г. Москва |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А40-128979/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 октября 2020 года, принятое судьей Лежневой О.Ю., в порядке упрощенного производства по делу N А40-128979/20, по исковому заявлению ООО "РН-МОРСКОЙ ТЕРМИНАЛ ТУАПСЕ" к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "РН-МОРСКОЙ ТЕРМИНАЛ ТУАПСЕ" в Арбитражный суд г. Москвы предъявлен иск к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании штрафа за задержку уборки порожних вагонов с железнодорожных путей необщего пользования в мае 2020 года в размере 13 080 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09 октября 2020 года взыскано с ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, дата регистрации 23.09.2003) сумму штрафа в размере 9 156 (Девять тысяч сто пятьдесят шесть рублей 00 копеек), а также госпошлину в размере 2 000 (две тысячи рублей 00 копеек) в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РН-МОРСКОЙ ТЕРМИНАЛ ТУАПСЕ" (ОГРН: 1052313098750, Дата присвоения ОГРН: 16.11.2005, ИНН: 2365004417), в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить в части взыскания с ОАО "РЖД" штрафа за задержку уборки вагонов в сумме 9 156 руб., а также судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. и принять по делу новый судебный акт об отказе ООС "РН-Морской терминал Туапсе" в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции незаконно и подлежит отмене в части взыскания штрафа в сумме 9 156 руб.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
08.06.2015 г. между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ООО "Морской терминал Туапсе" (до смены наименования ООО "РН-Туапсенефтепродукт") заключен договор N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования при станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги.
В соответствии с п. 9 договора (в редакции дополнительного соглашения от 11.04.2017 г.) готовые к уборке порожние вагоны убираются Перевозчиком в течение трех часов, с момента получения уведомления о готовности вагонов к уборке.
Уборка вагонов по истечении трех часов с момента получения уведомления о готовности вагонов к уборке, является задержкой уборки вагонов, то есть нарушением предусмотренных договором сроков уборки порожних вагонов.
В мае 2020 года Перевозчик не выполнил надлежащим образом обязанности по своевременной уборке порожних вагонов-цистерн с путей необщего пользования.
Вагоны-цистерны в количестве 12 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом Перевозчика 03.05.2020 04-20, Перевозчику было направлено уведомление N 000072476 о завершении грузовой операции. В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны Перевозчиком с путей необщего пользования 03.05.2020 в 11-00, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 13611 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 051898 от 03.05.2020 г. Время задержки уборки вагонов составило 03 часа 40 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 4 часа.
Вагоны-цистерны в количестве 10 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом Перевозчика 05.05.2020 14-10, Перевозчику было направлено уведомление N 000072521 о завершении грузовой операции. В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны Перевозчиком с путей необщего пользования 05.05.2020 20-10, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 13694 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 052974 от 05.05.2020 г. Время задержки уборки вагонов составило 03 часа 00 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 3 часа.
Вагоны-цистерны в количестве 15 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом Перевозчика 07.05.2020 08-40, Перевозчику было направлено уведомление N 000072542 о завершении грузовой операции. В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны Перевозчиком с путей необщего пользования 07.05.2020 13-00, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 13730 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 052019 от 07.05.2020 г. Время задержки уборки вагонов составило 1 час 20 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 2 часа.
Вагоны-цистерны в количестве 30 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом Перевозчика 07.05.2020 08-40, Перевозчику было направлено уведомление N 000072543 о завершении грузовой операции. В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны Перевозчиком с путей необщего пользования 07.05.2020 12-30, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 13727 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 052020 от 07.05.2020 г. Время задержки уборки вагонов составило 00 часов 50 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 1 час.
Вагоны-цистерны в количестве 5 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом Перевозчика 11.05.2020 18-30, Перевозчику было направлено уведомление N 000072602 о завершении грузовой операции. В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны Перевозчиком с путей необщего пользования 12.05.2020 00-10, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 13836 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 053156 от 12.05.2020 г. Время задержки уборки вагонов составило 02 часа 40 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 3 часа.
Вагоны-цистерны в количестве 2 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом Перевозчика 12.05.2020 19-20, Перевозчику было направлено уведомление N 000072617 о завершении грузовой операции. В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны Перевозчиком с путей необщего пользования 12.05.2020 23-40, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 13869 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 053157 от 12.05.2020 г. Время задержки уборки вагонов составило 1 час 20 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 2 часа.
Вагоны-цистерны в количестве 1 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом Перевозчика 14.05.2020 18-00, Перевозчику было направлено уведомление N 000072642 о завершении грузовой операции. В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны Перевозчиком с путей необщего пользования 15.05.2020 03-30, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 13915 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 054222 от 15.05.2020 г. Время задержки уборки вагонов составило 06 часов 30 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 7 часов.
Вагоны-цистерны в количестве 11 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом Перевозчика 21.05.2020 13-20, Перевозчику было направлено уведомление N 000072725 о завершении грузовой операции. В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны Перевозчиком с путей необщего пользования 21.05.2020 21-00, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 14075 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 055377 от 21.05.2020 г. Время задержки уборки вагонов составило 04 часа 40 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 5 часов.
