г.Самара |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А55-23480/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Филипповой Е.Г., Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
с участием:
от публичного акционерного общества энергетики и электрофикации "Самараэнерго" - представителя Никифоровой Т.А. (доверенность от 29.12.2019 N 16),
от общества с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.09.2020 по делу N А55-23480/2019 (судья Рысаева С.Г.),
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрофикации "Самараэнерго", г.Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал", г.Самара,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением (с учетом принятых уточнений) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал" (далее - ответчик) о взыскании основного долга по договору энергоснабжения от 31.01.2017 N 20-5619э за период октябрь -декабрь 2018 года в размере 39 292,55 руб., пени за период с 20.11.2018 по 22.05.2019 в размере 29 337, 11 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.09.2020 иск удовлетворен.
Не согласившись с выводами суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме, считая решение незаконным и необоснованным.
Представитель истца считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31.01.2017 между истцом (гарантирующий поставщик) и ответчиком (покупатель) заключен договор энергоснабжения N 20-5619 (далее - договор), в соответствии с условиями которого гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии (мощности) покупателю, а также через привлеченных третьих лиц оказывает услуги по передаче электрической энергии, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии, а покупатель приобретает электрическую энергию (мощность) в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, а также содержания общего имущества земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), управление которыми он осуществляет, и оплачивает поставленную электрическую энергию (мощность).
Пунктом 4.3 договора установлено, что оплата принятой электрической энергии и оказанных услуг производится покупателем (плательщиком) в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Гарантирующий поставщик производит расчет фактически принятого покупателем объема электрической энергии (мощности) в соответствии с приложением N 4 к настоящему договору и оформляет платежные документы согласно п. 2.1.7 договора.
В соответствии с п. 5.1 договора определение объёма (количества) потребленной электрической энергии, подлежащего оплате гарантирующему поставщику, производится гарантирующим поставщиком в соответствии с нормами действующего законодательства РФ и расчетов, произведенных в соответствии с приложением N 4 к настоящему договору, в том числе на основании представленных в соответствии с п. 3.1.6 договора сведений.
В октябре-декабре 2018 года ответчику была поставлена электрическая энергия, что подтверждается актами об объемах электрической энергии, переданной потребителям за соответствующий период, предъявлены к оплате счета-фактуры:
от 31.10.2018 N 18103100676/20/20-561931 на сумму 436 994, 57 руб.,
от 30.11.2018 N 18113000601/20/20-561931 на сумму 428 323, 24 руб.,
от 31.12.2018 N 18123100226/20/20-561931 на сумму 343 317, 84 руб.
Истец указывает, что в нарушение условий договора ответчик не выполнил обязательство по оплате принятой в октябре -декабре 2018 года электрической энергии, за ним образовалась задолженность, которая согласно уточненным исковым требованиям составила 39 292, 55 руб.
В целях досудебного урегулирования разногласий в соответствии с ч. 5 ст. 4 АПК РФ 25.01.2019 истцом в адрес ответчика была направлена претензия с предложением погасить образовавшуюся задолженность, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п.1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Возражая относительно удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что истцом неверно был определен норматив по домам: ул. Победы, д. 152; д.152А, ул. Свободы, д. 161.
Из пояснений ответчика следует, что последний считает неправомерным при расчете платы за электроэнергию на содержание общего имущества в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, учитывать кроме площади лестничных клеток площадь чердаков и подвалов.
Кроме того, ответчик не согласен с расчетом объема по нормативу по адресам: ул. Свободы, 153, ул. Советская, 9; ул. Кирова, 201; ул. Свободы, 161, представил расчет объема потребленной электроэнергии по показаниям приборов учета.
Также ответчик указал, что МКД по адресам: ул. Нагорная, 139; ул. Нагорная, 136Б не находятся в управлении ответчика.
Доводы ответчика суд первой инстанции правомерно посчитал несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 2 Правил N 354 "норматив потребления коммунальной услуги" - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с п.п. 40, 42, 44 Правил N 354 и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
В отсутствие установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ) расчет объема электрической энергии, подлежащего оплате на ОДН, необходимо осуществлять расчетным методом, по нормативу потребления.
Из материалов дела усматривается, что сетевой организацией АО "Самарская сетевая организация" представлены истцу акты об объемах переданной потребителю электрической энергии с октября по декабрь 2018 года, в которых по ряду домов указан расчет по нормативу потребления, соответственно, расчет объема элетроэнергии на ОДН производился истцом по нормативу потребления коммунальных ресурсов по электроснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, так как ОДПУ не установлены.
Норматив потребления (3,29 кВт на 1 кв. м.) установлен Приложением N 3 к приказу Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 N 123 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению...".
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД - помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, тех. этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (тех. подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме.
Подпунктом "а" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что в состав общего имущества включаются помещения в МКД, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом МКД, в том числе чердаки, подвалы и иное.
