Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 мая 2021 г. N Ф05-5604/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
21 декабря 2020 г. |
дело N А40-78408/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.12.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 43 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2020 по делу N А40-78408/20
по заявлению АО "Водный стадион Спорт Инвест" (ОГРН 1057747514604 )
к ИФНС России N 43 по г. Москве (ОГРН 1047743055810)
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Серов А.В. по доверенности от 25.05.2020;
от заинтересованного лица - Судницына О.Ю. по доверенности от 16.12.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2020 признано недействительным решение ИФНС России N 43 по г. Москве от 26.11.2019 N 23-15/1845 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в отношении АО "Водный стадион Спорт Инвест".
Инспекция не согласилась с выводами суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители общества и налогового органа поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненного расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций N 763358928, поданного налогоплательщиком за 1 квартал 2017.
По итогам проверки составлен акт N 23-15/3075 от 26.06.2019.
Указанным актом предложено обществу доначислить налог на имущество организаций за 1 квартал 2017 в размере 2.950.601 руб. и внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
26.11.2019 ИФНС России N 43 по г. Москве вынесено решение N 23-15/1845 об отказе в привлечении АО "Водный стадион Спорт Инвест" к ответственности, в соответствии с которым обществу доначислен налог на имущество организаций в размере 2.950.601 руб. и предложено внести изменения в бухгалтерский учет.
Общество, не согласившись с вышеуказанным решением, в рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по г. Москве, решением которого от 04.02.2020 N 21-10/021812 жалоба оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "Водный стадион Спорт Инвест" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием для начисления недоимки по налогу на имущество организаций и вынесения оспариваемого решения налогового органа, послужили следующие обстоятельства, установленные материалами камеральной налоговой проверки.
Согласно п. 2.1 ст. 2 инвестиционного контракта N 12-087740-5101-0027-00001-05 от 02.11.2005, предметом контракта является реализация инвестиционного проекта по проектированию и строительству спортивно-зрелищного и тренировочного комплекса с инфраструктурой, которая включает в себя административные здания с подземной и наземной автостоянкой, на земельном участке площадью ориентировочно 6,2 га по адресу Ленинградское шоссе, вл. 39 (Северный административный округ г. Москвы)".
В соответствии с п. 3.4 ст. 3 инвестиционного контракта от 02.11.2005 конкретное недвижимое имущество, подлежащее передаче в собственность сторонам по итогам реализации контракта, определяется на основании акта о результатах реализации (частичной реализации) инвестиционного проекта после ввода объекта (пускового комплекса) в эксплуатацию.
В силу п. 3.5 ст. 3 контракта после сдачи в установленном порядке объекта (пускового комплекса) в эксплуатацию раздел недвижимого имущества в нем уточняется по экспликациям и техническим паспортам МосгорБТИ, согласно абз. 3 п. 3.1.3 нежилые помещения общего пользования и инженерного назначения, неразрывно связанных с системами жизнеобеспечения здания (лестничные клетки, лифтовые шахты, технические этажи, техподполья, электрощитовые и т.д.) являются общей долевой собственностью сторон в долях, пропорциональных их долям по общей нежилой площади в случае невозможности их выделения в натуре".
Дополнительным соглашением к инвестиционному контракту от 02.11.2005 п. 3.9 дополнена ст. 3 инвестиционного контракта, в соответствии с которой все построенные и реконструированные в рамках настоящего контракта объекты инженерного и коммунального назначения по результатам реализации проекта оформляются в государственную собственность г. Москвы в лице Департамента имущества г. Москвы в порядке, утвержденном постановлением Правительства г. Москвы от 22.08.2000 N 660 "О порядке приемки инженерного и коммунального назначения в собственность г. Москвы"".
Пунктом 2 постановления Правительства г. Москвы от 22.08.2000 N 660 "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы" установлено, что при заключении инвестиционных контрактов и договоров на строительство и реконструкцию жилищного и нежилого фондов, что все построенные или реконструированные объекты инженерного и коммунального назначения признаются собственностью г. Москвы и исключаются из общей инвестиционной стоимости до раздела долей, а также предусматривать затраты на временную эксплуатацию и техническое обслуживание указанных объектов государственными специализированными организациями до оформления ими имущественных прав на срок не более двух месяцев после ввода в эксплуатацию объектов производственного и непроизводственного назначения, включая объекты жилья и соцкультбыта.
