Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 9 марта 2021 г. N Ф09-813/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А76-5615/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Костина В.Ю., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭСКОМ-СПб" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.10.2020 по делу N А76-5615/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ЭСКОМ-СПб" - Моисеенко В.В. (доверенность от 11.09.2020, диплом),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Кулезнева Е.В. (доверенность от 14.01.2020, диплом),
государственного казенного учреждения Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" - Паровик А.А. (доверенность от 29.04.2020, диплом), Пичугова Т.В. (доверенность от 29.04.2020, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "ЭСКОМ-СПб" (далее - заявитель, ООО "ЭСКОМ-СПб") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Челябинское УФАС России, антимонопольный орган,) от 16.12.2019 N 074/06/105-2517/2019.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" (далее - ГБУЗ "ЧОКБ", третье лицо); государственное казенное учреждение Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" (далее - ГКУ "Центр закупок в сфере здравоохранения", третье лицо); общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - ООО "РТС-Тендер", третье лицо).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ЭСКОМ-СПб" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает на неверный вывод суда первой инстанции о допустимости указания при описании объекта закупки - лекарственного препарата - требования к форме впуска (упаковке) лекарственного препарата, поскольку объектом закупки является лекарственный препарат, а не упаковка. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1380) установлена недопустимость указания формы выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата. Заказчиком не представлено доказательства невозможности иного описания предмета закупки, кроме как указания требования к его упаковке. Требования к упаковке не являются требованиями к лекарственному препарату. Судом первой инстанции неверно установлена необходимость описания требований к упаковке, которые предполагают хранение тары с плоским устойчивым дном. Установлением заказчиком дополнительных требований к упаковке, обязательность которых не предусмотрена действующим законодательством, ограничивает круг потенциальных участников закупки, которые могли бы предложить аналогичный товар соответствующего качества по более низкой цене. Полагает, что документация составлена под определенных поставщиков.
В отзыве ГКУ "Центр закупок в сфере здравоохранения" указывало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 04.12.2019 в адрес Челябинского УФАС России поступила жалоба ООО "ЭСКОМ-СПб" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата Натрия хлорид (извещение N 0869200000219003870) (далее - аукцион).
В качестве основания обращения указано, что заказчиком в аукционной документации установлены требования к закупаемому лекарственному препарату с нарушением положений Постановления N 1380.
Согласно представленным в материалы настоящего дела документам заказчик, уполномоченный орган 26.11.2019 объявили о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке (т. 1 л.д. 139-141).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 028 750 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 04.12.2019 в 10:00.
Предметом настоящей закупки является поставка лекарственного препарата - натрия хлорид.
По мнению заявителя, заказчиком в аукционной документации были установлены требования к закупаемому лекарственному препарату с нарушением положений Постановления N 1380.
При рассмотрении материалов настоящего дела судом установлено, что аукцион в электронной форме N ЭА-3760/2019 проводился в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ). Объектом данного аукциона является поставка лекарственного препарата - натрия хлорид (пункт 2.1 информационной карты документации об аукционе в электронной форме, т. 1 л.д. 144-152).
В приложении N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе содержится наименование и описание объекта закупки, в том числе указано следующее (т. 1 л.д. 153).
Мнн |
Дозировка, лекарственная форма |
Ед. изм. |
Количе ство |
Характеристики |
Натрия хлорид
|
раствор для инфузий 0,9%, 250 мл.
|
шт
|
67500
|
Самоспадающийся полимерный флакон (бутылка) без ПВХ, занимающий устойчивое вертикальное положение с двумя отдельными стерильными портами, под которыми находится резиновый диск, каждый из портов изолированно запечатан, при вскрытии одного порта стерильность второго сохраняется. Флакон (бутылка) имеет измерительную шкалу для контроля объема жидкости в течение всей инфузий, подходит к двусторонней канюле для смешивания стерильных растворов, имеется возможность добавления дополнительного объема лекарственных растворов не менее 50 мл. На дне первичной упаковки имеется кольцо для подвешивания. |
Натрия хлорид |
раствор для инфузий 0,9%, 500 мл. |
шт |
81000 |
Самоспадающийся полимерный флакон (бутылка) без ПВХ, занимающий устойчивое вертикальное положение с двумя отдельными стерильными портами, под которыми находится резиновый диск, каждый из портов изолированно запечатан, при вскрытии одного порта стерильность второго сохраняется. Флакон (бутылка) имеет измерительную шкалу для контроля объема жидкости в течение всей инфузий, подходит к двусторонней канюле для смешивания стерильных растворов, имеется возможность добавления дополнительного объема лекарственных растворов не менее 50 мл. На дне первичной упаковки имеется кольцо для подвешивания. |
При этом, заказчиком в соответствии с пунктом 6 Постановления N 1380, в приложении N 1 к информационной карте аукционной документации прописано обоснование необходимости указания дополнительных характеристик к закупаемому лекарственному препарату. Так, приобретаемый препарат предназначен для использования в отделениях реанимации, отделениях, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь и в отделениях, где оказывается медицинская помощь пациентам с орфанными заболеваниями. То есть препарат будет использоваться для разведения дорогостоящих лекарственных средств и лекарственных средств, требующих особых условий и правил введения и т.д.
