18 декабря 2020 г. |
А43-8520/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Семеновский Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.07.2020
по делу N А43-8520/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Недра" (603163, Нижегородская область, г.Нижний Новгород, Слобода Подновье, дом 311, ОГРН: 1185275036902, ИНН: 5260455993) о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Семеновский Нижегородской области от 21.02.2020 N Исх-73898/20,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Недра" (далее - ООО "Недра", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Семеновский Нижегородской области (далее - Комитет) от 21.02.2020 N Исх-73898/20 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Определением от 25.06.2020 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечена администрации городского округа Семеновский Нижегородской области (далее - Администрация, орган местного самоуправления).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.07.2020 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенного права суд обязал Администрацию принять меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Общества. Одновременно суд взыскал с Комитета в пользу ООО "Недра" судебные расходы в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Администрация настаивает на том, что суд первой инстанции не выяснил форму, порядок и состав необходимой документации при подаче заявления недропользователя. Кроме того, возлагая на Администрацию обязанность по принятию мер по устранению нарушенных прав и законных интересов ООО "Недра", суд не указал, в чем конкретно выразились эти нарушение и какие конкретные действия должна выполнить Администрация.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Недра" указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, направили ходатайства о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта с учетом следующего.
Установлено по делу, 04.02.2020 Общество обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Семеновский Нижегородской области с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 109 116кв.м., находящегося в границах земельного участка с кадастровым номером 52:12:0900119:1251, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка (ориентир д.Ларионов, участок находится примерно в 15-м от ориентира по направлению на юго-восток; почтовый адрес ориентира: Нижегородская область, г.Семенов, д.Ларионов) в целях недропользования, а также об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2910кв.м, находящегося в пределах кадастрового квартала с кадастровым номером 52:12:0900119, местоположение: Нижегородская область, г.Семенов, д.Ларионово, для обеспечения доступа к участку недр "Ларионовский".
Письмом от 21.02.2020 N Исх-79898/20 Комитет отказал Обществу в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с не представлением утвержденного проекта рекультивации земель, необходимого для перевода земель сельскохозяйственного назначения в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения".
Посчитав такое решение Комитета незаконным, нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, арбитражный суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и исходил из того, что Комитет не доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Аналогичные положения закреплены в пункте 20 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу положений части 1 статьи 11.2, пункта 3 части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из перечисленных в данном пункте документов, в частности с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В соответствии с частью 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу части 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что органом местного самоуправления городского округа осуществляется предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа.
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области".
Таким образом, принятие решения о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа, а, следовательно, и утверждение схемы расположения земельных участков отнесено к полномочиям органа местного самоуправления городского округа, рассматриваемом случае - к полномочиям администрации городского округа Семеновский Нижегородской области.
В силу пункта 1.4 Устава городского округа Семеновский Нижегородской области, принятого решением Совета депутатов городского округа Семеновский Нижегородской области от 24.12.2013 N 81, к полномочиям администрации городского округа Семеновский Нижегородской области в области землепользования отнесено управление и распоряжение в установленном Советом депутатов порядке земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в том числе путем предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, а также, до разграничения государственной собственности на землю, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если законодательством не предусмотрено иное.
Решением Совета депутатов городского округа Семеновский Нижегородской области от 20.12.2011 N 110 утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Семеновский Нижегородской области, согласно пункту 1.2 которого Комитет является функциональным органом администрации городского округа Семеновский Нижегородской области, осуществляющим управление в области имущественных и земельных отношений и обеспечение контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, Нижегородской области и муниципальных правовых актов органов местного самоуправления городского округа Семеновский Нижегородской области, в подведомственной сфере.
Комитет подчиняется главе администрации городского округа Семеновский Нижегородской области.
Из указанного Положения не следует, что Комитет, в частности, его должностные лица (председатель) уполномочены на принятие решений и издание соответствующих распорядительных актов от имени администрации городского округа Семеновский Нижегородской области о предоставлении в собственность (аренду) физическим и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и государственная собственность на которые не разграничена, а также об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению, что оспариваемое решение Комитета об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков, формализованное в письме от 21.02.2020 N Исх-73898/20, принято не уполномоченным лицом, следовательно, в любом случае является незаконным.
Судебные акты арбитражных судов в силу норм статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут подменять собой решения государственных/муниципальных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законодательством прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
С учетом этого суд апелляционной инстанции находит нецелесообразным исследовать по существу законность оспариваемого решения, соответственно, выводы суда первой инстанции в данной части подлежат исключению из мотивировочной части судебного акта.
Довод Комитета о том, что заявления Общества рассмотрены в порядке Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и письмо от 21.02.2020 является ответом на обращение, а не отказом в утверждении схемы расположения земельных участков, является юридически несостоятельным, основанным на неверном толковании данного нормативного правового акта.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует земельному законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил требование Общества.
В силу части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Установив, что письменные обращения заявителя по существу не рассмотрены уполномоченным органом, суд обязывает эти органы рассмотреть обращение заявителя, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
В ходе анализа информации, размещенной на сайте портала государственных услуг на территории Нижегородской области (htlps://gii.nnov.rii/kumi-administratsii-gorodskogo-okruga-semenovskiv-nizhcgorodskov-oblasti_5222400010000007217. htmlfl service), суд апелляционной установил, что Комитет является непосредственным исполнителем государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) на территории городского округа Семеновский Нижегородской области.
Об этом свидетельствует то, что заявление регистрирует Комитет, именно его сотрудник является непосредственным исполнителем, в случае необходимости Комитет направляет запросы в порядке межведомственного взаимодействия, готовит проекты решений об утверждении схемы расположения земельного участка или об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Со своей стороны администрация городского округа Семеновский направляет необходимые запросы, осуществляет контроль за надлежащим оказанием муниципальной услуги и принимает окончательное решение об утверждении схемы расположения земельного участка или об отказе в утверждении схемы.
При этих обстоятельствах с учетом того, что предметом спора являлось решение Комитета, суд первой инстанции признал незаконным решение Комитета и на основании стать 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица администрацию городского округа Семеновский Нижегородской области, удовлетворив требования Общества, должен обязать и Комитет, и Администрацию устранить допущенное нарушение прав Общества путем принятия всех необходимых мер для правильного, своевременного рассмотрения по существу заявлений Общества от 07.02.2020 и принятия соответствующих решений.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным, не отменяя решение суда первой инстанции, изложить абзац второй резолютивной части судебного акта в следующей редакции: "Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Семеновский Нижегородской области и администрацию городского округа Семеновский Нижегородской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Недра".
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с Комитета в пользу заявителя понесенные им судебные расходы
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют. При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Администрации признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего земельного законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.07.2020 по делу N А43-8520/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.07.2020 по делу N А43-8520/2020 оставить без изменения, изложив абзац второй резолютивной части решения Арбитражного суда Нижегородской области от 30.07.2020 по делу N А43-8520/2020 в следующей редакции:
"Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Семеновский Нижегородской области и администрацию городского округа Семеновский Нижегородской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Недра".
Апелляционную жалобу администрацию городского округа Семеновский Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-8520/2020
Истец: ООО "Недра"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г.о. Семеновский Нижегородской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕМЕНОВСКИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "НЕДРА"