г. Москва |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А41-32844/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Семушкиной В.Н., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.
в судебном заседании участвуют представители:
от Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468 ОГРН 1125024004918) -представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО "Глебовская база отдыха" (ИНН 5017066591, ОГРН 1065017028625)- Ветрова Е.Ю. представитель по доверенности от 28.09.20 г.;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области (ИНН: 7716642273 ОГРН: 1097746296977) -представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Федерального агентства лесного хозяйства -представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468, ОГРН 1125024004918) на решение Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2020 года по делу N А41-32844/20,
по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ООО "Глебовская база отдыха", третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области; Федеральное агентство лесного хозяйства об обязании демонтировать ограждение
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее -Комитет), обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением кобществу с ограниченной ответственностью "Глебовская база отдыха"(далее - ООО"Глебовская база отдыха")с требованиями:
об обязании демонтировать ограждение (просветленный забор) расположенное в квартале 18 выделах 8, 9, 10, 11 Филатовского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес", установленное на лесном участке с кадастровым номером переданному по договору аренды от 03.12.2008 N 50-0579-04-05-0510.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТУ Росимущества в Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2020 года по делу N А41-32844/20,в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представительООО "Глебовская база отдыха"против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей в отсутствие представителей истца и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между Управлением лесного хозяйства по Московской области (арендодатель) и ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" (арендатор) заключен договор аренды от 25.07.2008 N 50-0299-04-05-0512 лесного участка с кадастровым номером 50:08:070343:32 площадью 2,52 га, категории земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: осуществление рекреационной деятельности, местоположение: Московская область, Истринский район, Москворецкое лесничество, Филатовское участковое лесничество, квартал 18 выдела 4, 5, 6.
На основании дополнительного соглашения от 31.07.2019 N 1 к договору аренды от 25.07.2008 N 50-0299-04-05-0512, арендатором спорного лесного участка является ООО "Глебовская база отдыха".
В ходе патрулирования 15.01.2020 территории государственного лесного фонда государственным участковым инспектором выявлено нарушение лесного законодательства в квартале 18 выделе 8, 9, 10, 11 (лесоустройство 2015 года) Филатовского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес". В ходе осмотра установлено, что земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 50:08:0070343:32, передан в аренду ООО "Глебовская база отдыха" на основании договора от 25.07.2008 N 50-0299-04-05-0512 для осуществления рекреационной деятельности. Территория земельного участка огорожена просветленным забором, что не предусмотрено проектом освоения лесов 2015 года, действовавшего до 31.12.2018 (акт осмотра от 15.01.2020).
Истец направил в адрес ответчика претензию от 05.03.2020 Исх. N 1002/09 с требованием о необходимости произвести демонтаж установленного забора на арендованном лесном участке в квартале 18 выдел 8, 9, 10, 11 Филатовского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес".
Поскольку ответчик не исполнил требование о демонтаже ограждения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того,что ограждение по периметру лесного участка существовало до заключения договора аренды от 07.07.2003 N 43, указано в Проектах 2006 года и 2009 года, лесной декларации от 10.06.2009, а в ходе исполнения договора аренды лесного участка стороны руководствовались фактом наличия (необходимости) устройства ограждения по периметру лесного участка, оснований для признания нелегальной данного сооружения и обязания ответчика его демонтировать, у суда не имеется.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе Комитет лесного хозяйства, указывает на то, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными в силу следующего.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Исходя из статей 8 и 9 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, использование которых возможно после приобретения таких участков на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: осуществления работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления рекреационной деятельности; осуществления религиозной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено указанным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 11 договора аренды арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актам Российской Федерации и договором.
Согласно части 8 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 6 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 N 62 лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны: составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации; осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Исходя из указанных норм, использование лесов в соответствии с целями, для которых лесные участки предоставлены в аренду, возможно только в соответствии с утвержденным и разработанным в установленном порядке проектом освоения лесов.
В обоснование искового заявления комитет ссылается на то, что территория земельного участка огорожена просветленным забором, что не отражено в проекте освоения лесов 2015 года.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, до передачи прав арендатора спорного лесного участка ответчику, правообладателем являлось ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" на основании договора аренды от 07.07.2003 N 43, позднее на основании договора аренды лесного участка от 25.07.2008 N 50-0299-04-05-0512.
