Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 марта 2021 г. N Ф05-2575/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А40-137289/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда
В.Р. Валиев (единолично)
рассмотрев апелляционную жалобу ООО фирма "Технология-экс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 октября 2020 года
по делу N А40-137289/20, принятое судьей Хайло Е.А.
в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению ООО фирма "Технология-Экс"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ
ООО ФИРМА "ТЕХНОЛОГИЯ-ЭКС" (далее истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" (далее ответчик) о взыскании 679 750 руб. 00 коп. убытков.
Решением суда от 09 октября 2020 года, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены частично в сумме 250 000 руб. в виду заявления ответчика о применении исковой давности.
С решением не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и удовлетворить иск в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, сокращенный годичный срок исковой давности применен судом не верно.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции находит решение суда от 09 октября 2020 года подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, в соответствии с Договором N 0150019/0025Д от 08.02.2019 г. (далее-Договор), заключенного между ПАО "Роснефть-Карачаево-Черкесскнефтепродукт" (далее - Заказчик) и ООО фирма "Технология-Экс" (далее - Истец/Исполнитель). Заказчиком со станции Тюльпан в адрес Исполнителя на хранение были направлены железнодорожным транспортом вагоны с нефтепродуктом.
В соответствии с п. 5.3 Договора N 0150019/0025Д от 08.02.2019 г Исполнитель обязан обеспечить выгрузку/слив и отправление порожних вагонов в срок, не превышающий двух суток с даты прибытия груженых вагонов к грузополучателю на станцию назначения до момента отправления порожних вагонов с путей необщего пользования. Отсчет срока нахождения (использования) вагонов у грузополучателя начинается с 00 часов 00 минут дня. следующего за днем прибытия груженых вагонов на станцию назначения до 24 часов 00 минут даты передачи порожних вагонов с путей необщего пользования грузополучателя.
В случае допущения Исполнителем сверхнормативного простоя вагонов, предоставленных Заказчиком, на станции выгрузки сверх сроков, установленных п. 5.3 Договора N 0150019/0025Д от 08.02.2019 г. Заказчик вправе потребовать от Исполнителя, а Исполнитель обязуется оплатить неустойку за сверхнормативное пользование вагонами в размере 2 000,00 рублей НДС не облагается, за один вагон за каждые полные и неполные сутки превышения нормативного времени нахождения вагонов на станции назначения (п. 5.4 Договора N 0150019/0025Д от 08.02.2019 г.).
В соответствии с Договором поставки N 1432/05-2019 от 13.05.2019 г.. заключенного между ООО "КД-Ойл" (далее - Поставщик) и ООО фирма "Технология-Экс" (далее -Истец/Покупатель). Поставщиком были переданы Покупателю вагоны для слива и хранения выгруженных нефтепродуктов.
В соответствии п. 2.11. Договора N 1432/05-2019 от 13.05.2019 г. общий срок нахождения в/ цистерн у Покупателя на станции назначения не должен превышать двух суток. Начала срока нахождения в/цистерн у Покупателя начинается с даты, следующей за датой прибытия на станцию назначения и до 24 часов 00 минут даты отправки грузополучателем в/цистерн на станцию погрузки или другую станцию назначения, указанную Поставщиком.
При этом дата прибытия груженой в/цистерны на станцию назначения и дата сдачи порожней в/цистерны железной дороге для перевозки может определяться Поставщиком по данным ГВЦ ОАО "РЖД". либо иного документа, составленного с использованием данных ГВЦ ОАО "РЖД".
В соответствии с п. 5.4. Договора N 1432/05-2019 от 13.05.2019 г. за превышение срока оборота в/цистерн, простой, несвоевременный возврат в/цистерн. Покупатель в обязательном порядке, уплачивает Поставщику штраф, выставленный Поставщику собственником (арендатором) в/цистерн, в размере, установленном Уставом УЖТ РФ или собственником в/цистерны, либо иным Поставщиком, при этом неполные сутки округляются в сторону увеличения и рассматриваются как полные.
