г. Москва |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А40-72268/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Захаровой,
судей В.Р. Валиева, Е.А. Птанской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "ОПС-Шилово" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 октября 2020 года по делу N А40-72268/20, принятое судьей Ереминой И.И.,
по исковому заявлению Акционерного общества "ОПС-Шилово" (ОГРН 1026200852380, ИНН: 6225000603) к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
об урегулировании разногласий при заключении договора,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: извещен, представитель не явился
от ответчика: Переверзева А.В. по доверенности от 10.01.2019
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ОПС-Шилово" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших между ОАО "РЖД" и АО "ОПС-Шилово" при заключении договора от 28 января 2020 года N 2-12/175 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Производственно-коммерческого непубличного акционерного общества "ОПС-Шилово" при станции Шилово Московской железной дороги путем утверждения п. б) § 16 договора в следующей редакции: "ежесуточную плату за использование участка железнодорожного пути необщего пользования за 1899 метров определяемого в доле, (от стрелки N 78 до стрелки перевода N 15и), принадлежащего ОАО "РЖД", используемых при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, по ставкам, утвержденным ОАО "РЖД" из расчета 3 343 руб. за 1 км. На момент заключения договора плата за использование пути составляет 2617 руб. 31 коп. в сутки, без учета НДС.
При изменении ОАО "РЖД" ставки платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, изменении грузооборота за истекший период (квартал) по предприятиям, а также количества вагонов всех грузоотправителей и грузополучателей, использующих данный железнодорожный путь необщего пользования, пересчитывается уполномоченным агентом транспортного обслуживания Дирекции управления движением причитающейся "Перевозчику" платы без заключения дополнительного соглашения к договору, с письменным уведомлением "Владельца". Данное уведомление Перевозчика вступает в силу, если от Владельца в течение 5 рабочих дней с даты его получения не поступило возражений (замечаний) к данному пересчету".
Решением от 02 октября 2020 года Арбитражный суд города Москвы принял пункт б) § 16 договора в следующей редакции: "ежесуточную плату за использование участка железнодорожного пути необщего пользования за 4850 метров, определяемого в доле, принадлежащего ОАО "РЖД", используемых при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, по ставкам, утвержденным ОАО "РЖД" из расчета 3 343 руб. за 1 км. На момент заключения договора плата за использование пути составляет 4 843,85 руб. в сутки, без учета НДС. При изменении ОАО "РЖД" ставки платы за использование железнодорожного пути необшего пользования, изменении грузооборота за истекший период (квартал) по предприятиям, а также количества вагонов всех грузоотправителей и грузополучателей, использующих данный путь необщего пользования, ставка платы за использование пути необщего пользования пересчитывается уполномоченным агентом транспортного обслуживания Дирекции управления движением в соответствие с распоряжением 1056р от 30.05.2012 по состоянию на первое число квартала с последующим письменным уведомлением Контрагента, АФТОМ-2, ДЦСМ-2. При изменении ОАО "РЖД" ставки платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, уполномоченный агент транспортного обслуживания Дирекции управления движением производит перерасчет причитающейся "Перевозчику" платы без заключения дополнительного соглашения к договору, с письменным уведомлением "Контрагента".
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда изменить, принять новый судебный акт, урегулировав разногласия в редакции истца.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена без его участия в порядке, установленном статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменных объяснениях, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2020 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что при заключении договора от 28 января 2020 года N 2-12/175 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Шилово Московской железной дороги истец подписал проект договора с протоколом разногласий по пункту "б" § 16.
Пункт "б" § 16 договора в редакции ОАО "РЖД" предусматривает:
"ежесуточную плату за использование участка железнодорожного пути необщего пользования за 4850 метров определяемого в доле, принадлежащего ОАО "РЖД", используемых при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, по ставкам, утвержденным ОАО "РЖД" из расчета 3 343 руб. за 1 км. На момент заключения договора плата за использование пути составляет 4 843,85 руб. в сутки, без учета НДС. При изменении ОАО "РЖД" ставки платы за использование железнодорожного пути необшего пользования, изменении грузооборота за истекший период (квартал) по предприятиям, а так же количества вагонов всех грузоотправителей и грузополучателей, использующих данный путь необщего пользования, ставка платы за использование пути необщего пользования пересчитывается уполномоченным агентом транспортного обслуживания Дирекции управления движением в соответствие с распоряжением 1056р от 30.05.2012 по состоянию на первое число квартала с последующим письменным уведомлением Контрагента, АФТОМ-2, ДЦСМ-2.
При изменении ОАО "РЖД" ставки платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, уполномоченный агент транспортного обслуживания Дирекции управления движением производит перерасчет причитающейся "Перевозчику" платы без заключения дополнительного соглашения к договору, с письменным уведомлением "Контрагента".
Истец не согласился с такой редакцией данного пункта и в протоколе разногласий изложило свою редакцию, исходя из которой, при расчете ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", необходимо брать в расчет только ту часть пути, которую фактически используется истец при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, а именно - 1899 метров, определяемой в доле (от стрелки N 78 до стрелочного перевода N 15и), в связи с чем, размер ежесуточной платы должен составлять 2 617 руб. 31 коп.
Отношения по использованию железнодорожных путей необщего пользования между перевозчиком и пользователями могут быть урегулированы договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, договором на подачу и уборку вагонов, а в ряде случаев иным договором, в том числе определяющим права и обязанности владельца железнодорожного пути необщего пользования и лица, использующий такой путь (статьи 55, 56, 64 Федерального закона от 10.01.2003 N 18- ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Согласно части 3 статьи 58 Устава перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
В соответствии с частью 6 статьи 58 Устава размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В данном случае стороны не пришли к соглашению по определению размера спорной платы, но их воля направлена именно на заключение договора и устранения противоречий.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьей 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании вышеизложенного истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что истцом доказательств обоснованности предлагаемого им размера платы и ее составляющих, и соответствия встречному характеру обязательств, возникающих из договора, не представлено, суд первой инстанции урегулировал разногласия в редакции ответчика.
