г. Киров |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А28-8552/2020 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Щелокаевой Т.А.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мингазовой Фанзили Миннурахмановны
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.10.2020 по делу N А28-8552/2020, принятое в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению акционерного общества "Куприт" (ИНН: 4346049110, ОГРН: 1024301305654)
к индивидуальному предпринимателю Мингазовой Фанзиле Миннурахмановне (ИНН: 430702698562, ОГРНИП: 310430709800012)
о взыскании 241 479 рублей 05 копеек,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Куприт" (далее - истец, региональный оператор, АО "Куприт") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Мингазовой Фанзиле Миннурахмановне (далее - ответчик, заявитель жалобы, Предприниматель, ИП Мингазова Ф.М.) о взыскании 241 479 рублей 05 копеек долга по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанных в период с января по декабрь 2019 года.
Исковые требования основаны на положениях статей 309, 310, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы неисполнением ответчиком обязанности по оплате спорных услуг.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 13.10.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы считает, что отсутствие в материалах дела доказательств направления ответчику предложения о заключении договора на оказание услуг свидетельствует о том, что истец ненадлежащим образом исполнил обязанность по направлению оферты на заключение договора от 17.01.2019, на основании чего не согласен с начислением платы по тарифам, указанным в выставляемых счетах. В проекте договора на 2019 год истцом значительно завышен объем отходов ответчика, что подтверждается сведениями об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов за 2018 год, отраженными в отчетной документации Предпринимателя. Поскольку ответчик не производил то количество отходов, которое указано в выставляемых счетах, то истец не мог оказать услуги по вывозу и утилизации именно данного объема отходов.
Заявитель жалобы ходатайствует о приобщении к материалам дела в качестве дополнительного доказательства отчета об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов за 2018 год, принятого и зарегистрированного Министерством охраны окружающей среды Кировской области от 28.02.2019 N 07-96.
Названный отчет, а также приложенные заявителем к апелляционной жалобе договор от 01.01.2018 N 633 с ООО "Эко-Сервис", акт от 28.12.2018 N 2858 на сумму 3000 руб. приобщению к материалам дела не подлежат, поскольку в силу положений части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 28.10.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 29.10.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела следует, что с 01.01.2019 истец является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Кировской области и осуществляет деятельность в соответствии с соглашением от 24.04.2018, заключенным с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области.
Ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в продовольственных магазинах и торговых павильонах, а также владеет скотоубойным цехом (всего: 7 объектов).
После обращения Предпринимателя к Региональному оператору с заявлением от 08.08.2019 о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО АО "Куприт" подготовило проект на оказание услуг по обращению с ТКО от 17.01.2019 N 8054-2019/ТКО (далее - спорный договор), по условиям которого региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).
Объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, расчет объема ТКО, расчет стоимости ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению N 1 к договору (пункт 2 договора).
Способ складирования ТКО - в контейнеры (пункт 3 договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определяется датой начала действия, утвержденного Региональной службой по тарифам Кировской области единого тарифа на услугу регионального оператора, но не позднее 01.01.2019 (пункт 4 договора).
Согласно пункту 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного РСТ Кировской области единого тарифа на услуги регионального оператора: с 01.01.2019 по 30.06.2019 тариф составляет 791,35 руб. за 1 куб.метр; с 01.07.2019 по 31.08.2019 - 800,57 руб. за 1 куб.метр;, НДС взимается сверх указанного тарифа.
Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 11.12.2018 N 44/78-ТКО-2019 также был установлен единый тариф для категории потребителей "Прочие потребители" на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО "Куприт" на территории Кировской области в размере 674 рубля 33 копейки за куб. метр, период действия: 01.09.2019 по 31.12.2019 (в редакции Решения Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.08.2019 N 29/3-ТКО-2019).
В соответствии с пунктом 6 договора потребитель на основании полученного счета оплачивает услуги до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами от 03.06.2016 N 505, согласно приложению N 1 к договору (пункт 15 договора).