В соответствии с Договором хранения N 8 от 06.02.2018 г.. заключенного между АО "Солид-Товарные рынки" (далее - Заказчик) и ООО фирма "Технология-Экс" (далее -Истец/Исполнитель). Заказчиком были переданы Исполнителю вагоны для слива и хранения выгруженных нефтепродуктов.
В соответствии с п. 5.2.1 Договора N 8 от 06.02.2018 г. срок нахождения в/ цистерн станции назначения (на путях общего пользования станции назначения и/или на подъездных путях грузополучателя), в связи с ожиданием слива, под сливом, в ожидании отправки, либо в ином случае, до момента отправки порожних в/цистерн, не должен превышать двух суток; срок нахождения (использования) в/цистерн у грузополучателя определяется как период с 00 ч. 00 мин. следующего за денем прибытия на станцию назначения, и до 24 ч. 00 мин. даты отправки грузополучателем в/цистерн на станцию погрузки или другую станцию назначения, указанную Заказчиком. Время использования в/цистерн свыше установленного срока исчисляется в сутках. Неполные сутки считаются полными.
Даты и прибытия и отправления в/цистерн определяться на основании сведений ГВЦ ОАО "РЖД".
По факту сверхнормативного простоя вагонов Заказчик производит расчет штрафа и направляет Исполнителю претензию, а также расчет суммы штрафа (п. 5.3 Договора N 8 от 06.02.2018 г.).
В соответствии с Договором N 3677/02/18-ПС-О от 06.02.2018 г.. заключенного между АО "Солид-Товарные рынки" (далее - Поставщик) и ООО фирма "Технология-Экс" (далее Истец/Покупатель). Поставщиком произведена отгрузка нефтепродуктов Покупателю.
В соответствии с п. 6.3 Договора N 3677/02/18-ПС-О от 06.02.2018 г. общий срок нахождения в/ цистерн организаций, с которыми грузоотправителем заключен Договор на оказание транспортных услуг, на станции назначения (на путях общего пользования станции назначения и/или на подъездных путях грузополучателя), в связи с ожиданием слива, под сливом, в ожидании отправки, не должен превышать двух суток, если иной срок не установлен в Приложении к Договору.
Исчисление начала срока нахождения в/цистерн у грузополучателя начинается с даты, следующей за датой прибытия на станцию назначения и до 24 ч. 00 мин. даты отправки грузополучателем в/цистерн на станцию погрузки или другую станцию назначения, указанную Поставщиком. Время использования в/цистерн свыше установленного срока исчисляется в сутках. Неполные сутки считаются полными.
Размер штрафа, уплачиваемый Покупателем/Исполнителем, определены Договорами, в соответствии с которыми в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения Покупатель/Исполнитель уплачивает Поставщику/Заказчику штраф в размере, выставленном контрагентами Заказчика.
В случае превышения Покупателем/Исполнителем срока простоя вагонов. Поставщик/Заказчик, производит расчет штрафа и направляет Покупателю/Исполнителю претензию, а также расчет суммы штрафа.
Подача вагонов, указанных в расчете требований, под выгрузку и уборка с путей необщего пользования для отправки, осуществлялось в даты, указанные в памятках приемосдатчика. ведомостях подачи и уборки вагонов (даты прописаны в расчете требований).
Таким образом, именно по уведомлениям о завершении грузовых операций памяткам приемосдатчика, ведомостям подачи и уборки вагонов можно определить точное время начала и окончания пользования вагонами грузополучателем.
Так грузовые операции по вагонам, указанным в расчете, грузополучателем были произведены своевременно, о чем свидетельствуют уведомления о завершении грузовых операций, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов (данные документы прилагаются).
Кроме того, заготовки железнодорожных накладных по возврату порожних вагонов оформлены своевременно, в даты уборки вагонов с пути необщего пользования в автоматизированной системе ЭТРАН. ОАО "РЖД" является обладателем автоматизированной системы ЭТРАН.
Учитывая вышеизложенное и в связи с превышением Исполнителем срока использования цистерн на станции назначения (по вине РЖД). Заказчиком были выставлены в адрес Исполнителя претензии, перечисленные в расчете претензионных требований, на общую сумму в размере 679 750.00 рублей.
