г. Владимир |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А43-6221/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Монолит" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24 сентября 2020 года по делу N А43-6221/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (603163, г. Нижний Новгород, Слобода Подновье, ул. Лысогорская, д. 89Д; ОГРН 1085260004664, ИНН 5260221730) о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Нижегородской области в государственной регистрации права собственности ООО "Монолит" на объект недвижимости (сооружения)-внеквартальная хозяйственно-бытовая канализация с кадастровым номером 52:18:0000000:13763, расположенная по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, к жилым домам 1, 2 пускового комплекса по ул.Лысогорская, 89Д, выраженного в уведомлении от 26.12.2019 N50/013/005/2019-715; об обязании Управления Росреестра по Нижегородской области произвести государственную регистрацию права собственности ООО "Монолит" на объект недвижимости (сооружение) -внеквартальную хозяйственно-бытовую канализацию с кадастровым номером 52:18:0000000:13763, расположенную по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, к жилым домам 1, 2 пускового комплекса по ул.Лысогорская, 89Д, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации города Нижнего Новгорода
при участии:
от заявителя - Уваренко Ю.С. на основании доверенности от 01.09.2020 и диплома о высшем юридическом образовании
от ответчика - не явился, извещен;
от третьего лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - заявитель, ООО "Монолит") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по НО) о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Нижегородской области в государственной регистрации права собственности ООО "Монолит" на объект недвижимости (сооружения) - внеквартальная хозяйственно-бытовая канализация с кадастровым номером 52:18:0000000:13763, расположенная по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, к жилым домам 1, 2 пускового комплекса по ул. Лысогорская, 89Д, выраженного в уведомлении от 26.12.2019 N 50/013/005/2019-715; об обязании Управления Росреестра по Нижегородской области произвести государственную регистрацию права собственности ООО "Монолит" на объект недвижимости (сооружение) - внеквартальную хозяйственно-бытовую канализацию с кадастровым номером 52:18:0000000:13763, расположенную по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, к жилым домам 1, 2 пускового комплекса по ул.Лысогорская, 89Д.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация города Нижнего Новгорода (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24 сентября 2020 года заявленные требования удовлетворены, отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 26.12.2019 N 50/013/005/2019-715 в государственной регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью "Монолит" на объект недвижимости - внеквартальную хозяйственно-бытовую канализацию с кадастровым номером 52:18:0000000:13763 расположенную по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, к жилым домам 1,2 пускового комплекса по ул.Лысогорская, 89Д признан незаконным. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Монолит" взысканы расходы по госпошлине в сумме 3 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Монолит" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Нижегородской области от "24" сентября 2020 года по делу N А43-6221/20 изменить. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности ООО "Монолит" в отношении объекта недвижимости сооружения - внеквартальная хозяйственно-бытовая канализация с кадастровым номером 52:18:0000000:13763, расположенную по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, к жилым домам 1,2 пускового комплекса по ул. Лысогорская, 89Д. В остальной части решение суда оставить без изменения.
По мнению заявителя, решение суда является незаконным и необоснованным в части примененной судом первой инстанции правовосстановительной меры. При его вынесении судом были неправильно применены нормы процессуального права, поскольку Заявитель, обращаясь в суд, в качестве способа устранения нарушенного права указывал требование об обязании Управления Росреестра по Нижегородской области произвести государственную регистрацию права собственности ООО "Монолит" в отношении объекта недвижимости сооружения - внеквартальная хозяйственно-бытовая канализация с кадастровым номером 52:18:0000000:13763, расположенную по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, к жилым домам 1,2 пускового комплекса по ул. Лысогорская, 89Д. Суд первой инстанции при вынесении решения обязал Росреестр устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, при этом, не указав конкретные действия, которые должен совершить Росреестр, при этом решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.09.2020 г. по делу N А43-6221/2020 не содержит указания на конкретные действия, которые должны быть произведены с целью устранения нарушений прав заявителя. Заявитель настаивает, что при вынесении решения, должны быть определены конкретные действия, которые нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с соответствующим заявлением, и окончательного урегулирования спорной ситуации, в связи с чем в силу статьи 270 АПК РФ решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм процессуального права.
Так же, не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой ответчик просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24 сентября 2020 года по делу N А43-6221/2020 и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Заявителю в удовлетворении требований в полном объеме.