Как пояснено представителями заказчика, медицинским учреждением при оказании медицинской помощи используются такие препараты как, например, Элизария, Нитроглицерин и др.
Согласно представленным заказчиком, заинтересованным лицом сведениям из государственного реестра лекарственных средств требованиям приложения N 1 к информационной карте аукционной документации соответствуют такие лекарственные препараты как Натрия хлорид-СОЛОфарм (ООО "Гротекс", Россия); Натрия хлорид (ООО "Гематек", Россия); Натрия хлорид (ООО "ИСТ-ФАРМ", Россия); Натрия хлорид Браун (Б.Браун Мельзунген АГ, Германия). Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Также, как установлено материалами дела, на участие в закупке подано шесть заявок. В заявках участниками к поставке предложены различные лекарственные препараты (Натрия хлорид Браун, Натрия хлорид-СОЛОфарм и др.). В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 05.12.2019 участники допущены к участию в аукционе. Участнику с номером заявки 3 отказано аукционной комиссией в допуске к участию в аукционе на основании непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании информации о нарушении требований действующего законодательства в соответствии со статьей 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения заявления ООО "ЭСКОМ-СПб" антимонопольным органом принято решение N 074/06/105-2517/2019, котором доводы жалобы заявителя признаны необоснованными.
Не согласившись с вышеуказанным решением антимонопольного органа, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "ЭСКОМ-СПб" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно статьям 99, 105 Закона о контрактной системе, пункту 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе полномочия по осуществлению контроля в сфере закупок возложены на Федеральную антимонопольную службу, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
На основании части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Таким образом, оспариваемое решение принято в рамках предоставленных антимонопольному органу полномочий.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом. Таким образом, антимонопольный орган должен доказать, что вменяемые организатору торгов действия привели (могли привести) к созданию участнику (участникам) закупки преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд признается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Целями осуществления закупок, среди прочего, являются достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными программами; выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных органов (пункты 1, 3 статьи 13 Закона о контрактной системе).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
При этом, раскрывая в статье 12 Закона о контрактной системе принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, законодатель указал, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Кроме того, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, по смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.
В развитие указанной нормы Постановлением N 1380 утверждены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в частности, согласно подпункту "е" пункта 5 которых при описании объекта закупки не допускается указывать форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.).
В рассматриваемом случае предметом настоящей закупки является поставка натрия хлорида.
В пункте 6 Постановления N 1380 определено, что описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты.
При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Таким образом, как верно отметил суд, заказчику предоставлено право определить характеристики поставляемого товара, которые будут иметь существенное значение для его последующего использования при оказании соответствующего вида государственных услуг, при наличии в аукционной документации обоснования необходимости указания таких характеристик.
Кроме того, в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (пункт 1) также содержит разъяснения о возможности указания в аукционной документации формы выпуска и упаковки лекарственного препарата с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
Так, согласно указанному пункту по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Аналогичное разъяснение содержится и в письме Минздрава России от 14.02.2018 N 418/25-5 "О направлении ответов на часто задаваемые вопросы о лекарственных препаратах для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В рассматриваемом случае аукционная документация содержала обоснование заявленных показателей.
Следовательно, при формировании технического задания заказчиком были определены параметры лекарственного препарата, характеристики его формы выпуска и упаковки с обоснованием необходимости предоставления товара именно в такой форме.
Заказчик, формируя требования к характеристикам товара, определил свои потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся потребности в закупке именно данного вида товара с целью качественного оказания медицинской помощи и исключения дополнительных необоснованных расходов.
В соответствии с пунктом 40 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н (далее - Правила N 706н), хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации, а также с учетом свойств веществ, входящих в их состав.
Государственная фармакопея Российской Федерации XIV издание. Том 1 (далее - фармакопея) устанавливает основные термины и определения, а также правила упаковки и хранения лекарственных препаратов.
В разделе о степени защиты предусмотрено, что в случае реализации лекарственных препаратов только в лечебно-профилактические учреждения допускается использование упаковки "для стационаров", объединяющей установленное количество лекарственных препаратов в первичной упаковке, помещенных в групповую упаковку в соответствии с указаниями фармакопейной статьи или нормативной документации.
Упаковка должна обеспечить сохранение эффективности, качества и безопасности лекарственного средства на всех этапах его обращения: она не должна приводить к потере лекарственного средства, в том числе, посредством диффузии или проникновения лекарственного средства через нее; быть достаточно прочной, чтобы удерживать содержимое при обычном использовании; не изменяться под действием компонентов лекарственного препарата.