На основании вышеизложенного, Покупатель/Исполнитель понес расходы за сверхнормативный простой цистерн по вине Ответчика, что подтверждается нижеследующим.
На основании заключенного Соглашения N 371/3 от 27.03.2017 (далее - Договор подачи и уборки вагонов) между ООО фирма "Технология-Экс" (далее - Истец/Владелец) и ОАО "РЖД" (далее - Ответчик/Перевозчик) и в соответствии с ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" N 18-ФЗ от 10.01.2003 года (далее - Устав) Ответчик обязан оказывать услуги по подаче- уборке вагонов Истца с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Истцу, на железнодорожные пути общего пользования.
В соответствии с п.п. 6 и 11 Договора, о готовности вагонов к сдаче с железнодорожного пути необщего пользования Истец передает уведомление перевозчику с последующим письменным подтверждением по форме ГУ-26. На основании п. 3.7. "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", утвержденных приказом МПС N 26 от 18.06.2003 г.. срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема.
Об окончании слива Истец уведомил Ответчика о готовности к уборке вагонов. Факт своевременного уведомления о завершении операции отражен в пятках приемосдатчика и ведомостях подачи и уборки вагонов, уведомлениях о завершении грузовых операций.
Исковые требования Истца о возмещении убытков вытекает не из договоров перевозки грузов, а из Договора подачи и уборки вагонов, который представляет собой Договор возмездного оказания услуг.
По Договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Предметом Договора на подачу на подачу и уборку вагонов является услуга, оказываемая ОАО "РЖД". Данная услуга оказывается по заданию Истца. Для целей оказания этой услуги ОАО "РЖД" локомотивом на железнодорожные пути необщего пользования, то есть на пути Истца, подает вагоны к местам выгрузки. Готовые к уборке вагоны сверх нормы простаивали на путях Истца, чем и обусловлено ненадлежащее исполнение со стороны ОАО "РЖД" своих обязательств по Договору на подачу и уборку.
Учитывая неисполнение Ответчиком обязательств по Договору и несения в связи с этим убытков, в адрес Ответчика Истцом была выставлена претензия N 224. о взыскании убытков, причиненных простоем вагонов на сумму 679 750.00 рублей, которая оставлена Ответчиком без удовлетворения.
Удовлетворяя иск частично, суд, признад указанное заявление о пропуске срока обоснованным в части взыскания 429 750 руб. 00 коп. по следующим претензиям: N 84-04 от 13.03.2020 г., N 160-04 от 15.05.2019 г., N 218-04 от 28.06.2019 г., N 219-04 от 28.06.2019 г., 01136/19-ПЖД от 06.06.2019 г., N 01155/19/ПЖД от 04.06.2019 г., в остальной части срок исковой давности не пропущен.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Вывод суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности является необоснованным и противоречащим действующему законодательству, поскольку по заявленным исковым требованиям, основанным на договоре возмездного оказания услуг, срок исковой давности, согласно статье 195 ГК РФ, составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Так, требования Истца вытекают из возмещения убытков, понесенных Истцом в связи с нарушением Ответчиком договора на подачу и уборку вагонов.
Таким образом, ссылка Ответчика и вывод Суда первой инстанции на годичный срок исковой давности несостоятельна, так как годичный срок исковой давности применим только в отношении штрафов и иных сборов возникших в процессе перевозки груза.
В связи с этим, на возмещение убытков не распространяются сокращенные сроки исковой давности и составляют три года.
Как следует из приложенного к иску расчета (т.1, л.д. 6 - 14), самой ранней датой отправления порожнего вагона является 04 октября 2018 года. Соответственно, срок исковой давности истекает не ранее 04 октября 2021 года и на 04 августа 2020 года (дата обращения с настоящим иском) не пропущен, в связи с чем иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Расходы истца по оплате госпошлины относятся на ответчика в общей сумме 19 595 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, ч. 2 ст. 269, п.3 ч.1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 октября 2020 года по делу N А40-137289/20 изменить. Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО фирма "Технология-экс" 679 750 руб. - в возмещение убытков, 19 595 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-137289/2020
Истец: ООО ФИРМА "ТЕХНОЛОГИЯ - ЭКС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"