31.12.2020 обществом приняты к бухгалтерскому учету внешние инженерные сети, что отражено в инвентарных карточках по каждому объекту и вступительном сальдо оборотно-сальдовой ведомости балансового счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности". Основанием для уменьшения налоговых обязательств являлось то, что общество посчитало ошибочным отнесение внешних инженерных сетей в состав основных средств.
При этом разрешение на ввод в эксплуатацию N RU77118000-005078 построенного объекта капитального строительства: спортивно-деловой комплекс - 2-й этап - инженерные сети выдано налогоплательщику 30.08.2013, в проверяемом периоде передача внешних инженерных сетей в собственность г. Москвы не осуществлялась и обществом не оспаривается факт эксплуатации данных сетей.
Проверкой установлено, что сети инженерные сети расположены вне зданий, введены в эксплуатацию отдельными разрешениями, в связи с чем являются отдельными объектами линейного капитального строительства, не дублирующими внутридомовые системы.
На основании изложенного, инспекция пришла к выводу, что налогоплательщик необоснованно скорректировал налоговую базу по налогу на имущество организаций за период 1 квартал 2017.
Заявитель указывает, что все построенные и реконструированные в рамках контракта объекты инженерного и коммунального назначения по результатам реализации проекта оформляются в государственную собственность г. Москвы. Общество обязалось передать в собственность г. Москвы объекты инженерного и коммунального обеспечения, построенные за счет собственных и привлеченных средств.
Поскольку все объекты инженерного и коммунального назначения, созданные в рамках контракта, подлежат передаче в собственность г. Москвы, что подтверждается подписанным сторонами актом о результатах реализации инвестиционного проекта, положения ПБУ 6/01, которыми установлено, что объект признается основным средством в случае, если он предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, способен приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем, а также не предполагается его последующая перепродажа, не выполняются, так как изначально имущество создается для его передачи в рамках контракта, у общества отсутствует возможность распоряжаться инженерным сетями по своему усмотрению для извлечения прибыли, следовательно, инженерные сети не могут быть признаны основными средствами.
В 2019 году произведена корректировка налоговой базы в отношении налога на имущество организаций за 2015-2017, уплаченного в части объектов, налог по которым, рассчитывается по среднегодовой стоимости, путем исключения объектов инженерного и коммунального назначения из перечня основных средств и включения затрат на их сооружение в первоначальную стоимость офисных зданий, т.к. объекты должны быть оформлены в собственность города Москвы в 2014, но не оформлены до настоящего времени не по вине налогоплательщика. Описанная корректировка связана с совершением ошибки, выраженной классификации инженерных сетей в качестве объектов основных средств.
Налоговый орган, не оспаривая факт возникновения по результатам исполнения инвестиционного контракта от 02.11.2005 права собственности на спорные объекты у г. Москвы в лице Департамента имущества г. Москвы, но считает что до момента его оформления, в частности, государственной регистрации такого права, налогоплательщик обязан учитывать такие объекты в качестве основных средств, стоимость которых учитывается при расчете налога на имущество организаций, т.к. налогоплательщиком не предоставлено документов подтверждающих выбытие основного средства из использования для получения прибыли.
В соответствии со ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Характеристика основных средств содержится в приказе Минфина России от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01: актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; объект предназначен для использования в течение длительного времени; организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Определение понятия "основное средство" содержится и в ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации: под основными средствами в целях главы 25 понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
Следовательно, для целей налогообложения и бухгалтерского учета, показатели которого применяются при исчислении налогов, понятия "товар" и "основное средство" имеют различные правовые значения.
При использовании средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) такие орудия производства квалифицируются в качестве основных средств.
В случае отчуждения основных средств они переходят в категорию товаров как предназначенные для реализации налогоплательщиком.
По мнению налогового органа, для принятия объектов в качестве основных средств достаточно того, чтобы объект соответствовал условиям, определенным п. 4 ПБУ 6/01, то есть приведен в состояние, пригодное для использования.
