Департамента от 21.09.2018 N 75-тр/г, которым была установлена плата за проезд в размере 18,85 руб. (за разовую поездку).
АО "РЭТ" в спорный период применяло тариф 20 руб. (за разовую поездку), то есть тариф, установленный признанным недействующим приказом N 267-тр/г, что нельзя признать правомерным.
За завышение регулируемых государством тарифов (расценок, ставок и т. д.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и т. п.) АО "РЭТ" было привлечено к административной ответственности, ему было назначено наказание в виде административного штрафа.
Впоследствии Департаментом ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области во исполнение решения Ярославского областного суда расходы Общества, понесенные по договору с ГУ ЯО "Яроблтранском", были учтены при расчете экономически обоснованных расходов Общества на 2019, что следует из экспертного заключения от 24.07.2019 N 10-э/тр/эл.
По результатам расчета Департаментом издан приказ от 05.08.2019 N 78-тр/г, которым установлен тариф на перевозки пассажиров наземным электрическим транспортом общего пользования на территории городского округа город Рыбинск в размере 21 руб. (за разовую поездку).
Между тем, Департаментом ЖКХ, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск не представлено доказательств возмещения Обществу недополученных доходов за период с 24.06.2019 по 18.08.2019 из расчета тарифа в размере 18,85 руб.
Согласно расчету, представленному Ответчиком, размер субсидии Обществу за период с 24.06.2019 по 18.08.2019 за реализацию льготных проездных билетов, с учетом тарифа за разовый проезд, утвержденного приказом Департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 21.09.2018 N 75-тр/г в размере 18,85 руб., составляет 60529 руб., что и было взыскано в пользу АО "РЭТ" судом первой инстанции.
Довод Общества о том, что Приказ N 267-тр/г был признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда в связи с тем, что в тариф, установленный данным приказом, не были дополнительно включены расходы, понесенные АО "РЭТ" по договору с ГКУ ЯО "Яроблтранском", апелляционный суд не принимает, так как в расчете своих требований Общество в любом случае не могло использовать тариф в размере 20 руб., приказ об установлении которого признан недействующим.
Доводы Общества об отсутствии со стороны департамента ответа на письмо от 31.05.2019 и о неверной ссылке суда первой инстанции на Определение ВС РФ от 28.03.2003 N 58-Г03-7, позицию заявителя жалобы также не подтверждают, поскольку требование АО "РЭТ" о получении оплаты в сумме, определенной по недействующему нормативному акту, не может быть признано правомерным.
Осуществление Обществом социально-значимого вида деятельности в сфере пассажирских перевозок не освобождает его от исполнения требований действующего законодательства.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.09.2020 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы АО "Рыбинскэлектротранс" по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.09.2020 по делу N А82-5366/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Акционерного общества "Рыбинскэлектротранс" (ИНН: 7610093697, ОГРН: 1117610007811) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-5366/2020
Истец: АО "Рыбинскэлектротранс"
Ответчик: Департамент ЖКХ, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск
Третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области