Договор действует с даты применения единого тарифа, но не позднее, чем с 01.01.2019 по 31.12.2019 (пункт 26 договора).
В Приложении N 1 к договору указана информация по предмету договора:
- объем принимаемых региональным оператором от потребителя ТКО составляет 431,2 куб.м./год (по нормативам потребления для соответствующего объекта);
- способ учета объема ТКО - нормативов накопления ТКО, установленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив - 1 кв.м общей площади (1 сотрудник);
- норматив накопления ТКО - 1,00000 куб.м. в год.
На основании информации Предпринимателя истец подготовил дополнительные соглашения к договору, согласно которым скорректировал объёмы услуг в приложении N 1, согласно которым:
- объем принимаемых ТКО с 19.03.2019 составляет - 431,5 куб.м./год (дополнительное соглашение от 19.03.2019 N 8054-2019/ТКО-1);
- объем принимаемых ТКО с 01.08.2019 составляет - 557,2 куб.м./год (дополнительное соглашение от 01.08.2019 N 8054-2019/ТКО-2);
- объем принимаемых ТКО с 08.08.2019 составляет - 165,99998 куб.м./год (дополнительное соглашение от 08.08.2019 N 8054-2019/ТКО-3, объем ТКО исчислен на основании отчета МСП за 2018 год, а также указанной потребителем в заявлении от 08.08.2019 периодичности вывоза контейнеров);
- объем принимаемых ТКО с 01.09.2019 составляет - 165,57998 куб.м./год (дополнительное соглашение от 01.09.2019 N 8054-2019/ТКО-4, объем ТКО исчислен на основании отчета МСП за 2018 год, а также указанной потребителем периодичности вывоза контейнеров);
- объем принимаемых ТКО с 19.09.2019 составляет - 42,45998 куб.м./год; (дополнительное соглашение от 19.09.2019 N 8054-2019/ТКО-5, объем ТКО исчислен на основании отчета МСП за 2018 год, а также указанной потребителем в заявлении от 19.09.2019 периодичности вывоза контейнеров).
Ответчик проект договора подписал с указанием: "договор с приложением N 1 дополнительного соглашения от 19.09.2019 N 8054-2019/ТКО-5".
Письмами б/д и от 26.11.2019 N 42 ответчик направил в адрес истца протокол разногласий к договору, в котором просил произвести перерасчет оказанных услуг за период с 01.01.2019 по 18.09.2019 исходя из определения объема принимаемых ТКО на основании отчета об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов за 2018 год и распространить действие приложения N1 от 19.09.2019 на правоотношения с 01.01.2019.
С протоколом разногласий региональный оператор не согласился.
Поскольку по состоянию на 01.01.2019 у ответчика отсутствовали собственные контейнеры для накопления ТКО, истец произвел расчет объемов накопления ТКО за период с 01.01.2019 по 07.08.2019 по нормативам потребления для продовольственных магазинов - с 1 кв.м. общей площади в размере 1,2 куб.м/в год; для торговых палаток, лотков, павильонов - с 1 кв.м. общей площади в размере 2 куб.м/в год; для административных зданий, организаций, контор, архивов - с 1 сотрудника 0,3 куб.м/в год (распоряжения Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12.01.2018 N 1, от 20.06.2019 N 41).
В период с января по декабрь 2019 года истец в соответствии с договором оказал ответчику услуги на сумму 275 291 рубль 43 копейки, которые предъявил к приемке следующими актами (с учетом изменения утвержденного РСТ Кировской области единого тарифа на услуги регионального оператора): от 30.09.2019 N N 47942 (за январь), 48280 (за февраль), 48624 (за март), 48970 (за апрель), 49302 (за май), 49913 (за июнь), 50120 (за июль), 50149 (за август), 42730 (за сентябрь), от 31.10.2019 N 54920, от 30.11.2019 N 58690, от 31.12.2018 N 70182.
Согласно реестрам на отправку заказных писем ООО "Продвижение" указанные акты, а также счета, счета-фактуры направлены ответчику, однако не подписаны, услуги оплачены частично на сумму 33 812 рублей 38 копеек (платежное поручение от 29.01.2020 N 69).
По расчету истца задолженность ответчика составляет 241 479 рублей 05 копеек.
Отказ ответчика от оплаты услуг, оказанных в спорный период, послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании 241 479 рублей 05 копеек долга.
Суд первой инстанции, установив факт оказания истцом услуг по обращению с ТКО в спорный период в соответствии с законодательством Российской Федерации, проверив расчет истца, взыскал с ответчика в пользу истца спорные денежные средства.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО, Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила коммерческого учета, Правила N 505).
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 5 названной нормы договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8 (1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации), с лицами, владеющими такими нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8 (4) Правил обращения с ТКО).
Из пункта 8(18) Правил N 1156 следует, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации 12.11.2016 N 1156.
Пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", установлено, что договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 названной нормы обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
По смыслу изложенного, договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным (статья 426 ГК РФ), заключается по типовой форме и вступает в силу с 01.01.2019 независимо от подписания сторонами, при этом с 01.01.2019 у собственников отходов, возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора.
Как правильно установил суд первой инстанции, истец является региональным оператором с 01.01.2019, следовательно, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с Типовым договором.
Доводы заявителя жалобы об обязанности регионального оператора направить в адрес потребителя предложение о заключении договора на оказание спорных услуг отклоняются апелляционным судом.
В силу пункта 8(17) Правил N 1156 Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Во исполнение названных положений истцом размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО в СМИ газета "Кировская правда" и на интернет-сайте АО "Куприт" 18.12.2018.
Поскольку ответчик не направил истцу соответствующие заявку и документы в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором указанного предложения о заключении договора, то суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что договор считается заключенным на условиях типового договора.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Порядок оплаты оказанных услуг по договору возмездного оказания услуг установлен статьёй 781 ГК РФ, в соответствии с которой заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Анализ вышеназванных норм права показывает, что заказчик обязан оплатить исполнителю стоимость фактически оказанных услуг при условии доказанности факта их оказания.
Пунктом 6 типового договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказаны услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Во исполнение условий типового договора в спорный период ответчику оказаны услуги по обращению с ТКО на общую сумму 275 291 рубль 43 копейки, объем и стоимость которых указаны актах.
Доводы заявителя жалобы о неверном расчете объемов ТКО за период с января по август 2019 года отклоняются апелляционным судом.
Согласно пунктам 5, 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В пункте 8 названных Правил указано, что при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, то есть по количеству и объема контейнеров.
Исходя из названных положений, при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных потребителем в месте накопления твердых коммунальных отходов, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или в иной форме, следует применять нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве.
Самостоятельный расчет региональным оператором или потребителем количества и объема вывозимых от потребителя контейнеров действующим законодательством не предусмотрен.
При этом обязанность регионального оператора осуществлять коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, установлена законодателем только в случае организации раздельного накопления ТКО.
Таким образом, при отсутствии доказательств согласования сторонами контейнерного способа учета объемов ТКО с 01.01.2019 по 07.08.2019 или организации потребителем раздельного накопления ТКО у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для перерасчета объема ТКО за спорный период.
Доказательства, которые бы позволили суду апелляционной инстанции прийти к иным выводам, в материалах дела отсутствуют.
Доводы заявителя жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании спорной задолженности.
В ходе повторной оценки имеющихся доказательств с учетом доводов заявителя жалобы и установления всех юридически значимых обстоятельств, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 13.10.2020 по делу N А28-8552/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мингазовой Фанзили Миннурахмановны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Кировской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации (часть 1 статьи 2911 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Т.А. Щелокаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-8552/2020
Истец: АО "Куприт"
Ответчик: ИП Мингазова Фанзиля Миннурахмановна
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Кировской области, Представитель истца Лобастова Оксана Геннадьевна