г. Москва |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А40-34710/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
судей: Порывкина П.А., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МИНИОБОРОНЫ РОССИИ, МИНОБОРОНЫ РОССИИ, ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2020 г. по делу N А40-34710/20
по иску АО "РАМО-М" (ИНН 7719113976, ОГРН 1027700135650 )
к ответчикам ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ; ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МИНИОБОРОНЫ РОССИИ; Минобороны России
о взыскании,
при участии в судебном заседании: от истца: не явился, извещен; от ответчика: от Минобороны России - Возжанникова Н.В. по доверенности от 17.11.2020 N 207/5/Д/81, от ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МИНИОБОРОНЫ РОССИИ - Возжанникова Н.В. по доверенности от 10.09.2020 N 97, от ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ - не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось АО "РАМО-М" с иском к ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МИНИОБОРОНЫ РОССИИ (далее по тексту- ответчик-1); ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ (далее по тексту- ответчик-2); Минобороны России (далее по тексту- ответчик 3) о взыскании 2 083 302, 99 руб., в том числе: с ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МИНИОБОРОНЫ РОССИИ, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации: сумму неосновательного обогащения в размере 1076349 руб. 36 коп. за период с 01.06.2017 по 07.09.2018; сумму процентов за пользование денежными средствами, исчисленную с 26.11.2019 по 09.09.2020 в размере 36 219,89 руб.; с ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ: сумму неосновательного обогащения в размере 939 131 руб. 33 коп. за период с 08.09.2018 по 30.09.2019; сумму процентов за пользование денежными средствами, исчисленную с 26.11.2019 по 09.09.2020 в размере 31 602,41 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2020 по делу N А40-34710/20, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчики обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить и принять новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в апелляционных жалобах.
В судебное заседание Девятого арбитражного апелляционного суда представители истца и ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения на сайте суда, в сети Интернет сведений о принятии апелляционных жалоб к производству и назначению к слушании. В связи с чем, дело рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст.ст. 123,156 АПК РФ.
В судебном заседании представители ответчиков настаивают на доводах своих апелляционных жалоб.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МИНИОБОРОНЫ РОССИИ и Минобороны России, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы, исходя из следующего:
Как усматривается из материалов дела, Министерству обороны Российской Федерации принадлежит на праве собственности сеть теплоснабжения протяженностью 0,736 км с кадастровым номером 23:43:0128002:413 (ранее присвоенный номер 23:43:0128002:0:71), расположенная по адресу г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Дзержинского, 98.
В соответствии с выпиской ЕГРН, вышеуказанная тепловая сеть находилась во владении и пользовании: с 01.06.2017 по 07.09.2018 у ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МИНИОБОРОНЫ РОССИИ; с 08.09.2018 по 30.09.2019 у ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ
Филиал "КВЭП" АО "РАМО-М" является теплоснабжающей организацией, к тепловой сети которого присоединена теплосеть с кадастровым номером 23:43:0128002:413.
По сети Минобороны России тепловая энергия подается в жилые дома и объекты социальной инфраструктуры военного городка N 109 в г. Краснодаре.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с передачей тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, а также, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, тепло сетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее по тексту - Закон о теплоснабжении).
Потери в сетях ответчика в тариф истца не включаются, поскольку, согласно действующему законодательству, объем нормативных тепловых потерь в сетях подлежит учету в качестве тепловой нагрузки той организацией, на которую возложена обязанность по обеспечению безопасности эксплуатации находящихся в её ведении тепловых сетей.
Вопросы компенсации потерь, отражены в ст. 13 и 15 Закона о теплоснабжении, а также, содержатся в п. 54 и 55 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 г. N 808.
В силу п. 5 ст. 13 Закона о теплоснабжении, тепло-сетевые организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам).
Исходя из смысла указанного пункта, в случае, если тепло- сетевая организация не владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, она обязана закупать тепловую энергию и теплоноситель для компенсации потерь у владельцев источников тепловой энергии в системе теплоснабжения.
Поскольку ни ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ, ни ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МИНИОБОРОНЫ РОССИИ не владеет на законном основании каким-либо источником тепловой энергии, к которому, присоединена тепловая сеть с кадастровым номером 23:43:0128002:413, суд правомерно определил, что они обязаны закупать теплоэнергию для компенсации потерь у владельца источника - филиала "КВЭП" АО "РАМО-М".
Письмом от 07.06.2019 N 185, истец направил ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ проект государственного контракта поставки тепловой энергии в целях компенсации потерь, который не подписан им.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, владельцы теплотрассы обязаны оплатить тепловую энергию, потерянную в их сети.
