г. Саратов |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А12-8272/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" декабря 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей Т. В. Волковой, Л. Ю. Луевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. А. Пугачёвой,
при участии в судебном заседании:
от Администрации Волгограда представитель Т. А. Ряховская, действующая на основании доверенности от 26.09.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета строительства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 сентября 2020 года по делу N А12-8272/2020
по иску Комитета строительства Волгоградской области (ОГРН 1113460005251, ИНН 3445118595)
к Администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета
спора: Комитет финансов Волгоградской области (ОГРН 1063444006922, ИНН 3444130624), Комитет по строительству Администрации Волгограда (ОГРН 1053444086266, ИНН 3444126000), Департамент финансов Администрации Волгограда (ОГРН 1023403440675, ИНН 3444056709)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратился Комитет строительства Волгоградской области (далее - Комитет, истец) с исковым заявлением к Администрации Волгограда (далее - Администрация, ответчик) о взыскании субсидии в размере 10 071 126,41 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 сентября 2020 года по делу N А12-8272/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что выделенные Администрации Волгограда денежные средства в виде субсидий использовались неэффективно, недостижение установленного показателя результативности допущено по вине ответчика. Кроме того, по мнению заявителя, судом первой инстанции сделан ошибочный вывод относительно неверно рассчитанной суммы средств, подлежащей возврату в областной бюджет.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что оспариваемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом отзыва на неё, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочного представителя ответчика, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16.03.2018 между Комитетом строительства Волгоградской области и Администрацией Волгограда заключено соглашение N 18701000-1-2018-001 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Волгограда на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства.
Соглашение было заключено в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства, которые осуществляются из местных бюджетов, утвержденным постановлением администрации Волгоградской области от 12.03.2018 N 111-п.
Предметом соглашения является предоставление из бюджета Волгоградской области в 2018 году бюджету городского округа город-герой Волгоград субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках приоритетного проекта "Ипотека и арендное жилье" в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных комитету как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов РФ: 0701/0503 5950R0210 522.
Согласно пункту 1.2 соглашения и приложения N 1 предоставление субсидии осуществляется в целях софинансирования строительства муниципалитетом следующих объектов:
- объектов социальной и транспортной инфраструктуры в рамках жилой застройки в комплексе с объектами жилищно-коммунальной и общественно-деловой инфраструктуры по улице Родниковой в Советском районе г. Волгограда (строительство участка дороги в границах от ул. им. Добрушина до ул. им. Тюленева в ЖК "Долина-1" в Советском районе г. Волгограда);
- объектов социальной и транспортной инфраструктуры в рамках жилой застройки в комплексе с объектами жилищно-коммунальной и общественно-деловой инфраструктуры по улице Родниковой в Советском районе г. Волгограда (строительство дошкольного образовательного учреждения на 245 мест в жилом районе "Родниковая Долина" в Советском районе г. Волгограда);
- объектов социальной инфраструктуры в рамках проекта комплексного освоения территории "Санаторный" (строительство дошкольного образовательного учреждения по ул. Санаторной в Кировском районе Волгограда).
Пунктом 3.2 соглашения установлены условия предоставления субсидии: достижение муниципалитетом до 31 декабря текущего финансового года планового значения целевого показателя результативности использования субсидии.
Приложением N 2 к соглашению определен показатель результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия - ввод жилья. Для объектов социальной и транспортной инфраструктуры в рамках жилой застройки в комплексе с объектами жилищно-коммунальной и общественно-деловой инфраструктуры по улице Родниковой в Советском районе г. Волгограда названный показатель установлен на уровне 20 тысяч квадратных метров общей площади для каждого объекта. Для объектов социальной инфраструктуры в рамках проекта комплексного освоения территории "Санаторный" на уровне 55 тысяч квадратных метров общей площади.
В соответствии с пунктом 4.3 соглашения Администрация обязалась обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии, установленных пунктом 3.2 соглашения; обеспечивать исполнение требований Комитета по возврату средств в бюджет Волгоградской области в соответствии с порядком; обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с приложением N 2 к соглашению.
27.11.2018 дополнительным соглашением N 18701000-1-2018-001/2 вышеуказанное соглашение было расторгнуто.
27.11.2018 между теми же лицами заключено новое соглашение N 18701000-1-2018-009 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Волгограда на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства. Предмет соглашения, его условия и основания заключения аналогичны расторгнутому соглашению.
Во исполнение условий соглашения Комитетом в 2018 году предоставлены субсидия в размере:
- 139 049 666,60 руб. на строительство объектов социально и транспортной инфраструктуры в рамках жилой застройки в комплексе с объектами жилищно-коммунальной и общественно-деловой инфраструктуры по ул. Родниковой в Советском районе г. Волгограда (строительство участка дороги в границах от ул. им. Добрушина до ул. им. Тюленева в ЖК "Долина-1" в Советском районе г. Волгограда);
- 244 349 310,05 руб. на строительство объектов социальной инфраструктуры в рамках проекта комплексного освоения территории "Санаторный" (строительство дошкольного образовательного учреждения по ул. Санаторной в Кировском районе Волгограда).