Ответчик считает, что оспариваемое решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит отмене в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, а именно в связи с нарушением или неправильным применением норм материального права. Ответчик настаивает, что ООО "Монолит" при обращении с заявлением о государственной регистрации не были представлены документы, подтверждающие тот факт, что внутренний диаметр спорного сооружения составляет менее 500 мл и соответственно не была подтверждена возможность применения пункта 12.2 части 1 статьи 29 Закона N 37-3. На момент вынесения оспариваемого уведомления в распоряжении Управления такие документы отсутствовали и поступили в адрес Управления только после вынесения оспариваемого уведомления. Кроме того, Управление указывает, что согласно разделу "Заключение кадастрового инженера" технического плана сооружения от 16.12.2015 (на основании которого осуществлялась постановка на государственный кадастровый учет сооружения), сооружение частично проходит по земельным участкам с кадастровыми номерами 52:18:00060233:18 и 52:18:0000000:168. Вместе с тем, указанные земельные участки на каком-либо праве ООО "Монолит" не принадлежат. При принятии решения об отказе в осуществлении государственной регистрации прав государственный регистратор Управления не имел возможность учитывать содержание технического паспорта, предоставленного ООО "Монолит" с заявлением от 25.12.2019, поскольку указанное заявление было представлено в орган регистрации прав в Московской области. Так, заявление от 25.12.2019 N 50-50/013-50/013/005/2019-3756 с соответствующими документами было загружено в интеграционный шлюз и поступило на модуль диспетчеризации (МДР) Нижегородской области только 26.12.2019 в 17 часов 43 минуты, то есть к тому моменту, когда решение об отказе в осуществлении государственной регистрации прав уже было принято государственным регистратором, в связи с чем, приобщить вышеуказанные документы к заявлению о регистрации от 27.03.2019 N 50- 50/013-50/013/005/2019-715 не представлялось возможным.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, считал решение суда в обжалуемой части подлежащим изменению, поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу ответчика, считает решение суда законным и обоснованным, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой ответчиком части оставить без изменения, апелляционную жалобу управления - без удовлетворения.
В судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьего лица.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Монолит" в рамках реализации решения инвестиционного Совета при Губернаторе Нижегородской области от 25.10.2011 N 6992-76Р-3375 и на основании выданного Администрацией города Нижнего Новгорода разрешения на строительство от 16.05.2012 N RU52303000-27/1052р осуществляло строительство жилого комплекса со встроенно-пристроенными помещениями в слободе Подновье, ул. Лысогорская, 89Д в Нижегородском районе г.Н.Новгорода. 1 очередь строительства, 2 пусковой комплекс на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0060233:259 площадью 26743+/-57 кв.м с разрешенным видом использования: под многоэтажные жилые дома повышенной этажности принадлежащем на праве собственности ООО "Монолит".
Указанный объект построен и введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 02.10.2015.
В ходе строительства указанного жилого комплекса возникла необходимость прокладки инженерных коммуникаций по земельному участку с кадастровым номером 52:18:0060233:18 с разрешенным видом использования "под торговый центр с прилегающей территорией" и переданному на основании договора аренды от 08.12.2009 N 18-1683 иному лицу.
По результатам совещания у заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода по вопросу согласования производства работ по прокладке инженерных коммуникаций в слободе Подновье ООО "Монолит" принято решение об обязании МКУ "Административно-техническая инспекция по благоустройству города Нижнего Новгорода" выдать ООО "Монолит" ордер на производство работ по прокладке инженерных коммуникаций, а арендатору земельного участка обеспечить ООО "Монолит" беспрепятственный доступ для производства работ по прокладке инженерных коммуникаций, оформленное протоколом от 31.01.2013.
В результате проведенных работ ООО "Монолит" построило сооружение - Внеквартальную хозяйственно-бытовую канализацию.
Данный объект поставлен на кадастровый учет 26.02.2016 с присвоением объекту кадастрового номера 52:18:0000000:13763 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учёт объекта недвижимости от 14.01.2016 N 52-0-1- 228/3501/2016-69 и технического плана сооружения от 16.12.2015.
