г.Самара |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А55-14493/2020 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу акционерного общества "Самарский трансформатор"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 августа 2020 года по делу N А55-14493/2020 (судья Шабанов А.Н.), принятое в порядке упрощенного производства по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (ИНН 6312110828, ОГРН 1116312008340), г.Самара,
к акционерному обществу "Самарский трансформатор" (ИНН 6311012779, ОГРН 1026300523127), г.Самара,
о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "Самарские коммунальные системы", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Самарский трансформатор" (далее - АО "СТ", ответчик) о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период февраль-март 2020 года в сумме 134 119 руб. 43 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 августа 2020 года, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены, с АО "СТ" в пользу ООО "Самарские коммунальные системы" взысканы задолженность по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по договору N 641/07 на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод (услуги водоотведения) от 06.04.2007 за период февраль-март 2020 года в размере 134 119 руб. 43 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 024 руб. 00 коп.
В апелляционной жалобе АО "СТ" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на ненадлежащее уведомление о судебном разбирательстве, получение определения суда о принятии искового заявления к производству только 04 августа 2020 года, ненадлежащее заверение истцом копий документов, представленных в материалы дела, в связи с чем ответчик считает эти документы ненадлежащими доказательствами.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришёл к следующим выводам.
Суд первой инстанции исковые требования о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период февраль-март 2020 года в размере 134 119 руб. 43 коп. удовлетворил.
Между тем судом первой инстанции в ходе рассмотрения настоящего дела было допущено нарушение норм процессуального права, которое привело к принятию незаконного решения.
Как видно из материалов дела, в них отсутствуют доказательства направления в адрес сторон (в том числе ответчика) определения от 16.06.2020 о принятии к производству искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
К апелляционной жалобе ответчик приложил доказательства направления определения суда от 16.06.2020 в адрес ответчика только 31.07.2020 и вручения определения суда лишь 04.08.2020.
При таких обстоятельствах, учитывая, что определением от 16.06.2020 ответчику предложено представить письменный отзыв на исковое заявление, перечня прилагаемых к нему документов, контррасчета исковых требований в срок до 09 июля 2020 года, а дополнительные документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование позиции не позднее 30 июля 2020 года, ответчик был фактически лишен возможности представить свои возражения на иск и доказательства, опровергающие исковые требования, предъявленные к нему.
В соответствии с п.2 ч.4 ст.270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
Согласно п.32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 12) о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции выносит определение. Возражения в отношении данного определения в силу частей 1, 2 статьи 188 Кодекса могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в арбитражном суде апелляционной инстанции. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, определенным статьями 170 и 271 Кодекса.
В данном случае суд апелляционной инстанции не находит оснований для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, полагая необходимым рассмотреть дело в порядке упрощенного производства, то есть по правилам главы 29 АПК РФ, исходя из следующего.
В силу п.1 ч.1 ст.227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц восемьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей четыреста тысяч рублей.
Как видно из материалов дела, предметом судебного разбирательства является взыскание задолженности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в общей сумме 134 119,43 руб., что не превышает 800 000 рублей. К категориям дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с ч.4 ст.227 АПК РФ, настоящее дело не относится. В этой связи суд первой инстанции обоснованно рассмотрел настоящее дело в порядке упрощенного производства. Согласия сторон на это в данном случае не требуется.
Каких-либо обстоятельств, указывающих на наличие оснований для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, предусмотренных частями 4, 5 статьи 227 АПК РФ, судом апелляционной инстанции в данном случае не установлено.
В соответствии с ч.5 ст.228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Рассмотрев дело по правилам рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции в порядке упрощенного производства, арбитражный апелляционный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между муниципальным предприятием города Самары "Самараводоканал" и акционерным обществом "Самарский трансформатор" (абонент) заключен договор N 641/07 от 06.04.2007 на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод (услуги водоотведения).
Пунктом 1 соглашения от 01.07.2012 о замене стороны в договоре установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (предприятие ВКХ), становится стороной по договору, принимает все права и обязанности МП г. Самары "Самараводоканал" по договору за исключением прав (требований) по оплате обязательств, возникших на основании договора до 01.07.2012.
Пунктом 1.4 договора предусмотрено, что при исполнении, изменении, расторжении договора, а также по всем вопросам, не нашедшим отражения в договоре, стороны обязуются руководствоваться действующими Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ (именуемые в дальнейшем "Правила"), Гражданским кодексом РФ, действующим законодательством РФ, муниципальными правовыми актами, другими правовыми актами.
Исходя из пункта 2.10 договора качество отводимых стоков от абонента в систему канализации предприятия ВКХ, порядок определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями - абонентами города Самары, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными актами.
Согласно условиям названного договора организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять отпуск питьевой воды из системы и прием сточных вод в систему канализации (оказывать услуги водоотведения), а абонент - оплачивать услуги холодного водоснабжения и водоотведения установленного качества в объеме, определенном договором.
Указанный договор является смешанным гражданско-правовым договором, содержащим условия договора энергоснабжения (в части поставки питьевой воды) и возмездного оказания услуг (в части оказания услуг по приему сточных вод).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Истец во исполнение договора оказал ответчику услуги по подаче холодного водоснабжения и водоотведения. Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (утратившего силу с 01.07.2020) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утратившего силу с 01.07.2020, (далее - Правила N 167) контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах (п. 65).