В разъяснениях Министерства строительства и ЖКХ РФ от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в МКД" высказана аналогичная позиция и сделана ссылка на п.п.1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
Таким образом, оснований для исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, площадей чердаков и подвалов для целей определения объема электроэнергии на ОДН в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, не имеется. Кроме того, отсутствие осветительных приборов в указанных местах общего пользования не исключает техническую возможность их установления.
В соответствии с п. 3.1.6 договора покупатель обязан представлять гарантирующему поставщику ежемесячно до 1 числа месяца, следующего за расчетным, подписанные руководителем предприятия либо уполномоченным представителем покупателя скрепленные печатью сведения о показаниях приборов учета, указанных в приложениях N N 3.1 и 3.2. к настоящему договору и (или) иной информации, используемой для определения объемов поставляемой электрической энергии потребителям услуг, по форме приложения N10 к настоящему договору, согласованные потребителями услуг.
В случае непредставления покупателем сведений о показаниях приборов учета, указанных в приложениях 3.2. к настоящему договору и (или) информации, используемой для определения объемов поставляемой электрической энергии потребителями услуг, по форме Приложения N 10 к настоящему договору, а также в случае, если представленные сведения не согласованы с потребителями услуг, гарантирующий поставщик для определения объема потребления электрической энергии (мощности) покупателем использует показания приборов учета и информацию, указанные в приложениях N 3.2 и N 10 к настоящему договору, представленные гарантирующему поставщику потребителями услуг.
Согласно п.п. 5.2, 5.7 договора установка и эксплуатация средств измерений и учета электрической энергии (мощности) осуществляется в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и инструкций заводов изготовителей, при этом все средства измерений и учета электрической энергии, а также информационно - измерительные системы должны быть в исправном состоянии и готовы к работе. Использование в качестве расчетных приборов учета и информационно-измерительных систем, не прошедших метрологическую аттестацию и не включенных в реестр средств измерений, не допускается.
В случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, выявления неисправности коллективного (общедомового) прибора учета и в иных случаях, установленных нормами действующего законодательства РФ, когда принадлежат применению расчетные способы, определение объемов потребленной покупателем электрической энергии производится расчетным способом в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.
Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В указанном определении отсутствует понятие "место общего пользования". Также отсутствует определение понятия прибор на места общего пользования.
Исходя из указанного определения, общедомовое имущество начинается от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 настоящих Правил, и заканчивается на индивидуальных приборах учета.
Согласно п. 8 Правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Пунктом 4 ст. 539 ГК РФ установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В соответствии со ст. ст. 307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Исходя из ст. 408 ГК РФ, по общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Пунктом 9.2. ст. 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 9.3. ст. 156 ЖК РФ установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 11 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, предусмотренном ст. 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны: 1) предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
В п. 2 Правил N 354 содержатся следующие понятия:
"индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении;
"коллективный (общедомовый) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом;
"комнатный прибор учета электрической энергии" - средство измерения, устанавливаемое в одном жилом помещении потребителя в коммунальной квартире или в нескольких жилых помещениях, занимаемых потребителем в коммунальной квартире, при условии, что такой прибор учета позволяет определить объем (количество) потребления электрической энергии суммарно по нескольким жилым помещениям, занимаемым потребителем, и при наличии технической возможности, используемое для определения объемов (количества) потребления электрической энергии в указанных одном жилом помещении или в нескольких жилых помещениях;
"общий (квартирный) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в коммунальной квартире при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в такой квартире.
Понятие "прибор, установленный на места общего пользования" законодателем не предусмотрено.
Кроме того, в соответствии с п. 2 Основных положений N 442 "точка поставки на розничном рынке" - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определяется в соответствии с п.п. 40, 42, 44 Правил N 354 и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом и нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в МКД.
Исходя из содержания п.п. 42-45 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в случаях, установленных п. 40 Правил N 354 в МКД, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, рассчитывается как разница между объемом коммунальной услуги, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, и объемом коммунальной услуги, потребленным в жилом и нежилом помещениях МКД.
Кроме того, приборы учета, по показаниям которых оплачивает ответчик, противоречат положениям п. 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальным ресурсом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), согласно подпункту "а" которого при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, учитывается объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, который определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом МКД по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Также противоречат формуле расчета ОДН, указанной в п. 21(1) Правил N 124 Vд = Vодпу - Vпорт, где Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпорт - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определенный за расчетный период (месяц) в соответствии с Правилами N 354.
Пунктами 34, 36 абзаца второго Основных положений N 442 предусмотрено, что потребитель, имеющий намерение заключить договор, предоставляет следующие документы: проект договора, правоустанавливающие документы, документы о технологическом присоединении, документы о допуске приборов учета в эксплуатацию и т. д.
