г. Москва |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А41-1929/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рузский региональный оператор" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.09.2020 по делу N А41-1929/20 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рузский региональный оператор" к Главному управлению Государственного административно-технического надзора по Московской области об оспаривании,
при участии в заседании:
от ООО "Рузский РО" - извещено, представитель не явился,
от Главного управления Государственного административно-технического надзора по Московской области - извещено, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рузский региональный оператор" (далее - заявитель, общество) с заявлением к Главному управлению административно-технического надзора Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным и отмене предписания N 30/1315/99Э от 16.10.2019.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.09.2020 по делу N А41-1929/20 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.kad.arbitr.ru.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
08.10.2019 в 11 час. 13 мин. сотрудниками Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области произведен осмотр территории контейнерной площадки, расположенной по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Переяслав-Хмельницкого, д.17.
На момент осмотра на контейнерной площадке отсутствует бункер-накопитель для сбора крупногабаритных отходов, из-за чего на земле у ограждения контейнерной площадки, на площади 15 кв.м., образовался навал КТО и ТКО объемом 10 куб.м., состоящий из полиэтиленовых мешков со строительными отходами, картонных коробок, упаковочного материала, обрезков труб, кусков фанеры, старых досок, пластиковых ящиков, ведра из-под краски, фрагментов старой мебели, старых автошин, черных полиэтиленовых мешков с бытовыми отходами.
Отсутствие бункера-накопителя для сбора крупногабаритных отходов на контейнерной площадке является нарушением требований к местам (площадкам) накопления крупногабаритных отходов, установленных пунктами 10,11,12 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами).
Согласно п. 5.1 Распоряжения Министерства ЖКХ Московской области N 350-РВ от 26.06.2019 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе из раздельного накопления) на территории Московской области" - размещение подобного рода отходов осуществляется исключительно в бункеры, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов.
На территории Можайского городского округа Московской области деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет ООО "Рузский РО" на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рузской зоне Регионального оператора (далее - Соглашение), заключенного 28.04.2018 между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО "Рузский региональный оператор".
В соответствии с п. 5.1.14 Соглашения ООО "Рузский РО" обязано размешать и использовать для накопления контейнеры и бункеры. ООО "Комфортный Можайск" с ООО "Рузский РО" заключен договор N РРО-2019-0004290 от 18.01.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Договор).
Из пункта 3 Договора следует, что складирование крупногабаритных отходов осуществляется в бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
Следовательно, ООО "Рузский РО" обязано разместить на вышеуказанной контейнерной площадке бункер для накопления крупногабаритных отходов.
На территории Можайского городского округа площадки, специально отведенные для сбора крупногабаритных отходов отсутствуют, таким образом, крупногабаритный мусор собирается на всех имеющихся площадках при многоквартирных домах, так как обращение с ТКО включено в том числе, в расчет размера платы за коммунальные услуги (тариф, утвержденный Постановлением Правительства Московской области N 690/34 от 02.10.2018).
16.10.2019 должностным лицом административного органа обществу выдано предписание N 30/1315/99Э об устранении выявленных нарушений в срок до 30.10.2019.
Не согласившись с вынесенным административным органом предписанием, полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (ч. 3 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (ч. 5 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ).
В части 1 статьи 1 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014- ОЗ "О благоустройстве в Московской области" (далее - Закон N 191/2014-ОЗ) установлены единые требования к правилам благоустройства территории муниципального образования Московской области, в том числе требования к регулированию вопросов создания, содержания, развития объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области, содержания зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определения перечня работ по благоустройству (включая освещение, озеленение, уборку и содержание территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным настоящим Законом, порядка участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, обязательного к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, правообладателями расположенных на территории Московской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также требований к обеспечению чистоты и порядка на территории Московской области.
В силу ст. 4 Закона N 191/2014-ОЗ контейнерная площадка - специально оборудованная площадка для сбора и временного хранения мусора с установкой необходимого количества контейнеров и бункеров-накопителей. Распоряжением Минэкологии Московской области от 19.04.2018 N 159-РМ утвержден Временный порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области (далее - Порядок).
Согласно п. 6.1 Порядка размещение крупногабаритных отходов осуществляется исключительно в бункеры, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов. Запрещается размещение крупногабаритных отходов в контейнерах, предназначенных для накопления ТКО.
Место накопления крупногабаритных отходов имеет твердое бетонное или асфальтовое покрытие (п. 6.2 Порядка).
В месте накопления крупногабаритных отходов размещается информация о сроках вывоза бункера с крупногабаритными отходами, сведения об организации, осуществляющей транспортирование крупногабаритных отходов от места их накопления (п. 6.3 Порядка).
В соответствии с п. 6.4 Порядка вывоз крупногабаритных отходов с мест их накопления осуществляется отдельно от ТКО по мере накопления крупногабаритных отходов, но не реже 1 раза в неделю.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила). Пунктом 10 Правил установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (п. 11 Правил).
Согласно п. 12 Правил вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов административного дела следует, что на территории контейнерной площадки отсутствует бункер-накопитель для сбора крупногабаритного мусора, а два контейнера для раздельного сбора мусора синего цвета переполнены.