Доводы апелляционной жалобы истца подлежат отклонению по следующим основаниям.
При расчете ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования ответчиком была учтена не только общая протяженность пути, но и используемая истцом часть данного пути, что подтверждается распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р, которым утвержден "Временный порядок определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов" (далее - Временный порядок).
Согласно п. 1 Временного порядка ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов определяется за развернутую длину этого пути по ставке, установленной за 1 км в сутки.
В соответствии с п. 5 Временного порядка в случае, когда железнодорожный путь (или его часть), используется несколькими грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов, плата для каждого такого грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования (кроме обслуживаемого по трехстороннему договору, с которого взимается только плата за работу локомотива ОАО "РЖД") определяется в доле, учитывающей расстояние подачи и уборки по железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", а также среднесуточное количество поданных и убранных вагонов для данного грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования по предусмотренным порядком правилам.
Спорный путь необщего пользования используют еще 2 предприятия ООО "Нефрит" и ООО "Астон Крахмало-Продукты".
Истец не оспаривает сам факт установления платы за пользование железнодорожными путями либо ставки, утвержденной ответчиком, но не согласен с суммой расчета, так считает обоснованным установление платы за фактическое использование пути, т.е. только за 1899 м по установленной ставки из расчета 3 343 руб. за 1 км.
Из буквального толкования положений временного порядка и представленного расчета усматривается, при расчете ежесуточной платы за использование пути необщего пользования учитывалась протяженность используемой истцом части железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", в составе расстояния за подачу и уборку вагонов, при определении коэффициента использования.
Также при определении платы учитывалась интенсивность использования истцом пути в составе вагонооборота истца, т.е. среднесуточного количества поданных и убранных вагонов, на используемой части железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с п. 2.7.5 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/15, среднесуточное количество поданных и убранных вагонов по каждому грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного подъездного пути определяется по памяткам приемосдатчика как сумма поданных и убранных вагонов за устанавливаемый в договоре период, деленная на количество дней в этом периоде.
Изменение вагонооборота в установленный договором период безусловно влияет на размер устанавливаемой истцу ежесуточной платы за использование пути необщего пользования.
В свою очередь, ответчиком не оспаривается права истца в любой момент не использовать путь и расторгнуть Договор.
Таким образом, при расчете ежесуточной платы за использование пути необщего пользования учитывалась протяженность используемой истцом части железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", в составе расстояния за подачу и уборку вагонов, при определении коэффициента использования с учетом интенсивности использования пути истцом в составе его вагонооборота.
Общая протяженность пути в размере 4850 метров, применяемая при расчете ежесуточной платы, лежит в основе расчета, но не является ее основной составляющей.
Существенными показателями, влияющими на размер ежесуточной платы истца являются расстояние подачи и уборки вагонов, осуществляемых непосредственно для истца и предусмотренных договором, среднесуточная вагоно-километровая работа, согласно вагонообороту истца, расчет которой производится исходя из такого расстояния, коэффициент использования пути и интенсивность использования.
Учитывая рекомендации Минтранса России от 01.04.2016 г. N АЦ-26/3881 о долевом распределении платы за использование пути необщего пользования всеми его владельцами, расчет ежесуточной платы производится исходя из количества потребителей, в данном случае 2 предприятия ООО "Нефрит" и ООО "Астон Крахмало-Продукты".
Следовательно, размер ежесуточной платы в размере 4 843 руб. 85 коп. в сутки является долей расходов, приходящейся на истца, из общего количества пользователей путем необщего пользования равного трём, что было учтено судом первой инстанции при рассмотрении спора.
Указанный подход расчета не является дискриминационным по отношению к какому - либо из пользователей, так как в основе расчета лежит коэффициент использования пути, определяемый с учетом протяженности используемой части пути, а также интенсивность использования пути, в составе показателя вагонооборота конкретного пользователя, что не было оставлено без внимания судом первой инстанции.
Принимая решение по указанному делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался ст. 16 ФЗ от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", согласно которой, именно на ответчика, как владельца железнодорожных путей необщего пользования возлагается обязанность по обеспечению за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Ввиду чего, именно ответчик отвечает за безопасность движения по всей протяженности железнодорожных путей необщего пользования, а не за фактически используемую истцом протяженность.
Кроме того, при заключении договора истцу предоставлено право пользования железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", в любое время, при этом ОАО "РЖД", как собственник путей, обязан нести расходы на содержание пути.
В связи с этим взимаемая плата носит абонентский характер и начисляется за все время суток в месяце и направлена на компенсацию расходов ответчика на содержание железнодорожный путей.
Довод истца о различных значениях развернутой длины железнодорожного пути необщего пользования, указанных в параграфе 3 (1821,4 м) и п. б) параграфа 16 (4850 м) подлежит отклонению, поскольку 1821,4 м - это развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего и используемого непосредственно истцом и указанная в Техническом паспорте и Инструкции "О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования АО "ОПС-Шилово", а 4850 м - это общая протяженность всего железнодорожного пути необщего пользования от стрелки 78 до стрелки 2и, используемого совместно с иными контрагентами - ООО "Нефрит" и 000 "Астон -Крахмал", и указанная в Техническом паспорте и Инструкции "О порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ООО "АСТОН Крахмало-Продукты".
Таким образом, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 октября 2020 года по делу N А40-72268/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.В. Захарова |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-72268/2020
Истец: НАО ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЕ "ОПС-ШИЛОВО"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"