Первичная полимерная упаковка для парентеральных растворов представляет собой флакон, бутылку или пакет, помещенный, в установленных случаях, в мешок из пленки полимерной.
По сравнению со стеклянной, полимерная упаковка имеет некоторые преимущества: она небьющаяся, гибкая и легкая, что особенно важно в случае выбора упаковки для парентеральных растворов.
Показатели качества и критерии приемлемости установлены в нормативных документах для конкретных видов упаковки в зависимости от ее назначения и характера упаковываемых лекарственных средств.
Также фармакопеей установлены критерии выбора упаковки: назначение упаковки (первичная, вторичная (потребительская), групповая и т.д.); предназначение упаковываемого лекарственного средства и его количество; свойства фармацевтической субстанции и компонентов лекарственного препарата, включая действующие и вспомогательные вещества, в том числе, растворители; свойства лекарственной формы лекарственного препарата; совместимость каждого элемента первичной упаковки с компонентами лекарственного средства; требуемую степень защиты лекарственного средства от влияния внешних факторов (атмосферных, микробиологических, физических) на всех этапах обращения, включая хранение, транспортирование и реализацию; защитные характеристики упаковочных материалов, тары, укупорочных средств, конструкции упаковки и т.п.; продолжительность хранения лекарственного средства; метод наполнения упаковки; способ маркировки лекарственного средства; удобство использования упаковки лекарственного препарата для потребителя (количество доз, параметры упаковки, способ открывания/закрывания, разборчивость маркировки, способ дозирования и применения лекарственного препарата).
При выборе упаковки для фармацевтических субстанций, предназначенных для производства/изготовления стерильных лекарственных препаратов, необходимо обеспечить их максимальную защиту от микробиологического загрязнения, в установленных случаях - обеспечить стерильность.
Критерии выбора упаковки лекарственных средств и их характеристики свидетельствуют о необходимости оценивать потенциальные риск и пользу от проведения медицинских манипуляций с использованием конкретных видов упаковки лекарственных средств для парентерального применения и действовать в интересах пациентов. Кроме того, в силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 41 Правила N 706н при хранении в шкафах, на стеллажах или полках лекарственные препараты для медицинского применения должны быть размещены этикеткой (маркировкой) наружу.
Таким образом, описание упаковки лекарственного препарата должно учитывать возможности хранения полученного товара заказчиком, в связи с чем нельзя признать также ограничивающим конкуренцию указание на обеспечение хранение тары с плоским устойчивым дном.
Требование определенной формы выпуска и упаковки лекарственного средства в рамках открытого аукциона необходимо заказчикам и в целях совместимости такой упаковки и имеющегося у медицинских учреждений оборудования. Следовательно, указанное выше описание товара обусловлено спецификой лечебного процесса, используемыми технологиями в лечебном процессе, соблюдением требований законодательства. Техническое задание разрабатывалось исходя из потребности лечебных учреждений, с учетом требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), что соответствует действующему законодательству.
Заказчиком в аукционной документации установлены требования к лекарственному препарату с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
Описание характеристик лекарственного препарата отражает требования к закупаемой продукции, соответствует качеству и уровню лечебно-диагностической помощи, оказываемой лечебным учреждением.
Закон N 44-ФЗ устанавливает особые запреты и ограничения только к единственному поставщику, а не единственному производителю. Указанные заказчиком технические характеристики товара позволяют любому лицу (юридическому или физическому) принять участие в аукционе, если это лицо обладает товаром с названными функциональными свойствами и желает принять участие в аукционе.
При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
С учетом изложенного, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы медицинским учреждениям с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Исходя из требований статьи 6 Закона N 44-ФЗ, к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона, с учетом того обстоятельства, что на участие в закупке было подано 6 заявок, что свидетельствует о наличии у отдельных юридических лиц возможности обеспечить заявленные потребности заказчика.
Доказательств наличия объективных оснований, препятствующих заявителю, осуществить закупку лекарственного препарата с указанным в аукционной документации описанием объекта закупки в материалы дела не представлено. При этом, любой участник закупки мог предложить к поставке товары собственного производства либо закупить такие товары у иных участников рынка. Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товары, характеристики которых соответствуют требованиям заказчика, документацией не ограничены. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми заказчику характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.
При таких обстоятельствах, формирование государственным заказчиком аукционной документации с учетом предъявления требований к упаковке лекарственных препаратов, наличия обоснования предъявления требований, наличия иных участников, не может быть признано нарушающим статью 17 Закона о защите конкуренции, а также статью 33 Закона N 44-ФЗ.
В связи с изложенным, судом первой инстанции правомерно установлено отсутствие оснований для признания решения антимонопольного органа недействительным.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.10.2020 по делу N А76-5615/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭСКОМ-СПБ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5615/2020
Истец: ООО "ЭСКОМ-СПб"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ", ООО "РТС-ТЕНДЕР"