г. Москва |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А40-92817/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда О.Г. Головкина, без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу ООО ТПК "Сатурн" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 сентября 2020 г. по делу N А40-92817/20, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску ОАО "РЖД" к ООО ТПК "Сатурн" о взыскании 30 887 руб. 14 коп.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью ТПК "Сатурн" 2 049 руб. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, 28 819 руб. 20 коп. платы за пользование вагонами, 2 049 руб. 39 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленным на сумму основного долга в размере 30 868 руб. 59 коп. с 15.05.2019 г. по день фактического исполнения обязательства, исходя из ключевой ставки ЦБ РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2020 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить в части взыскания с ООО "ТПК "Сатурн" 28 819 руб. 20 коп. платы за пользование вагонами (код платежа 116) и принять по делу новый судебный акт, которым взыскать с ООО "ТПК "Сатурн" в пользу ОАО "РЖД" плату за нахождение на путях вагонов в перевозочном процессе (код платежа 831) в сумме 2 049 руб. 39 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму основного долга в размере 2 049 руб. 39 коп. с 15.05.2019 г. по день фактического исполнения обязательства, исходя из ключевой ставки ЦБ РФ
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела.
Истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, в мае 2019 г. на железнодорожной станции Гродеково простаивали вагоны пришедшие в адрес ООО ТПК "Сатурн", под грузовой операцией.
Согласно положениям ст. 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик уведомил грузоотправителя о прибытии вагонов на станцию, что зафиксировано в выписках из Книги ГУ-6.
Вагоны простаивали на путях общего пользования станции Гродеково ДВОСТ ж.д. по вине ООО ТПК "Сатурн" в ожидании прохождения таможенных процедур грузополучателем и подачи под выгрузку.
Факт простоя спорных вагонов на путях общего пользования станции Гродеково зафиксирован актами общей формы, составленными в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 45.
Обстоятельства, изложенные в актах общей формы, фиксирующих факт и продолжительность простоя вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя (грузоотправителя), подтверждаются также памятками приемосдатчика, ведомостями подачи - уборки вагонов.
Акты общей формы, которыми зафиксирован факт и продолжительность простоя вагонов на путях, были предъявлены на подпись ответчику, которые пописаны с возражениями, указав на отсутствие правовых оснований для начисления платы за пользование вагонами КНР.
Вагоны, прибывшие в адрес ответчика, являются вагонами, принадлежащими железнодорожной администрации КНР.
Факт приема спорных вагонов от железнодорожной администрации КНР подтверждается также вагонными ведомостями.
Согласно перевозочным документам и исходя из анализа Правил эксплуатации и планомерного учета собственных грузовых вагонов, утвержденных на 29 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 20.06.2001 г., спорные вагоны указанные в расчете к исковому заявлению, не имеют восьмизначной нумерации и принадлежат Китайской железной дороге. Порядок расчетов за время нахождения приватных вагонов ОАО "РЖД" и вагонов принадлежности КЖД на дорогах назначения КЖД и РЖД предусмотрен пунктом 8.5. Правил пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) и производится непосредственно между дорогой пользовательницей и дорогой собственницей вагона по ставкам, рассчитанным в швейцарских франках, указанных в приложении N 34 ПГВ.
Спорные вагоны прибыли на железнодорожную станцию Гродеково из КНР и имеют нумерацию, принятую в Китайской республике.
В соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций (часть дополнительно включена с 01.04.2015 г. Федеральным законом от 31.12.2014 г. N 503-ФЗ).
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Плата за нахождения вагонов на путях общего пользования составила 2 049 руб., плата за пользование вагонами составила 28 819 руб. 20 коп.
Акты общей формы ответчик подписал с возражениями. От подписания накопительной ведомости ответчик отказался, о чем был составлен акт общей формы.
Доказательств оплаты задолженности ответчиком в материалы дела не представлено.
Согласно п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Истец начислил ответчику проценты в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, расчет которых судом проверен и признан правильным.
В соответствии с п. 37 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" проценты, предусмотренные п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательств (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации).
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, исковые требования удовлетворены в заявленном истцом размере.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
По мнению ответчика, плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации.
Из положений ст. 2 вышеуказанного Закона следует, что железнодорожный транспорт в Российской Федерации (далее - железнодорожный транспорт) состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Статьей 6 указанного выше Закона предусмотрено, что имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 8 закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии.
В соответствии со ст. 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации тарифные руководства определяются как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Пунктом 21 Тарифного руководства N 2 установлено, что ставки платы за пользование вагонами федерального железнодорожного транспорта применяются и к вагонам, принадлежащим странам СНГ и Балтии, а также принадлежности третьих стран, допущенных к перевозке по железным дорогам РФ, с применением повышающего коэффициента 1,3.
