г. Хабаровск |
|
22 декабря 2020 г. |
А04-4413/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от Прокурора Бурейского района: не явились;
от директора МУП "Флагман" Решетнева А.А.: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Бурейского района
на решение от 07.09.2020
по делу N А04-4413/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Прокуратуры Бурейского района
к директору Муниципального унитарного предприятия "Флагман Решетневу Александру Александровичу
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Бурейского района (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении директора Муниципального унитарного предприятия "Флагман" Решетнева Александра Александровича (далее - директор, руководитель) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.09.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву истечения срока давности для привлечения к ответственности.
Не согласившись с принятым по делу решением, прокуратура обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить ввиду ошибочности вывода суда об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, считая его составляющим один год с момента совершения правонарушения.
В судебное заседание 24.11.2020 лица, участвующие в деле, не прибыли, в связи с чем разбирательство было отложено на 22.12.2020 с обязанием обеспечить явку и представить должностному лицу отзыв на жалобу и заявление о привлечении к ответственности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Директор Решетнев А.А. в отзыве на жалобу выразил несогласие с изложенными в ней доводами, настаивал на законности судебного решения.
Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы с учетом отзыва, апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, МУП "Флагман" является организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации в пгт. Новобурейский.
В целях осуществления указанной деятельности между ПАО "ДЭК" в лице филиала "Амурэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и МУП "Флагман" (потребитель) заключен договор энергоснабжения от 06.12.2018 N РАБУ1253, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц (сетевые организации) оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретенную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Поскольку общая задолженность по оплате электроэнергии, составляющая 5 537,1 тыс. руб., в том числе: за сентябрь 2019 года - 307,4 тыс. руб., за октябрь 2019 года - 1 903,3 тыс. руб., за ноябрь 2019 года - 1 507,2 тыс. руб., за декабрь 2019 года - 1 819,2 тыс. руб., превысила двойной размер среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) - 1 417,9 тыс. руб., ПАО "ДЭК" направило должнику уведомление от 06.02.2020 N 07-01/516 о предоставлении обеспечения исполнения обязательств в виде безотзывной банковской гарантии, которая должна быть направлена в адрес гарантирующего поставщика в течение 62 дней после получения данного уведомления со сроком действия шести месяцев и с указанием величины обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) - 5 537,1 тыс. руб.. Уведомление также содержит расчет среднемесячной величины обязательств и размер задолженности должника по договору энергоснабжения.
Непогашение задолженности и непредставление банковской гарантии обществом в течение указанного срока послужило основанием для обращения, гарантирующего поставщика в прокуратуру с заявлением о возбуждении административного производства в отношении общества и его руководителя по статье 14.61 КоАП РФ.
03.06.2020 прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по указанной выше статье, и в соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении руководителя потребителя к административной ответственности.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) директора предприятия признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ. Вместе с тем отказал в удовлетворении требования прокуратуры, признав истекшим трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об истечении на момент принятия решения трехмесячного срока давности на привлечение к административной ответственности, исчисляя его с 15.04.2020, поскольку диспозиция предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ административного правонарушения охватывает незаконные действия (бездействие) лица в области электроэнергетики. Следовательно, к спорным отношениям подлежит применению годичный срок, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В силу статьи 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области энергопотребления, в том числе установленный законодательством порядок и режим потребления электрической энергии потребителями, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Объективной стороной правонарушения является неисполнение таким потребителем установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются, в том числе и должностные лица потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
В пунктах 4 и 5 постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" разъяснено, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий.
Согласно представленному в материалы дела распоряжению Главы рабочего поселка Новобурейский от 10.01.2019 N 1 директором МУП "Флагман" с 11.01.2019 назначен Решетнев А.А.. Следовательно, он является должностным лицом и субъектом рассматриваемого правонарушения.
Согласно пункту 6 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
Порядок определения потребителей, обязанных предоставлять гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), и порядок предоставления указанного обеспечения установлен главой XIII Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
В силу пункта 255 данных Правил потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, и категории которых предусмотрены приложением к Правилам, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия указанного потребителя критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем.
Документами, свидетельствующими о признании потребителем задолженности перед гарантирующим поставщиком, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие потребителя с фактом наличия задолженности перед гарантирующим поставщиком и с размером такой задолженности (соглашение между гарантирующим поставщиком и потребителем, акт сверки взаимных расчетов, письмо, подписанное уполномоченным лицом потребителя, или иной документ).
Пунктом 256 Правил N 442 установлено, что гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Указанное уведомление должно содержать следующую информацию: размер задолженности потребителя, послуживший основанием для предъявления требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, расчет указанного размера задолженности и среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности); величина обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), подлежащего предоставлению потребителем гарантирующему поставщику; срок, на который должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности); срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Согласно пункту 260 Правил N 442 по согласованию с гарантирующим поставщиком потребителем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) не требуется, если до истечения срока, предусмотренного абзацем седьмым пункта 256 Правил, обязательства по оплате электрической энергии (мощности), неисполнение или ненадлежащее исполнение которых послужило основанием для возникновения у потребителя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, исполнены в полном объеме.
Из материалов дела видно, что в установленный в уведомлении от 06.02.2020 срок - 60 дней после получения данного уведомления, директором МУП "Флагман" не устранены обстоятельства, послужившие основанием для направления такого уведомления (задолженность не погашена), обеспечения исполнения обязательств в виде банковской гарантии гарантирующему поставщику не представлено.
Таким образом, апелляционная коллегия приходи к выводу о наличии в действиях руководителя предприятия объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ.
Доказательств принятия директором Решетневым А.А. всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение указанного административного правонарушения, которые могли быть оценены в качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии его вины, в материалах дела не имеется.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил в сфере электроэнергетики не установлено.
Письмо филиала "Амурский" АО "ТЭМБР-БАНК" от 01.06.2020 N 33 содержит сведения об остатках денежных средств на расчетном и специальном счетах предприятия, а также о непогашенной картотеке документов, тем самым не свидетельствует о принятии им исчерпывающих мер для предотвращения совершения правонарушения.
Обращений в кредитные организации о предоставлении безотзывной банковской гарантии и ответов на них с отказом материалы дела не содержат.
Также отсутствуют доказательства согласования потребителем с гарантирующим поставщиком возможности предоставления государственной или муниципальной гарантии, либо обеспечения исполнения обязательств иными способами, предусмотренными законом или договором, равно как и не представлены доказательства принятия исчерпывающих мер, направленных на исполнение в полном объеме обязательств по оплате электрической энергии, неисполнение которых послужило основанием для возникновения обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности состава нарушения по статье 14.61 КоАП РФ.
При рассмотрении спора апелляционным судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность в силу статей 4.2 и 4.3 КоАП РФ не установлено.
Таким образом, учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельства смягчающие и отягчающих административную ответственность, суд апелляционной инстанции полагает необходимым привлечь Решетнева А.А. к ответственности, предусмотренной статьей 14.61 КоАП РФ, в виде штрафа в минимально предусмотренном статьей размере 40 000 руб.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 07.09.2020 по делу N А04-4413/2020 отменить.
Привлечь директора Муниципального унитарного предприятия "Флагман" Решетнева Александра Александровича (07.11.1961 г.р., уроженца с. Георгиевка района имени Лазо Хабаровского края, проживающего по адресу: Амурская область, п. Бурея, ул. Кировская д. 64) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4413/2020
Истец: И.о. прокурора Бурейского района советник юстиции Яременко С.В., Прокурор Бурейского района Сикорский А.А.
Ответчик: Директор Муниципального унитарного предприятия "Флагман" Решетнев Александр Александрович, МУП директор "Флагман" Решетнев Александр Александрович
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд (4413/20 1т, 4633/20 1т, 3700/19 1т, 5031/20 а.ж), Прокуратура Амурской области