21 декабря 2020 г. |
Дело N А84-2749/2020 |
Судья Двадцать первого арбитражного апелляционного суда Мунтян О.И., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 06 октября 2020 года по делу N А84-2749/2020 (судья Юрина Е.Н.), принятое в порядке упрощенного производства, без вызова лиц, участвующих в деле,
по иску Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (299011, Севастополь, ул. Ленина, 2; ОГРН 1149204007083, ИНН 9204003736)
к обществу с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" (299029, Севастополь, ул. Соловьева, 10; ОГРН 1149204066780, ИНН 9204507349)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика общества с ограниченной ответственностью "Стандарт-Строй" (299001, Севастополь, ул. Брестская, 18 Б, офис 609; ОГРН 1149204044021, ИНН 9203006580)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" (далее - Общество, ответчик) о взыскании 8938,50 рублей. Исковые требование мотивированы возмещением убытков, связанных с демонтажем рекламных конструкций, расположенных на территории рынка "Чайка", г. Севастополь, площадь Восставших.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 23.06.2020 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Стандарт-Строй" (далее - ООО "Стандарт-Строй", третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 18.08.2020, принятым путем подписания резолютивной части, исковые требования удовлетворены.
20 августа 2020 года ответчиком подано заявление о составлении мотивированного решения по делу, которое составлено судом первой инстанции 06.10.2020.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что у Департамента отсутствуют полномочия на обращение в суд с требованием о возмещении затрат местного бюджета на демонтаж рекламной конструкции. Кроме того, демонтированные рекламные конструкции не отвечают описанию рекламных конструкций типа "щит". Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2020 апелляционная жалоба принята к производству.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Двадцать первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 АПК РФ и с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 47 постановления Пленума от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.
При рассмотрении спора судами установлено следующее.
Общество самовольно без получения разрешения установило рекламные конструкции типа "баннер", типа "щит" и типа "билл-борд" на территории рынка "Чайка", расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Адм. Октябрьского.
Постановлением Правительства Севастополя от 05.08.2014 N 192 утверждены Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории города Севастополя, согласно пункту 6.1 которых демонтаж рекламных конструкций, установленных без разрешения на установку и эксплуатацию недействительным, в том числе по причине внесения изменения в Схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме, либо эксплуатируемых без договора (самовольное размещение), производится владельцем рекламной конструкции либо, если собственник рекламной конструкции не выявлен, собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случаев присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, за свой счет по предписанию уполномоченного органа в сфере архитектуры и градостроительства с последующим благоустройством территории и восстановлением фасада в том виде, который был до установки конструкций, и с использованием аналогичных материалов и технологий в течение месяца со дня выдачи предписания уполномоченного органа в сфере архитектуры и градостроительства.
В соответствии с Положением о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2016 N 1300-ПП, к полномочиям Департамента относится:
- выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, согласование дизайн-проекты информационных конструкций;
- организация проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя, заключение по результатам указанных торгов договоры и осуществление контроля за выполнением условий заключенных договоров;
- обеспечение разработки, согласования и утверждения схемы размещения рекламных конструкций, внесение изменений в нее;
- принятие решения об аннулировании ранее выданных разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе и правовыми актами города Севастополя;
- осуществление централизованного учета рекламных конструкций и мест их установки на территории Севастополя.
16 февраля 2016 года Департаментом Обществу выдано предписание N 2 на демонтаж самовольно установленных рекламных конструкций.
17 ноября 2017 года между Департаментом (государственный заказчик) и ООО "Стандарт-Строй" (исполнитель) заключен государственный контракт N 06/2017 (далее - Контракт), согласно которому исполнитель обязуется своевременно выполнить на условиях Контракта работы по демонтажу (сносу), перемещению и хранению незаконно размещенных объектов наружной рекламы и информационных конструкций и сдать результаты выполненных работ государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его в соответствии с условиями Контракта.
Цена Контракта составляет 8081012,46 рублей (пункт 2.3 в редакции Дополнительного соглашения N 1 Контракту).
В приложении к заявке N 5 на выполнение работ по демонтажу (сносу) и перемещению и хранению незаконно размещенных объектов наружной рекламы и информационных конструкций от 17.11.2017 под номерами 28, 29, 30, 31, 32 и 33 указаны рекламные конструкции по адресу:
28. Щит. г. Севастополь, пл. Восставших, на территории рынка "Чайка". На стене строения;
29. Щит. г. Севастополь, пл. Восставших, на территории рынка "Чайка". На стене строения;
30. Щит. г. Севастополь, пл. Восставших, на территории рынка "Чайка". На воротах;
31. Щит. г. Севастополь, пл. Восставших, на территории рынка "Чайка". На стене строения;
32. Щит. г. Севастополь, пл. Восставших, на территории рынка "Чайка". На стене строения;
33. Щит. г. Севастополь, пл. Восставших, на территории рынка "Чайка". На стене строения.
Согласно акту N 1 принятия на хранения и учет демонтированной рекламной и/или информационной конструкции от 21.11.2017 в соответствии с Контрактом ООО "Стандарт-Строй" произведен демонтаж спорных рекламных конструкций.
Спорные рекламные конструкции приняты на хранение специализированной организацией в день составления указанного акта, а также приняты на учет Департаментом.
Истцом в адрес ответчика направлено уведомление N 11/2017 о произведенном демонтаже и принятии на хранение демонтированной рекламной и/или конструкции с одновременным размещением на официальном сайте Департамента в разделе "Уведомления о произведенном демонтаже и принятии на хранение демонтированной рекламной и/или информационной конструкции", в котором сообщено, что демонтированная конструкция подлежит хранению в течение 30 календарных дней с момента вручения или публикации данного уведомления, а также разъяснено, что необходимо в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления, возместить затраты бюджета города Севастополя в сумме 8938,50 рублей, которое остановлено ответчиком без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в арбитражный суд к Обществу с настоящим иском.
