г. Москва |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А40-68620/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "ТАТНЕФТЬ" имени В.Д. Шашина
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.09.2020 по делу N А40-68620/20
по заявлению ПАО "ТАТНЕФТЬ" имени В.Д. Шашина
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2
о признании частично недействительными решений
в присутствии:
от заявителя: |
Савсерис С.В. по дов. от 19.03.2020; |
от заинтересованного лица: |
Лебедева С.С. по дов. от 14.01.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ТАТНЕФТЬ" имени В.Д. Шашина (заявитель, общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (ответчик, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительными решений от 28.11.2019 N 9 в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета акциза на нефтяное сырье за январь 2019 г. в сумме 477 360 руб., N 10; от 13.12.2019 N 14 в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета акциза на нефтяное сырье за март 2019 г. в сумме 1 401 689 руб.
Решением от 25.09.2020 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, налоговым органом проведены камеральные налоговые проверки (КНП) налоговой декларации и уточненных налоговых деклараций по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы (налоговая декларация по акцизам на нефтяное сырье), представленных ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина - 21.03.2019 за январь и февраль 2019 года и 12.04.2019 за март 2019 года.
По результатам КНП налоговых деклараций по акцизам на нефтяное сырье за январь, февраль, март 2019 года составлены Акты налоговой проверки от 05.07.2019 N 29, от 05.07.2019 N 30, от 26.07.2019 N 45, на основании которых налоговым органом вынесены решения от 28.11.2019 N 9, от 28.11.2019 N 10, от 13.12.2019 N 14 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанными решениями налогоплательщику отказано в возмещении акциза на нефтяное сырье:
- решением Инспекции от 28.11.2019 N 9 (КНП январь 2019) Обществу отказано в возмещении суммы акциза на нефтяное сырье в соответствии со статьей 203 НК РФ в размере 11 360 руб.;
- решением Инспекции от 28.11.2019 N 10 (КНП февраль 2019) Обществу отказано в возмещении суммы акциза на нефтяное сырье в соответствии со статьей 203 НК РФ в размере 497060 руб.;
- решением Инспекции от 13.12.2019 N 14 (КНП март 2019) Обществу отказано в возмещении суммы акциза на нефтяное сырье в соответствии со статьей 203 НК РФ в размере 1401689 руб.
Решением ФНС России от 29.01.2020 N СА-4-9/1269@ апелляционные жалобы Общества оставлены без удовлетворения, решения Инспекции от 28.11.2019 N 9, от 28.11.2019 N 10, от 13.12.2019 N 14 без изменения.
Не согласившись с оспариваемыми решениями налогового органа в части, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Правильно применив нормы права, верно установив обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы о том, что буквальное содержание подп. 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ не предполагает, что количество нефтяного сырья должно определяться только в единицах массы нетто, не принимаются апелляционным судом, ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ в целях главы 22 "Акцизы" НК РФ, нефтяным сырьем признается смесь углеводородов, состоящая из одного компонента или нескольких следующих компонентов: нефть, газовый конденсат стабильный, вакуумный газойль (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 845 кг/мЗ и с кинематической вязкостью при температуре 80 градусов Цельсия более 3 сантистоксов), гудрон (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 930 кг/мЗ), мазут.
Таким образом, исходя из буквального толкования вышеуказанной нормы, следует, что каждый компонент нефтяного сырья, перечисленный в подпункте 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ, должен состоять из смеси углеводородов.
Кроме того, в подпункт 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ отсутствует указание на возможность содержания в нефтяном сырье балласта (вода, соль, механические примеси), который не является углеводородом, либо смесью углеводородов.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 8.595-2004 устанавливает общие требования к методикам выполнения измерений массы нефти товарной и нефтепродуктов (далее - ГОСТ Р 8.595-2004).
В соответствии с ГОСТ Р 8.595-2004 массой брутто товарной нефти признается масса товарной нефти, показатели качества которой соответствуют требованиям ГОСТ Р 51858-2002.
Масса нетто товарной нефти ГОСТ Р 8.595-2004 определяет, как разность массы брутто товарной нефти и массы балласта.
