город Москва |
|
21 декабря 2020 г. |
дело N А40-117879/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.12.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "РН-Москва" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2020 по делу N А40-117879/20
по заявлению АО "РН-Москва" (ОГРН 1027739382890)
к Центральному МУГАДН (ОГРН 5177746032789)
о признании незаконным предписания;
при участии:
от заявителя - Иванов И.А. по доверенности от 01.11.2018;
от заинтересованного лица - Сафонов В.А. по доверенности от 07.02.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2020 в удовлетворении заявления АО "РН-Москва" о признании незаконным и отмене предписания Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Центральное МУГАДН) N 250620/02 от 25.06.2020, отказано.
Заявитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители общества и заинтересованного лица поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13.09.2019 Центральным МУГАДН в ходе осмотра автомобильной дороги общего пользования А-104 "Москва-Дмитров-Дубна": 125 км. слева выявлено, что АО "РН-Москва" допустило нарушение п.п. 13.1а, п. 13.2 ст. 3, п. 15 ст. 4 TP ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", ч.ч. 1, 6, 10 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 N 2438-р "Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации", осуществляет эксплуатацию объекта (АЗС) с примыканием к автомобильной дороге общего пользования А-104 "Москва-Дмитров-Дубна": 125 км слева: без обустройства въезда на АЗС переходно-скоростной полосой (ПСП) торможения (п.3.25 ГОСТ 33475-2015, п. 5.1.6, 5.1.11 ГОСТ 33062-2014, с учетом п.п. 6.22, 6.38 - 6.43 СП 34.13330.2012); с переходно-скоростной полосой разгона не соответствующей нормативным требованиям, длинна которой равна 47 метров, длина отгона равна 30 м. (п.3.25 ГОСТ 33475-2015 п. 5.1.6, 5.1.11 ГОСТ 33062-2014, с учетом п. п. 6.22, 6.38-6.43 СП 34.13330.2012).
В соответствии указанными нормативными требованиями длина полосы торможения должна быть 75 м., длина отгона 60 м. Длина полосы разгона - 130 м., длина отгона 60 м. Выявленные нарушения подтверждаются актом осмотра и фотографиями.
16.12.2019 Центральным МУГАДН выдано предписание N 161219/03, которым АО "РН-Москва" предписано устранить выявленное нарушение в срок до 04.05.2020.
Указанное предписание решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2020 по делу N А40-53469/20, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2020, признано законным и подлежащим исполнению.
23.06.2020 в ходе контрольного осмотра автомобильной дороги общего пользования А-104 "Москва-Дмитров-Дубна": 125 км. слева административным органом установлено, что ранее выявленные нарушения, а именно: наличие действующих примыканий 125 км слева автодороги А-104 "Москва-Дмитров-Дубна" (въезда-выезда с АЗС "РН-Москва"), с нарушением нормативных требований, указанных в предписании от 16.12.2019 N 161219/03 не устранены.
Эксплуатация примыкания к автомобильной дороги общего пользования, не соответствующего установленным требованиям, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
25.06.2020 административным органом выдано предписание N 250620/02, которым АО "РН-Москва" предписано устранить выявленные нарушения требований TP ТС 014/2011, а именно: прекратить эксплуатацию примыканий (въезда-выезда) АЗС на 125 км слева А-104 "Москва-Дмитров-Дубна" в течение 10 суток.
Посчитав указанное предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отклоняя довод заявителя о неприменении к спорному объекту требований ТР ТС 014/2011, в виду отсутствия особого режима его использования в пределах полосы отвода либо придорожной полосы, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В ходе осмотра федеральной дороги общего пользования А-104 "Москва-Дмитров-Дубна" (125 км справа) устанавливалось соответствие примыкания (въезда-выезда) действующим требованиям в сфере сохранности и содержания дорог, проверки в отношении расположения АЗС не проводилось.
Постановлением Правительства Российской Федерации от17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" (с изменениями и дополнениями) - автомобильные дороги общего пользования федерального значения, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, за исключением автомобильных дорог, переданных в установленном порядке в доверительное управление ГК "Российские автомобильные дороги".
Автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-104 "Москва-Дмитров-Дубна" имеет идентификационный номер 00 ОП ФЗ А-104, проходит от Москвы через Дмитров, Дубну и не меняет свой статус на всем протяжении.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 257 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
Владельцем дороги ФКУ "Центравтомагистраль" выданы технические требования от 24.04.2009 N 61-28/201-1435 АО "РН-Москва", в п. 2 которых указано, что для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта и обеспечения требуемого уровня безопасности дорожного движения на данном участке федеральной автомобильной дороги предусмотреть обустройство примыканий переходно-скоростными полосами в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85, как для автомобильных дорог 3 технической категории.
В соответствии с указанным СНиП длина переходно-скоростной полосы разгона примыкания для дороги 3 технической категории должна быть 130 м., длина отгона полосы разгона - 60 м. Длина полосы торможения должна быть 75 м., длина отгона полосы торможения - 60 м.
Согласно ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257 объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257 строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Довод заявителя о добровольности применения ГОСТов обоснованно отклонен арбитражным судом, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 15 TP ТС 014/2011 соответствие автомобильных дорог и дорожных сооружений на них настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований к безопасности непосредственно либо выполнением требований международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов государств-членов Таможенного союза, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия.
