Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 апреля 2021 г. N Ф07-3160/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А05-8917/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
при участии от муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Урдомская средняя школа" директора Додонова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Урдомская средняя школа" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 октября 2020 года по делу N А05-8917/2020,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Урдомская средняя школа" (ОГРН 1022901364200, ИНН 2915002261; адрес: 165720, Архангельская область, Ленский район, рабочий поселок Урдома, улица Вычегодская, дом 43а; далее - МБОУ "УСШ", учреждение, школа) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области (ОГРН 1082901015713, ИНН 2901188256; адрес: 163004, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 49; далее - инспекция) об отмене постановления от 09.06.2020 N 3/20, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 109 519 руб. 71 коп.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01 октября 2020 года по делу N А05-8917/2020 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным и изменено оспариваемое постановление в части назначения наказания, суд первой инстанции снизил размер штрафа до 52 939 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что в силу статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение госзадания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет учреждения субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета, на средства субсидии не распространяются требования бюджетного законодательства.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
От инспекции отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя учреждения, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Министерством образования и науки Архангельской области и муниципальным образованием (далее - МО) "Ленский муниципальный район" заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субвенции из областного бюджета от 30.01.2018 N 01-16/259.
Согласно пункту 1.1 указанного соглашения его целью является доведение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до средней заработной платы в Архангельской области, доведение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в системе общего образования Архангельской области, доведение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей до средней заработной платы учителей в Архангельской области.
Между Министерством финансов Архангельской области и администрацией МО "Ленский муниципальный район" заключено соглашение о предоставлении субсидии на софинансирование части дополнительных расходов на повышение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) от 28.04.2018 N 3 с дополнительным соглашением от 17.07.2018 N 3/1, пунктом 4.3.1 которого установлено, что средства областного бюджета необходимо направить на выплату заработной платы с учетом расходов на уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации работникам муниципальных учреждений и муниципальных органов, за исключением финансируемых за счет субвенций из областного и федерального бюджетов, в целях доведения их заработной платы до МРОТ с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки.
Между отделом образования администрации МО "Ленский муниципальный район" и МБОУ "УСШ" заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания от 22.01.2018 N 1 (далее - соглашение N 1).
Согласно пункту 1 соглашения N 1 его предметом является определение порядка и условий предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг школой.
Из муниципального задания школы на 2018 год следует, что школа оказывает услуги: реализацию основных общеобразовательных программ начального общего образования (пункт 1.1), реализацию основных общеобразовательных программ основного общего образования (пункт 1.2); реализация основных общеобразовательных программ среднего общего образования (пункт 1.3); предоставление питания (пункт 1.4); организацию дополнительных общеразвивающих программ (пункт 1.5).
Как установлено инспекцией, школой за счет средств областного бюджета, выделенных в виде субвенции на реализацию образовательных программ (субсидии, выделенной на финансовое обеспечение государственного задания), осуществлены:
выплата заработной платы сотрудникам учреждения, не включенным в Перечень должностей работников, осуществляющих реализацию общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, оплата труда которых осуществляется за счет средств субвенции местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего в общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей общеобразовательных организациях (уборщикам служебных помещений, сторожам, вахтерам, гардеробщикам, уборщикам территории, юрисконсульту, специалисту по закупкам, механику);
уплата начислений на заработную плату обслуживающему персоналу за период с сентября по декабрь 2018 года по коду строки 213 "страховые взносы на обязательное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";
расходы по содержанию имущества по коду строки 225 "расходы на оплату работ, услуг по содержанию имущества".
Таким образом, контрольно-ревизионная инспекция пришла к выводу, что МБОУ "УСШ", направив средства субсидии, выделенной из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг в 2018 году в сумме 2 306 994 руб. 13 коп. (494 922 руб. 48 коп. + 683 805 руб. 47 коп. + 1 128 266 руб. 18 коп.), на цели, не соответствующие пункту 1 соглашения N 1, Перечню, пункту 2 Порядка предоставления и расходования субвенции из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на реализацию образовательных программ, утвержденном постановлением Правительства Архангельской области от 11.01.2011 N 2-пп (далее - Порядок), пункту 2 Порядка предоставления и расходования субвенции из областного бюджета бюджетом МО "Ленский муниципальный район", утвержденного постановлением Администрации МО "Ленский муниципальный район" от 28.01.2015 N 31 (далее - Порядок N 31), являющихся правовым основанием для представления указанных средств, нарушило пункт 1 статьи 306.4 БК РФ.
По данному факту 29.05.2020 заместителем начальника отдела внутреннего финансового контроля и правовой работы контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области Заостровцевой С.Г. в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Руководитель инспекции Карпов С.В. вынес в отношении учреждения постановление от 09.06.2020 N 3/20, которым привлек заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 109 519 руб. 71 коп., что составило 5 % от суммы средств, полученных из бюджета, использованных не по целевому назначению - 2 190 394 руб.13 коп.
Учреждение не согласилось с вышеуказанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, снизил размер штрафа в два раза.
Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Согласно статье 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу абзаца третьего статьи 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
На основании шестого абзаца пункта 3 статьи 69.2 БК РФ государственные (муниципальные) заказчики вправе заключать государственные (муниципальные) контракты в период отзыва лимитов бюджетных обязательств в целях их приведения в соответствие с законом (решением) о бюджете в размере, не превышающем объема принимаемых бюджетных обязательств, поставленных на учет в порядке, установленном финансовым органом.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по обеспечению результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 и пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района и городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В силу пункта 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании подпункта 1 пункта 8 Положения о контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 216-пп, инспекция осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, получивших средства из областного бюджета в виде субсидии, бюджетных инвестиций или бюджетных кредитов.
Порядок перечисления субсидий школе из областного бюджета закреплен в статье 140 БК РФ, пункте 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьях 68 и 106 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями", пункте 18 статьи 5 Закона Архангельской области от 23.09.2008 N 562-29- ОЗ "О бюджетном процессе Архангельской области", пункте 3 статьи 50 Закона Архангельской области от 02.07.2013 N 712-41-ОЗ "Об образовании в Архангельской области" (далее - Закон N 712-41-ОЗ), Порядке предоставления и расходования субвенции из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на реализацию образовательных программ, утвержденном постановлением Правительства Архангельской области от 11.01.2011 N 2-пп.
Согласно пункту 2 Порядка средства субвенции, предоставленные местным бюджетам, включают в себя расходы по подстатье 211 "Заработная плата", подстатье 213 "Начисления на выплаты по оплате труда", подстатье 226 "Прочие работы, услуги"; подстатье 266 "Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме" на учебники и учебные пособия, на приобретение средств обучения, игр, игрушек, на материально-техническое обеспечение подготовки и проведения государственной итоговой аттестации в образовательных организациях, на приобретение аттестатов об основном и среднем общем образовании; по выплате материальной помощи в размере оклада (должностного оклада), ставки заработной платы по основному месту работы (по основной должности) один раз в течение года и единовременного выходного пособия в размере трех окладов (должностных окладов), ставок заработной платы при выходе работника на пенсию по возрасту впервые или состоянию здоровья в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Закона N 712-41-ОЗ.
Аналогичное расходование закреплено в Порядке N 31.
В силу пункта 8 Порядка субвенции перечисляются в порядке межбюджетных отношений на счета, открытые в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты и отражаются в расходах местных бюджетов в порядке, установленном министерством финансов.
В соответствии с подпунктом 38.2 пункта 1 статьи 10 Закона N 712-41-ОЗ министерством образования и науки Архангельской области утвержден Перечень должностей работников, осуществляющих реализацию общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, оплата труда которых осуществляется за счет средств субвенции местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего в общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей общеобразовательных организациях (далее - Перечень).
Как следует из материалов дела, между министерством образования и науки Архангельской области и МО "Ленский муниципальный район" заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субвенции из областного бюджета от 30.01.2018 N 01-16/259.
Пунктом 1.1 указанного соглашения установлено, что его целью является доведение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до средней заработной платы в Архангельской области, доведение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в системе общего образования Архангельской области, доведение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей до средней заработной платы учителей в Архангельской области.
Между министерством финансов Архангельской области и администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии на софинансирование части дополнительных расходов на повышение МРОТ от 28.04.2018 N 3 с дополнительным соглашением от 17.07.2018 N 3/1, пунктом 4.3.1 которого установлено, что средства областного бюджета необходимо направить на выплату заработной платы с учетом расходов на уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации работникам муниципальных учреждений и муниципальных органов, за исключением финансируемых за счет субвенций из областного и федерального бюджетов, в целях доведения их заработной платы до МРОТ с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки.
