г. Вологда |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А05-5592/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ручкиновой М.А.,
при участии от государственного бюджетного учреждения Архангельской области "Приморская районная станция по борьбе с болезнями животных" Корякина М.А. по доверенности от 02.04.2020,
рассмотрев в открытом судебном онлайн-заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Лисестровское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 сентября 2020 года по делу N А05-5592/2020,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Приморская районная станция по борьбе с болезнями животных" (ОГРН 1042902200076, ИНН 2921008590; адрес: 163035, Архангельская область, Приморский район, деревня Волохница, дом 70; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Лисестровское" (ОГРН 1052930018767, ИНН 2921008590; адрес: 163038, Архангельская область, Приморский район, деревня Окулово, дом 1; далее - Администрация) о взыскании 111 927 руб. 14 коп. расходов по содержанию безнадзорных животных без владельцев, а также 30 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30 сентября 2020 года по делу N А05-5592/2020 отказ истца от иска в части взыскания 36 450 руб. принят. Производство по делу в этой части прекращено. С Администрации в пользу Учреждения взыскано 111 927 руб. 14 коп. задолженности, 30 000 руб. судебных издержек, а также 5 451 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
Администрация не согласилась с судебным актом и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Вопросы организации отлова и содержания безнадзорных животных отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации. Администрация не обязана содержать безнадзорных животных в силу статей 230, 231 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Органы местного самоуправления обязаны лишь содействовать как поиску собственника, так и передаче животного во временное владение других лиц. Они не обязаны содержать обнаруженное бесхозяйное животное в период розыска собственника.
Учреждение в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие ее представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Учреждения, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 21.02.2019 в адрес ответчика истцом направлен проект договора на услуги по содержанию кремации бесхозяйных животных, отловленных на территории муниципального образования "Лисестровское" Приморского района Архангельской области.
Администрация проект договора не подписала.
Между тем в отсутствие заключенного договора истец в период с февраля 2019 года по март 2020 года оказал ответчику услуги по содержанию, транспортировке животных без владельцев на общую сумму 148 377 руб. 14 коп., о чем представил в материалы дела акты об оказании услуг от 28.02.2019, 31.03.2019, 30.04.2019, 31.05.2019, 30.06.2019, 31.08.2019, 30.09.2019, 31.10.2019, 30.11.2019, 25.12.2019, 03.02.2020, 28.02.2020, 16.03.2020. Акты за спорный период ответчиком не подписаны.
Для оплаты оказанных услуг истец выставил ответчику счета на общую сумму 148 377 руб. 14 коп.
Поскольку оплата оказанных услуг ответчиком произведена в части ( в ходе судебного разбирательства в сумме 36 450 руб.), срок исполнения денежного обязательства наступил, истец обратился в суд с рассматриваемым иском о взыскании 111 927 руб. 14 коп. задолженности.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании пункта 2 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Ответчик в нарушение требований статьи 65 АПК РФ доказательства погашения долга в материалы дела не представил.
Учитывая указанное, принимая во внимание положения статей 309, 310, 314, 779, 781 ГК РФ, оценив представленные доказательства, учитывая отсутствие доказательств оплаты ответчиком оказанных услуг за спорный период в полном объеме, суд счел заявленное истцом требование обоснованным и подлежащим удовлетворению в сумме, заявленной к взысканию, поскольку требование подтверждено документально.
Довод ответчика о том, что вопрос о содержании отловленных животных относится к компетенции субъекта Российской Федерации, являлся предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонен с учетом следующего.
Статьей 231 ГК РФ урегулирован вопрос приобретения права собственности на безнадзорных животных.
В соответствии с пунктом 1 статьи 231 ГК РФ, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.
Правила отлова, учета, транспортировки, содержания и использования животных без владельцев на территории Архангельской области утверждены постановлением правительства Архангельской области от 12.12.2012 N 572-пп (далее - Порядок N 572-пп, действовал до 01.01.2020).
Согласно пункту 4 Порядка N 572-пп учет и использование животных без владельцев осуществляют государственные учреждения Архангельской области, подведомственные инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области. Отлов, транспортировку и содержание животных без владельцев осуществляют государственные учреждения самостоятельно и (или) с привлечением на договорной основе юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Организация по отлову животных без владельцев, осуществившая отлов животного без владельцев, обязана возвратить его владельцу, а если владелец такого животного или место его пребывания не известны - представить не позднее трех дней с момента задержания информацию об обнаруженном животном без владельцев в подразделение полиции или в орган местного самоуправления городского округа или поселения Архангельской области, которые принимают меры к розыску владельца (пункт 8 Порядка N 572-пп).
Пунктом 12 Порядка N 572-пп установлено, что работники организации по отлову животных без владельцев доставляют отловленных животных без владельцев в специальное отведенное помещение для содержания животных без владельцев (пункт временного содержания), где такие животные подлежат клиническому осмотру работником государственной ветеринарной службы Архангельской области в день отлова с целью выявления заразных и иных заболеваний.
В силу пункта 22 Порядка N 572-пп отловленные животные без владельцев содержатся в пункте временного содержания в течение 6 месяцев.
Согласно пункту 31 Порядка N 572-пп формами использования животных без владельцев являются: возврат животного их владельцам; уничтожение и утилизация животных без владельцев; передача в муниципальную собственность.
Таким образом, в соответствии с пунктом 31 Порядка N 572-пп одной из форм использования животных без владельцев является передача их в муниципальную собственность.
Животные без владельцев, не возвращенные их владельцам, не подлежащие уничтожению и утилизации, передаются в муниципальную собственность муниципального образования Архангельской области, на территории которого отловлено животное (пункт 39 Порядка N 572-пп).
Факт нахождения у истца животных, подлежащих передаче по истечении 6 месяцев в муниципальную собственность муниципального образования "Лисестровское", подтверждается подписанным сторонами актом о передаче безнадзорных животных от истца в муниципальную собственность муниципального образования "Лисестровское" от 05.03.2020.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что муниципальное образование, будучи собственником спорного имущества, которое при отсутствии каких-либо правовых оснований находилось у истца по истечении 6-месячного срока для передержки, должно было исполнить обязанности собственника, приняв надлежащие меры по содержанию этого имущества.
Доводы апеллянта о том, что вопросы организации отлова и содержания безнадзорных животных отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации, не опровергают выводы суда первой инстанции, который обоснованно указал, что данные вопросы решены путем принятия правительством Архангельской области Порядка N 572-пп, в рамках которого урегулированы вопросы передачи животных без владельцев в муниципальную собственность.
Ссылка на то, что Порядок N 572-пп утратил силу, не может быть принята во внимание, поскольку данный документ утратил силу в связи с изданием постановления правительства Архангельской области от 17.12.2019 N 703-пп "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Архангельской области", который предусматривает, что право собственности на отловленных животных без владельцев возникает в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 32).
Как правильно указал суд первой инстанции, вопрос приобретения права собственности на безнадзорных животных урегулирован статьей 231 ГК РФ, согласно которой, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы, приведенные в жалобе, не опровергают законность и обоснованность решения, фактически направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств и представленных доказательств. Вместе с тем апелляционный суд согласен с правовой оценкой обстоятельств спора, которая дана судом первой инстанции.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 сентября 2020 года по делу N А05-5592/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Лисестровское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5592/2020
Истец: государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Приморская районная станция по борьбе с болезнями животных"
Ответчик: администрация муниципального образования "Лисестровское"