Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 марта 2021 г. N Ф05-4398/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А41-1241/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Главного управления Государственного строительного надзора Московской области - Кондырева И.Н., по доверенности от 03.07.2019,
от заинтересованного лица по делу - ООО "Сити Эстейт" - Чеков С.Н., по доверенности от 17.07.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сити Эстейт" на решение Арбитражного суда Московской области от 30.09.2020 по делу N А41-1241/20,
по исковому заявлению Главного управления Государственного строительного надзора Московской области к ООО "Сити Эстейт" о приостановлении осуществления деятельности,
УСТАНОВИЛ:
ГЛАВГОССТРОЙНАДЗОР МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области к ООО "Сити Эстейт" (далее - ответчик) о приостановлении на 6 (шесть) месяцев осуществление деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.09.2020 заявленные требования удовлетворены.
ООО "Сити Эстейт" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ООО "Сити Эстейт" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Главного управления Государственного строительного надзора Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью "Сити Эстейт" (далее - Общество, Застройщик), являясь застройщиком, осуществляет строительство жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, г. Звенигород, ул. Почтовая, д. 36, корп. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 (ЖК "Центральный"), с привлечением денежных средств граждан в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ).
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий Главным управлением в деятельности Застройщика выявлено нарушение требований ст. 18 Федерального закона N 214-ФЗ в части нецелевого использования денежных средств участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в размере 141,806 млн. руб.
По факту выявленных нарушений Застройщику направлено предписание об устранении выявленных нарушений от 24.12.2018 N ДС-4-0508-2018, со сроком устранения в течение 30 дней с момента получения, в части осуществления возврата на расчетный счет Застройщика денежных средств в размере 141,806 млн.руб., использованных в нарушение требований ст. 18 Федерального закона N 214-ФЗ.
С целью установления факта исполнения или неисполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 24.12.2018 N ДС-4-0508-2018, Главным управлением проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что Застройщик в установленный срок предписание не исполнил.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 06.03.2019 N ДС-3-0140-2019 и вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 26.03.2019 N ДС-5-0140-2019 по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ о наложении на Застройщика административного наказания в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей 00 копеек (стр. 1-5).
Предписание об устранении выявленных нарушений, а также постановление по делу об административном правонарушении в судебном порядке не обжаловались.
Застройщику направлено предписание об устранении выявленных нарушений от 06.03.2019 N ДС-4-0105-2019, со сроком устранения в течение 30 дней с момента получения, в части осуществления возврата на расчетный счет Застройщика денежных средств в размере 141,806 млн.руб., использованных в нарушение требований ст. 18 Федерального закона N 214-ФЗ.
С целью установления факта исполнения или неисполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 06.03.2019 N ДС-4-0105-2019, Главным управлением проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что Застройщик в установленный срок предписание не исполнил.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 29.04.2019 N ДС-3-0317-2019 и вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 21.05.2019 N ДС-5-0317-2019 по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ о наложении на Застройщика административного наказания в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей 00 копеек.
Предписание об устранении выявленных нарушений, а также постановление по делу об административном правонарушении в судебном порядке не обжаловались.
Застройщику направлено предписание об устранении выявленных нарушений от 29.04.2019 N ДС-4-0196-2019, со сроком устранения в течение 30 дней с момента получения, в части осуществления возврата на расчетный счет Застройщика денежных средств в размере 141,806 млн.руб., использованных в нарушение требований ст. 18 Федерального закона N 214-ФЗ.
С целью установления факта исполнения или неисполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 29.04.2019 N ДС-4-0196-2019, Главным управлением проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что Застройщик в установленный срок предписание не исполнил.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 23.07.2019 N ДС-3-0684-2019 и вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 13.08.2019 N ДС-5-0684-2019 по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ о наложении на Застройщика административного наказания в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей 00 копеек.
Предписание об устранении выявленных нарушений, а также постановление по делу об административном правонарушении в судебном порядке не обжаловались.
Застройщику направлено предписание об устранении выявленных нарушений от 23.07.2019 N ДС-0354-2019, со сроком устранения в течение 30 дней с момента получения, в части осуществления возврата на расчетный счет Застройщика денежных средств в размере 141,806 млн.руб., использованных в нарушение требований ст. 18 Федерального закона N 214-ФЗ.
С целью установления факта исполнения или неисполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 23.07.2019 N ДС-4-0354-2019, Главным управлением проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что Застройщик в установленный срок предписание не исполнил.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 29.10.2019 N ДС-3-1135-2019 и вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 19.11.2019 N ДС-5-1135-2019 по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ о наложении на Застройщика административного наказания в виде административного штрафа в размере 140 000 рублей 00 копеек.