Вагоны-цистерны в количестве 18 шт. были выгружены и подготовлены к уборке локомотивом Перевозчика 28.05.2020 17-20, Перевозчику было направлено уведомление N 000072794 о завершении грузовой операции. В нарушение пункта 9 договора выгруженные вагоны-цистерны были убраны Перевозчиком с путей необщего пользования 29.05.2020 01-50, что подтверждается памяткой на уборку вагонов N 14205 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 056517 от 29.05.2020 г. Время задержки уборки вагонов составило 05 часов 30 минут. Время, принимаемое к учету в силу абзаца 4 статьи 100 УЖТ РФ, - 6 часов.
В соответствии со статьей 100 УЖТ РФ за задержку уборки вагонов с мест пофузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов. При этом за задержку, в том числе цистерн, размер штрафа увеличивается в два раза. Соответственно, за один час задержки вагона-цистерны размер штрафа составляет 40 рублей.
В связи с нарушением ответчиком принятых на себя обязательств, истцом начислен штраф в размере 13 080 руб.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом или договором (ст. 310 ГК РФ).
В соответствии со статьей 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу статьи 65 АПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Довод в части того, что Общество - ненадлежащий истец, противоречит статье 785 Гражданского кодекса РФ, статьям 100, 120 УЖТ РФ и другим нормативным актам, а именно:
В спорный период между Обществом и ОАО "РЖД" действовал договор N 10/7 т от 08 июня 2015 г. на подачу и уборку вагонов.
В соответствии с пунктом 9 договора (в редакции дополнительного соглашения от 11 апреля 2017 г. к договору), готовые к уборке вагоны убираются Перевозчиком в течение трех часов, с момента получения уведомления о готовности вагонов к уборке.
Уборка вагонов по истечении трех часов с момента получения уведомления о готовности вагонов к уборке, является задержкой уборки вагонов, то есть нарушением предусмотренных договором сроков уборки вагонов.
В мае 2020 года ответчик неоднократно нарушал требования пункта 9 договора, что и послужило причиной начисления штрафа в порядке статьи 100 УЖТ РФ.
Из статьи 120 УЖТ РФ следует, что до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, порожнего грузового вагона к перевозчику предъявляется претензия.
К претензии в соответствии со статьей 120 Устава должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования.
Указанные в статье 120 УЖТ РФ документы, необходимые для предъявления претензий к перевозчику, а впоследствии и для предъявления исковых заявлений, составлены Обществом и ОАО "РЖД" (а не третьими лицами) в рамках исполнения условий договора на подачу и уборку вагонов.
Это:
- ведомости подачи и уборки вагонов за май 2020 года, которые подписаны уполномоченными представителями ОАО "РЖД" и Общества
- памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов за май 2020 года, которые также подписаны представителями ОАО "РЖД" и Общества;
- уведомления о завершении грузовой операции за май 2020 года, составление которых обязательно в силу требований пункта 9 договора на подачу и уборку вагонов (в редакции дополнительного соглашения от 11.04.2017).
Названные документы содержат сведения о дате и времени подачи вагонов под выгрузку, времени нахождения вагонов под выгрузкой, дате и времени завершении грузовой операции, с указанием, на то, что перечисленные вагоны закончены выгрузкой и подготовлены к уборке.
Уведомления приняты под роспись ответчиком. Возражений относительно времени нахождения вагонов после выгрузки на путях необщего пользования в ожидании их уборки ответчик не представил, документы подписаны без возражений. Все вышеназванные документы имеются в материалах дела.
Иные юридические лица лишены возможности в порядке статей 100, 120 УЖТ РФ предъявлять к перевозчику претензии и иски о взыскании штрафа за задержку уборки порожних вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, поскольку эти юридические лица не являются стороной договора на подачу и уборку вагонов, поэтому не имеют и не могут иметь в наличии документы, указанные в статье 120 УЖТ РФ.
Довод ответчика в части того, что Общество не является стороной договора перевозки, противоречит статье 785 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 2 УЖТ РФ грузополучатель (получатель) - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона.
Предусмотренные договором условия подачи и уборки вагонов являются способом исполнения обязательств перевозчика по выдаче доставленных грузов, обязательств грузополучателя по приему доставленных грузов, а также по последующей сдаче и приему вагонов от грузоотправителя перевозчику.
Условия договора не предусматривают подачу и уборку на железнодорожный путь необщего пользования вагонов, прибывших в адрес иных, кроме ответчика, грузополучателей (контрагентов), что не позволяет оказываемые им третьим лицам услуги оценивать как правоотношения, возникающие в связи с подачей и уборкой вагонов.
На основании изложенного Общество, являясь участником перевозочного процесса, правомерно применяет к правоотношениям с ОАО "РЖД" требования статьи 100УЖТРФ.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований частично.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 октября 2020 года по делу N А40-128979/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-128979/2020
Истец: ООО "РН-МОРСКОЙ ТЕРМИНАЛ ТУАПСЕ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"