г. Москва |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А40-74671/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Торговая сеть "Аптечка"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.09.2020 по делу N А40-74671/20
по заявлению АО "Торговая сеть "Аптечка"
к Федеральной налоговой службе
об оспаривании решения,
в присутствии:
от заявителя: |
Ефимкин В.В. к/у; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Торговая сеть "Аптечка" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФНС России (ответчик, налоговый орган) о признании недействительным решения от 19.03.2020 N КЧ-Ч-9/4754 об отсутствии оснований для рассмотрения жалобы конкурсного управляющего АО "Торговая сеть "Аптечка" Ефимкина В.В. по существу.
Решением от 08.09.2020 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, считает, что решение Арбитражного суда г. Москвы подлежит отмене, ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2018 по делу N А40-89740/17-18-129 "Б", АО "Торговая сеть "Аптечка" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Ефимкин Владимир Викторович (ИНН 420546882237, СНИЛС 134-583-65373) член Союза Арбитражных Управляющих "Саморегулируемая организация "СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА".
27.02.2020 конкурсным управляющим общества была подана жалоба в Центральный аппарат, согласно которой заявитель просил:
1.Признать недействительным решение МИФНС России N 17 по Иркутской области о внесении записи Единый государственный реестр юридических лиц N 2193850625703 от 24.10.2019 в отношении лица АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (ИНН 5074114509; ОГРН 1105074004331);
2.Исключить из ЕГРЮЛ запись от 24.10.2019 за государственным регистрационным номером N 2193850625703 о внесении изменений в адресе юридического лица;
3.Восстановить в ЕГРЮЛ запись N 2185074184546 от 13.05.2018 в отношении АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (ИНН 5074114509; ОГРН 1105074004331).
Письмо ФНС России от 19.03.2020 N КЧ-4-9/4754@ сообщила об отсутствии оснований для рассмотрения жалоб Ефимкина В.В. по существу.
В качестве обоснования, налоговый орган сослался, что ранее была подана идентичная жалоба от 30.01.2020 вх. N 029377/В.
Решением ФНС России от 07.02.2020 N КЧ-4-9/1952 жалоба Ефимкина В.В. оставлена без рассмотрения по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 1 статьи 25.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Основанием для оставления без рассмотрения первоначальной жалобы явилось отсутствие ходатайства о восстановлении срока на подачу жалобы, срок которой, налоговый орган посчитал пропущенным.
Не согласившись с оспариваемым решением налогового органа, заявитель обжаловал его в Арбитражный суд г. Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 25.5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьёй 2 Закона N 129-ФЗ, оставляет жалобу без рассмотрения, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного Законом N 129-ФЗ, и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25.5 Закона N 129-ФЗ оставление жалобы без рассмотрения по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 1 статьи 25.5 Закона N 129-ФЗ, препятствует повторному обращению лица с жалобой.
30.01.2020 в налоговый орган поступила жалоба конкурсного управляющего АО "Торговая сеть "Аптечка" Ефимкина Владимира Викторовича (вх. N 029377/В) на решение Межрайонной ИФНС России N 17 по Иркутской области, на основании которого в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ, Реестр) 24.10.2019 внесена запись за государственным регистрационным номером 2193850625703, в соответствии с которой адресом (местом нахождения) Акционерного общества "Мособлфармация" является адрес: 664002, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Волгоградская, д. 63, кв. 28 (далее - Запись от 24.10.2019), (Жалоба N 1).
ФНС России на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 25.5 Закона N 129-ФЗ по Жалобе N 1 принято решение от 07.02.2020 N КЧ-4-9/1952 об оставлении ее без рассмотрения (Решение N КЧ-4-9/1952
).
При вынесении Решения N КЧ-4-9/1952@ Федеральной налоговой службой учтено, что в силу пункта 1 статьи 6 Закона N 129-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются открытыми и общедоступными, а доказательств того, что Конкурсному управляющему стало известно о Записи от 24.10.2019 позднее срока ее внесения в Реестр, Заявителем в Жалобе N 1 не приведено, что, по мнению ФНС России, свидетельствует о подаче указанной жалобы Ефимкиным В.В. в ФНС России после истечения срока ее подачи, установленного Законом N 129-ФЗ. Жалоба N 1 не содержала ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу данной жалобы.