Между отделом образования администрации МО "Ленский муниципальный район" и МБОУ "УСШ" заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания от 22.01.2018 N 1.
Предметом указанного Соглашения является определение порядка и условий предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг школой (пункт 1 Соглашения).
На основании изложенного довод заявителя о том, что школа не получала денежные средства из областного бюджета, не принят судом первой инстанции, поскольку является несостоятельным.
На основании Положения о порядке формирования муниципальных заданий муниципальными учреждениями Ленского района и порядке финансового обеспечения выполнения этих заданий, утвержденного постановлением администрации от 25.09.2015 N 439, нормативные затраты на оказание муниципальной услуги рассчитываются исходя из базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов (пункт 15), базовый норматив затрат состоит из базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, включая затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги (пункт 16, 19) и затрат на общехозяйственные нужды (пункт 16. 20), значение базового норматива на оказание муниципальной услуги утверждается общей суммой с выделением суммы затрат на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги (включая административно-управленческий и вспомогательный персонал, в случаях, установленных стандартами муниципальной услуги) и суммы затрат на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения муниципального задания (пункт 21. 22).
Пунктом 2.3.5 постановления администрации от 28.07.2016 N 435-н "Об утверждении Стандарта оказания муниципальной услуги по реализации основных общеобразовательные программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования", пунктом 2.3.5 постановления администрации от 01.08.2016 N 438-н "Об утверждении Стандарта оказания муниципальной услуги по реализации дополнительных общеразвивающих программ", пунктом 2.3.5 постановления администрации от 28.07.2016 N 436-н "Об утверждении Стандарта оказания муниципальной услуги по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования установлено, что подбор персонала должен осуществляться в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов, служащих, разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.01.2010 N 761н (далее - Приказ N 761н).
В Приказе N 761н поименованы должности руководителей (раздел 2), должности педагогических работников (раздел вспомогательного персонала: дежурный по режиму, вожатый, помощник воспитателя, младший воспитатель, секретарь учебной части, диспетчер (раздел 4).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, инспекция обоснованно пришла к выводу о том, что средства субвенции, предоставленные местным бюджетам на организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях, а также на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение детьми-инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях, включают в себя расходы, указанные в пункте 2 Порядка, пункте 2 Порядка N 31, по тем работникам, должности которых включены в Перечень.
Общий объем субсидии на выполнение муниципального задания в 2018 году составил 86 312 285 руб. 10 коп., из них 56 044 600 руб. - областная субвенция, 27 341 485 руб. 10 коп. - местный бюджет, областная субсидия на софинансирование части затрат дополнительных расходов на повышение МРОТ - 2 926 200 руб. (пункт 1 соглашения, пункт 1 дополнительного соглашения от 20.12.2018 N 3 к соглашению).
Карточкой счета 205.00 за 2018 год подтверждается, что итоговая сумма по соглашению составила 86 312 285 руб. 10 коп.
По данным отчета о расходовании средств учреждением на 01.01.2019 субсидия на выполнение муниципального задания в сумме 86 312 285 руб. 10 коп. включает: 56 044 600 руб. - средства областного бюджета (КБК 0702 022 01 78620 611), местный бюджет - 27 341 485 руб. 10 коп. (КБК 0702 022 01 84050 611), 2 926 200 руб. - средства областного бюджета (КБК 0702 022 01 78080 611).
Как следует из плана финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год по коду строки 211 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" КВР 111 "Фонд оплаты труда учреждений", отчета об исполнении учреждением Плана финансово-хозяйственной деятельности на 01.01.2019, пункта l.1 "Расчеты (обоснования) расходов на оплату труда" пункта 1 "Расчеты (обоснования) выплат персоналу" к Плану финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год объем, финансового обеспечения всего составил 48 997 871 руб. 67 коп., из них субсидии на выполнение муниципального задания - 40 458 153 руб. 55 коп.; оплата труда обслуживающего персонала - 7 859 807 руб. 67 коп. (6 376 213 руб. 60 коп. + 1 483 594 руб. 07 коп.).