Отсутствие указания в договорах на применение ставок платы, установленных в Тарифном руководстве N 2, не свидетельствует о не урегулировании вопроса взимания платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, на путях общего пользования.
Не принимаются во внимание ссылки ответчика на правовую позицию, сформированную вышестоящими инстанциями и изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 г. N 14391/08, от 27.07.2010 г. N 4387/10 и от 18.10.2012 г. N 6424/12, поскольку во всех указанных делах речь идет в взыскании платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, начисленной за период нахождения вагонов на жду путях общего пользования в ожидании подачи (т.е. фактически платы за инфраструктуру перевозчика), которая после внесения изменений в ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ и дополнением ее частью 11 стала называться платой за предоставления железнодорожных путей в перевозочном процессе и как следует из определения Верховного суда от 25.05.2017 г. N 303-ЭС17-6161 от 25.05.2017 больше не требует договорного урегулирования.
Вагоны, прибывшие в адрес ответчика, являются вагонами, принадлежащими железнодорожной администрации КНР.
В соответствии с параграфом 6 ст. 14 Соглашения о международном грузовом сообщении (далее - СМГС) вагон для перевозки груза предоставляет перевозчик или отправитель.
Для перевозки предоставляются вагоны, допущенные к обращению в международном сообщении.
В соответствии с п. 21 Тарифного руководства N 2, данные Правила применяются и к вагонам, контейнерам, принадлежащим железнодорожным администрациям государств - участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам.
Также, в соответствии с параграфом 1 ст. 2, параграфом 2 ст. 3 СМГС на железные дороги возложена обязанность, перевозить грузы между железнодорожными станциями железных дорог, открытых для осуществления грузовых операций, в том числе и пограничными железнодорожными станциями.
Перевозка грузов из Китая в Россию до входной пограничной станции РФ осуществляется поездами и вагонами китайских железных дорог.
Порядок приема и сдачи иностранных вагонов на пограничной станции установлен в Правилах пользования грузовыми вагонами, в соответствии с п. 3.3. которых передача вагонов с железной дороги одной страны на железную дорогу другой страны оформляется вагонной ведомостью, которая составляется сдающей дорогой в четырех экземплярах, по два экземпляра для каждой стороны. Вагонные ведомости должны иметь непрерывную нумерацию с начала календарного года.
Факт приема спорных вагонов от железнодорожной администрации КНР подтверждается также вагонными ведомостями.
Согласно, перевозочных документов, и исходя из анализа Правил эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов, утвержденных на 29 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 20.06.2001 г., спорные вагоны, указанные в расчете, не имеют восьмизначной нумерации и принадлежат Китайской железной дороге. Порядок расчетов за время нахождения приватных вагонов ОАО "РЖД" и вагонов принадлежности КЖД на дорогах назначения КЖД и РЖД предусмотрен пунктом 8.5. Правил пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) и производится непосредственно между дорогой - пользовательницей и дорогой собственницей вагона по ставкам, рассчитанным в швейцарских франках, указанных в Приложении N 34 ПГВ.
Спорные вагоны прибыли на железнодорожную станцию Гродеково из КНР и имеют нумерацию, принятую в Китайской республике.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 3 Федерального Закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства России и в то же время имеют приоритет над нормами гражданского законодательства.
К правоотношениям между истцом и ответчиком наряду с нормами российского законодательства применяются нормы Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951 г. и Договор о Правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) от 01.05.2008 г.
ОАО "РЖД" и Китайские железные дороги являются сторонами Договора правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) с 01.01. 009 г. Согласно Правилам пользования грузовыми вагонами в международном сообщении парк грузовых вагонов, допущенных к обращению в международном сообщении по железным дорогам, находится в совместном пользовании дорог - участниц договора.
ОАО "РЖД" является дорогой - пользователем и согласно п. 8.1. ПГВ должно уплачивать дороге-собственнику плату за пользование вагонами за время нахождения на линиях дороги-пользователя. Все расчеты, вытекающие из ПГВ, производятся в порядке и сроки, установленные Правилами о расчетах в международном пассажирском и грузовом сообщениях (п. 1.7 ПГВ). Таким образом, нормы международного соглашения предусматривают обязанность ОАО "РЖД" внести плату за пользование вагонами Китайским железным дорогам. Следовательно, спорные вагоны в период их нахождения на станции Гродеково принадлежали перевозчику (ОАО "РЖД") на праве возмездного пользования.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что истцом правомерно начислена плата за пользования вагонами КНР за время их нахождения у ООО ТПК "Сатурн".
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что ответчик в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд первой инстанции отзыв на иск и контррасчет не представлял.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции с отнесением на ответчика расходов по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 сентября 2020 года по делу N А40-92817/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-92817/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО ТПК "САТУРН"