Федеральной налоговой службой 27.02.2020 и 10.03.2020 (вх. N 060362/В и вх. N 029377/В соответственно) получены жалоба Конкурсного управляющего от 27.02.2020 N 11 на решение Инспекции, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена Запись от 24.10.2019, с приложением заявления данного лица о восстановлении срока на подачу указанной жалобы (Жалоба N 11), а также направленная письмом Заявителя от 10.03.2020 N 2 аналогичная Жалобе N 11 жалоба Ефимкина В.В.
ФНС России в ответ на Жалобы Конкурсному управляющему направлено письмо от 19.03.2020 N КЧ-4-9/4754, из которого следует, что у Федеральной налоговой службы отсутствуют основания для рассмотрения Жалоб Заявителя по существу, поскольку в силу пункта 3 статьи 25.5 Закона N 129-ФЗ Решение N КЧ-4-9/1952@, принятое по Жалобе N 1 идентичной Жалобам, является препятствием для обращения Ефимкина В.В. с Жалобами (Письмо N КЧ-4-9/4754@).
ФНС России письмом от 07.04.2020 N КЧ-4-9/5842@, направленным Конкурсному управляющему в ответ на заявление данного лица от 26.03.2020 N 3 (вх. N 092978/В от 26.03.2020) о восстановлении срока на подачу жалобы на решение Инспекции, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена Запись от 24.10.2019, Ефимкину В.В. сообщено о Решении N КЧ-4-9/4754@ и Письме N КЧ-4-9/4754@, а также указано на нарушение заявителем установленного пунктом 3 статьи 25.3 Закона N 129-ФЗ порядка представления ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы, в соответствии с которым заявление данного ходатайства осуществляется одновременно с представлением такой жалобы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных обществом требований, посчитал, что оспариваемое решение налогового органа не нарушает права и законные интересы заявителя.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации в силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ, Закон о регистрации) состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указанного федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ определено, что записи вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Порядок обжалования решения регистрирующего органа о государственной регистрации установлен главой VIII. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 Закона N 129-ФЗ, путем подачи жалобы в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ.
Абзацем первым пункта 2 статьи 25.3 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что жалоба может быть подана в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 Закона N 129-ФЗ, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, если иное не предусмотрено Законом N 129-ФЗ.
В силу пункта 3 статьи 25.3 Закона N 129-ФЗ в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, восстанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона N 129-ФЗ.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 25.5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьёй 2 Закона N 129-ФЗ, оставляет жалобу без рассмотрения, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного Законом N 129-ФЗ, и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25.5 Закона N 129-ФЗ оставление жалобы без рассмотрения по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 1 статьи 25.5 Закона N 129-ФЗ, препятствует повторному обращению лица с жалобой.
Из материалов дела следует, что Конкурсный управляющий АО "Торговая сеть "Аптечка" 30.01.2020 обратился в ФНС России с жалобой, согласно которой заявитель просил:
1. Признать недействительным решение МИФНС России N 17 по Иркутской области о внесении записи Единый государственный реестр юридических лиц N 2193850625703 от 24.10.2019 г. в отношении лица АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (ИНН 5074114509; ОГРН 1105074004331);
2. Исключить из ЕГРЮЛ запись от 24.10.2019 г. за государственным регистрационным номером N 2193850625703 о внесении изменений в адресе юридического лица;
3. Восстановить в ЕГРЮЛ запись No2185074184546 от 13.05.2018 г. в отношении АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (ИНН 5074114509; ОГРН 1105074004331).
Таким образом, решение МИФНС России N 17 по Иркутской области о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц N 2193850625703 принято налоговым органом 24.10.2019, жалоба заявителем на указанное решение направлена в налоговый орган 30.01.2020, что не оспаривается сторонами и следует из материалов дела, в то время как срок на её подачу, истек 24.01.2020.