Кроме того, ГОСТом Р 8.595-2004 установлено, что масса балласта - это общая масса воды, солей и механических примесей в товарной нефти.
Таким образом, определение количества нефтяного сырья в массе нетто, соответствует буквальному содержанию подпункта 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ.
Доводы жалобы о том, что именно величина брутто является результатом прямых измерений, осуществляемых приборами учета, в то время как масса нетто (на что указывает суд) является производным от брутто расчетным показателем, полученным по итогам расчета массовых долей соли, воды и механических примесей, является несостоятельным в силу следующего.
Согласно пункту 15 статьи 187 НК РФ налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 34 пункта 1 статьи 182 НК РФ, определяется как количество направленного на переработку нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, в натуральном выражении, определенное по данным средств измерений, размещенных в местах, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, выданном налогоплательщику либо организации, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья.
В соответствии с ГОСТ Р 8.595-2004 массой нетто товарной нефти является разность массы брутто товарной нефти и массы балласта (общая масса воды, солей и механических примесей в товарной нефти).
Согласно пункту 5 Порядка определения количества нефтяного сырья, направляемого на переработку, в целях исчисления акциза на нефтяное сырье, утвержденного приказом Минэнерго России от 20.12.2018 N 1188 (далее -Порядок), измерение количества нефтяного сырья (Vhc) определяется на основании показаний средств измерений, месторасположение которых указано в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, с применением методик (методов) измерений, результатов лабораторных исследований.
Таким образом, положением пункта 5.1 Порядка устанавливается способ измерения количества нефтяного сырья, направленного на переработку, не только посредством применения средств измерений, но и с использованием методик (методов) измерений и результатов лабораторных исследований.
В обоснование правомерности своей позиции общество ссылается на то, что "средства измерений (СИКН) определяют количество нефтяного сырья только в брутто, поскольку сырье, измеренное СИКН в натуральном выражении, содержит в себе и небольшое количество примесей (балласт), которые допускаются ГОСТом. Т.е. п. 15 ст. 187 НК РФ предписывает использовать непосредственно показания средств измерений, т. е. в "брутто"", а так же на то, что "определение количества нефти в натуральном выражении исходя из количества содержания в ней углеводородов (нетто) по данным измерений невозможно".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.1 договора от 29.12.2014 N 13-10/829-20, заключенным между ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина и АО "ТАНЕКО", факт поставки нефти подтверждается актами приема-передачи на узле учета ОАО "СЗМН" (СИКН N 495), а количество нефти, принятой на переработку и отраженное в актах на услуги по переработке, должно соответствовать количеству веса-нетто, указанному в актах приема-передачи на узле учета.
Указанное выше обстоятельство свидетельствует о том, что вопреки доводам ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина нефтяное сырье принимается налогоплательщиком по СИКН именно в единицах массы нетто, а не в массе брутто.
Кроме того, показания свидетелей Гатауллина A.M., Тимофеева В.А. и Миндубаева Р.А подтверждают выводы Инспекции о том, что в переработку нефтяное сырье Заявителя поступает именно в массе нетто, то есть за вычетом балласта.
Так, в ходе проведения допроса Гатауллин A.M. сообщил, что единицы измерения хозяйственной операции по передаче нефти из Товарно-сырьевого цеха в цех первичной переработки нефти отражается в тоннах нетто, кроме того процесс расчета объема нефтяного сырья, переданного в переработку на установку ЭЛОУ-АВТ-7 также осуществляется в единицах массы нетто, что подтверждается протоколом допроса N АИС307/09.10 от 12.11.2019.
В ходе проведения допроса Тимофеев В.А. и Миндубаев Р.А сообщили, что единицы измерения хозяйственной операции по передаче нефти из Товарно-сырьевого цеха в цех первичной переработки нефти отражаются в тоннах нетто, что подтверждается протоколами допросов от 26.09.2019 N 720, от 26.09.2019 N 719.
Таким образом, балласт, содержащийся в нефтяном сырье, рассчитывается налогоплательщиком, до направления нефтяного сырья в первичную переработку, соответственно налогооблагаемая база в соответствии с пунктом 15 статьи 187 НК РФ по объекту налогообложения, установленному подпунктом 34 пункта 1 статьи 182 НК РФ формируется в натуральном выражении - нетто.
