Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2021 г. N Ф07-1124/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А56-136967/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Соковникова С.А., по доверенности от 29.04.2020;
от ответчика (должника): 1. Журун О.И., по доверенности от 29.06.2020;
2. Югай Г.Л., по доверенности от 12.05.2020;
3-е лицо: не явились, извещены;
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техностильинжиниринг"
к 1. Управлению Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу;
2. обществу с ограниченной ответственностью "Интеграция проектов"
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "РТС - Тендер"
Федеральное казначейство
о признании незаконным решения от 25.12.2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Техностильинжиниринг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения единой комиссии по осуществлению закупок Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) оформленного протоколом от 25.12.2019 N 67ЭА-2019/4, которым ООО "Техностильинжиниринг" признано уклонившимся от заключения контракта, и об обязании УФНС заключить контракт с Обществом.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Интеграция проектов" (далее - ООО "Интеграция проектов").
Решением от 10.04.2020 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, перейти к рассмотрению дела по правилами первой инстанции, принять уточнения исковых требований и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, а также привлечь к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора ООО "РТС - Тендер" и Федеральное казначейство.
В обоснование жалобы податель указывает, что в направленном Обществом Протоколе разногласий содержались положения контракта не соответствующие заявке на участие в электронном аукционе по определению исполнителя на оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем и проведению противопожарных мероприятий в административных зданиях и помещениях, в части контактного телефона исполнителя. Данные сведения, а именно мобильный телефон руководителя также содержатся во второй части заявки, что следует из приобщенной к материалам дела документации аукциона. Мобильный номер был указан в анкете участника, которая также входит во вторую часть заявки. ООО "Техностильинжиниринг" специально указало в анкете и на электронной площадке во второй части заявки номер мобильного телефона для оперативной связи с исполнителем в режиме 24 часа на 7 дней в неделю, так как оборудование, подлежащее обслуживанию по контракту, имеет существенное значение для обеспечения пожарной и иной безопасности объектов-зданий заказчика.
Податель жалобы считает, что судом необоснованно отказано в принятии к производству уточненных исковых требований, поскольку Обществом был изменен лишь предмет иска, а основание иска осталось неизменным. Также судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле третьих лиц.
Определением от 07.07.2020 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А56-136967/2019 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции и принял уточненные исковые требования ООО "Техностильинжиниринг" от 17.02.2020, рассмотрение дела отложил на 27.08.2020.
Определением от 27.08.2020 произведена замена в составе суда, судья Протас Н.И. заменена на судью Денисюк М.И. в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ.
Определением от 27.08.2020 (протокольным) рассмотрение дела отложено на 23.09.2020.
Определением от 23.09.2020 (протокольным) рассмотрение дела отложено на 14.10.2020.
В соответствии с определением суда от 14.10.2020 произведена замена в составе суда, судья Семенова А.Б. заменена на судью Протас Н.И. в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 18 АПК РФ.
Также определением от 14.10.2020 рассмотрение дела отложено на 18.11.2020 в связи с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора общества с ограниченной ответственностью "РТС - Тендер" и Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт - Петербургу.
Определением суда от 17.11.2020 рассмотрение дела отложено на 09.12.22020 в связи с болезнью судьи Фуркало О.В. и невозможностью сформировать судебный состав.
В судебном заседании представитель Общества просил заявленные требования удовлетворить.
Представители Управления и ООО "Интеграция проектов" просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Третьи лица, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании апелляционного суда не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Как следует из материалов дела, Управление (заказчик) 14.11.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разместило информацию о проведении электронного аукциона, номер извещения 191784101518178400100100890018110244. Начальная (максимальная) цена контракта составила 154 483 333,33 руб.
Закупка осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
В соответствии с протоколом проведения итогов электронного аукциона от 12.12.2019 N 67ЭА-2019/3 Общество, предложившее наиболее низкую цену контракта, признано победителем.
В связи с тем, что Общество не исполнило требования части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (в установленные в указанной норме сроки не направило заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя), не получило банковскую гарантию, денежные средства в обеспечение исполнения контракта не перечислило, УФНС разместило в единой информационной системе протокол от 25.12.2019 N 67ЭА-2019/4, в соответствии, с которым Общество признано уклонившимся от заключения контракта.
Не согласившись с решением УФНС, оформленным протоколом от 25.12.2019 N 67ЭА-2019/4, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы сторон, не усматривает основания для удовлетворения заявленных требований (с учетом уточнения) на основании следующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом N 44-ФЗ, которым, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В силу части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором
В соответствии с частью 1 статьи 83.2 указанного Закона, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в ЕИС указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 Закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Из положений статьи 70 Закона N 44-ФЗ, действующей до 01.07.2018, и части 4 статьи 83.2 этого же Закона, применяемой с 01.07.2018 следует, что протокол разногласий может быть направлен заказчику в случае наличия замечаний к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям единой информационной системы проект государственного контракта N 67ЭА-2019 размещен УФНС (заказчиком) 19.12.2019, следовательно, срок для совершения Обществом действий, установленных частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, истекал 24.12.2019.