В соответствии с пунктом 4.3.8 соглашения Администрацией предоставлены отчеты о достижении значений показателей результативности, согласно которым по состоянию на 01.01.2019 Администраций достигнуты следующие показатели результативности:
- по объектам социальной и транспортной инфраструктуры в рамках жилой застройки в комплексе с объектами жилищно-коммунальной и общественно-деловой инфраструктуры по ул. Родниковой в Советском районе г. Волгограда достигнут показатель 18,95 тыс. кв. м общей площади для каждого объекта, что на 5,25% меньше предусмотренного соглашением;
- по объектам социальной инфраструктуры в рамках проекта комплексного освоения территории "Санаторный" достигнут показатель 9,83 тыс. кв. м общей площади, что на 82,13 % меньше предусмотренного соглашением.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Из положений статей 1, 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что бюджетные правоотношения, в том числе по исполнению бюджета и контролю за его исполнением, регулируются бюджетным законодательством.
Согласно статье 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями этого Кодекса.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств (статья 162 БК РФ), то есть в настоящем деле на Администрацию.
В рассматриваемом случае цели и условия предоставления и расходования субсидии, предоставленной муниципальному образованию городской округ город-герой Волгоград, определены постановлением Администрации Волгоградской области от 12.03.2018 N 111-п "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства, которые осуществляются из местных бюджетов" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка, субсидии предоставляются в целях реализации проектов по развитий территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья, которые включены в государственную программу Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области", утвержденную постановлением Администрации Волгоградской области от 08.02.2016 N 46-п, в рамках приоритетного проекта "Ипотека и арендное жилье" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности и расходуются муниципальными образованиями Волгоградской области:
- на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры (дошкольных учреждений, образовательных учреждений и учреждений здравоохранения) в рамках реализации проектов развития территорий;
- на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог в рамках реализации проектов развития территорий.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, условиями предоставления субсидий являются в том числе достижение муниципальным образованием до 31 декабря текущего финансового года плановых значений целевых показателей результативности использования субсидии.
Таким образом, целью установления показателей результативности использования средств субсидии является повышение эффективности их использования.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что мероприятия по строительству предусмотренных соглашением объектов социальной и транспортной инфраструктуры выполнены муниципальным образованием в установленные сроки, средства предоставленной субсидии освоены в полном объеме.
Практически все объекты социальной и транспортной инфраструктуры введены в эксплуатацию своевременно (более половины объектов - задолго до окончания финансового года), что свидетельствует о высокой степени эффективности использования бюджетных средств.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Комитетом строительства Волгоградской области не представлено доказательств относительно неэффективного использования выделенных Администрации Волгограда денежные средства в виде субсидий, а также вины ответчика в недостижении установленного показателя результативности.
Ссылку истца на письмо от 07.05.2019 N 36-07-08/3547 апелляционная коллегия отклоняет.
В указанном письме Комитет строительства Волгоградской области уведомил Администрацию Волгограда о применении к бюджету Волгограда мер ответственности в виде возврата в срок до 01.06.2019 в областной бюджет средств в сумме 10 721 272,20 руб.
Кроме того, в данном письме апеллянт обращает внимание на необходимость взыскания средств с подрядных организаций - ООО "Родниковая долина" и ООО "Стройсервис", в соответствии с заключенными трехсторонними соглашениями от 21.05.2018 N 7 и N 8 о порядке взаимодействия при предоставлении субсидии.
Администрация Волгограда, учитывая, что основанием для применения мер ответственности послужило недостижение значений показателей результативности использования субсидий, предъявила застройщикам требования о перечислении в Комитет по строительству Администрации Волгограда 650 145,80 руб. и 10 071 126,41 руб. соответственно.
Как указывает ответчик, ООО "Родниковая долина" в добровольном порядке перечислило средства в размере 650 145,80 руб., которые впоследствии были возвращены в областной бюджет.
Между тем, требование к ООО "Стройсервис" о возмещении убытков добровольно удовлетворено не было, в связи с чем Администрация Волгограда обратилась в суд. Общество сослалось на выполнение принятых обязательств в полном объеме,
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.10.2019 по делу N А12-22284/2019 отказано в удовлетворении исковых требований Администрации Волгограда к ООО "Стройсервис" о взыскании убытков в размере 10 071 126,41 руб. в связи с ненадлежащим исполнением обязательств.
Как верно указал суд первой инстанции, показатель результативности использования средств субсидий по объему ввода жилья в эксплуатацию не мог быть достигнут Администрацией Волгограда, поскольку не зависел от ее действий.
Апелляционная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции, со ссылкой на пункт 21 Порядка, относительно неверно рассчитанной суммы средств в размере 10 721 272,20 руб., подлежащей возврату в областной бюджет. Данный вывод нашёл отражение в обжалуемом судебном акте, ввиду чего отклоняются доводы Комитета об обратном. Недостижение установленного значения показателя результативности допущено только по двум направлениям расходов, следовательно, расчет объема возврата должен производиться исходя из размеров субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования по соответствующим направлениям.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал Комитету строительства Волгоградской области в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 сентября 2020 года по делу N А12-8272/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
Т. В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8272/2020
Истец: КОМИТЕТ СТРОИТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, КОМИТЕТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, КОМИТЕТ ФИНАНСОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Арбитражный суд Волгоградской области