Из апелляционной жалобы следует, что если для управления технологическим процессом переработки нефти на нефтеперерабатывающем заводе отбираются лабораторные пробы поступившей нефти и рассчитывается количество нефти нетто, это никак не означает, что такие расчеты, осуществленные после направления сырья на переработку (то есть после совершения налогооблагаемой операции), должны автоматически приниматься для целей налогообложения является несостоятельным, ввиду следующего.
При этом, заявитель указывает, что суд первой инстанции неправомерно счел Порядок, утвержденный Минэнерго, противоречащим нормам НК РФ.
Между тем, заявителем не учтено следующее.
Согласно части 5 статьи 2 Федеральный закон от 03.08.2018 N 301-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (ФЗ от 03.08.2018 N 301) в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года включительно для целей исчисления акциза на нефтяное сырье количество нефтяного сырья, направляемого на переработку, определяется в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 2 ФЗ от 03.08.2018 N 301 приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.12.2018 N 1188 (приказ Минэнерго РФ от 20.12.2018 N 1188) утвержден "Порядок определения количества нефтяного сырья, направляемого на переработку, в целях исчисления акциза на нефтяное сырье" (Порядок).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.
Согласно пункту 1 статьи 4 НК РФ Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом, законодатель признает подзаконные акты источниками правового регулирования налогообложения, но вместе с тем подчеркивает, что данный источник носит не основной, а дополнительный, вспомогательный характер, поскольку он не может изменять или дополнять нормы НК РФ.
Подзаконные акты издаются в случаях, прямо предусмотренных НК РФ, и не должны входить в противоречие с его предписаниями.
Согласно пункту 3 Порядка (в редакции, действовавшей в проверяемый период) количество нефтяного сырья (Vhc) определялось в каждом налоговом периоде (календарном месяце) в массе брутто в тоннах.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ в целях главы 22 "Акцизы" НК РФ, нефтяным сырьем признается смесь углеводородов, состоящая из одного компонента или нескольких следующих компонентов: нефть, газовый конденсат стабильный, вакуумный газойль (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 845 кг/мЗ и с кинематической вязкостью при температуре 80 градусов Цельсия более 3 сантистоксов), гудрон (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 930 кг/мЗ), мазут.
Таким образом, каждый компонент нефтяного сырья, перечисленный в подпункте 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ, в том числе нефть, должен состоять из смеси углеводородов.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 8.595-2004 устанавливает общие требования к методикам выполнения измерений массы нефти товарной и нефтепродуктов (далее - ГОСТ Р 8.595-2004).
В соответствии с ГОСТ Р 8.595-2004 массой брутто товарной нефти признается масса товарной нефти, показатели качества которой соответствуют требованиям ГОСТ Р 51858-2002.
Масса нетто товарной нефти ГОСТ Р 8.595-2004 определяет, как разность массы брутто товарной нефти и массы балласта.
Кроме того, ГОСТом Р 8.595-2004 установлено, что масса балласта - это общая масса воды, солей и механических примесей в товарной нефти.
Таким образом, с учетом того, что в соответствии с подпунктом 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ нефтяным сырьем признается смесь углеводородов, состоящая из компонентов, поименованных в указанном подпункте, без указания на возможность содержания в нем, либо в одном из его компонентов массы балласта (воды, солей, механических примесей), количество (объем) нефтяного сырья в целях исчисления ставки акциза и принятия вычетов в соответствии с главной 22 "Акцизы" НК РФ подлежит определению в массе нетто, без учета массы балласта.
Учитывая изложенное, пункт 3 Порядка, устанавливающий определение количества нефтяного сырья в массе брутто в тоннах противоречит буквальному смыслу подпункта 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ, определяющему понятие нефтяного сырья в целях главы 22 "Акцизы" НК РФ.
Приказом Минэнерго России от 20.03.2019 N 256 были внесены изменения в абзац первый пункта 3 Порядка определения количества нефтяного сырья, направляемого на переработку, в целях исчисления акциза на нефтяное сырье, согласно которым слова "в массе брутто" заменены "в единицах массы нетто",
Таким образом, положения пункта 3 Порядка были приведены в соответствие с действующим законодательством, в том числе с нормами НК РФ, при этом, положения НК РФ не изменялись.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации, являясь федеральным законом, имеет высшую юридическую силу по отношению к Порядку определения количества нефтяного сырья, который является ведомственным нормативным актом Минэнерго России.
Согласно части 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что приказ Минэнерго РФ от 20.12.2018 N 1188 в части необходимости определения количества нефтяного сырья в массе брутто противоречит положениям НК РФ.
Довод налогоплательщика о том, что судом не применены нормы статьи 5 НК РФ о недопустимости придания нормативно-паровым актам обратной силы, является необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а таюке иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае положения главы 22 "Акцизы" НК РФ, касающиеся определения нефтяного сырья (подпункт 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ), объекта налогообложения (подпункт 34 пункта 1 статьи 182 НК РФ), налоговой базы (пункт 15 статьи 187 НК РФ), характеризующие количество нефтяного сырья (Vhc), направленного в переработку, не менялись.
Как указывалось выше приказом Минэнерго России от 20.03.2019 N 256 были внесены изменения в абзац первый пункта 3 Порядка, утвержденного приказом Минэнерго России от 20.12.2018 N 1188 20.03.2019, которые привели данный приказ в соответствии с нормами НК РФ.
Таким образом, основания для применения судом первой инстанции положений пункта 2 статьи 5 НК РФ, касающиеся недопустимости придания нормативно-правовым актам, ухудшающих положение налогоплательщиков, обратной силы, в рассматриваемом случае отсутствовали.
В жалобе заявителем также указано, что определение, данное законодателем, устанавливает лишь перечень компонентов, наличие хотя бы одного из которых в смеси позволяет признать ее нефтяным сырьем. Если бы нефтяное сырье состояло исключительно из углеводородов, это было бы непосредственно указано в рассматриваемой норме НК РФ. Поскольку термин "исключительно" не употребляется законодателем для определения нефтяного сырья, токование подпункта 13.1 п. 1 ст. 181 НК РФ в настоящем деле изменяет действительное содержание этой нормы закона, что недопустимо.
Между тем, налогоплательщиком не учтено следующее.
В соответствии с подпунктом 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ нефтяным сырьем признается смесь углеводородов, состоящая из одного компонента или нескольких следующих компонентов: нефть; газовый конденсат стабильный; вакуумный газойль (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 845 кг/м3 и с кинематической вязкостью при температуре 80 градусов Цельсия более 3 сантистоксов); гудрон (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 930 кг/м ); мазут.
Таким образом, законодатель определяет нефтяное сырье, как смесь углеводородов, состоящую из компонентов, поименованных в положении вышеуказанной статьи, соответственно требование о содержании в нефтяном сырье смеси углеводородов применяется в частности к его компонентам, из которых оно состоит.
Учитывая изложенного, подпунктом 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ установлен не только перечень компонентов из которых состоит нефтяное сырье, но и требование к этим компонентам, в противном случае термин "смесь углеводородов" в положении настоящей статьи отсутствовал.
Довод налогоплательщика о том, что налоговым органом нефтью признается исключительно смесь углеводородов, следовательно Инспекция использует для целей налогообложения акцизом определение нефти в специальном значении, но такого специального значения не существует, искажает позицию налогового органа, изложенную в оспариваемом решении налогового органа.
Предметом спора является определение единицы измерения, в которой подлежало определять количество нефтяного сырья, направленного в переработку, в спорных периодах.
В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на то, что определение количества нефтяного сырья в массе брутто противоречит буквальному смыслу подпункта 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ, в соответствии с которым нефтяным сырьем признается смесь углеводородов, состоящая из одного или нескольких компонентов, поименованных в положении указанной статьи, без указания на возможность содержания в нем массы балласта, которая включена в массу брутто.
Исходя из анализа подпункта 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ следует, что требование о содержании в нефтяном сырье смеси углеводородов распространяется так же и на поименованные в указанном подпункте компоненты, из которых формируется нефтяное сырье, без содержания в них балласта (воды, солей и механических примесей).
