г. Москва |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А40-102904/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда О.Г. Головкина, без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Можайское жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 сентября 2020 г. по делу N А40-102904/20, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску Акционерного общества "Мосэнергосбыт" к Обществу с ограниченной ответственностью "Можайское жилищно-коммунальное хозяйство" о взыскании 353 262 руб. 76 коп. по договору от 05.02.2019 г. N 84144508
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мосэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Можайское жилищно-коммунальное хозяйство" 352 100 руб. 83 коп. долга, 1 161 руб. 93 коп. неустойки за просрочку оплаты по договору энергоснабжения от 05.02.2019 г. N 84144508.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.09.2020 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в размере 326 313 руб. 73 коп.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела.
Истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в письменных объяснениях, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, между сторонами заключен договор от 05.02.2019 г. N 84144508, предметом которого является поставка исполнителю коммунальных услуг и обязанности по содержанию общего имущества, электрической энергии на условиях, предусмотренным договором и законодательством.
Адреса поставки указаны в приложении N 1 к договору и включают 334 объекта энергоснабжения.
Истец предоставил ответчику в феврале 2020 г. электроэнергию на ОДН стоимостью 352 100 руб. 83 коп., что подтверждается актом приема-передачи и счетом с расшифровкой начислений, составленным на основании актов снятия показаний приборов учета и отчетов о потребленной электрической энергии бытовыми абонентами.
Доказательств оплаты потребленной электроэнергии ответчиком не представлено.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, законом или договором может быть предусмотрена денежная сумма - неустойка (пеня, штраф), которую должник обязан уплатить кредитору (ст.ст. 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Размер неустойки установлен в абз. 8 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Ответчик, не производя своевременную оплату стоимости потребленной электроэнергии, совершил просрочку исполнения денежного обязательства. За период просрочки оплаты задолженности начислена законная неустойка, расчет которой судом проверен и признан правильным.
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, исковые требования удовлетворены в заявленном истцом размере.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Вопреки доводам жалобы ответчика, расчет потребленной абонентом электрической энергии производился на основе показаний, предоставляемых самим ответчиком через личный кабинет клиента (ЛКК). Подтверждающие документы представлены в материалах дела.
Согласно Порядку определения объема и расчета стоимости поставленной электрической энергии (приложение N 4 к договору) фактический объем электрической энергии (мощности), поставленной абоненту в расчетном периоде, определяется как разность объема электрической энергии (мощности), поставленной в расчетном периоде в многоквартирный дом, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, и совокупного объема потребления электрической энергии (мощности) потребителей, а также лиц, владеющих на законном основании нежилыми помещениями в многоквартирном доме и имеющих заключенные с МЭС договоры энергоснабжения в отношении соответствующих помещений (далее - транзитный объем), если иное не оговорено Порядком.
Транзитный объем поставляемой по договору электрической энергии (мощности) определяется исходя из показаний приборов учета (индивидуальных, квартирных и др.), а при их отсутствии или неисправности - способом, предусмотренным действующим законодательством.
Расчет объема и стоимости потребленной электроэнергии в спорном месяце произведен в полном соответствии с условиями договора и действующего законодательства.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией предусмотрен Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124 (далее - Правила N 124).
Из материалов дела усматривается, что при расчете стоимости потребленной ответчиком электроэнергии в спорный период АО "Мосэнергосбыт" руководствовалось показаниями расчетных приборов учета, переданными ответчиком через ЛКК, а также произвело вычеты объема потребленной электроэнергии транзитных (бытовых) потребителей, имеющих прямые договоры с АО "Мосэнергосбыт", что подтверждается приложенными в материалы дела счетами. В указанных счетах детализировано начисление потребленной электроэнергии как по общедомовым, так и по индивидуальным приборам учета с разбивкой по каждой точке поставки.
Истцом в материалы дела представлен отчет о потребленной электрической энергии бытовых абонентов за спорный период для доказательства надлежащего исполнения истцом обязательств по договору.
Объем потребленной бытовыми абонентами (транзитный объем) электроэнергии определен истцом в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (Далее - Правила N 354), а именно на основании показаний индивидуальных приборов учета (п. 42 Правил N 354); расчетным способом (по среднему расходу), в случае если показания ПУ не представлены (п. 59 Правил N 354); по нормативам потребления (п. 56, 60 Правил N 354).
Таким образом, действия АО "Мосэнергосбыт" по расчету задолженности ответчика законны, обоснованы, а также подтверждены представленными в материалах дела доказательствами.
Тогда как доводы ответчика основаны на неверном толковании норм материального права и не могут быть приняты судом.
Относительно ссылки ответчика на п. 2.3 приложения N 3 к протоколу урегулирования разногласий от 22.05.2019 г. к договору энергоснабжения N 84144508 по объектам NN 20412108, 20413708-20414308, 20414508-20415508, 83922708, 83932708, 83995608, 83996008-83996308, 84005208-84007408, 84033408, 84033608, 84034408, 84035908, 84039808, 84040708, 84070808-84070908, 84074308, 84075108, 84077308, 84079208, 84092408-84092608, 84092908, 84144708-84145108, 84077308, 84079208, 84092408-84092608, 84092908, 84144708-84145908, 84146208-84146308, 85573108-85573208 апелляционным судом установлено следующее.
