г. Ессентуки |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А15-6985/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.12.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Надежда" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.07.2020 по делу N А15-6985/2019 (судья Батыраев Ш.М.),
УСТАНОВИЛ:
крестьянское (фермерское) хозяйство "Надежда" (далее - КФХ "Надежда") обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - Министерство) о признании незаконным действия, оформленного письмом от 27.09.2019 N 12-06/2-20-3725/19 и выразившееся в невыплате субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору от 11.03.2008 N 080408/0003-11.2, и обязании выплатить субсидии.
Решением суда от 20.07.2020 в удовлетворении требований КФХ "Надежда" отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием основания для выплаты субсидии.
КФХ "Надежда" обжаловало решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В составе суда произведена замена судьи.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что согласно кредитному договору N 080408/0003-11.2 от 11.03.2008 и дополнительному соглашению к нему N1 от 20.04.2011 КФХ "Надежда" в ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" получены кредитные средства.
03.09.2019 КФХ "Надежда" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору от 11.03.2008 в размере 3000000р за период с 01.01.2014 по 30.06.2019.
27.09.2019 письмом N 12-0/2-20-3725/19 Министерство сообщило об отказе в предоставлении спорных субсидий со ссылкой на то, что ранее по заявлению КФХ к Министерству об обязании выплатить субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору N 080408/0003-11.2 от 11.03.2008 и дополнительному соглашению к нему N1 от 20.04.2011 решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.03.2019 по делу NА15- 4428/2028, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019, отказано.
КФХ "Надежда", считая отказ Министерства, выраженный в письме от 27.09.2019, незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Согласно подпункту "г" пункта 1 Положения о возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее-Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитам (займам), полученными сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами по кредитным договорам (договорам займа).
Процедура и условия предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам регламентированы Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденном постановлением Правительства РД от 23.05.2019 N 115 (далее - Порядок N 115).
Пунктом 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - юридические лица) предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ указано, что правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В пункте 17 Порядка изложен перечень оснований для отказа в предоставлении субсидий, к числу которых относятся: 1) представление документов не в полном объеме; 2) обнаружением недостоверных сведений в представленных документах; 3) несоответствие представленных документов требованиям и условиям предоставления субсидий, установленным настоящим Порядком.
Для получения субсидий заемщик согласно пункту 12 Порядка N 115 представляет лично в министерство или посредством многофункционального центра следующие документы: а) заявление о предоставлении субсидий с указанием своих платежных реквизитов и почтового адреса; б) заверенные кредитной организацией копии кредитного договора (договора займа), выписки из ссудного счета о поступлении кредита (займа0 и графика погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему; в) заверенные заемщиком копии документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа), по перечню согласно пункту 13 настоящего Порядка - по мере использования кредита.
Из содержания кредитного договора от 11.03.2018 N 0800408/003-11.2 следует, что кредит КФХ "Надежда" представлялся для целей реконструкции животноводческого комплекса (п. 2.1 (кредитного договора). Согласно пункту 13 и подпункту 13.2.2. Порядка N 115 для получения субсидий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, в Министерство дополнительно крестьянскими (фермерскими) хозяйствами представляются по кредитным договорам (договорам займа), заключенным на хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, приобретение племенной продукции (материала), строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства, кормопроизводства и объектов по переработке льна и льноволокна, строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений и закладку многолетних насаждений и виноградников, включая строительство и реконструкцию прививочных комплексов, при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного крестьянским (фермерским) хозяйством в текущем году, не превышает 10 млн. рублей на одно хозяйство: копия договора на приобретение (лизинг) племенных сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала); заверенные кредитной организацией копии платежных поручений, подтверждающих оплату племенных сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала); копии актов приемки-передачи племенных сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала); копии племенных свидетельств на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала); документы, представляемые по мере выполнения графика работ: заверенные кредитной организацией копии платежных поручений, подтверждающие оплату технологического оборудования, выполненных работ при подрядном способе, включая авансовые платежи, строительных материалов и услуг сторонних организаций при проведении работ хозяйственным способом; копии актов выполненных работ; копии актов приемки-передачи здания (сооружения) в эксплуатацию (представляются после окончания строительства, при этом субсидия выплачивается по мере выполнения этапов работ); заверенные кредитной организацией копии платежных поручений, подтверждающие оплату посадочного материала и (или) материалов для установки шпалеры; копии актов приемки посадки (после окончания работ).
Согласно пункту 24 Порядка N 115 в отношении заемщиков, являвшихся получателями субсидий в предыдущем году, Министерством проводится оценка эффективности использования кредитных средств на основе следующих показателей: а) график производства работ, предусмотренного проектно-сметной документацией; б) начало производства продукции; в) достижение проектной мощности; г) наращивание объема производства продукции; д) увеличение поголовья скота (птицы), посевных площадей, других объемных показателей; е) достижение срока окупаемости проекта.
Из содержания заявления КФХ "Надежда" от 03.09.2019 в Министерство о предоставлении спорных субсидий следует, что к нему были приложены следующие документы: 1) расчет субсидий за период с 01.01.2014 по 30.06.2019; 2) отчетность за период с 2014 по 2018 г.г.; 3) копия доверенности на Азизова Р.Ю.
Таким образом, КФХ "Надежда" в нарушение требований подпункта 13.2.2. Порядка N 115 в полном объеме все необходимые документы, указанные в приведенном подпункте, относительно выполнения целей полученного кредита на реконструкцию животноводческого комплекса, к заявлению от 03.09.2019 не были приложены, что согласно абзацу 1 пункта 17 Правил N 115 является основанием для отказа в предоставлении субсидий.
В материалы дела не представлены доказательства устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления выплаты субсидий в 2018 году.
Доводы КФХ "Надежда" о том, что 03.09.2019 хозяйство обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидий после устранения оснований, послужившими ранее причинами для приостановления предоставления субсидий, документально не подтверждены. Такие доказательства не были приложены к заявлению от 03.09.2019 о предоставлении спорных субсидий, а также к заявлению об оспаривании отказа в представлении субсидий по данном делу.
При таких обстоятельствах у КФХ "Надежда" отсутствует право на получение субсидий за счет бюджета субъекта Российской Федерации, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции правомерно и обоснованно отказано.
Довод КФХ "Надежда" о необходимости применения к спорным отношениям возникшим между сторонами, порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства РД от 19.03.2013 N 134, подлежит отклонению.
Постановлением Правительства РД от 19.03.2013 N 134 утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Республики Дагестан от 23.05.2019 N 115
Порядок N 115 вступил в законную силу 05.06.2019, то есть по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (статья 62 Закона РД от 16.04.1997 N8).
С заявлением о предоставлении субсидий КФХ "Надежда" обратилось в Министерство 03.09.2019, то есть в период действия Порядка N 115, соответственно для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитному договору N080408/0003-11.2 от 11.03.2008, права на которые возникли до момента подачи заявления.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Порядка N 115.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.07.2020 по делу N А15-6985/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Белов Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-6985/2019
Истец: КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО "НАДЕЖДА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Третье лицо: Азизов Руслан Юрьевич