Объективная сторона правонарушения, применительно к рассматриваемому делу, заключается в нарушении обязательных требований к безопасности дорожного движения.
Утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 287, Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011) вступил в силу 15.02.2015.
С вступлением в силу его требования являются обязательными для исполнения при проектировании (в том числе изысканиях), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений на них на территории государств-членов Таможенного союза.
Указанные в предписании Центрального МУГАДН ГОСТы входят в перечень ТР ТС 014/2011 и являются обязательными к применению.
Пунктом 5.1.6 ГОСТ 33062-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса" определено, что размещение и эксплуатация объектов дорожного и придорожного сервиса должно осуществляться при соблюдении требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, установленных законодательством государств.
Пунктом 5.1.11 ГОСТ 33062-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса" определено, что объекты дорожного и придорожного сервиса должны быть обеспечены безопасным и удобным доступом с устройством переходно-скоростных полос.
Пунктом 3.25 ГОСТ 33475-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования" установлено, что переходно-скоростная полоса должна иметь такую же ширину, что и основная полоса движения. Длину переходно-скоростной полосы и участка отвода ее ширины следует принимать в соответствии с требованиями национальных стандартов или иных нормативных актах по проектированию дорог.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 N 2438-р "Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации" утвержден перечень документов по стандартизации с их обязательным применением.
Данным распоряжением определено обязательное выполнение п.п. 11.6.22, 6.38-6.43 СП 34.13330.2012.
Согласно п. 6.22 СП 34.13330.2012 съезды с дорог категорий I-III и въезды на них следует осуществлять с устройством переходно-скоростных полос в соответствии с 6.38-6.42.
В соответствии с п. 6.38 СП 34.13330.2012 переходно-скоростные полосы проектируют на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах категорий I-III, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах категории I при интенсивности 50 приведенных ед/сут и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах категорий II и III при интенсивности 200 приведенных ед/сут и более.
Переходно-скоростные полосы на дорогах категорий I-IV предусматривают в местах расположения площадок для остановок автобусов и троллейбусов, а на дорогах категорий I-III - также у автозаправочных станций и площадок для отдыха
Согласно п. 6.39 СП 34.13330.2012 длину полос разгона, торможения и отгона принимают по таблице 6.5.
Пунктом 6.42 СП 34.13330.2012 предусмотрено, что ширину переходно-скоростных полос принимают равной ширине основных полос проезжей части.
Довод заявителя об отсутствии полномочий у Центрального МАГАДН на осуществление надзора за автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, судом исследован и правомерно отклонен ввиду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 N 1443 "О компетентных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" установлено, что органом ответственным за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - в рамках осуществления федерального государственного транспортного надзора при ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
В соответствии с Положением о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 236, при осуществлении государственного транспортного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе их осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза и законодательством Российской Федерации, в том числе требований к обеспечению сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, к соблюдению порядка использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения, техническим требований и условий размещения объектов временного и капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, а также объектов дорожного сервиса и иных объектов, размещаемых в полосе отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования федерального значения, требований в отношении присоединения объектов дорожного сервиса, объектов другого функционального значения к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также в отношении введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Таким образом, административный орган, при выявлении признаков административного правонарушения, проведении административного расследования, рассмотрении и принятии решения по делу осуществлял обязанности возложенные Правительством Российской Федерации в рамках надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог.
Законность выдачи предписания обосновывается фактом выявления заинтересованным органом правонарушений в ходе проведения проверки.
Согласно ч. 8.1 ст. 26, ч. 12 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса или реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам без разрешения на строительство, без предусмотренного ч. 11 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса или реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов дорожного сервиса или примыканий с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении таких объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Эксплуатация автомобильной дороги общего пользования, не соответствующего установленным требованиям, создает угрозу обеспечения сохранности дороги и угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
23.06.2020 в ходе контрольного осмотра автомобильной дороги общего пользования А-104 "Москва-Дмитров-Дубна": 125 км. слева установлено, что ранее выявленные нарушения, а именно: наличие действующих примыканий 125 км. слева автодороги А-104 "Москва-Дмитров-Дубна" (въезда-выезда с АЗС "РН-Москва"), с нарушением нормативных требований, указанных в предписании от 16.12.2019 N 161219/03 не устранены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения оспариваемого предписания от 25.06.2020 N 250620/02 о прекращении эксплуатации примыкания (въезда-выезда) АЗС на 125 км. слева автодороги А-104 "Москва-Дмитров-Дубна".
Эксплуатация автомобильной дороги общего пользования, не соответствующего установленным требованиям, создает угрозу обеспечения сохранности дороги и угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Принимая во внимание, что приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности является одним из основных принципов обеспечения безопасности на автомобильных дорогах, общественная опасность правонарушения заключается в невыполнении требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, иным охраняемым законом интересам государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принимая во внимание вышеизложенное, права и законные интересы заявителя оспариваемым предписанием административного органа не могут быть признаны нарушенными.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2020 по делу N А40-117879/20
оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117879/2020
Истец: АО "РН-МОСКВА"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА