г. Хабаровск |
|
06 февраля 2024 г. |
А73-11716/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Брагиной Т.Г., Воронцова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от ООО "Кодфиш": Шаповалова Н.Л., доверенность от 06.10.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по рыболовству Приморского территориального управления
на решение от 17.11.2023
по делу N А73-11716/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Федерального агентства по рыболовству в лице Приморского территориального управления (ОГРН 1092536000193, г.Владивосток)
к обществу с ограниченной ответственностью "Кодфиш" (ОГРН 1212500022701, Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре)
о расторжении договора,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство по рыболовству в лице Приморского территориального управления (Агентство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кодфиш" (ООО "Кодфиш") о расторжении договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства N ДВ-М-2185 от 30.08.2018.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.11.2023 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в апелляционном порядке, решение суда просил отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на недополучение государством за 2 спорных года (2021, 2022) около 352,3 тонн особо ценных водных биологических ресурсов, 338 196,48 руб. сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, 347 704,40 руб. разового сбора при получении разрешения на добычу ВБР, 19 177 587,27 руб. - недопоставленного сырья на рынок; отсутствие у истца обязанности доказывать причинение существенного ущерба, поскольку расторжение договора осуществлено по специальному основанию; ответчиком не оспорен факт неисполнения договора.
Ответчик в отзыве на доводы апелляционной жалобы возражал, считая решение суда законным и обоснованным.
Истец, извещенный в соответствии с требованиями статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 27.07.2010 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своего представителя не направил, заявив ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Федеральным агентством по рыболовству (агентство) и ООО "Юния" (пользователь) заключен договор о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства N ДВ-М-2185 от 30.08.2018, по условиям которого агентство предоставляет, а пользователь приобретает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в соответствии с долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления добычи (вылова) трески в подзоне Приморье в размере 4,600%.
Согласно пункту 7 договора срок действия настоящего договора устанавливается с 01.01.2019 по 31.12.2033.
В соответствии с пунктом 10 договора по требованию одной из сторон настоящий договор может быть расторгнут в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В силу пункта 11 настоящий договор может быть расторгнут до окончания срока его действия по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 13 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
В связи с реорганизацией ООО "Юния" в форме выделения из него ООО "Кодфиш", Агентством и ООО "Кодфиш" 06.12.2021 заключено дополнительное соглашение к договору о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства N ДВ-М-2185 от 30.08.2018, согласно пункту 1 которого стороны пришли к соглашению о замене ООО "Юния" по договору N ДВ-М-2185 от 30.08.2018 на ООО "Кодфиш".
В силу пункта 2 соглашения ООО "Кодфиш" принимает на права и обязанности по договору N ДВ-М-2185 от 30.08.2018 с момента подписания настоящего дополнительного соглашения.
Согласно пункту 3 дополнительного соглашения ООО "Кодфиш" обязуется должным образом исполнять все принятые на себя обязательства по договору N ДВ-М-2185 от 30.08.2018.
В соответствии с пунктами 1 и 6 вышеуказанного договора ответчик обязан осуществлять добычу (вылов) водных биологических ресурсов в пределах тех объемов, сроков, районов и в отношении тех видов водных биологических ресурсов, которые указаны в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Размеры квот добычи (вылова) ВБР на 2021 год для осуществления рыболовства определены приложением к Приказу Федерального агентства по рыболовству от 10.12.2020 N 678 (в ред. от 30.12.2021 N 887).
Размеры квот добычи (вылова) ВБР на 2022 год для осуществления рыболовства определены приложением к Приказу Федерального агентства по рыболовству от 10.12.2021 N 792 (в ред. от 25.05.2022 N 285).
Согласно представленным сведениям о вылове водных биологических ресурсов ответчик с 01.01.2021 по 31.12.2022, то есть в течение двух лет подряд осуществлял добычу (вылов) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, поименованных в указанных договорах, в объеме менее 70% промышленных квот.
Сведения о вылове водных биоресурсов ответчиком:
N договора |
Район промысла |
Вид ВБР |
Доля % |
Квота т, 2021 |
Вылов т, 2021 |
% освоения |
N дв-зм- 2185 от 30.08.2018 |
Подзона Приморье |
Треска |
4,600 |
206,455 |
|
0 |
договора |
Район промысла |
Вид ВБР |
Доля % |
Квота т, 2022 |
Вылов т. |
% освоения |
дв-м- 2185 от 30.08.2018 |
Подзона Приморье |
Треска |
4.600 |
150,342 |
4,509 |
2,999 |
Согласно пункту 2.1 части 2 Приказа Федерального агентства по рыболовству N 185 от 03.04.2020 "Об организации в Федеральном агентстве по рыболовству работы по выявлению оснований для проведения процедуры принудительного прекращения права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в случаях, предусмотренных пунктами 2-5, 8-12, части 2 статьи 13 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", для организации работы по принудительному прекращению права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в случаях, предусмотренных пунктами 2-5, 8-12, части 2 статьи 13 Закона о рыболовстве, а так же для применения штрафных санкций Росрыболовство создает Комиссию по принудительному прекращению права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в случаях, предусмотренных пунктами 2-5, 8-12, части 2 статьи 13 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", а так же для применения штрафных санкций (Комиссия), и Рабочую группу Комиссии (Рабочая группа).
Согласно пункту 2.4 части 2 Приказа Федерального агентства по рыболовству N 185 от 03.04.2020 "Об организации в Федеральном агентстве по рыболовству работы по выявлению оснований для проведения процедуры принудительного прекращения права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в случаях, предусмотренных пунктами 2-5, 8-12, части 2 статьи 13 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", основными задачами комиссии являются:
-рассмотрение протокола заседания Рабочей группы, а также документов, обосновывающих основания для принятия решения по принудительному прекращению права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в случаях, предусмотренных пунктами 2-5, 8-12, части 2 статьи 13 Закона о рыболовстве, представленных Рабочей группой, а также для применения штрафных санкций;
-подготовка предложений руководителю Росрыболовства (лицу, исполняющему его обязанности) в качестве протокола с указанием перечней пользователей водных биоресурсов, в отношении которых предлагается Комиссией принятие решения о возбуждении процедуры принудительному прекращению права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и расторжения договоров о закреплении долей квот добычи (вылов) водных биологических ресурсов в случаях, предусмотренных пунктами 2-5, 8-12, части 2 статьи 13 Закона о рыболовстве, а так же пользователей в отношении которых предлагается применение штрафных санкций, предусмотренных договором (Протокол заседания Комиссии).
Согласно протоколу Комиссии по подготовке предложений по определению долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов N 26 от 19.05.2023 принято решение о принудительном расторжении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на 2009-2018 годы, заключенных с пользователями, заключившими договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 13 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Вышеуказанным Протоколом предусмотрено расторжение договора N ДВ-М-2185 от 30.08.2018 в связи с невыполнением обязательств по освоению квот.
В соответствии с приказом Федерального агентства по рыболовству N 185 от 03.04.2020 "Об организации в Федеральном агентстве по рыболовству работы по выявлению оснований для проведения процедуры принудительного прекращения права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в случаях, предусмотренных пунктами 2-5, 8-1.2, части 2 статьи 13 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", и по расторжению договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов", на Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству возложена обязанность досрочного расторжения договора.
Ответчику направлены требования N 07-25/3146/1 от 07.06.2023, N 07-25/3146/2 от 07.06.2023 о досрочном расторжении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов N ДВ-М-2185 от 30.08.2018.
Письмом от 28.06.2023 N 10 ответчик от расторжения спорного договора отказался.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Возникшие между сторонами правоотношения правильно квалифицированы судом первой инстанции как обязательственные отношения, возникшие из договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, которые подлежат регулированию нормами Закона о рыболовстве, а также общими нормами об обязательственных отношениях и договорах ГК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 33.1 Закона о рыболовстве по договору о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить право на добычу (вылов) водных биоресурсов другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 452 ГК РФ предусмотрено, что требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Согласно статье 33.5 Закона о рыболовстве договор пользования водными биоресурсами может быть досрочно расторгнут по требованию одной из сторон в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом.