ООО "Монолит" обратилось в Управление с заявлением от 27.03.2019 N 50-50/013- 50/013/005/2019-715 о государственной регистрации права собственности ООО "Монолит" на вышеназванное Сооружение. С указанным заявлением были представлены информационное письмо от 26.03.2019 и сопроводительное письмо от 27.03.2019 N 28/27-03.
В сопроводительном письме от 27.03.2019 N 28/27-03 ООО "Монолит" указало, что в соответствии с данными кадастрового паспорта Сооружения оно является линейным объектом диаметром до 300 мл, и в силу положений пункта 12 статьи 29 Закона Нижегородской области от 08.04.2008 N 37-З на строительство такого объекта не требуется получения разрешения на строительство.
По результатам проведения правовой экспертизы Управлением на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), принято решение о приостановлении государственной регистрации права, формализованное в уведомлении от 04.04.2019 N 50/013/005/2019-715 сроком до 04.07.2019. В качестве оснований для приостановления государственной регистрации Управление указало, на непредставление документов подтверждающих возможность применения положений пункта 12 статьи 29 Закона Нижегородской области от 08.04.2008 N 37-З, в частности указывающих на внутренний диаметр Сооружения. В имеющемся в распоряжении Управления техническом плане Сооружения от 16.12.2015 такие сведения отсутствовали. При этом в техническом плане Сооружения от 16.12.2015 имелась информация о том, что данное Сооружение частично проходит по земельным участкам с кадастровыми номерами 52:18:0060233:18 и 52:18:0000000:168, однако правоустанавливающие документы на указанные земельные участки ООО "Монолит" не представило, а также не представило решение уполномоченного органа о размещении объекта. Кроме того, из анализа технического плана Сооружения от 16.12.2015 Управление установило, что оно имеет наземные части, что исключает возможность применения положений пункта 8 статьи 90 Земельного кодекса РФ предусматривающего возможность не оформлять правоустанавливающие документы на земельный участок в случае размещения на земельном участке подземных объектов трубопроводного транспорта.
ООО "Монолит" обратилось в Управление с заявлением от 29.04.2019 N 50-50/013-50/013/005/2019-1304 о представлении дополнительных документов - информационного письма арендатора земельного участка от 16.10.2009 N 09-61/09-687 о согласии на прокладку инженерных сетей по принадлежащему ему на праве аренды земельному участку при соблюдении ряда условий со стороны ООО "Монолит"; протокола совещания у заместителя главы администрации г. Нижнего Новгорода от 31.01.2013 по вопросу согласования производства работ по прокладке инженерных коммуникаций в слободе Подновье ООО "Монолит"; письма заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода от 28.02.2013 N 03-170/13- ис о невыполнении со стороны арендатора возложенных на него обязательств по обеспечению доступа ООО "Монолит" на земельный участок для производства работ; письма Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 03.03.2013 N 311-05-16-4529/13; план земельного участка от 17.03.2010; технический паспорт Сооружения от 30.07.2015 содержащий сведения о внутреннем диаметре сооружения 500 мл; письмо ООО "Монолит" от 07.03.2013 N 311-05-16-4529/13; письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.03.2016 N 6013-ПК/Д23и; акт итоговой приемки в эксплуатацию объекта капитального строительства от 30.07.2015.
По результатам рассмотрения представленных документов Управлением принято решение об отказе в снятии приостановления, формализованное в уведомлении от 13.05.2019 N 50/013/005/2019-715 и приостановлении государственной регистрации до 04.07.2019. В качестве оснований для приостановления государственной регистрации Управление вновь указало, на непредставление документов подтверждающих возможность применения положений пункта 12 статьи 29 Закона Нижегородской области от 08.04.2008 N 37-З, поскольку из представленного ООО "Монолит" технического паспорта Сооружения от 30.07.2015 следовало, что внутренний диаметр сооружения составляет 500 мл. Также указано на необходимость представления документов подтверждающих законность возведенного сооружения.
ООО "Монолит" в Управление представлено заявление от 26.06.2019 о приостановлении государственной регистрации прав на срок до 26.12.2019.
На основании указанного заявления Управлением принято уведомление от 28.06.2019 N 50/013/005/2019-715 о приостановлении государственной регистрации прав на срок до 26.12.2019.