Согласно п. 2.3 данного приложения в фактический объем электрической энергии (мощности), поставленной абоненту в расчетном периоде, не включается объем электрической энергии (мощности), поставляемой МЭС потребителям на основании действующих договоров энергоснабжения. Электрическая энергия (мощность) в соответствии с договором поставляется абоненту для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме. Положения данного пункта применимы к п. 2.1, когда фактический объем электрической энергии, поставленной абоненту в расчетном периоде, определяется на основании данных, полученных с использованием приборов учета.
Как усматривается из счета на объектах N N 20412108, 20413708-20414308, 20414508-20415508, 83922708, 83932708, 83995608, 83996008-83996308, 84005208-84007408, 84033408, 84033608, 84034408, 84035908, 84039808, 84040708, 84070808-84070908, 84074308, 84075108, 84077308, 84079208, 84092408-84092608, 84092908, 84144708-84145108, 84077308, 84079208, 84092408-84092608, 84092908, 84144708-84145908, 84146208-84146308, 85573108-85573208 приборы учета не установлены, в связи с чем, расчет электроэнергии, потребленной абонентом при содержании общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется на основании нормативов потребления, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ (п. 2.5 приложения N 3 к протоколу урегулирования разногласий от 22.05.2019 г.).
В данном случае истцом не учитывается электроэнергия, потребленная бытовыми абонентами, так как при расчете по нормативу истец уже использует площадь, занимаемую исключительно местами общего пользования.
Ответчик указывает на то, что в отдельных случаях объем потребления транзитных абонентов имеет отрицательное значение. Наличие в отчетах транзитного потребления с отрицательным значением не противоречит действующему законодательству и связано с проведением мероприятий по корректировке объемов электроэнергии по фактическому потреблению.
В соответствии с п.п. е (1) п. 31 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
В соответствии с п. 61 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах" если в ходе проводимой проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Проведение перерасчетов гражданам в сторону уменьшения или увеличения не противоречит действующему законодательству.
Подобные корректировки законодательством не запрещены и по аналогии с п. 61 постановления N 354 в случаях предоставления потребителями показаний приборов учета, АО "Мосэнергосбыт" корректирует излишне начисленный объем, а также зачитывает излишне уплаченные потребителем суммы при оплате будущих расчетных периодов.
Из пп. ж) п. 69 следует, что потребителю может быть сделан перерасчет (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами; иными основаниями, установленными в настоящих Правилах.
Подобные разъяснения изложены также в письме Минстроя России от 10.02.2017 г. N 4070-АТ/04 "О перерасчете платы за отдельные виды коммунальных услуг".
Таким образом, для целей расчета размера платы с учетом ее перерасчета производится или доначисление объемов потребленной коммунальной услуги потребителю, или снятие излишне начисленных потребителю объемов коммунальной услуги в том расчетном периоде, в котором делается перерасчет.
Таким образом, гарантирующий поставщик обязан произвести перерасчет объема потребления электрической энергии, определенного в соответствии с нормами п.п. 59 и 60 Правил N 354.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги в соответствии с п. 61 Правил N 354 представляет собой разность начальных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, переданных ранее исполнителю коммунальных услуг, и переданных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в более поздний период с учетом платы, начисленной за период непредставления показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.
Таким образом, согласно названным нормам объемы электроэнергии, начисленные бытовым абонентам по среднемесячному объему и по нормативу, подлежат корректировке на фактический объем в тех расчётных периодах, в которых были переданы или сняты показания приборов учета.
Ссылки ответчика о том, что истцом в счет не должны были включаться многоквартирные жилые дома N N 84145308, 84145408, 841455508, 85800154, 84033608, 84034408, не соответствует действительности в связи со следующими обстоятельствами.
Данный перечень адресов поставки электрической энергии согласован сторонами в приложении N 1 к договору энергоснабжения N 84144508 от 05.02.2019 г., подписан стороной ответчика.
Указанное приложение составлено и подписано сторонами на основании предоставляемых абонентом данных.
Таким образом, объем электроэнергии, потребленный на спорных объектах, подлежит выставлению к оплате ответчику.
В отношении довода ответчика о принятии к учету показаний общедомовых приборов учета электрической энергии, на которых установлены трансформаторы тока с истекшим сроком поверки, усматривается, что объекты по данному договору энергоснабжения прошли периодическую поверку, проводившуюся сетевой организацией (ПАО "МОЭСК"), и признаны в качестве расчетных (пригодными для измерения объемов потребленной электроэнергии).
Копии свидетельств о поверке приборов учета имеются в материалах дела.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в привлечении ООО "МосОблЕИРЦ" нет необходимости, поскольку представленные истцом показания и объемы соответствуют данным расчетного центра, так как и истец, и ООО "МосОблЕИРЦ" используют для расчетов единую базу данных.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции с отнесением на ответчика расходов по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 сентября 2020 года по делу N А40-102904/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102904/2020
Истец: АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ООО "МОЖАЙСКОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"