При этом орган государственной власти, заключивший соответствующий договор, вправе требовать его досрочного расторжения лишь после направления другой стороне в письменной форме предупреждения о необходимости исполнения его условий (часть 4 указанной статьи в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений).
В пункте 2 части 2 статьи 13 Закона о рыболовстве установлено, что принудительное прекращение права на добычу (вылов) ВБР, отнесенных к объектам рыболовства, производится в случаях, если добыча (вылов) ВБР осуществляется в течение двух лет подряд в объеме менее семидесяти процентов промышленных квот и прибрежных квот.
Аналогичное основание для досрочного расторжения договора предусмотрено пунктом 11 спорного договора.
Материалами дела подтверждается, что в течение двух лет (2020, 2021) предоставленные по спорному договору квоты на вылов ВБР не освоены.
Так, из представленного ответчиком отчета о добыче (вылове) водных биологических ресурсов следует, что освоение им квот добычи (вылова) ВБР составило: в 2021 году - 0,00 тонн при выделенной квоте 206,455 тонн (сведения за 2021 год ответчиком не предоставлялись), в 2022 году - 4, 509 тонн при выделенной квоте 150,342 тонн, что составило 2,999%.
Между тем, в течение спорного периода времени ответчик не осуществлял добычу (вылов) ВБР в объеме, предусмотренном договором, по ряду причин.
Так, в 2021 году ответчик не осуществлял добычу (вылов) ВБР в связи с тем, что Общество стало стороной спорного договора лишь 06.12.2021, а установление квоты на 2022 год в размере 4,6% в количестве 150,342 тонн не позволило пользователю реализовать возможность освоения квоты в полной мере, с учетом специфики осуществления лова и подготовительных к данной процедуре этапов (получение разрешений, подготовка основных средств производства, укомплектования экипажей и времени на достижение районов промысла). Суда вышли на промысел, однако добыто лишь 4,509 тонн.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что по состоянию на 15.10.2023 на основании полученных по спорному договору разрешений на добычу (вылов) ВБР ответчик в 2023 году произвел освоение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в размере 73,916 тонн, что составило 92,395%.
Исследовав и оценив материалы дела по правилам статьи 71 АПК РФ, приняв во внимание документальную обоснованность аргументов ответчика, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в 2021-2022 годах у ответчика не имелось реальной возможности осуществлять добычу ВБР в объеме, предусмотренном спорным договором.
При этом, подтвержденные доказательствами принимаемые ответчиком меры к добросовестному освоению квот свидетельствуют о наличии у него реального интереса в сохранении договорных отношений и осуществлении им деятельности по добыче водных биологических ресурсов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что из содержания пункта 2 статьи 33.5 Закона о рыболовстве следует, что в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 13 указанного Федерального закона, допускается досрочное расторжение договора.
Указанное свидетельствует об отсутствии безусловной обязанности Агентства и суда расторгнуть договор в данных случаях.
Вместе с тем, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о надлежащем исполнении ответчиком условий договора в 2023 году.
Исходя из изложенного, учитывая принятие Обществом соответствующих мер для надлежащего исполнения договоров и выполнение их условий в 2023 году, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для расторжения спорного договора является правомерным.
Ссылка в апелляционной жалобе на защиту государственных интересов в связи с недополучением федеральным и региональным бюджетами налоговых поступлений и сборов, снижению рыбной продукции на товарном рынке является несостоятельной, поскольку получению разрешения на вылов водных биологических ресурсов предшествует предварительная уплата в бюджет соответствующего сбора, что не позволяет сделать вывод о нарушении интересов государства.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.11.2023 по делу N А73-11716/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11716/2023
Истец: ПРИМОРСКОЕ ТУ РОСРЫБОЛОВСТВА
Ответчик: ООО "КОДФИШ"