г. Киров |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А29-7750/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Малых Е.Г., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Феофилактовой Д.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Изъюрова С.А. по доверенности от 10.01.2019;
представителя ответчика - Щеголева Е.Н. по доверенности от 22.10.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.10.2020 по делу N А29-7750/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Эдем" (ИНН: 1101122825, ОГРН: 1051100540358)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
об обязании произвести перерасчёт,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эдем" (далее - истец, потребитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением об обязании общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - ответчик, заявитель жалобы, региональный оператор, прежнее наименование - ООО "Ухтажилфонд") произвести перерасчёт объёма услуг по договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от 09.01.2019 N 1397/РО-П/2019 в отношении объекта - Салон-магазин ритуальных услуг по адресу: г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 61Б, за май и июнь 2020 года, исходя из объёма накопления - 3 куб.м. и 3,75 куб.м. соответственно.
Исковые требования основаны на положениях статьей 154, 310, 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы односторонним изменением ответчиком договорных условий, а именно: необоснованное завышение договорных объемов ТКО за указанный период.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец в устной форме уточнил исковые требования, просил обязать ответчика произвести перерасчёт, указав в универсальных передаточных документах за спорный период ежемесячный объём ТКО в размере 3,25 куб.м.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.10.2020 исковые требования удовлетворены: суд обязал ответчика в течение семи дней со дня вступления настоящего решения в силу произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, оказанную истцу в мае и июне 2020 года, указав в универсальных передаточных документах от 31.05.2020 N 37523/РО и от 30.06.2020 N 46417/РО в отношении объекта "г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 61Б" ежемесячный объём твёрдых коммунальных отходов в размере 3,25 куб.м.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым в исковых требованиях отказать в полном объеме.
По мнению заявителя, судом первой инстанции не принято во внимание, что коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для их накопления возможен только при организации раздельного накопления ТКО. В данном случае истцом не представлены надлежащие доказательства создания контейнерной площадки для накопления ТКО, предназначенной для раздельного накопления отходов, а равно фактического накопления отходов указанным способом в период с мая по июнь 2020 года, при этом в настоящее время на территории Республики Коми, и в частности в г.Сыктывкаре, не реализовано раздельное накопление отходов. Указанные обстоятельства исключают начисление истцу платы за обращение с отходами по числу вывезенных контейнеров, а значит, следует применять установленные региональным законодательством нормативы накопления ТКО.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу мотивированно отклоняет доводы заявителя, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 25.11.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27.11.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность судебного акта проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что ответчик является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми и осуществляет деятельность в соответствии с соглашением от 22.06.2018, заключенным с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, с 01.11.2018.
09.01.2019 в соответствии с типовой формой договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (пункт 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления") и на основании заявления ООО "Эдем" (т.1 л.д.30) между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) заключен договор N 1397/РО-П/2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - спорный договор, т.1 л.д.7-8), согласно которому региональный оператор принял на себя обязанность принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и месте, которые определены в договоре и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель - оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).
Объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению N 1 к договору (пункт 2 договора).
Способ складирования ТКО - контейнеры, расположенные на контейнерной площадке (пункт 3 договора).
Дата начала оказания услуг - 01.11.2018 (пункт 4 договора).
Под расчетным периодом принимается один календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора с учетом ставки НДС. Размер и условия оплаты указываются в приложении- расчет к настоящему договору на каждый календарный год (пункт 5 договора).
Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга на основании универсального передаточного документа (УПД) (пункт 6 договора).
Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом - исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО (пункт 12 договора).
Согласно пунктам 23, 24 данный договор действует с 01.11.2018 и пролонгируется автоматически на каждый последующий календарный год до момента его расторжения сторонами.
В приложении N 1 к договору приведена информация по объему и местам накопления ТКО, а также периодичность вывоза ТКО, в частности, по объекту - магазин по адресу: г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 61Б, сторонами согласованы следующие показатели:
- объем принимаемых региональным оператором от потребителя ТКО за год - 39 куб.м.;
- место накопления ТКО - контейнерная площадка;
- периодичность вывоза - 1 раз в неделю в рабочий день (суббота).
Как указывает истец, в период с мая и июнь 2020 года Региональный оператор оказал Обществу услуги по обращению с ТКО, на оплату которых выставил УПД от 31.05.2020 N 37523/РО и от 30.06.2020 N 46417/РО, в которых объемы ТКО завышены более чем в семь раз: 23,25 куб.м. и 22,5 куб.м. соответственно.
Претензионные требования истца о перерасчете стоимости услуг, изложенные в претензии от 31.05.2020, оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском об обязании ответчика произвести перерасчет, указав в универсальных передаточных документах по спорному объекту ежемесячный объём ТКО в размере 3,25 куб.м.