Предписание об устранении выявленных нарушений, а также постановление по делу об административном правонарушении в судебном порядке не обжаловались.
Одинцовской городской прокуратурой Московской области в ходе проверки размещения Застройщиком обязательной информации в ЕИСЖС установлено, что в указанной системе Обществом не в полном объеме размещена информация, предусмотренная ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ.
Выявление указанного обстоятельства послужило основанием для вынесения заместителем Одинцовского городского прокурора Московской области Дяковой Е.В. в отношении Общества, постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ.
Должностным лицом Главного управления в отношении Общества, вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 11.06.2019 N ДС-5-07вх7459-2019 по ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ о наложении на Застройщика административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей 00 копеек.
Постановление по делу об административном правонарушении в судебном порядке не обжаловалось.
Застройщиком в Главное управление в установленный срок не представлена ежеквартальная отчетность за 2 квартал 2018 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Согласно имеющиеся в Главном управлении ежеквартальной отчетности за 1 квартал 2018 года, количество неисполненных договоров - 119.
Таким образом, у Застройщика имеются неисполненные обязательства по договорам долевого участия.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 27.06.2019 N ДС-3-0569-2019 и вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 09.07.2019 N ДС-5-0569-2019 по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ о наложении на Застройщика административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей 00.
Постановление по делу об административном правонарушении в судебном порядке не обжаловалось.
Застройщиком в Главное управление в установленный срок не представлена ежеквартальная отчетность за 3 квартал 2018 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Согласно имеющиеся в Главном управлении ежеквартальной отчетности за 1 квартал 2018 года, количество неисполненных договоров - 119.
Таким образом, у Застройщика имеются неисполненные обязательства по договорам долевого участия.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 27.06.2019 N ДС-3-0570-2019 и вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 09.07.2019 N ДС-5-0570-2019 по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ о наложении на Застройщика административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей 00 копеек.
Постановление по делу об административном правонарушении в судебном порядке не обжаловалось.
Застройщиком в Главное управление в установленный срок не представлена ежеквартальная отчетность за 4 квартал 2018 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Согласно имеющиеся в Главном управлении ежеквартальной отчетности за 1 квартал 2018 года, количество неисполненных договоров - 119.
Таким образом, у Застройщика имеются неисполненные обязательства по договорам долевого участия.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 30.10.2019 N ДС-3-1169-2019 и вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 12.11.2019 N ДС-5-1169-2019 по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ о наложении на Застройщика административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей 00 копеек.
Постановление по делу об административном правонарушении в судебном порядке не обжаловалось.
Застройщиком в Главное управление в установленный срок не представлена ежеквартальная отчетность за 1 квартал 2019 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Согласно имеющиеся в Главном управлении ежеквартальной отчетности за 1 квартал 2018 года, количество неисполненных договоров - 119.
Таким образом, у Застройщика имеются неисполненные обязательства по договорам долевого участия.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 30.10.2019 N ДС-3-1170-2019 и вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 12.11.2019 N ДС-5-1170-2019 по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ о наложении на Застройщика административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей 00 копеек.
Постановление по делу об административном правонарушении в судебном порядке не обжаловалось.
Застройщиком в Главное управление в установленный срок не представлена ежеквартальная отчетность за 2 квартал 2019 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Согласно имеющиеся в Главном управлении ежеквартальной отчетности за 1 квартал 2018 года, количество неисполненных договоров - 119.
Таким образом, у Застройщика имеются неисполненные обязательства по договорам долевого участия.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 30.10.2019 N ДС-3-1171-2019 и вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 12.11.2019 N ДС-5-1171-2019 по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ о наложении на Застройщика административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей 00 копеек.
Постановление по делу об административном правонарушении в судебном порядке не обжаловалось.
Ранее деятельность Застройщика, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости уже была приостановлена на основании решения Арбитражного суда Московской области сроком на 6 (шесть) месяцев (дело N А41-97695/2017).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона N 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Согласно пп. 6 п. 15 Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 N 786/44 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области", Министерство строительного комплекса Московской области (далее - Министерство) является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и осуществляет государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Московской области от 12.12.2017 N 1049/45 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области в связи с передачей полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости" Главное управление государственного строительного надзора Московской области (далее - Главное управление) является правопреемником Министерства в части осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области и обязательств, связанных с осуществлением данного вида государственного контроля (надзора).
Согласно ч. 1 ст. 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В силу п. 11. ч. 6. ст. 23 Федерального закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства.
На основании п. 4 ч. 15 ст. 23 Федерального закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если застройщиком не исполнялись требования Федерального закона N 214-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов при условии, что в течение одного года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные Федеральным законом N 214-ФЗ меры воздействия.
В соответствии с ч. 15 ст. 15.2 Федерального закона N 214-ФЗ, в случае отзыва лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования у страховой организации, с которой в соответствии с настоящей статьей застройщиком заключен договор страхования, или назначения в такой страховой организации временной администрации застройщик в течение пятнадцати дней с даты отзыва лицензии или назначения временной администрации страховой организации в зависимости от того, какое событий наступило ранее, обязан заключить договор страхования с другой страховой организацией или участвовать в обществе взаимного страхования либо в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона N 214-ФЗ заключить договор поручительства.
Пунктом 6 ч. 6 ст. 23 Федерального закона N 214-ФЗ установлено, что контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязанность публикации застройщиком указанных сведений установлена ч. 2 ст. 19 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", п. 5 ("Информация об опубликовании или размещении проектной декларации") Приложения N 2 к Правилам представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645).
В силу ч. 6 ст. 19 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" изменения, указанные в частях 4 и 5 настоящей статьи, подлежат опубликованию в порядке, установленном для опубликования проектной декларации, в течение десяти дней со дня внесения изменений в проектную декларацию.
При обращении с требованием о приостановлении на определенный срок деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, контролирующий орган обязан доказать не только наличие оснований для применения к застройщику специальной предупредительной меры, непосредственно связанной со спецификой осуществляемой деятельности и ограничивающей временно правоспособность юридического лица, но и то, что ее принятие является необходимым для гарантии экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц, обеспечит именно восстановление их прав и законных интересов.
В данном случае, невозможно установить информацию о наличии прочих расходов застройщика, соблюдает ли застройщик сроки передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства, о неисполненных (просроченных) обязательствах по договорам, соответствие проектной декларации требованиям Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", соблюдение порядка и сроков внесения предусмотренных изменений.
Кроме того, невозможно осуществить контроль за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства, на законных ли основаниях привлекаются денежные средства граждан и (или) иных лиц для строительства многоквартирного дома, соблюдаются ли нормативы финансовой устойчивости деятельности застройщика, незаконное образование (создание, реорганизация) застройщика.
Таким образом, допущенные ООО "Сити Эстейт" нарушения свидетельствуют о нежелании застройщика надлежащим образом соблюдать обязанности по предоставлению отчетности, возложенные на него нормативными требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645, и являются нарушением норм Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, учитывая, что приостановление деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, является законной, разумной и адекватной мерой, направленной на защиту интересов потенциальных участников строительства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявления Главгосстройнадзора Московской области.
Ссылки ответчика на то обстоятельство, что уведомлением Главгосстройнадзора от 17.02.2020 г. N 07Исх-1348/08-01 сняты ограничения на регистрацию ДДУ, а также на акт проверки от 03.02.2020 N ДС-13-0550-2019, которым установлено, что ООО "Сити Эстейт" использовало 141,806 млн. руб. по целевому назначению, в связи с чем, предписание от 29.10.2019 г. N ДС-4-0609-2019 считается исполненным, а также на распоряжение от 08.03.2020 N 01-23-021800-8-01, обоснованно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Как не оспаривает ответчик, не предоставляет ежеквартальную отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за, что неоднократно привлекался к административной ответственности. При этом, из-за отсутствия отчетности Главгосстройнадзор лишен возможности осуществления защиты прав участников долевого строительства и осуществления контроля за соблюдением застройщиком законодательства в области долевого строительства.
Кроме того, ранее деятельность Застройщика, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости уже была приостановлена на основании решения Арбитражного суда Московской области сроком на 6 (шесть) месяцев (дело N А41-97695/2017).
Довод ответчика о том, что приостановление деятельности, связанной с привлечением денежных средств, не позволит ему осуществить завершение долевого строительства несостоятелен, поскольку данное обстоятельство не ограничивает ООО "Сити Эстейт" в осуществлении иной хозяйственной деятельности, помимо деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости, не препятствует в извлечении доходов от продолжения иной деятельности и не является препятствием для осуществления разрешенного строительства жилого комплекса и сдачи его в эксплуатацию, а связана исключительно с запретом осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Ссылка ответчика на возникновение угрозы неисполнения обязательств перед участниками долевого строительства первой очереди в результате приостановления такой деятельности, несостоятельна в силу вышеизложенного.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку в любом случае общество несколько раз в течение года было привлечено к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.09.2020 по делу N А41-1241/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1241/2020
Истец: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Сити Эстейт"