О возбуждении производства по делу и рассмотрении его в порядке упрощенного производства стороны уведомлены надлежащим образом (т.1, между л.д. 3-4).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 06 октября 2020 года исковые требования удовлетворены.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для возмещения вреда истец должен доказать совокупность следующих обстоятельств: факт причинения вреда и его размер, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между указанными обстоятельствами.
Согласно пункту 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с нормами части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Требование о возмещение ущерба связано с демонтажем рекламных конструкций, расположенных на территории рынка "Чайка", г. Севастополь, площадь Восставших.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21 статьи 19 Закона о рекламе).
В соответствии с частью 21.1 статьи 19 Закона о рекламе, если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
На основании части 21.3 статьи 19 Закона о рекламе по требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", расходы по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции подлежат взысканию с лица, ее установившего, а при его отсутствии - с лица, осуществляющего непосредственную эксплуатацию такой конструкции.
Из анализа представленных в материалы дела документов следует, что требование о демонтаже рекламных конструкций ответчиком не выполнено.
25 декабря 2017 года ООО "Стандарт-Строй" спорную рекламную конструкцию демонтировало.
Услуги по демонтажу рекламной конструкции в сумме 8938,50 рублей оплачены истцом.
Факт несения расходов по демонтажу рекламной конструкции в сумме 8938,50 рублей подтвержден Контрактом, актом N 1 сдачи-приемки выполненных работ, счетом на оплату N Р-ЦУ-8 от 25.12.2017, платежным поручением от 28.12.2017 N 332761.
Доказательств возмещения расходов по демонтажу рекламной конструкции в заявленном истцом размере ответчик не имеет, суду не представил.
На основании вышеизложенного, требования истца о взыскании убытков в размере 8938,50 рублей правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании расходов по переводу документов с украинского языка на русский язык в размере 1585,00 рублей, которые правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, суд отмечает, что они подлежат отклонению.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что у Департамента отсутствуют полномочия на обращение в суд с требованием о возмещении затрат местного бюджета на демонтаж рекламной конструкции не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4.6 постановления Правительства Севастополя от 29.12.2016 N 1300-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 12.09.2016 N 858-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя" (далее - постановление N 1300-ПП) Департамент имеет право: представлять интересы Департамента по вопросам, отнесенным к ведению Департамента, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, судах, предприятиях, учреждениях и организациях.
Полномочиями по заключению Департаментом Контракта с ООО "Стандарт-Строй" были предусмотрены пунктом 3.39 постановления N 1300-ПП (в первоначальной редакции от 29.12.2016), согласно которому Департамент организует проведение конкурсов на право заключить контракт (договор) на демонтаж, перемещение, хранение и утилизацию рекламных конструкций, информационных конструкций, установленных с нарушением требований законодательства.
Таким образом, Департамент обладает полномочиями как по организации проведения конкурсов на право заключить контрактов (договоров) на демонтаж, перемещение, хранение и утилизацию рекламных конструкций, информационных конструкций, установленных с нарушением требований законодательства, так и полномочиями для обращения в суд.
Довод ответчика об отсутствии у истца полномочий на вынесение предписаний является несостоятельным, поскольку предписание N 2 от 16.02.2016 на демонтаж самовольно установленных рекламных конструкций выдано Департаментом в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 05.08.2014 N 192 (в ред. от 14.08.2015) "Об утверждении Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории города Севастополя".
Департамент был наделен полномочиями вынесения обязательных для исполнения юридическими и физическими лицами предписания об устранении нарушений законодательства о рекламе, законодательства, регламентирующего требования к размещению, содержанию и внешнему виду информационных конструкций на территории города Севастополя в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 16.03.2015 N 171-ПП (в ред. на момент вынесения Предписания) "Об утверждении Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя".
Кроме того, уведомление N 11/2017 о произведенном демонтаже и принятии на хранение демонтированной (ных) рекламной (ных) и/или информационной (ных) конструкции (ций) от 22.11.2017 выдано Департаментом в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 22.12.2016 N 1220-ПП "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Севастополя" (в первоначальной редакции, действующей на момент подписания уведомления).
В силу пункта 6.10 постановления Правительства Севастополя от 22.12.2016 N 1220-ПП "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Севастополя" (в первоначальной редакции), в случае осуществления демонтажа самовольных рекламных конструкций за счет средств бюджета города Севастополя и не возмещения в месячный срок после получения соответствующего уведомления собственником рекламной конструкции либо собственником или иным законным правообладателем недвижимого имущества или остановочного павильона, к которым была присоединена самовольная рекламная конструкция, затрат бюджета города Севастополя по демонтажу, хранению, перемещению, утилизации (при необходимости) данной конструкции Уполномоченный орган взыскивает затраты с указанных лиц в судебном порядке.
В соответствии с вышеуказанным постановлением Уполномоченным органом является исполнительный орган государственной власти города Севастополя, осуществляющий функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства.
Таким образом, Департамент как на момент выдачи предписания, так и на момент направления уведомления был уполномочен на совершение соответствующих действий.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе Общества, отклоняются, поскольку не подтверждены материалами дела и надлежащими доказательствами в понимании статьи 64 АПК РФ, сводятся к произвольному толкованию заявителем апелляционной жалобы норм законодательства и не опровергают законных и обоснованных выводов арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, исследовал представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 06 октября 2020 года по делу N А84-2749/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьями 275, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.И. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2749/2020
Истец: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Ответчик: ООО "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь"
Третье лицо: ООО "СТАНДАРТ-СТРОЙ"