Фактически, с учетом выходных дней, заявителем пропущен срок подачи жалобы на 3 дня, что, по мнению апелляционного суда, является незначительным, учитывая, что в жалобе содержалась информация о том, что конкурсный управляющий АО "Торговая сеть "Аптечка" Ефимкин В.В. узнал о нарушении своих прав и законных интересов оспариваемым решением после получения документов, послуживших основанием для смены юридического адреса. При этом, заявителем указано, что негативные последствия внесения записи о смене адреса АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (прежний адрес Московская область, новый адрес Иркутская область) отразились на правах АО "Торговая сеть "Аптечка" как кредитора АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ", учитывая, что в производстве Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-89740/17 между АО "ТС "Аптечка" и АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" признаны недействительными сделки и применении последствии недействительности в виде взыскания с АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" в пользу АО "ТС "АПТЕЧКА" денежных средств в общем размере 5 371 555 000 руб.
Учитывая фактические обстоятельства дела, сущность жалобы, указание заявителем на причины пропуска срока жалобы, незначительный пропуск срока (3 дня), налоговому органу, как органу исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, а также обеспечивающий представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, в данном случае, применительно к конкретным обстоятельствам, необходимо было восстановить пропущенный заявителем срок обжалования, рассмотрев жалобу по существу.
Между тем, в адрес заявителя было направлено решение по жалобе N КЧ-4-9/1952а от 07.02.2020, согласно которому налоговый орган установил отсутствие доказательств того, что заявителю стало известно об оспариваемой записи позднее срока ее внесения в ЕГРЮЛ, и, как следствие пропустил срок на обжалование записи в ЕГРЮЛ.
Кроме того, заявителем 27.02.2020 была подана повторная жалоба в ФНС России.
В ответ на жалобу было получено письмо из ФНС России от 19.03.2020 в соответствии с которым налоговый орган сообщил о невозможности рассмотрения жалобы Ефимкина В. В. по существу.
В качестве обоснования, налоговый орган сослался, что ранее была подана идентичная жалоба от 30.01.2020 вх. N 029377/В.
Решением ФНС России от 07.02.2020 г. N КЧ-4-9/1952 жалоба Ефимкина В.В. была оставлена без рассмотрения по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 1 статьи 25.5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
К жалобе от 27.02.2020 в составе Приложения N 1 заявителем приобщено Заявление о восстановлении пропущенного срока с приложением соответствующих документов, что подтверждается отметкой налогового органа о принятии Жалобы с приложениями.
При этом, конкурсный управляющий просил восстановить срок для подачи жалобы в связи с наличием следующих обстоятельств:
Конкурсным управляющим АО "Торговая сеть "Аптечка" были поданы заявления о признании недействительными сделок с АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ", а именно:
* сделки по списанию с расчетного счета должника АО "Торговая сеть "Аптечка" денежных средств в пользу АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (ИНН 5074114509; ОГРН 1105074004331), 1) с назначением платежей "Возврат по договору займа от 18.01.2016 N 18/01" в общей сумме 456 805 000 руб. в счет погашения займа;
* сделки по списанию с расчетного счета должника АО "Торговая сеть "Аптечка" N 40702810838040023931, открытого в ПАО Сбербанк, денежных средств в пользу АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (ИНН 5074114509; ОГРН 1105074004331) с назначением платежей "Оплата по дог. б/н" за период с 05.11.2014 по 06.11.2014 в общей сумме 3 834 500 000 руб.;
* сделки по списанию с расчетного счета должника АО "Торговая сеть "Аптечка" денежных средств в пользу АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (ИНН 5074114509; ОГРН 1105074004331) с назначением платежей "Предоставление займа по договору 0103/12" в общей сумме 1 080 250 000 руб.
Таким образом, смена адреса АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" в другой регион (Иркутская область, ранее - Московская область) была произведена в ходе рассмотрения споров (дело о банкротстве А40-89740/2017 в отношении АО "Торговая сеть "Аптечка") по взысканию с АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" денежных средств в крупном размере, что указывает на недобросовестный характер поведения юридического лица и цель избежания исполнения судебного акта по результатам рассмотрения сделок.