Исходя из вышеизложенного, поскольку нормативные (технологические) потери в тепловых сетях являются неизбежными издержками процесса эксплуатации тепловых сетей, и потери в сети ответчиков в тариф истца не могут быть включены, ответчики, как владельцы тепловой сети, по которой осуществлялся переток тепловой энергии, обязаны исполнить обязательства по компенсации истцу тепловых потерь в сетях, возникающих в связи с транспортировкой коммунального ресурса за период с 01.06.2017 г. по 30.09.2019 г..
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.07.2019 по делу N А40-166185/2017 взыскано неосновательное обогащение, возникшее у ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МИНИОБОРОНЫ РОССИИ до 31.05.2017 г..
При исследовании материалов дела установлено, что для филиала "КВЭП" АО "РАМО-М" утверждены тарифы на тепловую энергию: в размере 1 776,97 руб./Гкал без учета НДС на период с 01.01.2017 по 30.06.2017 (приказ Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.12.2016 г. N 93/2016-т); в размере 1 829,49 руб./Гкал без учета НДС на период с 01.07.2017 по 30.06.2018 (приказы Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края: от 15.12.2016 N 93/2016-т, от 18.12.2017 N 126/2017-т); в размере 1 902,67 руб./Гкал без учета НДС на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 (приказ Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.2017N 126/2017-т); в размере 1 883,95 руб./Гкал без учета НДС на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 (приказ Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.201 N 210/2018-т)
Поскольку приборы учета на границе балансовой принадлежности между сторонами отсутствуют, количество тепловой энергии, потерянной в сети Минобороны России, определено филиалом "КВЭП" расчетным способом согласно инструкции, утвержденной Приказом Министерства энергетики РФ N 325 от 30.12.2008.
Как указывает истец, объем потерь составил: за период с 01.06.2017 по 07.09.2018 - 488,542 Гкал на сумму 1 076 349, 36 руб.; с 08.09.2018 по 30.09.2019 - 414,22 Гкал на сумму 939 131, 33 руб.
Истцом направлены ответчикам претензии с требованиями произвести оплату потерь: письмом от 23.10.2019 N 326 ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МИНИОБОРОНЫ РОССИИ предлагалось оплатить 488,542 Гкал на сумму 1 076 349 руб. 36 коп., а также, направлены первичные документы (акт, товарная накладная, счет-фактура и счет на оплату); письмом от 24.10.2019 N 331 ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ предлагалось оплатить 414,22 Гкал на сумму 939 131 руб. 33 коп. и, также, направлены первичные документы (акт, товарная накладная, счет-фактура и счет на оплату).
Правомерно определено судом, что ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МИНИОБОРОНЫ РОССИИ и ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, приобрели и сберегли принадлежащее филиалу "КВЭП" имущество, которое, в силу норм ст. 1102 ГК РФ обязаны возвратить, как сумму неосновательного обогащения, с того времени, когда узнали или должны были узнать о неосновательности получения денежных средств.
Временем, когда ответчики узнали или должны были узнать о неосновательности сбережения денежных средств, следует считать день получения от филиала "КВЭП" претензий.
Также, истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в силу норм ст. ст. 395,1107 ГК РФ в сумме 36 219,89 руб. с ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МИНИОБОРОНЫ РОССИИ и 31 602,41 руб. с ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ, которое правомерно и обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Ссылка ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МИНИОБОРОНЫ РОССИИ на необходимость применения норм п. 9.3 ст. 15 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и взыскании не процентов по ст. 395 ГК РФ, а пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, является несостоятельной, поскольку, исходя из буквального толкования п. 9.1 ст. 15 Закона 190-ФЗ, следует, что пени поданной статье закона начисляются потребителям при наличии договорных отношений между ними и теплоснабжающей организацией.
Поскольку АО "РАМО-М" заявлен иск о взыскании неосновательного обогащения, то нормы главы 60 ГК РФ носят специальный характер по отношению к Федеральному закону "О теплоснабжении".
В силу п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с п. 12.1 ч. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В данном случае главным распорядителем бюджетных средств соответствующего бюджета выступает Министерство обороны Российской Федерации и, следовательно, оно является субсидиарным должником по данному делу.
Доводы апелляционных жалоб, сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на не согласие с оценкой судом доказательств.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и документов дела судом первой инстанции и заявителями, не является правовым основанием для отмены или изменения решения суда по настоящему делу, поскольку не свидетельствует о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
Иные доводы апелляционных жалоб не влияют на законность и обоснованность решения суда по настоящему делу, так как, не содержат оснований, установленных ст.270 АПК РФ для изменения или отмены судебного решения арбитражного суда.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обосновании своих требований или возражений.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Руководствуясь статьями 110, 266- 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2020 г. по делу N А40-34710/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МИНИОБОРОНЫ РОССИИ, МИНОБОРОНЫ РОССИИ, ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Судьи |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-34710/2020
Истец: АО "РАМО-М"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