Возражая предъявленным требованиям, ответчик пояснил, что начисления за услугу, оказанную в отношении объекта оптово-розничной торговли, произведены ответчиком исходя из норматива накопления ТКО - 0,28 м3 на 1 м2 общей площади в год (приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 16.04.2019 N 15/2-Т "О внесении изменения в приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 N 20/24-Т "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми"); расчёт должен выполняться именно нормативным способом, так как контейнерные площадки истца не оборудованы контейнерами с цветной индикацией и не входят в схему раздельного накопления ТКО на территории Республики Коми.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, пришёл к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации расчет объемов ТКО следует производить в соответствии с условием о поконтейнерном учёте объёмов ТКО, которое было оговорено сторонами при заключении спорного договора, что влечет необоснованность доводов ответчика о начислении в спорный период объемов отходов по нормативу.
Удовлетворение судом требований истца явилось основанием для принесения апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Порядок оплаты оказанных услуг по договору возмездного оказания услуг установлен статьёй 781 ГК РФ, в соответствии с которой заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Анализ вышеназванных норм права показывает, что заказчик обязан оплатить исполнителю стоимость фактически оказанных услуг при условии доказанности факта их оказания.
Стоимость услуг истца определяется по формуле: количество (объем) отходов потребителя * тариф за единицу измерения (758,27 руб./куб.м.).
Факт оказания ответчиком услуг по обращению с ТКО в период с мая по июнь 2020 года и их качество не оспариваются истцом, при этом спорным является выполненный региональным оператором расчет объема отходов, вывезенных с объекта истца в указанный период.
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пунктом 25 Правил N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов и нормативы их накопления.
На основании изложенного, владельцы нежилых помещений обязаны заключить договор с региональным оператором, в котором определяется способ учета количества ТКО.
Согласно пунктам 5, 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В пункте 8 названных Правил указано, что при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, то есть по количеству и объема контейнеров.
Исходя из названных положений, при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных потребителем в месте накопления твердых коммунальных отходов, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или в иной форме, следует применять нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве. Самостоятельный расчет региональным оператором количества и объема вывозимых от потребителя контейнеров не предусмотрен. При этом обязанность регионального оператора осуществлять коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, предусмотрена законодателем только в случае организации раздельного накопления ТКО.
Одним из основополагающих принципов гражданского законодательства является принцип свободы договора, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1 статьи 421 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
В данном случае в проекте договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от 09.01.2019 N 1397/РО-П/2019 региональным оператором предложен и при подписании договора потребителем согласован метод расчета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в месте накопления по адресу: г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 61Б, что не противоречит вышеприведенным положениям Правил N 505.
Кроме того, в приложении к договору указан годовой объем ТКО и периодичность их вывоза региональным оператором, из которых следует, что расчетный объем ТКО за месяц по указанному объекту не превышает 3,25 куб.м. (39 куб.м. в год / 12 мес. = 3,25 куб.м. в месяц).
При таких обстоятельствах предложенный региональным оператором расчет объема отходов за май-июнь 2020 года исходя из нормативов накопления, рассчитанных с учетом назначения принадлежащих ответчику помещений, противоречит условиям договора и обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Апелляционный суд отмечает, что объем отходов по конкретному объекту потребителя является одним из существенных условий заключаемого договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и одностороннее изменение региональным оператором названных условий договора недопустимо, поскольку противоречит статьям 310 и 450 ГК РФ.
Сведений о согласовании сторонами в договоре от 09.01.2019 N 1397/РО-П/2019 раздельного накопления ТКО, в частности, объема и периодичности вывоза отдельных контейнеров с разными видами отходов, в материалы дела не представлено; в заявке на заключение договора Общество также не указало о раздельном накоплении ТКО по объекту "Магазин по адресу: г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 61Б", таким образом, обстоятельства самостоятельной организации истцом раздельного накопления отходов правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Доказательств того, что фактический объем ТКО истца в спорный период превышал договорный объем - 3,25 куб.м. в месяц, ответчиком не представлено (статьи 65, 68 АПК РФ).
Следовательно, требования об обязании ответчика произвести перерасчет, указав в универсальных передаточных документах по спорному объекту ежемесячный объём ТКО в размере 3,25 куб.м., заявлены истцом обоснованно.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований. При совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объёме.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы на решение суда составляет 3000 рублей. Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчиком не предоставлены доказательства уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, то с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию 3 000 рублей государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.10.2020 по делу N А29-7750/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (ИНН:1102055018, ОГРН:1071102001695) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3 000 рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.А. Щелокаева |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7750/2020
Истец: ООО "ЭДЕМ"
Ответчик: ООО "Ухтажилфонд"