Определением Арбитражного суда г. Москвы (резолютивная часть объявлена от 21.02.2020) по делу N А40-89740/17-18-129 "Б" было удовлетворено заявление конкурсного управляющего о признании недействительными следующих сделок, а именно:
1. Признаны недействительными сделки по списанию с расчетного счета должника АО "Торговая сеть "Аптечка" N 40702810038000083685, открытого в ПАО Сбербанк, денежных средств в пользу АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" с назначением платежей "Возврат по договору займа от 18.01.2016 N18/01" за период с 01.02.2016 г. по 07.11.2016 г. в общей сумме 77 955 000 руб. в счет погашения займа.
1.2 Признаны недействительными сделки по списанию с расчетного счета должника АО "Торговая сеть "Аптечка" с расчетного счета должника АО "Торговая сеть "Аптечка" N N 40702810700760001119, открытого в ПАО "Московский кредитный банк", денежных средств в пользу АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" с назначением платежей "Возврат по договору займа от 18.01.2016 N18/01" за период с 29.01.2016 г. по 27.05.2016 г. в общей сумме 378 850 000 руб. в счет погашения займа.
Применены последствия недействительности сделки в виде взыскания с АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (ИНН 5074114509; ОГРН 1105074004331) в пользу должника АО "Торговая сеть "Аптечка" 456 805 000,00 руб.
Между тем, АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" не уведомляло АО "Торговая сеть "Аптечка" о предстоящем изменении адреса как своего контрагента.
Конкурсный управляющий АО "Торговая сеть "Аптечка" Ефимкин В.В. узнал о нарушении своих прав и законных интересов оспариваемым решением после получения документов, послуживших основанием для смены юридического адреса.
Таким образом, конкурсный управляющий о фактической смене адреса юридического лица узнал в ходе рассмотрения спора о признании сделок недействительными.
Кроме того, в рамках исполнения своих обязанностей конкурсным управляющим в МИФНС России N 17 по Иркутской области был направлен запрос документов, представленных АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" в налоговый орган в целях внесения изменений в ЕГРЮЛ относительно места нахождения организации, в том числе:
* Заявление по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в котором указано новое место нахождения;
* Расписка в получении документов от АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" с указанием перечня приложений к Заявлению по форме N Р13001;
* Устав общества со всеми изменениями (надлежащим образом заверенная копия);
* Решение единственного акционера АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" об изменении места нахождения общества;
* Квитанция об уплате государственной пошлины;
* Документы, подтверждающие право собственности на помещение по адресу:664002, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Волгоградская, д. 63, кв. 28;
* Согласие собственника помещения;
* Договор аренды помещения;
* Сведения о представителе заявителя, подавшем документы о смене адреса от имени АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ", копия доверенности представителя;
* Иные документы, которые были приложены к заявлению АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" о смене адреса юридического лица.
Ответ на запрос конкурсного управляющего поступил 06.02.2020, соответственно, возможность обратиться с жалобой на внесение соответствующих сведений появилась только после фактического получения документов от налогового органа.
При этом, документы, послужившие основанием для смены юридического лица у заявителя отсутствовали.
Обращение АО "Торговая сеть "Аптечка" с жалобой до получения данных документов, являлось бы преждевременным.
Учитывая изложенное, срок для подачи жалобы подлежал восстановлению в связи с установлением недобросовестного поведения АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" при рассмотрении заявлений о признании сделок недействительными, а также с учетом даты получения конкурсным управляющим АО "Торговая сеть "Аптечка" документов по смене адреса юридического лица.
При анализе материалов дела апелляционным судом установлено, что, смена адреса АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" не соответствует действительности, фактически АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" по указанному адресу не находится, деятельность не осуществляет.
Фактически действия АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" по смене адреса были осуществлены с противоправной целью затруднения исполнения судебных актов о взыскании с АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" денежных средств в пользу АО "Торговая сеть "Аптечка".
Как указывалось выше, в ходе исполнения своих обязанностей конкурсным управляющим АО "Торговая сеть "Аптечка" были поданы в суд заявления о признании недействительными сделок должника с контрагентом АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ", а именно:
1) сделки по списанию с расчетного счета должника АО "Торговая сеть "Аптечка" денежных средств в пользу АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (ИНН 5074114509; ОГРН 1105074004331, адрес: 142155, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ПОДОЛЬСК, УЛИЦА КРАСНАЯ (ЛЬВОВСКИЙ МКР.), 1 ) с назначением платежей "Возврат по договору займа от 18.01.2016 N 18/01" в общей сумме 456 805 000,00 руб. в счет погашения займа.
