Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 апреля 2021 г. N Ф08-2938/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
22 декабря 2020 г. |
дело N А53-11449/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от ИП Черевко С.В.: Черевко С.В., паспорт;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области: представитель Бойко О.А., по доверенности от 26.02.2020, удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Черевко Сергея Владимировича
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.09.2020 по делу N А53-11449/2020
по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (ИНН 6163049444, ОГРН 1026103159378)
к индивидуальному предпринимателю Черевко Сергею Владимировичу
(ИНН 610108421198, ОГРНИП 315618800003619)
при участии третьего лица: Администрации Азовского района Ростовской области (ИНН 6140014967, ОГРН 1026101796423)
о взыскании гранта,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском взыскании с индивидуального предпринимателя Черевко Сергея Владимировича (далее - ответчик, ИП Черевко С.В., предприниматель) 1 485 000 рублей, полученных в качестве гранта на поддержку начинающих фермеров.
Определением от 07.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация Азовского района Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.09.2020 с ИП Черевко С.В. 1 485 000 рублей, полученных в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, из них:
в счет возмещение средств федерального бюджета - 1 391 455 рублей; в счет возмещения средств областного бюджета - 93 555 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Черевко С.В. обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что исковые требования министерства основаны на информации, содержащейся в акте мониторинга сохранности имущества, приобретенного с использованием средств гранта, и анализа деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства ИП главы КФХ Черевко Сергея Владимировича от 30.11.2017. Предприниматель указывает, что средства грантовой поддержки использованы им по целевому назначению, нарушений ответчиком условий предоставления государственной поддержки и оснований для их возврата не имеется. Не достижение значений показателей результативности использования гранта, установленных Соглашением, не предусмотрено Правилами в качестве основания для возврата гранта.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании ИП Черевко С.В. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Администрация Азовского района Ростовской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в июле 2015 года индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Черевко Сергей Владимирович обратился в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - Министерство, истец) с заявлением на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 1 485 000 рублей (л.д. 12-14).
В целях получения гранта на поддержку начинающих фермеров Черевко С.В. в составе заявки на получение гранта в числе прочих необходимых документов представил в Министерство бизнес-план по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства "Разведение крупного рогатого скота молочного направления продуктивности, выращивание зерновых и кормовых культур" от 09.07.2015 (далее - бизнес-план, л.д. 15-46).
Подразделом 5.7 "Производственные затраты" раздела 5 "Производственный план" бизнес-плана были предусмотрены затраты предпринимателя на создание и содержание 3 рабочих мест.
Подразделом 5.8 "Объемы производства и реализации продукции" раздела 5 "Производственный план" бизнес-плана (в ред. от 09.11.2016) установлены производственные показатели в 2016-2020 гг.: по производству мяса - 3 000 кг (3 тонны) ежегодно, по производству пшеницы - 200 тонн (ежегодно).
По результатам рассмотрения представленных документов и проведения конкурсного отбора конкурсной комиссией Министерства было принято решение о предоставлении Черевко С.В. средств гранта на поддержку начинающих фермеров в общей сумме 1 485 000 рублей.
24.07.2015 между Черевко С.В., Министерством и Администрацией Азовского района Ростовской области заключено трехстороннее соглашение N 54 о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - соглашение).
В соответствии с подпунктами 2.3.10 - 2.3.13 пункта 2.3 соглашения Черевко С.В. обязался:
- исполнить в полном объеме мероприятия по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства, определенные бизнес-планом, при соблюдении ветеринарных, санитарно-защитных, градостроительных норм и правил фитосанитарных (карантинных) мероприятий, правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения Ростовской области;
- все активы, приобретенные за счет гранта, зарегистрировать в установленном законодательством порядке на территории Ростовской области и использовать только в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
- страховать приобретаемое имущество: сельскохозяйственную технику и оборудование, автотранспорт - в течение 2 месяцев с даты их приобретения, сельскохозяйственных животных - не позднее 2 месяцев с даты их приобретения (воспроизводства) в течение 5 лет, посевы сельскохозяйственных культур - в установленные законодательством сроки в течение 5 лет;
- создать в соответствии с действующим законодательством в течение 18 месяцев с даты поступления средств гранта и единовременной помощи 3 постоянных рабочих места согласно бизнес-плану со среднемесячной заработное платой работников не ниже 1,2 величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Ростовской области.