Предыдущим правообладателем в соответствии с договором аренды от 07.07.2003 N 43 в 2006 году разработан проект организации использования переданного в аренду участка лесного фонда для культурно-оздоровительных туристических и спортивных целей ЗАО "Глебовское ПО" (далее - Проект 2006 года).
Согласно Проекту 2006 года арендатор имеет право огородить арендованную территорию легким просветленным забором с соблюдением требований лесного сервитута, предусмотренного статьями 3 и 4 Закона Московской области "О порядке пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей в Московской области" и статьи 86 Лесного кодекса Российской Федерации (стр. 3 Проекта 2006 года).
Исходя из сведений о ведении лесного хозяйства на арендуемом земельном участке за предшествующий пятилетний период (стр. 63 Проекта 2006 года): 1) база отдыха "Глебовка", принадлежащая Глебовскому ПО (бывшей Глебовской птицефабрике, основанной в 1934 года), существует на арендованном участке с середины 70-х годов с целью организации отдыха для сотрудников Глебовского ПО; 2) на момент передачи в аренду земельного участка ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" с целью реконструкции существующей базы отдыха на территории уже располагался металлический сетчатый забор, протяженностью 652 м. Факт установки ограждения лесного участка до оформления договора аренды от 07.07.2003 N 43 также подтверждается архивным Генпланмо базы отдыха ЗАО "Глебовское ПО", составленного на основе съемки БТИ 2002 года.
В связи с переоформлением в 2008 году договора аренды лесного участка с целью приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 01.01.2007, в 2009 году ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" разработало Проект освоения лесов, переданных в аренду ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" для осуществления рекреационной деятельности в Истринском районе Московской области (далее - Проект 2009 года). Срок действия Проекта 2009 года определен до декабря 2018 года.
Поскольку в рамках реализации Проекта 2006 года ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" не успело реализовать проектируемую реконструкцию уже имеющихся на территории Лесного участка временных построек, а также металлического сетчатого забора, в Проекте 2009 года вновь было предусмотрено устройство внешнего ограждения Лесного участка, отраженное на Карте-схеме Лесного участка с объектами для осуществления рекреационной деятельности и элементами благоустройства (стр. 46 Проекта 2009 года).
Заключением экспертной комиссии государственной экспертизы по проекту лесов, переданных в аренду ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" для осуществления рекреационной деятельности, утвержденным Приказом начальника Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва от 10.04.2009 N 99, Проект 2009 года и указанные в нем мероприятия и порядок их реализации (в том числе устройство внешнего ограждения) признаны отвечающими требованиям законодательных актов и нормативных документов Российской Федерации в области лесных отношений.
Во исполнение обязанности по декларированию проводимых на территории Лесного участка мероприятий, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, 21.07.2009 ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" представило в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва Лесную декларацию от 10.06.2009, где отразило устройство ограждения с воротами и калиткой и металлического ограждения Лесного участка.
Пунктом 6 порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17, уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Представленной в материалы дел лесной декларацией от 10.06.2009 также подтверждается устройство ограждения с воротами и калиткой и металлического ограждения в квартале 18 выдела 4, 5, 6, Филатовского участкового лесничества Истринского лесничества на участке площадью 2,52 га.
В связи со сменой в 2009 году правообладателя по договору аренды лесного участка от 25.07.2008 N 50-0299-04-05-0512, в 2015 году ООО "Глебовская база отдыха" разработан Проект освоения лесов лесного участка, переданного в аренду (далее - Проект 2015 года), имеющийся в материалах дела.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд считает, что при определении законности возведения ограждения необходимо руководствоваться не только Проектом 2015 года, но и Проектами 2006 и 2009 годов. Поскольку материалами дела подтверждается, что ограждение по периметру лесного участка существовало до заключения договора аренды от 07.07.2003 N 43, указано в Проектах 2006 года и 2009 года, лесной декларации от 10.06.2009, а в ходе исполнения договора аренды лесного участка стороны руководствовались фактом наличия (необходимости) устройства ограждения по периметру лесного участка, оснований для признания нелегальной данного сооружения и обязания ответчика его демонтировать, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2020 года по делу N А41-32844/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-32844/2020
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ГЛЕБОВСКАЯ БАЗА ОТДЫХА", ООО "ГЛЕБОВСКОЕ ПТИЦЕВОДЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное агенство лесного хозяйства