2) сделки по списанию с расчетного счета должника АО "Торговая сеть "Аптечка" N 40702810838040023931, открытого в ПАО Сбербанк, денежных средств в пользу АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (ИНН 5074114509; ОГРН 1105074004331, адрес: 142155, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ПОДОЛЬСК, УЛИЦА КРАСНАЯ (ЛЬВОВСКИЙ МКР.), 1) с назначением платежей "Оплата по дог. б/н" за период с 05.11.2014 г. по 06.11.2014 г. в общей сумме 3 834 500 000,00 руб.
3) сделки по списанию с расчетного счета должника АО "Торговая сеть "Аптечка" денежных средств в пользу АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (ИНН 5074114509; ОГРН 1105074004331, адрес: 142155, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ПОДОЛЬСК, УЛИЦА КРАСНАЯ (ЛЬВОВСКИЙ МКР.), 1 ) с назначением платежей "Предоставление займа по договору 0103/12" в общей сумме 1 080 250 000,00 руб.
Сведения о подаче вышеуказанных сделок опубликованы в ЕФРСБ от 08.08.2019 N 4042012.
Определением Арбитражного суда г. Москвы (резолютивная часть объявлена от 21.02.2020 г.) по делу N А40-89740/17-18-129 "Б" было удовлетворено заявление конкурсного управляющего о признании недействительными следующих сделок, а именно:
1.1 Признаны недействительными сделки по списанию с расчетного счета должника АО "Торговая сеть "Аптечка" N 40702810038000083685, открытого в ПАО Сбербанк, денежных средств в пользу АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (ИНН 5074114509; ОГРН 1105074004331, адрес: 142155, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ПОДОЛЬСК, УЛИЦА КРАСНАЯ (ЛЬВОВСКИЙ МКР.), 1 ) с назначением платежей "Возврат по договору займа от 18.01.2016 N18/01" за период с 01.02.2016 г. по 07.11.2016 г. в общей сумме 77 955 000 руб. в счет погашения займа.
1.2 Признаны недействительными сделки по списанию с расчетного счета должника АО "Торговая сеть "Аптечка" с расчетного счета должника АО "Торговая сеть "Аптечка" N N 40702810700760001119, открытого в ПАО "Московский кредитный банк", денежных средств в пользу АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (ИНН 5074114509; ОГРН 1105074004331, адрес: 142155, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ПОДОЛЬСК, УЛИЦА КРАСНАЯ (ЛЬВОВСКИЙ МКР.), 1 ) с назначением платежей "Возврат по договору займа от 18.01.2016 N18/01" за период с 29.01.2016 г. по 27.05.2016 г. в общей сумме 378 850 000 руб. в счет погашения займа.
Применены последствия недействительности сделки в виде взыскания с АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (ИНН 5074114509; ОГРН 1105074004331) в пользу должника АО "Торговая сеть "Аптечка" 456 805 000,00 руб.
Таким образом, смена адреса АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" в другой регион (Иркутская область, ранее -Московская область) была произведена в ходе рассмотрения споров (дело о банкротстве А40-89740/2017 в отношении АО "Торговая сеть "Аптечка") по взысканию с АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" денежных средств в крупном размере, что указывает на недобросовестный характер поведения юридического лица и цель избежания исполнения судебного акта по результатам рассмотрения сделок.
В соответствии с п. 2 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ГК РФ), ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В абз.2 п. 2 ст. 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности сведений реестра, в силу которого третьи лица, вступающие в правоотношения с субъектом, вправе полагаться на сведения ЕГРЮЛ как на достоверные. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем.
Отношения, возникающие, в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, определены в п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации.
Согласно подпунктам "а", "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данных Законом необходимых для государственной регистрации документов; при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона (об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому с ним осуществляется связь).
Правовые подходы практики рассмотрения споров между Регистрирующим органом и юридическим лицом, связанных с достоверностью адреса последнего, определены постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - Постановление N 61).
В п. 2 Постановления N 61 разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
О недостоверности таких сведений может, в частности, свидетельствовать то, что адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям единого государственного реестра юридических лиц обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.).