Вышеназванным соглашением был утвержден план расходов, предлагаемых к софинансированию за счет гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства ИП главы КФХ Черевко С.В.
Согласно плану расходов общий объем денежных средств, необходимых на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, составил 1 650 000 рублей (без НДС), из которых 165 000 рублей - собственные средства Черевко С.В., 1 485 000 рублей - средства гранта.
В соответствии с подпунктом 4.2.1 пункта 4.2 соглашения (в ред. дополнительного соглашения от 30.06.2017 N 54/2) в случае нарушения получателем условий, установленных при предоставлении гранта, выявленных по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения письменно уведомляет получателя об одностороннем отказе от исполнения соглашения в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и о необходимости возврата гранта в областной бюджет в полном объеме.
Получатель обязан в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления перечислить необоснованно полученный и (или) израсходованный грант в областной бюджет.
В случае не перечисления получателем необоснованно полученной и (или) использованной суммы гранта в областной бюджет в объеме и в срок, установленные подпунктом 4.2.1 пункта 4.2 соглашения, указанные средства взыскиваются министерством в судебном порядке.
Во исполнение соглашения о предоставлении гранта от 24.07.2015 N 54 Министерство перечислило Черевко С.В. на его расчетный счет N 40802810107070000189, открытый в РРФ ОАО "Россельхозбанк", денежные средства в размере 1 485 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 31.07.201 N 596 на сумму 93 555 руб., N 648 на сумму 1 391 445 рублей (л.д. 58-59).
В целях развития крестьянского (фермерского) хозяйства Черевко С.В. приобретены, в том числе за счет средств гранта на условиях софинансирования: сельскохозяйственные животные (крупный рогатый скот) - коровы (5 голов) и нетели (5 голов), трактор МТЗ-82.1, грабли-ворошилки, косилка роторная, пресс-подборщик, доильный аппарат. Данные приобретения предусмотрены бизнес-планом. Факт приобретения ответчиком данного имущества истцом не оспаривается.
30.11.2017 истцом был осуществлен выезд в крестьянское (фермерское) хозяйство Черевко С.В. с целью проведения мониторинга исполнения индивидуальным предпринимателем условий соглашения о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства 24.07.2015 N 54.
По результатам выезда был составлен акт мониторинга сохранности имущества, приобретенного с использованием средств гранта, и анализа деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства ИП главы КФХ Черевко Сергея Владимировича от 30.11.2017.
Согласно акту ответчиком не исполнены обязательства:
- по страхованию имущества, приобретенного с использованием средств гранта (подпункт 2.3.12 пункта 2.3 соглашения);
- по созданию рабочих мест (подпункт 2.3.13 пункта 2.3 соглашения);
- по выполнению производственных показателей в части мясной продукции (подпункт 2.3.10 пункта 2.3 соглашения).
Кроме того, на основании представленных Черевко С.В. отчетных документов о расходовании средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи (в ред. дополнительного соглашения от 30.06.2017 N 54/2 к соглашению) установлены следующие нарушения.
Согласно отчетам о выполнении показателей эффективности крестьянским (фермерским) хозяйством (приложение N 3 к соглашению):
- за 2017 отчетный год ответчиком не выполнены показатели по созданию постоянных рабочих мест (план - 3, факт - 0), страхованию имущества, приобретенного за средства гранта, производству мяса крупного рогатого скота (план - 3 тонны, факт - 0 тонн) и производству пшеницы (план - 200 тонн, факт - 0 тонн);
- за 2018 отчетный год ответчиком не выполнены показатели по созданию постоянных рабочих мест (план - 3, факт - 0), производству мяса крупного рогатого скота (план - 3 тонны, факт - 0 тонн) и производству пшеницы (план - 200 тонн, факт - 0);
- за 2019 отчетный год ответчиком не выполнены показатели по производству мяса крупного рогатого скота (план - 3 тонны, факт - 0 тонн), по производству пшеницы (план - 200 тонн, факт - 196 тонн).
Вышеуказанные факты являются существенным нарушением условий соглашения о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства 24.07.2015 N 54.