Вместе с тем, не любой актив может быть принят в состав основных средств при соответствии его требованиям п. 4 ПБУ 6/01.
Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, подтверждающим создание объекта недвижимого имущества, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В отсутствие акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта нового строительства в эксплуатацию, такой объект в бухгалтерском учете учитывается как капитальное вложение (сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы") и к нему не применяются условия принятия актива в качестве основного средства, определенные п. 4 ПБУ 6/01. Следовательно, такой объект не может включаться в налогооблагаемую базу по налогу на имущество.
Отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объектов недвижимого имущества, хоть и фактически эксплуатируемых, не позволяет принимать его к учету в качестве основных средств.
Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество (здание или сооружение) на основании ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации возникает у лица, имеющего в собственности либо на ином праве земельный участок, на котором оно возведено, с момента государственной регистрации данного права в ЕГРП (п. 2 ст. 8, ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п. 1 ст. 1043 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, внесенное товарищами в качестве вклада, а также произведенное в результате совместной деятельности, признается их общей долевой собственностью, если иное не предусмотрено законом, договором либо не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 8.1, ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и применительно к ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" право общей долевой собственности товарищей на недвижимое имущество, внесенное ими в качестве вклада, возникает с момента его государственной регистрации.
Таким образом, при создании (получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) объекта недвижимого имущества, в результате совместной деятельности товарищей, право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество (здание или сооружение) признается их общей долевой собственностью, если иное не предусмотрено законом, договором либо не вытекает из существа обязательства.
Пунктом 3.9 инвестиционного контракта установлено, что все построенные и реконструированные объекты инженерного и коммунального назначения по результатам реализации проекта, оформляются в государственную собственность города Москвы, в лице Департамента имущества г. Москвы.
Соответственно право собственности на спорные внешние инженерные сети, с момента их создания, т.е. получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, признается за г. Москва и возникает у последнего с момента государственной регистрации данного права, т.к. из договора, существа обязательства не вытекает, что указанное имущество является общей долевой собственностью.
В силу взятых на себя обязательств, налогоплательщик осуществляет расходы на содержание и эксплуатацию построенных и реконструированных объектов инженерного и коммунального назначения до момента государственной регистрации права собственности города Москва, что само по себе не свидетельствует о том, что налогоплательщик не предполагает последующую перепродажу (передачу) данного объекта.
При отнесении спорного имущества к понятиям "товар" или "основное средство", для целей налогообложения и бухгалтерского учета, необходимо установить, как измениться объем использования внешних инженерных сетей налогоплательщиком, с момента регистрации права собственности г. Москва, поскольку права пользования, владения или распоряжения налогоплательщика, в силу инвестиционного контракта от 02.11.2005 не возникают, а используются последним в рамках процедур в сфере жилищного строительства.
На основании изложенного, арбитражный суд пришел к правомерному выводу об использовании налогоплательщиком спорных инженерных сетей для нормального функционирования принадлежащих ему нежилых помещений. В целях поставки энергии третьим лицам - абонентам на иные объекты недвижимости в качестве сетевой организации указанные спорные инженерные сети не используются.
Доказательств возникновения у налогоплательщика возможности использовать внешние инженерных сети иным образом с момента государственной регистрации права собственности на спорное имущество, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о создании спорного имущества налогоплательщиком с целью его последующей передачи в собственность третьего лица, использование такого имущества, налогоплательщиком в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) не происходит, т.к. по средствам данных сетей, не принадлежащих заявителю, налогоплательщик получает услуги от третьих лиц, которые их используют.
Налоговым органом не доказано, что отсутствие данных о передаче внешних инженерных сетей в собственность г. Москвы по средствам государственной регистрации права, является достаточным основанием для отнесения перечисленных выше объектов недвижимого имущества к основным средствам налогоплательщика, в целях исчисления налога на имущество организации.
При таких обстоятельствах, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и признания недействительным решения от 26.11.2019 N 23-15/1845 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, является правомерным.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2020 по делу N А40-78408/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-78408/2020
Истец: АО "ВОДНЫЙ СТАДИОН СПОРТ ИНВЕСТ"
Ответчик: ИФНС N43 по г.Москве