Общество 24.12.2019 разместило в единой информационной системе протокол разногласий, сославшись на несоответствие положений проекта контракта заявке Общества в части указания номера телефона исполнителя (в проекте контракта указан телефон (812) 317-98-91, в заявке Общества +7 (921) 363-77-76. В соответствии с протоколом разногласий в пункт 15 проекта контракта должен быть включен номер телефона исполнителя +7 (921) 363-77-76.
Вместе с тем из материалов дела следует, что в составе второй части заявки Обществом приложен файл "Aнкетa.pdf", который содержал информацию в пункте 9 "Банковские реквизиты участника закупки для включения в проект контракта, в случае заключения контракта с таковым участником закупки: Тел/факс: (812) 317-98-91".
Таким образом, указанный в проекте контракта номер телефона (812) 317-98-91 соответствовал номеру телефона, указанному в заявке на участие в аукционе (812) 317-98-91.
В связи с этим направление протокола разногласий от 23.12.2019 не обосновано, что также свидетельствует об уклонении Общества от заключения контракта и наличии недобросовестного поведения.
В данном случае направленный Обществом протокол разногласий не отвечал требованиям части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе - не содержал замечаний к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и заявке на участие в электронной процедуре, а, следовательно, обязанность по его обработке у заказчика не возникла.
Предъявление необоснованных и не предусмотренных Законом N 44-ФЗ разногласий не может служить основанием для увеличения срока на размещение подписанного проекта контракта и означает отказ победителя от заключения государственного контракта на установленных условиях.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2020 N 307-ЭС19-25951 по делу N А56-60081/2018.
Таким образом, в срок для совершения действий, установленных частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (24.12.2019) Обществом не направлен заказчику подписанный проект контракта и не направлен протокол разногласий, соответствующий части 4 указанной статьи.
По смыслу части 4 статьи 96 Закона N 44-ФЗ, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с названным Федеральным законом.
Таким образом, победитель аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта до его заключения.
В случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (часть 5 статьи 96 Закона N 44-ФЗ).
При этом непредставление обеспечения является самостоятельным основанием, для признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, действия заказчика по заключению контракта в отсутствие представленного обеспечения его исполнения было бы нарушением законодательного запрета, установленного пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и в силу части 4 статьи 17 названного закона, пункта 2 статьи 168 ГК РФ.
Из материалов дела следует, что банковская гарантия обеспечения исполнения обязательств по данному контракту (N 64750/2019/ДГБ), получена Обществом 25.12.2019, то есть после истечения срока для подписания контракта (24.12.2019).
Таким образом, в данном случае победитель аукциона не разместил проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя электронного аукциона, с документом, подтверждающим предоставление обеспечение исполнения контракта в установленный срок.
При этом непредставление обеспечения является самостоятельным основанием для признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, поскольку проект контракта, победителем аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в установленный законом срок Обществом не размещены, следовательно, заказчик правомерно признал ООО "Техностильинжиниринг" уклонившимся от заключения контракта.
Следовательно, Заказчиком и Управлением правомерно применены положения части 3 статьи 83.2 Закона при принятии решения о признании Общества уклонившимся от заключения контракта.
Кроме того, по результатам закупочной процедуры между УФНС и ООО "Интеграция проектов" 15.01.2020 заключен государственный контракт N 67ЭА-2019, который находится на стадии исполнения, что подтверждается актами передачи объектов от 22.01.2020.
При указанных обстоятельствах, приведение сторон в первоначальное положение, не приведет к восстановлению и защите прав заявителя в том объеме, который существовал до нарушения его права.
Более того, Общество не обосновало каким образом признание протокола от 25.12.2019 N 67ЭА-2019/4 и государственного контракта заключенного с ООО "Интеграция проектов" N 67ЭА-2019 от 15.01.2020 недействительными восстановит его права, поскольку признание недействительными указанного протокола и государственного контракта, заключенного по итогам конкурса, не может являться основанием для заключения контракта с заявителем на техническое обслуживание инженерных систем и проведению противопожарных мероприятий в административных зданиях и сооружениях.
Предъявление любых исков о недействительности оспоримой сделки должно иметь своей целью восстановление прав и если, признание недействительными торгов и сделки само по себе не приведет к восстановлению прав и законных интересов заявителя, то такие требования не могут быть удовлетворены судом.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.04.2020 по делу N А56-136967/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-136967/2019
Истец: ООО "ТЕХНОСТИЛЬИНЖИНИРИНГ"
Ответчик: ООО "ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЕКТОВ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