Кроме того, в оспариваемых решениях Инспекции, не делается выводов о том, что нефтью признается исключительно смесь углеводородов.
В обоснование правомерности своей позиции общество ссылается на то, что товарная нефть, как это прямо указано в ГОСТ Р 51858-2002, содержит в себе неуглеводородные составляющие.
Вместе с тем, положения вышеуказанного ГОСТа устанавливают требования к товарной нефти, транспортируемой по трубопроводам на НПЗ, а не направленной на переработку, так как сырая нефть, добытая на промысле, не соответствует требованиям указанного ГОСТа и соответственно подлежит очистке перед транспортировкой.
Относительно доводов жалобы о том, что суд первой инстанции не принял во внимание заключение отраслевого научного института о том, что нефть не является химически чистым сырьем, состоящим исключительно из углеводородов, необходимо указать следующее.
Как уж указывалось, определение химического состава нефти не является предметом спора по рассматриваемому делу, в связи с чем, вышеуказанный документ не имеет самостоятельного значения для разрешения настоящего спора.
Кроме того, факт того, что нефть не является химически чистым сырьем, не оспаривается налоговым органом, доказательства обратного в материалах дела нет.
Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции ошибочно пользуется такими терминами как "сырая нефть", "товарная нефть", "нефтяное сырье", "подготовка сырой нефти", "переработка нефти" является необоснованным по следующим основаниям.
Согласно подпункту 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ в целях главы 22 "Акцизы" НК РФ, нефтяным сырьем признается смесь углеводородов, состоящая из одного компонента или нескольких следующих компонентов: нефть; газовый конденсат стабильный; вакуумный газойль (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 845 кг/мЗ и с кинематической вязкостью при температуре 80 градусов Цельсия более 3 сантистоксов); гудрон (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 930 кг/мЗ); мазут.
В подпункте 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ законодатель четко определил, что нефтяным сырьем признается смесь углеводородов, без каких-либо возможных отсылок содержания в нем массы балласта (воды, солей и механических примесей), которые как не участвуют в производстве конечных нефтепродуктов, так в них и не содержатся.
Таким образом, каждый компонент нефтяного сырья, перечисленный в подпункте 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ, в том числе нефть, должен состоять из смеси углеводородов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.11 ГОСТ Р 8.615-2005 "Государственная система обеспечения единства измерений. Измерения количества извлекаемых из недр нефти и нефтяного газа. Общие метрологические и технические требования" нефть сырая необработанная (далее - сырая нефть) это жидкое минеральное сырье, состоящее из смеси углеводородов широкого физико-химического состава, которое содержит растворенный газ, воду, минеральные соли, механические примеси и другие химические соединения.
Согласно положениям ГОСТ Р 8.595-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений" (далее - ГОСТ Р 8.595-2004) масса брутто товарной нефти содержит в себе массу балласта, а именно воду, соль и механические примеси, которые не являются углеводородам, либо смесью углеводородов.
Необходимо отметить, что при транспортировке нефти на НПЗ магистральным трубопроводом, нефть должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", так как сырая нефть, добытая на промысле не соответствует требованиям указанного ГОСТа и соответственно подлежит очистке (подготовке на промысле) перед транспортировкой.
Таким образом, понятие нефтяного сырья, используемого заводами для переработки и получения готовых нефтепродуктов, нефти (сырой необработанной), нефти по массе брутто и нефти по массе нетто законодательно разделены и различаются по своему содержанию.
Также заявитель не учитывает то обстоятельство, что нефть по массе брутто, содержащая в себе массу балласта, и пригодная к транспортировке, при ее переработке на технологических установках нефтеперерабатывающего завода с учетом балласта навредит им, что приведет к остановке непрерывного технологического процесса, осуществляющегося на нефтеперерабатывающем заводе.
Относительно доводов жалобы о том, что именно товарная нефть, обезвоженная обессоленная и стабилизированная является нефтяным сырьем, передаваемым на переработку, что признается Инспекцией в ее решениях и не оспаривается обществом, необходимо указать следующее.