Как подтверждается отчетом о расходовании средств на 01.01.2019 по коду строки 211 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда", расходы местного бюджета по оплате труда обслуживающего персонала составили 8 539 718 руб. 12 коп. (6 336 675 руб. 78 коп. + 2 203 042 руб. 34 коп.), с учетом ошибки 8 354 730 руб. 15 коп. (5 839 718 руб. 12 коп. - 184 987 руб. 97 коп. ошибочные).
По журналу операций N 6 обслуживающему персоналу начислена заработная плата работникам в размере 8 354 730 руб. 15 коп.
Как верно установлено судом первой инстанции, указанный факт подтверждается расчетно-платежными ведомостями за период с января по декабрь 2018 года, приложениями 1 к акту проверки, отчетом о состоянии лицевого счета бюджетного учреждения (выплаты - 49 075 295 руб. 53 коп., поступления -77 423 руб. 86 коп. Итого выплаты - 48 997 871 руб. 67 коп.).
Согласно Сведениям по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения ф. 0503769 по средствам субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания кредиторская задолженность по заработной плате (счет 302.11 "Расчеты по заработной плате") в учреждении на отчетные даты отсутствовала.
Однако учреждением в нарушение пункта 1 соглашения, Перечня, пункта 2 Порядка, пункта 2 Порядка N 31 выплата заработной платы сотрудникам учреждения, не включенным в перечень (уборщикам служебных помещений, сторожам, вахтерам, гардеробщикам, уборщикам территории, юрисконсульту, специалисту по закупкам, механику), произведена за счет средств субвенции областного бюджета в сумме 494 922 руб. 48 коп. (8 354 730 руб. 15 коп. - 7 859 807 руб. 67 коп.), как разница между финансированием из местного бюджета и кассовыми расходами, включая кассовый расход за счет средств области.
Информацией на запрос о потребности средств бюджета кредиторской задолженности за 2018 год, направленной в отдел образования администрации, школой подтверждается, что из местного бюджета утвержден расход - 7 495 396 руб., фактический расход - 8 539 718 руб. 12 коп., кассовый расход - 6 336 675 руб. 78 коп., в том числе кассовый расход за счет средств областного бюджета - 494 922 руб. 48 коп. (679 910 руб. 45 коп. - 184 987 руб. 97 коп. как ошибочно отраженные).
Как установлено инспекцией, согласно реестру денежных средств с результатами зачислений по реестру от 25.12.2018 N 134 и платежному поручению от 25.12.2018 N 38313 на сумму 578 690 руб. 90 коп. на банковские счета сотрудников, не поименованных в Перечне, учреждением переведена заработная плата за декабрь 2018 года.
Кроме того, средства субвенции на реализацию образовательных программ в нарушение пункта 1 соглашения, Перечня, пункта 2 Порядка, пункта 2 Порядка N 31 использованы на уплату начислений на заработную плату обслуживающему персоналу за период с сентября по декабрь 2018 года по коду строки 213 "Страховые взносы на обязательное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В сентябре 2018 года за счет местного бюджета оплачено 219 102 руб. 15 коп., за счет областного - 8 489 руб. 77 коп. (журнал операций N 6 за сентябрь 2018 года); в октябре 2018 года - из областного бюджета 247 399 руб. 30 коп. (журнал операций N 6 за октябрь 2018 года), в ноябре 2018 года - из областного бюджета 212 490 руб. 56 коп. (журнал операций N 6 за ноябрь 2018 года), в декабре 2018 года - из областного бюджета 215 425 руб. 61 коп. (журнал операций N 6 за декабрь 2018 года). Итого - 683 805 руб. 47 коп. (8 489 руб. 77 коп. + 247 399 руб. 53 коп. - 212 490 руб. 56 коп. + 215 425 руб. 61 коп.).
Информацией на запрос о потребности средств бюджета кредиторской задолженности за 2018 год, направленной в отдел образования администрации, школой подтверждается, что кассовый расход в сумме 683 805 руб. 47 коп. произведен за счет средств областного бюджета.
МБОУ "УСШ" в нарушение пункта 1 соглашения, Порядка, Порядка N 31 средства субвенции из областного бюджета направлены на расходы по содержанию имущества по коду строки 225 "Расходы на оплату работ, услуг по содержанию имущества" (расчет приведен в приложении N 1 к акту проверки).
Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год по коду строки 225 "Расходы на оплату работ, услуг по содержанию имущества" утверждено 109 8843 руб. 38 коп.
Карточкой счета 302.25 за 2018 год по КФО 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания кассовый расход составил 2 289 838 руб. 26 коп.
Информацией на запрос о потребности средств бюджета кредиторской задолженности за 2018 год, направленной в отдел образования администрации, школой подтверждается, что кассовый расход по коду строки 225 "Расходы на оплату работ, услуг по содержанию имущества" составил 2 289 838 руб. 26 коп., в том числе кассовый расход за счет средств областного бюджета - 1 128 266 руб. 18 коп.
Согласно пояснениям МБОУ "УСШ", представленных к письму от 20.03.2020 N 84, разница сумм по карточке счета 302.25 между 1 147 625 руб. 48 коп. и 1 128 266 руб. 18 коп. в сумме 19 359 руб. 30 коп. образовалась в связи с тем, что услуги были частично оплачены за счет средств местного бюджета по виду поступления 0702 022 0184050 611.
Исходя из вышеизложенного, инспекция обоснованно пришла к выводу о том, что школа направила средства субсидии, выделенной из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг в 2018 году в сумме 2 306 994 руб. 13 коп. (494 922 руб. 48 коп. + 683 805 руб. 47 коп. + 1128 266 руб. 18 коп.), на цели, не соответствующие пункту 1 соглашения, Перечню, пункту 2 Порядка, пункту 2 Порядка N 51, являющихся правовым основанием для представления указанных средств, нарушила пункт 1 статьи 306.4 БК РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, актом проверки от 04.06.2019, соглашением от 22.01.2018 о порядке и условиях представления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, соглашением между министерством образования и науки Архангельской области и МО "Ленский муниципальный район" о порядке и условиях представления субвенции из областного бюджета от 30.01.2018, соглашением о предоставлении субсидии бюджету МО "Ленский муниципальный район" на софинансирование части дополнительных расходов на повышение минимального размера оплаты труда от 28.04.2018 N 3, соглашением N 1 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания для муниципального учреждения Ленского муниципального района от 22.01.2018, платежными поручениями, выписками из лицевого счета бюджетного учреждения, расчетно-платежными ведомостями и иными доказательствами.
В апелляционной жалобе школа сослалась на то, что в силу статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение госзадания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет учреждения субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета, на средства субсидии не распространяются требования бюджетного законодательства. Данный довод не принимается коллегией судей, поскольку субсидия должна быть направлена на предусмотренные цели, а нарушение порядка пользования субсидий влечет нарушение БК РФ.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии события вмененного правонарушения.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц указанный Кодекс формы вины (статья 2.2 Кодекса) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 данного Кодекса, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в обоснование отсутствия вины, в рассматриваемом случае возлагается на заявителя.
Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения МБОУ "УСШ" требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие МБОУ "УСШ" необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в действиях МБОУ "УСШ" содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Суд первой инстанции указал, что, поскольку в оспариваемом постановлении указано, что временем совершения нарушения по оплате работ, услуг по содержанию имущества является, в том числе 09.06.2018, в рассматриваемом случае срок давности привлечения школы к административной ответственности по эпизоду оплаты работ, услуг по содержанию имущества платежными поручениями от 09.06.2018 на сумму 72 850 руб. истек 08.06.2020, а потому постановление инспекции от 09.06.2020, принятое за пределами установленного срока привлечения к административной ответственности, по данному эпизоду признается незаконным.
С учетом указанного размер административного штрафа составляет 105 877 руб. ((2 190 394 руб. 13 коп. - 72 850)*5 %).
По остальным эпизодам постановление вынесено административным органом в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений в ходе привлечения МБОУ "УСШ" к административной ответственности не допущено.
Вместе с тем суд первой инстанции применил положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 1/2 от определенного размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 15.14 КоАП РФ (52 939 руб.).
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 октября 2020 года по делу N А05-8917/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Урдомская средняя школа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8917/2020
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УРДОМСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА"
Ответчик: Контрольно-ревизионная инспекция Архангельской области