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Из содержания п.1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ следует, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В п. 6 ст. 17 Закона N 129-ФЗ установлено, что к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы. К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица. Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В соответствии с внесенными изменениями об адресе АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" указанное лицо якобы находится по адресу 664002, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Волгоградская, д. 63, квартира 28.
Соответственно, помещение по указанному адресу является жилым.
Согласно п. 2, 3 ст. 288 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В силу п.2 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Основным видом деятельности АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" в соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ является 47.73 Торговля розничная лекарственными средствами с специализированных магазинах (аптеках).
Таким образом, осуществление деятельности АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" по указанному адресу представляется 664002, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Волгоградская, д. 63, квартира 28 затруднительным.
Кроме того, в настоящее время единственным акционером АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (ОГРН 1105074004331, ИНН 5074114509) было принято решение о ликвидации от 30.10.2019. (Сообщение о ликвидации юридического лица было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 46(762) от 20.11.2019 / 560).
Внесение органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица, записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ", влечет в соответствии со ст. 61 ГК РФ прекращение прав и обязанностей юридического лица.
С учетом даты внесения изменений в адресе 24.10.2019, а также последующей даты принятия решения о ликвидации юридического лица (30.10.2019), т.е. спустя неделю, очевидно, что АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" заведомо не намеревалось осуществлять деятельность по новому адресу, а его смена была следствием недобросовестного поведения, злоупотреблением своими правами.
Таким образом, к заявлению АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" о смене адреса применимы разъяснения, содержащиеся в Постановлении 61, предусматривающие отказ в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
Согласно ч. 9 ст.14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной и государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Таким образом, сведения в ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, документы, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную и актуальную информацию.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа.
Так, регистрирующим органом может быть проведен осмотр территории, помещения по заявленному адресу, проведен допрос свидетелей, проверены документы, подтверждающие право собственности по адресу 664002, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Волгоградская, д. 63, квартира 28.
Проведение Инспекцией вышеназванных мероприятий соответствует полномочиям, предусмотренным Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (пункты 5.13, 6.6 предусматривают возможность осуществления проверки деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности; применения предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации).
В силу п.6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 названного закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
При этом п.1, 4 приказа Федеральной налоговой службы России (ФНС России) от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (Приказ N ММВ-7-14/72@) определены основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а именно получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Согласно п. 10 Приказа N ММВ-7-14/72@ мероприятие по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, предусмотренное подпунктом "а" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, проводится в отношении документов и сведений, имеющихся у территориальных органов ФНС России, полученных как при осуществлении полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц, так и при осуществлении иных полномочий в установленной сфере деятельности ФНС России.
В п. 11 Приказа N ММВ-7-14/72@ указано, что мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, предусмотренные подпунктами "б" - "д" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, проводятся регистрирующим органом или по его поручению иными территориальными органами ФНС России.
Согласно п. 14 Приказа N ММВ-7-14/72@ осмотр объекта недвижимости в соответствии с подпунктом "г" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проводится территориальным органом ФНС России, к территории осуществления полномочий которого относится адрес такого объекта недвижимости. Осмотр объекта недвижимости проводится в присутствии 2 понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, в котором отражаются результаты осмотра. Протокол осмотра подписывается должностным лицом территориального органа ФНС России, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в акте осмотра делается отметка.
На формальное произведение смены адреса АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" с противоправной целью (создания искусственных условий для изменения территориальной подсудности) свидетельствуют также следующие обстоятельства:
Отсутствие экономической целесообразности смены адреса юридического лица в условиях нестабильного финансового состояния АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ".
В отношении АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" имеются неоконченные исполнительные производства в связи с наличием задолженности перед кредиторами.
Переезд АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" не предполагало дальнейшее ведение хозяйственной деятельности на территории г. Иркутска и Иркутской области, что подтверждается также поведением АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" по принятию им мер по ликвидации юридического лица непосредственно после смены юридического адреса.
Из публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" (часть 1 N 46(762) от 20.11.2019 / 56 следует, что в настоящее время единственным акционером АО "Мособлформация" (ОГРН 1105074004331, ИНН 5074114509) было принято решение о ликвидации от 30.10.2019.