Доводы заявителя о том, что общество не ведет деятельности по накоплению ТКО, подлежат отклонению апелляционным судом.
28.04.2018 между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО "Рузский РО" заключенным по результатам проведенного конкурсного отбора заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области в Рузской зоне Регионального оператора, в соответствии с которым ООО "Рузский РО" наделен статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами сроком на 10 лет.
В соответствии с п. 5.1.1 Соглашения региональный оператор обязан провести обследование территории, входящей в зону деятельности регионального оператора и представить в течение 4 месяцев с даты вступления в силу соглашения организатору конкурсного отбора на согласование подписанный и заверенный печатью регионального оператора график сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, отражающий в том числе информацию о существующих местах (площадках) накопления, объектах обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, сроки размещения контейнеров и бункеров.
В силу пункта 5.1.12 Соглашения региональный оператор обязан соблюдать график сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов, к которым относятся и крупногабаритные отходы, из мест (площадок) накопления.
Согласно п. 5.1.14 Соглашения региональный оператор обязан размещать и использовать для накопления твердых коммунальных отходов контейнеры и бункеры, соответствующие требованиям порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденного Министерством, и требованиям действующего законодательства.
Как разъяснено в статье 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
В Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами определено, что крупногабаритные отходы - это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Следовательно, с учетом положений действующего законодательства к ТКО могут относиться не только твердые бытовые отходы, но крупногабаритный мусор, образующийся в результате жизнедеятельности собственников помещений МКД.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у административного органа полномочий по вынесению обжалуемого предписания, со ссылкой на то, что в полномочия должностных лиц административного органа не входит рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание апелляционным судом.
Предписанием предписано принять меры по устранению нарушения требований, установленных Правилами, пунктами 2.2, 2.10, 5.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области, утвержденного Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26.06.2019 N 350-РВ.
В силу ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных территорий, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или органами, осуществляющими федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), статьей 7.6, частью 1 статьи 7.11, статьями 8.1, 8.2, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3, 8.4, 8.5, 8.5.1, статьями 8.6 и 8.7 (за исключением административных правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), статьей 8.12 (в части нарушения порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов), частями 1, 2, 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьями 8.15, 8.18, 8.19, 8.21 - 8.23, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.33 - 8.36, частью 3 статьи 8.37, статьями 8.39, 8.41, 8.41.1, частями 1 и 2 статьи 14.43, 8.46, 8.47 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 23.29 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе, в том числе, главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители; старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Порядок организации и осуществления государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 N 763/37, устанавливает требования к организации и осуществлению государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, при осуществлении государственного экологического надзора (п. 1 указанного Порядка).
К должностным лицам органа государственного надзора, осуществляющие государственный надзор, относятся, среди прочего, должностные лица территориального управления Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области, являющиеся по должности старшими государственными инспекторами и государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Московской области (п. 5 указанного Порядка).
Предметом государственного надзора при осуществлении Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении своей деятельности обязательных требований к: 1) объектам накопления твердых коммунальных отходов; 2) местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов; 3) деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов; 4) сжиганию отходов (за исключением объектов обезвреживания отходов); 5) сбросу отходов вне объектов накопления и размещения отходов (п. 11.1 указанного Порядка).
Порядок проведения административно-технического надзора на территории Московской области установлен Административным регламентом, утвержденным распоряжением Госадмтехнадзора Московской области от 09.10.2018 N 531-Р.
Согласно пункту 10 подпункту 8 данного распоряжения должностные лица Госадмтехнадзора Московской области при осуществлении государственного надзора в пределах своих полномочий имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства, срок исполнения которых устанавливаются в соответствии с утвержденным приказом (распоряжением) Госадмтехнадзора Московской области и классификатором обращений и видов нарушений обязательных требований со сроками их устранения (матрица), утвержденным приказом (распоряжением) Госадмтехнадзора Московской области (далее - Классификатор).
Таким образом, действия заинтересованного лица по проведению в отношении заявителя проверки и выдачи оспариваемого предписания являются законными, произведенными в рамках предоставленных полномочий.
Проанализировав содержание оспариваемого предписания, с учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств дела, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание выдано в пределах предоставленных полномочий, при наличии достаточных к тому оснований, соответствует требованиям, предъявляемым к подобному роду документов; признаками неисполнимости не обладает, а как следствие не нарушает права и законные интересы общества, направлено на защиту прав и интересов собственником жилых помещений дома.
Доказательств нарушения, оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, в материалы дела не представлено.
При этом стоит отметить, что лицо, обязанное исполнить предписание само определяет мероприятия, связанные с его исполнением, следовательно, не указание конкретных мероприятий по исполнению оспариваемого предписания не влечет оснований для его отмены.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, в связи с чем апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.09.2020 по делу N А41-1929/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1929/2020
Истец: ООО "РУЗСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"
Ответчик: Территориальный отдел N30 Трриториального кправления N4 Главного управления административно-технического надзора Московской области
Третье лицо: Территориальный отдел N30 Трриториального кправления N4 Главного управления административно-технического надзора Московской области