В силу п. 67 Правил N 167 анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
Пункт 61 Правил N 167 также устанавливает, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно п.1 приложения к договору качество отводимых стоков от предприятия-абонента в систему коммунальной канализации предприятия ВКХ должно соответствовать нормативам ВСС согласно постановлениям главы города Самары N 1497 от 24.10.1997 и N 1562 от 26.12.1995 и не должно превышать предусмотренных данным пунктом показателей.
Постановлением Главы города Самары от 28.12.1995 N 1562 внесены изменения и дополнения в постановление главы города Самары от 24.10.1994 N 1497 "О порядке определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями - абонентами на территории г. Самары".
Постановлением Администрации городского округа Самара от 09.12.2009 N 1366 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов, сбрасывающих сточные воды в водные объекты через систему коммунальной канализации на территории городского округа Самара", которое действовало в период, за который взыскивается задолженность, признано утратившим силу постановление Главы города Самары от 24.10.1994 N 1497 "О порядке определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями-абонентами на территории города Самары".
Приложением N 1 к договору установлен "Порядок определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприрятиями-абонентами.
Пункт 1 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525, утративших силу с 02.06.2020, (далее - Правила N 525) устанавливает порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод.
Отбор проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод был произведен истцом и ответчиком в соответствии с IV разделом Правил N 525 в присутствии представителя абонента.
Истец и ответчик 06.02.2020 произвели отбор проб, о чем свидетельствует акт отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации г.о. Самары.
По результатам протокола N 170-20 от 07.02.2020 анализов отбора проб сточных вод, отводимых ответчиком в систему канализации, зафиксировано превышение загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в централизованную систему водоотведения по кадмию.
Пунктом 123 Правил 644 установлено, что в случае сброса, в том числе в случае указания сброса в декларации, абонентом сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения без учета налога на добавленную стоимость в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций, в соответствии с формулой пункта 123 Правил N 644. При этом в формуле применяется общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев (при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод) (куб. метров).
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за февраль, март 2020 года истцом произведен по результатам проведенных аккредитованной лабораторией истца лабораторных исследований проб, отбор которых произведен 07.02.2020.
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за февраль 2020 года рассчитана на объем сточных вод, отведенных за февраль 2020 года, на концентрацию загрязняющих веществ выявленных в феврале 2020 года.
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2020 года рассчитана по превышению концентрации загрязняющих веществ обнаруженных при отборе проб 06.02.2020. При этом объем сточных вод учитывался в соответствии с п. 123 Правил N 644, т. е. с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение (с 01.02.2020) до следующего отбора проб (до 25.03.2020) по нарушениям обнаруженных 06.02.2020.
По расчету истца, оплата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за февраль, март 2020 года составила 134 119 руб. 43 коп.
Вопреки ч.1 ст.65 АПК РФ ответчик расчет ответчика не опроверг, своих возражений на него не представил.
Пунктом 119 Правил N 644 установлено, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
Счета-фактуры N 25/1439 от 29.02.2020, N 25/2537 от 31.03.2020 ответчик получил, однако оплату не произвел, задолженность по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за февраль, март 2020 года составила 134 119 руб. 43 коп.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлялась претензия от 14.04.2020, которая была оставлена без удовлетворения.
Частью 10 ст.7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.
В силу подп. "б" п. 113 Правил N 644 сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N5, за исключением случаев, предусмотренных п. 114 Правил N644.
В соответствии с п.118 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п.113 и п.114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены данными Правилами.
Действующим законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения введена дополнительная плата за компенсацию расходов организаций ВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. При этом порядок и определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения установлен разделом VII Правил N 644, положения которого вступили в силу с 01.01.2014.
Размер и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлен Разделом VII Правил N 644.
Учитывая положения п. 119 Правил N 644, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 Правил N 644, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод.
В силу статьи 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В соответствии с требованиями статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной.
Доводы ответчика, приведенные в апелляционной жалобе, об отсутствии ненадлежащего заверения представленных истцом копий документов суд апелляционной инстанции отклоняет. Действительно, представленные истцом документы не заверены подписями уполномоченного лица. Однако истец не оспорил подлинность документов, с которых сделаны эти копии. Оснований сомневаться в их подлинности у суда отсутствуют.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции полагает обоснованными требования истца о взыскании с ответчика задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за февраль, март 2020 года в размере 134 119 руб. 43 коп.
На основании ч.3, п.2 ч.4 ст.270 АПК РФ иск ООО "Самарские коммунальные системы" удовлетворить. Взыскать с АО "СТ" в пользу ООО "Самарские коммунальные системы" задолженность по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по договору N 641/07 на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод (услуги водоотведения) от 06.04.2007 за февраль, март 2020 года в размере 134 119 руб. 43 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 5024 руб. 00 коп.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 112, 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 августа 2020 года по делу N А55-14493/2020 отменить. Принять новый судебный акт.
Иск общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" удовлетворить. Взыскать с акционерного общества "Самарский трансформатор" в пользу ООО "Самарские коммунальные системы" задолженность по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по договору N 641/07 на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод (услуги водоотведения) от 06.04.2007 за февраль, март 2020 года в размере 134 119 руб. 43 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 5024 руб. 00 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Судья |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14493/2020
Истец: ООО "Самарские коммунальные системы"
Ответчик: АО "Самарский трансформатор"