По факту выявленных нарушения в порядке п.п. 4.1.2. п. 4.2 соглашения о предоставлении гранта Министерство в адрес Черевко С.В. направило претензию от 01.08.2019 N 34.6/1144, в которой потребовало возвратить средства гранта в сумме 1 485 000 рублей в течение 20 рабочих дней с даты получения. Указанная претензия получена ответчиком 07.08.2019.
В связи с тем, что денежные средства в установленный срок ответчиком возвращены не были, министерство письмом от 14.10.2019 N 34.7/1599 уведомило Черевко С.В. о том, что в отношении него как получателя средств государственной поддержки, не исполнившего условия её представления, будет организована работа по возврату денежных средств в судебном порядке. Письмо было вручено ответчику 22.10.2019.
На момент подачи настоящего искового заявления средства гранта в размере 1 485 000 рублей ответчиком не возвращены, что явилось основанием для истребования средств в размере предоставленного гранта в судебном порядке.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Поскольку соглашение о предоставлении гранта на поддержку начинающих фермеров предполагает расходование бюджетных средств на предоставление гранта, отношения сторон подлежат регулированию нормами бюджетного законодательства.
В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 Кодекса).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Апелляционной коллегией не принимается довод предпринимателя о том, что средства грантовой поддержки использованы им по целевому назначению, нарушений ответчиком условий предоставления государственной поддержки и оснований для их возврата не имеется.
Черевко Сергей Владимирович не выполнил обязательства:
- по созданию постоянных рабочих мест (план - 3, факт - 0), страхованию имущества, приобретенного за средства гранта, производству мяса крупного рогатого скота (план - 3 тонны, факт - 0 тонн) и производству пшеницы (план - 200 тонн, факт - 0 тонн) - за 2017 отчетный год,
- по созданию постоянных рабочих мест (план - 3, факт - 0), производству мяса крупного рогатого скота (план - 3 тонны, факт - 0 тонн) и производству пшеницы (план -200 тонн, факт - 0) - за 2018 отчетный год,
- по производству мяса крупного рогатого скота (план - 3 тонны, факт - 0 тонн), по производству пшеницы (план - 200 тонн, факт - 196 тонн) за 2019 отчетный год, чем нарушил подпункт 2.3.12 пункта 2.3 соглашения, подпункт 2.3.10 пункта 2.3 соглашения, подпункт 2.3.13 пункта 2.3 соглашения.
В соответствии с подпунктом 4.2.1 пункта 4.2 соглашения (в ред. дополнительного соглашения от 30.06.2017 N 54/2) в случае нарушения получателем условий, установленных при предоставлении гранта, выявленных по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения письменно уведомляет получателя об одностороннем отказе от исполнения соглашения в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и о необходимости возврата гранта в областной бюджет в полном объеме.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что полученная Черевко Сергеем Владимировичем сумма гранта подлежит возврату, в связи с чем, исковые требования о взыскании с ответчика денежных средств в сумме 1 485 000 рублей, полученных в качестве гранта (в счет возмещения средств федерального бюджета - 1 391 455 рублей, в счет возмещения средств областного бюджета - 93 555 рублей), были удовлетворены в полном объеме.
Не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что администрацией не были предоставлены своевременно земельные участки, что послужило причиной несвоевременности выполнения производственных показателей. В качестве доказательств того, что предпринимались меры по получению в аренду земельных участков, предприниматель ссылается на решение Азовского районного суда от 16.11.2020 о признании незаконным бездействия комитета имущественных отношений Азовского района.
В соответствии с подпунктом 4.2.1 пункта 4.2 соглашения (в ред. дополнительного соглашения от 30.06.2017 N 54/2) в случае нарушения получателем условий, установленных при предоставлении гранта, выявленных по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения письменно уведомляет получателя об одностороннем отказе от исполнения соглашения в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и о необходимости возврата гранта в областной бюджет в полном объеме.
Согласно отчетам о выполнении показателей эффективности крестьянским (фермерским) хозяйством было установлено, что за 2017-2019 не были выполнены показатели эффективности, установленные соглашением о предоставлении государственной поддержки.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда первой инстанции, положенных в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.09.2020 по делу N А53-11449/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11449/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Черевко Сергей Владимирович
Третье лицо: Администрация Азовского района Ростовской области, Администрация Азовского района РО