ООО "Монолит" обратились в Управление с заявлением от 25.12.2019 N 50-50/013- 50/013/005/2019-3756 о представлении дополнительных документов - информационного письма ООО "Монолит" от 24.12.2019 N 138/24-12; технического паспорта Сооружения от 30.07.2015 содержащего сведения о внутреннем диаметре сооружения в размере 300 мл с отметкой АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" о внесении исправлений в части допущенной ранее ошибки в виде неверного указания диаметра в размере 500 мл.
Указанное заявление было представлено в орган регистрации прав в Московской области, что подтверждает, в частности, заключение государственного регистратора Московской области Шворнева В.В. от 26.12.2019 N 50/013/005/2019-3756.
Заявление от 25.12.2019 N 50-50/013-50/013/005/2019-3756 с соответствующими документами было загружено в интеграционный шлюз и поступило на модуль диспетчеризации (МДР) Нижегородской области 26.12.2019 в 17 час. 43 мин.
Однако к этому моменту Управлением уже было принято решение об отказе в осуществлении государственной регистрации прав формализованное в уведомлении от 26.12.2019 N 50/013/005/2019-715 и соответственно данное решение было принято без учета содержания документов представленных ООО "Монолит" 25.12.2019.
Поступившие документы Управление не стало приобщать к заявлению от 27.03.2019 N 50-50/013-50/013/005/2019-715.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленного требования заявитель указывает, что требование регистрирующего органа о необходимости предоставлении разрешения на строительство является незаконным, так как в регистрационное дело были представлены документы, подтверждающие, что внутренний диаметр построенного линейного объекта равен 300 мл, соответственно на строительство такого объекта разрешение на строительство не требуется. Требование регистрирующего органа о необходимости предоставления документа, подтверждающего возможность размещения вышеуказанного линейного объекта на земельном участке незаконно, так как необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения законодательством не предусмотрена.
Признавая решение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что в силу пункта 12.2 части 1 статьи 29 Закона N 37-3 на строительство указанного сооружения получение разрешения на строительство не требовалось, в силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 необходимость представления правоустанавливающих документов на земельные участки занятые Сооружением не требуется, документы представлены заявителем 25.12.2019, то есть своевременно, до указанной в уведомлении о приостановлении даты, документы приняты Росреестром 25.12.2019, что подтверждается сведениями о регистрации, в связи с чем у Управления отсутствовали основания не учитывать дополнительно представленные документы при вынесения оспариваемого уведомления. В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы заявителей апелляционных жалоб, апелляционный суд не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учетами (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Перечень случаев, в которых выдача разрешения на строительство не требуется, установлен частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Так, согласно пункту 5 указанной нормы, выдача разрешения на строительство не требуется в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В свою очередь, пунктом 12.2 части 1 статьи 29 Закона Нижегородской области от 08.04.2008 N 37-3 "Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области" (далее - Закон N 37-3) предусмотрено, что выдача разрешений на строительство не требуется в случае строительства и (или) реконструкции линейных объектов (водоводов) внутренним диаметром до 300 миллиметров включительно от места присоединения к централизованным сетям водоснабжения до объектов капитального строительства либо до другого места присоединения к централизованным сетям водоснабжения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, в случае размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 1 указанного Перечня к таким объектам относятся, в том числе, подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В силу части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 N 213 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области, согласно пункту 2 которого объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения уполномоченного органа и договора о размещении объекта. В этой связи, такой документ может быть представлен заявителем в регистрирующий орган для подтверждения наличия права на использование земельного участка в целях проведения государственной регистрации права собственности на расположенные на нем объекты недвижимости.
Кроме того, статьей 90 Земельного кодекса РФ установлены особенности регулирования земельных отношений под объектами трубопроводного транспорта, к числу которых могут быть отнесены, в частности, такие линейные сооружения как водопроводы, газопроводы, тепловые трассы.
Так, согласно пункту 8 статьи 90 Земельного кодекса РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, в случае, если сооружение имеет характеристики, исключающие необходимость получения разрешения на строительство, государственная регистрация прав на него может осуществляться на основании правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых находятся такие сооружения или документа, подтверждающего возможность их размещения без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Из представленного в материалы дела технического паспорта Сооружения от 30.07.2015 следует, что внутренний диаметр труб объекта составляет 300 мл.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу пункта 12.2 части 1 статьи 29 Закона N 37-3 на строительство указанного сооружения получение разрешения на строительство не требовалось.