В то же время, как указывалось выше, внесение органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица, записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ", влечет в соответствии со ст. 61 ГК РФ прекращение прав и обязанностей юридического лица.
Таким образом, поведение руководства АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" по смене юридического адреса (даты внесения в ЕГРЮЛ изменений в адресе 24.10.2019), а также последующее незамедлительное принятие решения о ликвидации (30.10.2019) свидетельствует об отсутствии у АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" намерений осуществлять деятельность по новому адресу.
Имущество должника находится на территории г. Москвы и Московской области, банковские счета также открыты в пределах г. Москвы и Московской области.
Наличие счетов в г. Москве предполагает осуществление деятельности на территории г. Москвы и Московской области.
Деятельность АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" на протяжении всего периода существования осуществлялась преимущественно на территории г. Москвы и Московской области.
Основным видом деятельности должника является (код деятельности 47.73) Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).
При этом следует отметить, что преимущественно структурные подразделения должника расположены в г. Москва и Московской области.
Кроме того, должник неоднократно был участником государственных закупок по поставке лекарственных препаратов на территории г. Москвы и Московской области.
В основном заказчиками выступали Государственные бюджетные учреждения Здравоохранения Московской области.
Напротив, деятельность на территории г. Иркутска и Иркутской области на настоящий момент АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" не осуществляется.
Кредиторы АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" также находятся в г. Москве и Московской области, где осуществлялась деятельность должника.
АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ", осуществляя свою деятельность на территории г. Москвы и Московской области, имеет преимущественно контрагентов в данном регионе.
Возможные кредиторы АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" в связи с неисполнением обязательств находятся также в г. Москве и Московской области.
Данный довод подтверждается сведениями о наличии исполнительных производств на территории Московской области в отношении АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ".
Так, согласно сведениям о наличии исполнительных производств в отношении АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" следует, что в Подольском районном отделе судебных приставов (Московская область) в отношении должника имеются неоконченные исполнительные производства.
В силу ст. 28 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по лицо, участвующее в исполнительном производстве, обязано сообщать в подразделение судебных приставов о перемене своего адреса во время ведения исполнительного производства.
Так, 30 октября 2019 г. в отношении должника были возбуждены следующие исполнительные производства на территории Московской области:
1) Исполнительное производство N 119797/19/50026-ИП (возбуждено 05.11.2019 г.) по взысканию налогов и сборов в Одинцовском РОСП (Московская область);
2) Исполнительное производство N 176680/19/50032-ИП (возбуждено 01.11.2019) по взысканию задолженности по платежам за газ, тепло и электроэнергию в Подольском РОСП (Московская область).
Факт возбуждения исполнительных производств после смены адреса, свидетельствует о неисполнении АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" ст. 28 Закона об исполнительном производстве обязанности по извещению приставов-исполнителей о предстоящей смене адреса, а также отсутствии такой информации у взыскателей.
Действия АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" свидетельствуют об уклонении данного лица об извещении своих кредиторов, в том числе, выступающих в качестве взыскателей по исполнительному производству, о своем переезде, намерении избежать взыскания задолженности.
Соответственно, АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ", формально зарегистрированное в г. Иркутске, фактически продолжает осуществлять свою деятельность на территории г. Москвы и Московской области, которая является центром экономических интересов лица, основным местом его деятельности.
Указанная совокупность обстоятельств, свидетельствует о формальном изменении адреса (с г. Москвы и Московской области на г. Иркутск) в отсутствие фактического осуществления деятельности в г. Иркутск и Иркутской области, преследовании противоправной цели затруднения инициирования и ведения процедуры банкротства, злоупотребление правом со стороны должника.
Учитывая изложенное в совокупности, поскольку, апелляционным судом установлено, что налоговым органом неправомерно не восстановлен срок обжалования, жалоба общества по существу не рассмотрена, фактически решение об оставлении жалобы заявителя без рассмотрения сделало невозможным оспаривание записи в ЕГРЮЛ в отношении месторасположения АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ", указанное решение нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, подлежит отмене.
По делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений обращение в арбитражный суд осуществляется в форме заявления, в котором, в силу пункта 4 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно быть сформулировано исковое требование, вытекающее из спорного материального правоотношения (предмет иска), а в соответствии с пунктом 5 этой части исковое заявление должно содержать фактическое обоснование заявленного требования (обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования, то есть основания иска).
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов.
Из конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности следует, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются по инициативе непосредственных участников спорного правоотношения, предусматривая свободу распоряжения лицами, участвующими в деле, принадлежащими им субъективными материальными правами и процессуальными средствами их защиты.
Правила принципа диспозитивности применительно к производству в арбитражном суде распространяется и на процессуальные отношения, возникающие в связи с выбором лица, обратившегося в арбитражный суд, способа защиты своих прав.
Из апелляционной жалобы следует, что заявитель обратился в суд первой инстанции с заявлением к налоговому органу содержащее следующие требования:
1. Признать недействительным решение ФНС России от 19.03.2020 N КЧ-Ч-9/4754 об отсутствии оснований для рассмотрения жалобы конкурсного управляющего АО "Торговая сеть "Аптечка" Ефимкина В.В. по существу.
2. Признать недействительным решение МИФНС России N 17 по Иркутской области о внесении записи Единый государственный реестр юридических лиц N 2193850625703 от 24.10.2019 в отношении лица АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (ИНН 5074114509; ОГРН 1105074004331);
3. Обязать МИФНС России N 17 по Иркутской области исключить из ЕГРЮЛ запись от 24.10.2019 за государственным регистрационным номером N 2193850625703 о внесении изменений в адресе юридического лица;
4. Обязать МИФНС России N 17 по Иркутской области восстановить в ЕГРЮЛ запись N 2185074184546 от 13.05.2018 в отношении АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (ИНН 5074114509; ОГРН 1105074004331).
Между тем, согласно просительной части заявления (л.д. 16), заявитель просит только признать недействительным решение ФНС России от 19.03.2020 N КЧ-Ч-9/4754 об отсутствии оснований для рассмотрения жалобы конкурсного управляющего АО "Торговая сеть "Аптечка" Ефимкина В.В. по существу. Иные требования заявление не содержит. Из материалов дела не усматривается, что обществом были заявлены какие-либо уточнения заявления в порядке ст. 49 АПК РФ.
Заявитель самостоятельно определяет объем своих требований, и суд не вправе выходить за рамки заявленного предмета заявленных требований (ст. ст. 4, 36, 37, 49, 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что вышеуказанные обществом требования (признать недействительным решение МИФНС России N 17 по Иркутской области о внесении записи Единый государственный реестр юридических лиц N 2193850625703 от 24.10.2019 в отношении лица АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (ИНН 5074114509; ОГРН 1105074004331); обязать МИФНС России N 17 по Иркутской области исключить из ЕГРЮЛ запись от 24.10.2019 за государственным регистрационным номером N 2193850625703 о внесении изменений в адресе юридического лица; обязать МИФНС России N 17 по Иркутской области восстановить в ЕГРЮЛ запись N 2185074184546 от 13.05.2018 в отношении АО "МОСОБЛФАРМАЦИЯ" (ИНН 5074114509; ОГРН 1105074004331), не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и налогового органа, у апелляционного суда отсутствуют правовые основания для рассмотрения указанных требований.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, приходит к выводу о том, что требования заявителя о признании недействительным решение ФНС России от 19.03.2020 N КЧ-Ч-9/4754 об отсутствии оснований для рассмотрения жалобы конкурсного управляющего АО "Торговая сеть "Аптечка" Ефимкина В.В. по существу, подлежат удовлетворению, учитывая, что как указывалось выше, оспариваемое решение является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя. При таких обстоятельствах налоговый орган обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в установленном законом порядке, рассмотрев жалобу заявителя по существу.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2020 по делу N А40-74671/20 отменить.
Признать недействительным решение Федеральной налоговой службы от 19.03.2020 N КЧ-Ч-9/4754 об отсутствии оснований для рассмотрения жалобы конкурсного управляющего АО "Торговая сеть "Аптечка" Ефимкина В.В. по существу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-74671/2020
Истец: АО ТОРГОВАЯ СЕТЬ АПТЕЧКА
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА