г. Москва |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А41-8396/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от ООО "Старт": Ершова Д.Н. по доверенности от 01.12.2019, диплом о высшем юридическом образовании;
от ГЖИ МО: Михайлов Е.В. по доверенности от 26.05.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от ООО "Клинлоджик": представитель не вился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 18 сентября 2020 года по делу N А41-8396/20,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Старт"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
при участии в деле третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Клинлоджик"
об оспаривании решения и об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Старт" (далее - ООО "Старт", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, управление, ГЖИ МО), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным решение ГЖИ МО от 30.01.2020 N 08-7261 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления.
- обязать ГЖИ МО внести изменения в реестр лицензий Московской области на основании обращения ООО "Старт" от 31.12.2019 N 08вх/08-7261 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в отношении управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Красногорск, Подмосковный бульвар, д. 8.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Клинлоджик".
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 сентября 2020 года по делу N А41-8396/20 заявление удовлетворено (т. 1 л. д. 143-147).
Не согласившись с данным судебным актом, ГЖИ МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "Клинлоджик", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ГЖИ МО поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ООО "Старт" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей ГЖИ МО и ООО "Старт", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Старт" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 14.11.2019 N 1822, предоставленной Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (т. 1 л. д. 13-14).
По результатам собрания собственников помещений многоквартирного дома (далее - МКД), расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, Подмосковный бульвар, д. 8, протоколом N 2 внеочередного общего собрания МКД от 24.12.2019 ООО "Старт" избрана управляющей компанией, по управлению многоквартирными домами, 26.12.2019 заключен договор управления многоквартирным домом (т. 1 л. д. 15-24).
31 декабря 2019 года в связи с заключением договора управления обществом в адрес ГЖИ МО было направлено заявление о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, с приложением пакета документов (т. 1 л. д. 25-26).
30 января 2020 года заинтересованным лицом принято решение N 7261 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления (т. 1 л. д. 10-12).
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Старт" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Частью 1 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Часть 3 статьи 198 ЖК РФ предусматривает, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Пунктами 2 и 3 Порядка определены требования к заявлению и прилагаемым документам, необходимым для внесения изменений в реестр лицензий по заявлению управляющей организации.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6 Порядка).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.
В рассматриваемом случае заявление было подано обществом с нарушением подпунктов "а", "в" пункта 3 и подпункта "г" пункта 5 порядка N 938/пр, а именно:
- не представлены доказательства уведомления всех собственников о проведении собрания;
- не указан порядок изменения перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг;
- в системе ГИС ЖКХ не размещен реестр собственников подписавших договор.
В обосновании заявленных требований общество указывает, что основания, указанные в пункте 3 и 5 Порядка N 938/пр, заявителем не нарушены, что следует из представленных в дело документов.
В силу части 4 статьи 45 ЖК РФ собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Заявителем в лицензионный орган представлено уведомление о проведении собрания, список внутренних почтовых отправлений.
Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утверждены приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования).
Согласно подпункта "в" пункта 20 Требований одним из обязательных приложений к протоколу общего собрания являются документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 ЖК РФ.
Заявителем в материалы дела приложен протокол от 10.06.2014 N 2 общего собрания собственников вышеуказанного многоквартирного дома (т. 1 л. д. 29-33).
Пунктом 13 протокола от 10.06.2014 N 2 собственниками многоквартирного дома рассмотрен вопрос об утверждении способа оповещения о проведении последующих общих собраний МКД путем размещения уведомлений на информационных стендах в холлах подъездов и на входных дверях дома.
Как следует из материалов дела, инициатор общего собрания надлежащим образом и в установленные сроки уведомил собственников помещений, путем размещения на информационных стендах информацию о проведении общего собрания, что подтверждается актом о размещении уведомления и фотографиями стендов (т.1 л. д. 132-144).
Относительно того, что в договоре управления не указан порядок изменения перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, суд первой инстанции пришел к правильному выводу сославшись на то, что отсутствие особого согласованного сторонами порядка внесения таких изменений не свидетельствует о невозможности таковых изменений, так как пунктом 10.13 договора управления предусмотрено, что изменение условий настоящего договора, осуществляется в порядке, предусмотренном жилищным и гражданским законодательством.
Таким образом, изменение перечня работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества МКД возможно по соглашению сторон на основании статьи 450 ГК РФ с соблюдением требований частей 1 - 2 статьи 162 ЖК РФ, то есть внесение изменений возможно по решению общего собрания собственников помещений МКД.
Также приложением N 8 протоколу от 24.12.2019 N 2 является договор управления, условия которого утверждены общим собранием собственников.
В качестве приложения N 3 к утвержденному договору указан перечень работ и услуг по управлению многоквартирным домом, в соответствии с пунктом 3.2.4 утвержденного договора на основании решения собственников могут быть оказаны иные работы и услуги.
Пунктом 12.7 договора управления предусмотрено, что в случае если отношения сторон не урегулированы договором управления, применяются нормы действующего законодательства. Таким образом, порядок внесения изменений в договор управления урегулирован как договором управления, так и как жилищным и гражданским законодательством.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя.
В соответствии с Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2014 N 504/934/пр "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" предусмотрено, что в соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.dom.gosuslugi.ru (далее по тексту - Система ГИС ЖКХ).
Частями 2 и 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с частью 2 "Состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства" (утвержден Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 368/691/пр от 29.09.2015), в системе также подлежат размещению:
- электронный образ протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (в том числе в случае признания конкурса несостоявшимся) или решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, сформированный с использованием системы, в случае проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;
- электронный образ договора управления многоквартирным домом либо договор управления многоквартирным домом, заключенный в электронной форме, в том числе с использованием системы. В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещается электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом;
- электронный образ документа об изменении, прекращении и расторжении договора управления многоквартирным домом либо соответствующий документ, подписанный в электронной форме, в том числе с использованием системы.
В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме в системе также размещаются электронные образы решений (протоколов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которыми собственники помещений в многоквартирном доме утвердили изменения условий договора управления многоквартирным домом, приняли решение о прекращении действия или расторжении такого договора.
В материалы дела заявителем представлены скриншоты со страницы www.dom.gosuslugi.ru, из которого следует, что на сайте 30.12.2019 размещен реестр подписанных договоров (т. 1 л. д. 48).
Таким образом, на момент подачи заявления о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом размещен реестр собственников подписавших договор управления.
Доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, с учетом применяемых в рассматриваемой ситуации изменений в подпункт "в" пункта 3 Порядка N 938/пр, внесенных Приказом Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр, в настоящем случае с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий подлежала представлению копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (а не копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, как было предусмотрено порядком до внесения таких изменений).
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что решение ГЖИ МО от 30.01.2020 N 7261 об отказе во внесении изменений в реестр лицензии Московской области принято при отсутствии предусмотренных законом оснований и создает заявителю препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, чем нарушает его права и законные интересы.
Учитывая изложенное выше, заявленные требования удовлетворены судом обоснованно.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 сентября 2020 года по делу N А41-8396/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8396/2020
Истец: ООО "СТАРТ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"