Кроме того, п. 137 Основных положений N 442 также содержит указание на то, что установленные приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
В нарушение ст. 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств установки и ввода в эксплуатацию приборов учета.
В отсутствие установленных на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности приборов учета, а также допущенных в эксплуатацию в установленном законодательством порядке, согласно п. 9.3 ст. 156 ЖК РФ объем электрической энергии, подлежащий оплате, определяется, исходя из норматива потребления, который утверждается органами власти субъектов РФ.
Согласно Приложению N 3.1 "Перечень точек учета электрической энергии", Приложению N 4 "Схема определения объемов потребления электрической энергии", по спорным точкам учета объем определен по постоянной величине, по нормативам потребления коммунальной услуги, утвержденным приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 30.06.2016 N 139.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что находящиеся в управлении Общества общедомовые (коллективные) приборы учета отсутствуют, а доказательств того, что установленные в местах общего пользования приборы учета в их совокупности фиксируют весь объем электрической энергии, поступающей в дом (включая потери на участке от ввода электросети в дом до установленных счетчиков), ответчиком не представлено. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии у истца оснований для определения объема фактического потребления энергии расчетным путем, исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг и применения установленного тарифа.
Доводы ответчика об исключении из расчета объемов по МКД по адресам: ул. Нагорная, 139; ул. Нагорная, 136 Б, правомерно не приняты судом первой инстанции, поскольку из расчетов истца и возражений на отзыв следует, что объемы по указанным адресам истцом в расчеты не включались.
Платежные поручения, на которые ссылается ответчик, были учтены истцом, что также отражено в расчетах истца и возражениях на отзыв ответчика (т.3 л.д.90).
Учитывая изложенные обстоятельства, требование истца о взыскании с ответчика задолженности за потребленную в октябре - декабре 2018 года электроэнергию в размере 39 292, 55 руб. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
При обращении в арбитражный суд истцом также было заявлено требование о взыскании пени за неисполнение обязательства по оплате принятой в октябре-декабре 2018 года электрической энергии в размере 29 337, 11 руб. за период с 20.11.2018 по 22.05.2019.
При начислении пени истец руководствовался абзацем десятым п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ), введенным Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ, согласно которому управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно ст. 12 ГК РФ взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В ст. 330 ГК РФ указано, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах практики применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", а также Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) при рассмотрении вопроса о необходимости снижения неустойки по заявлению ответчика на основании ст. 333 ГК РФ судам следует исходить из того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежного обязательства позволяет ему неправомерно пользоваться чужими денежными средствами. Поскольку никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, условия такого пользования не могут быть более выгодными для должника, чем условия пользования денежными средствами, получаемыми участниками оборота правомерно (например, по кредитным договорам).
Разрешая вопрос о соразмерности неустойки последствиям нарушения денежного обязательства и с этой целью определяя величину, достаточную для компенсации потерь кредитора, суды могут исходить из двукратной учетной ставки (ставок) Банка России, существовавшей в период такого нарушения. Вместе с тем для обоснования иной величины неустойки, соразмерной последствиям нарушения обязательства, каждая из сторон вправе представить доказательства того, что средний размер платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями субъектам предпринимательской деятельности в месте нахождения должника в период нарушения обязательства, выше или ниже двукратной учетной ставки Банка России, существовавшей в тот же период.
Из анализа п.п. 75, 77 Постановления N 7, п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14.10.2004 N 293-О, следует, что основанием для снижения в порядке ст. 333 ГК РФ предъявленной к взысканию неустойки может быть только ее явная несоразмерность последствиям нарушения обязательства.
Из содержания п. 73 Постановления N 7 следует, что бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.
В рассматриваемом деле, вопреки требованиям ч. 1 ст. 65 АПК РФ, доказательств несоразмерности неустойки ответчик не представил, поэтому снижение размера неустойки противоречит упомянутой норме процессуального права, а также положениям ч. 2 ст. 9 АПК РФ, относящей на соответствующую сторону риск последствий совершения или несовершения ею процессуальных действий.
Учитывая вышеизложенное, поскольку у суда отсутствуют основания считать сумму неустойки несоразмерной последствиям нарушения обязательства, исходя из установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции посчитал размер начисленной истцом неустойки обоснованным, а требования истца о взыскании неустойки за период с 20.11.2018 по 22.05.2019 в сумме 29 337,11 руб. подлежащими удовлетворению.
Правовых оснований для применения ст. 333 ГК РФ арбитражным апелляционным судом не установлено.
Нарушений в распределении судебных расходов арбитражным апелляционным судом не выявлено.
При таких обстоятельствах имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований истца, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине, согласно ст.ст. 110 АПК РФ, 333.21 НК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22.09.2020 по делу N А55-23480/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23480/2019
Истец: ПАО Энергетики и Электрификации "Самараэнерго", ПАО Энергетики и Электрофикации "Самараэнерго"
Ответчик: ООО "Жилуниверсал"