Доводы ответчика о необходимости представления правоустанавливающих документов на земельные участки, по которым проходит спорное Сооружение, судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку из технического паспорта Сооружения от 30.07.2015, а также проектной документации на наружные сети водопровода и канализации следует, что внеквартальная хозяйственно-бытовая канализация выполнена посредством подземного вида прокладки, при этом 12 выходящих на поверхность земли контуров данной канализации являются смотровыми колодцами, то есть наземными сооружениями необходимыми для обслуживания подземного Сооружения.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, в силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 необходимость представления правоустанавливающих документов на земельные участки занятые Сооружением не требуется.
При этом в материалы дела представлены документы свидетельствующие о волеизъявлении собственника земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:00060233:18 и 52:18:0000000:168 на размещение на указанных земельных участках спорного Сооружения, в том числе письмо заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода от 28.02.2013 N 03-170/13-ис, протокол совещания у заместителя главы администрации г. Нижнего Новгорода от 31.01.2013, отзыв Администрация города Нижнего Новгорода на заявление.
Доводы Управления относительно представления заявителем дополнительных документов в иное региональное отделение Управления и лишь 25.12.2019 судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены.
Судом устанолвено, что уведомлением Управления Росреестра по Нижегородской области от 28.06.2019 N 50/013/005/2019-715 приостановлена государственная регистрация права собственности на объект с кадастровым номером 52:18:0000000:13763 на срок с 28.06.2019 г. до 26.12.2019 г.
ООО "Монолит" в материалы регистрационного дела (через орган регистрации прав в Московской области) согласно расписке о приеме документов N 50-50/013-50/013/005/2019-3756 от 25.12.2019 г. была представлена надлежаще исправленная копия технического паспорта БТИ от 30.07.2015 г., согласно которой внутренний диаметр построенной канализации составляет 300 миллиметров, о чем 25.12.2019 г. в 10 час 30 мин. в книгу учета входящих документов N 50-50/013-50/013/005/2019 внесена запись N 3756.
При этом, возможность предоставления документов в Росреестр независимо от места нахождения объекта недвижимости предусмотрено п.1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, экстерриториальный принцип подачи документов на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав - это возможность обращаться за регистрацией прав в офис приема-выдачи документов безотносительно места расположения объекта недвижимости. Для оказания услуг по экстерриториальному принципу выделены отдельные офисы в каждом субъекте России. Перечень офисов, в которые можно подать заявление на регистрацию прав на объект недвижимости, расположенный в других регионах, размещен на официальном сайте Росреестра.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что документы были поданы заявителем в Росреестр в установленном законом порядке и в установленный срок, а у Управления отсутствовали основания не учитывать дополнительно представленные документы при вынесения оспариваемого уведомления.
Таким образом, вопреки доводам ответчика, суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал оспариваемое решение не соответствующим закону.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Монолит" также отсутствуют.
Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Принимая во внимание предмет спора и установленные по делу обстоятельства, признание оспариваемых решений уполномоченного органа незаконными и, руководствуясь вышеприведенным положением действующего законодательства, суд первой инстанции возложил на Управление Росреестра по НО обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции находит возможным, не отменяя и не изменяя обжалуемый судебный акт в части, дополнить абзац второй его резолютивной части следующими словами: "путем осуществления государственной регистрации права собственности ООО "Монолит" в отношении объекта недвижимости (сооружения) - внеквартальная хозяйственно-бытовая канализация с кадастровым номером 52:18:0000000:13763, расположенную по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, к жилым домам 1, 2 пускового комплекса по ул. Лысогорская, 89Д.".
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в порядке ст. 104 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24 сентября 2020 года по делу N А43-6221/2020 оставить без изменения, дополнив абзац второй резолютивной части решения следующими словами: "путем осуществления государственной регистрации права собственности ООО "Монолит" в отношении объекта недвижимости (сооружения) -внеквартальная хозяйственно-бытовая канализация с кадастровым номером 52:18:0000000:13763, расположенную по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, к жилым домам 1, 2 пускового комплекса по ул.Лысогорская, 89Д.".
Апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Монолит" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Монолит" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 15.10.2020 N 281.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-6221/2020
Истец: ООО "Монолит "
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация г.Н.Новгорода