В соответствии с пунктом 3.15. ГОСТ Р 8.595-2004 массой нетто товарной нефти признается разность массы брутто товарной нефти и массы балласта, так же в пункте 3.14. указанного ГОСТа установлено, что массой балласта является общая масса воды, солей и механических примесей в товарной нефти.
Таким образом, налогоплательщик подтверждает выводы налогового органа о том, что в переработку нефтяное сырье поступает без учета балласта, что соответствует количеству массы нетто.
Таким образом, определение количества нефтяного сырья в массе нетто за вычетом массы балласта, соответствует понятию нефтяного сырья, установленному в подпункте 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ, что подтверждается самим налогоплательщиком.
Заявителем также указывается, что переработкой нефтяного сырья для целей налогообложения акцизом признается не только производство конечных нефтепродуктов, но и первичная переработка, в результате которой полезные компоненты сырья отделяются от примесей. При первичной переработке производится воздействие на все количество сырья, а значит, и для целей исчисления акциза должен быть учтен весь объем сырья, переданного в переработку, если только иное прямо не установлено нормативными актами.
Между тем, заявителем не учтено следующее.
Пунктом 11 статьи 179.7 НК РФ установлено, что к технологическим процессам по переработке нефтяного сырья относятся такие процессы как: первичная переработка нефти; каталитический риформинг бензина; каталитический крекинг; гидрокрекинг; гидроконверсия тяжелых остатков; замедленное коксование; селективная очистка, депарафинизация и ги дроизодепарафинизация.
Согласно свидетельству о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья от 11.02.2019 серия 77 N 009885089 (далее -Свидетельство) ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина осуществляет переработку нефтяного сырья на производственных мощностях АО "ТАНЕКО" на основании договора об оказании услуг по переработке нефтяного сырья от 29.08.2014 N 13-10/829-2.
В соответствии с перечнем производственных мощностей необходимых для осуществления технологических процессов по переработке нефтяного сырья и средств измерений для определения количества нефтяного сырья, направленного на переработку (Перечень), нефтяное сырье налогоплательщика перерабатывается на установке - Секция 100 - (Атмосферно-вакуумная установка с блоком стабилизации нефти) нефтеперерабатывающей установки.
Согласно вышеуказанному перечню вид технологического процесса переработки нефтяного сырья - первичная переработка нефти.
Необходимо отметить, что начальным технологическим объектом на НПЗ является установка по подготовке нефти (обессоливание, обезвоживание, удаление механических примесей). Поскольку нефть и вода нерастворимы друг в друге, при их смешении образуются эмульсии.
Комплексный аппарат, в котором происходят одновременно все три процесса, называется горизонтальным электрогидратором, а технологическая установка, в которой собраны несколько аппаратов, называется ЭЛОУ -электрообезвоживающая и обсессоливающая установка.
Обезвоженная и обессоленная до требуемого уровня нефть поступает далее на установки атмосферной и вакуумной разгонки.
Таким образом, после прохождения установки по подготовке нефти, очищенная от балласта и соответствующая по своему содержанию "нетто" нефть, поступает в следующий технологический объект (первичная переработка), где непосредственно осуществляется процесс разделения на различные фракции и получение новых товарных продуктов, что соответствует процессам переработки, указанным в пункте 11 статьи 179.7 НК РФ.
При этом, исходя из перечня процессов переработки, указанных в пункте 11 статьи 179.7 НК РФ, к таким процессам не относятся процессы, связанные с подготовкой нефти, в связи с чем, поступающий на установку подготовки балласт в составе нефтяного сырья не является сырьем для получения новой товарной продукции.
Таким образом, в первичную переработку (на установку АВТ) нефтяное сырье поступает без учета балласта (воды, солей и механических примесей.
Учитывая изложенное, заявитель в жалобе неправомерно указывает на то, что упоминание судом сырой нефти и опасности, содержащихся в нефти примесей для оборудования НПЗ свидетельствует о том, что суд не различает подготовку сырой нефти и первичную переработку товарной нефти.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что решения налогового органа в оспариваемых частях являются законными и обоснованными, не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2020 по делу N А40-68620/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-68620/2020
Истец: ПАО "ТАТНЕФТЬ" ИМЕНИ В.Д. ШАШИНА
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N2