город Ростов-на-Дону |
|
22 декабря 2020 г. |
дело N А32-56276/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Главного Управления Министерства Внутренних Дел России по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.10.2020 по делу N А32-56276/2019 по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская краевая клиническая больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края
к Главному Управлению Министерства Внутренних Дел России по Краснодарскому краю при участии третьего лица Министерства внутренних дел Российской Федерации о взыскании задолженности по оплате медицинских услуг
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская краевая клиническая больница" министерства здравоохранения Краснодарского края (далее -истец, ГБУЗ ДККБ) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к главному управлению МВД России по Краснодарскому краю (далее - ГУ МВД России по КК) о взыскании задолженности по оплате медицинских услуг в размере 36 514 рублей 17 копеек, также расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиком обязанности по оплате за оказанные медицинские услуги.
Решением суда от 12.10.2020 иск к ФКУЗ "МСЧ МВД России по Краснодарскому краю" удовлетворен.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Жалоба ответчика мотивирована следующим.
Возмещение медико-санитарной частью расходов, связанных с оказанием медицинской помощи в экстренной или неотложной форме сотрудникам (в том числе находящимся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях) медицинской организацией, с которой не заключен договор, осуществляется на основании документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, представляемых медицинской организацией в медико-санитарную часть соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого проходят службу такие сотрудники В адрес ответчика документы, указанные в п. 5 Правил от истца не поступали. МВД России в отношении Учреждения обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Учитывая факт возникновения спорных правоотношений, участником которого ФКУЗ "МСЧ МВД России по Краснодарскому краю" не являлся, в удовлетворении искового заявления к ФКУЗ "МСЧ МВД России по Краснодарскому краю" следовало отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в перинатальном центре государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская краевая клиническая больница" министерства здравоохранения Краснодарского края в период с 21.12.2018 по 25.12.2018 были оказаны медицинские услуги сотруднику ГУ МВД России по Краснодарскому краю Иванас В.С.
Согласно составленному истцом акту от 25.12.2018, Иванас В.С. получала курс лечения в период с 21.12.2018 по 25.12.2018 в течение 4 койко-дней в акушерском физиологическом отделении на профиле койки для беременных и рожениц.
В подтверждение факта оказания медицинских услуг истец представил в дело обменную карту и акт выполненных работ.
Помощь была оказана в соответствии с приказом министерства здравоохранения Краснодарского края N 1994 от 29.04.2014 г. "Об оказании медицинской помощи по профилю "Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" в Краснодарском крае", Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1232 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения".
28.08.2019 в целях досудебного урегулирования спора в ГУ МВД России по Краснодарскому краю было направлено предарбитражное уведомление от 22.08.2019 N 01/07-2953 в адрес главного управления МВД России по Краснодарскому краю с требованием оплатить оказанные медицинские услуги, что подтверждается кассовым чеком от 28.08.2019.
Уклонение ответчика от исполнения требования явилось основанием для обращения с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу п. 7 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в качестве основного принципа охраны здоровья указана недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Пунктом 2 ст. 45 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" сотруднику полиции гарантировано право на бесплатное получение медицинской помощи.
В соответствии со ст. ст. 11 и 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от 15.12.2018 N 1563 утверждены Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям (далее - Правила N 1563).
В соответствии с п.1 Правила N 1563 определяют порядок оказания медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации), за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники) при отсутствии по их месту службы, месту жительства или иному месту нахождения медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации или медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования и возмещения расходов медицинским организациям.
В силу п.3 Правил N 1563 Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (далее - медико-санитарная часть) в соответствии с заключенным между медико-санитарной частью и медицинской организацией договором об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации медицинской организацией, примерная форма которого приведена согласно приложению (далее - договор), возмещает расходы медицинским организациям, связанные с оказанием первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной доврачебной, первичной врачебной и первичной специализированной, а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (далее - медицинская помощь), сотрудникам, которые проходят службу (проживают) в этом субъекте Российской Федерации, по тарифам на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в период оказания медицинской помощи, а также с изготовлением и ремонтом зубных протезов сотрудникам (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) по ценам (тарифам) на медицинские услуги, определенным в порядке, установленном органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей медицинских организаций.
В силу п.6 Правил N 1563 возмещение медицинским организациям расходов, связанных с оказанием сотрудникам скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, связанные в том числе с употреблением психоактивных веществ), и высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, не производится.
Как предусмотрено пунктом 7 Правил N 1563 Медицинская помощь в экстренной или неотложной форме оказывается сотрудникам безотлагательно. Возмещение медико-санитарной частью расходов, связанных с оказанием медицинской помощи в экстренной или неотложной форме сотрудникам (в том числе находящимся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях) медицинской организацией, с которой не заключен договор, осуществляется на основании документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, представляемых медицинской организацией в медико-санитарную часть соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого проходят службу такие сотрудники.
В силу п.7 Правил N 1563, медико-санитарная часть, получившая документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, осуществляет их проверку и при отсутствии претензий по представленным документам в 20-дневный срок их оплачивает.
В соответствии с приказом министерства здравоохранения Краснодарского края N 1994 от 29.04.2014 "Об оказании медицинской помощи по профилю "Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" в Краснодарском крае" утверждена дорожная карта оказания медицинской помощи беременным, лист маршрутизации беременных, а также перечень медицинских показаний для направления беременных, рожениц родильниц в Перинатальный центр государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская краевая клиническая больница" министерства здравоохранения Краснодарского края. Главному врачу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская краевая клиническая больница" министерства здравоохранения Краснодарского края указано организовать работу Перинатального центра в соответствии с приложением N "Правила организации деятельности перинатального центра" к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология; обеспечить оказание медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам в стационарных условиях в соответствии с приложением "Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" к приказу Минздрава России от 01.11.2012 N 572 и этапность оказания медицинской помощи в соответствии с приложением N 5 "Этапность оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде" к порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", утвержденному приказом Минздрава России от 01.11.2012 N 572н, и с приказом Минздрава России от 17.01.2014 N 25н.
Согласно дорожной карте, порядок оказания медицинской помощи женщинам в период беременности включает в себя два основных этапа:
- амбулаторный, осуществляемый врачами акушерами-гинекологами, а в случае их отсутствия при физиологически протекающей беременности - врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими работниками фельдшерско- акушерских пунктов (при этом в случае возникновения осложнения течения беременности должна быть обеспечена консультация врача акушера-гинеколога и врача-специалиста по профилю заболевания);
- стационарный, осуществляемый в отделениях патологии беременности (при акушерских осложнениях) или специализированных отделениях (при соматических заболеваниях) медицинских организаций.
Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности осуществляется на основе листов маршрутизации с учетом возникновения осложнений в период беременности.
В соответствии с приказом Минздрава России от 01.11.2012 N 572н в зависимости от коечной мощности, оснащения, кадрового обеспечения медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь женщинам в период родов и в послеродовый период, делятся на группы по возможности оказания медицинской помощи:
а) первая группа (медицинские организации (акушерские стационары), в которых не обеспечено круглосуточное пребывание врача акушера-гинеколога) - 0;
б) вторая группа (медицинские организации (родильные дома (отделения), в том числе профилизированные по видам патологии), имеющие в своей структуре палаты интенсивной терапии (отделение анестезиологии-реаниматологии) для женщин и палаты реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, а также межрайонные перинатальные центры, имеющие в своем составе отделение анестезиологииреаниматологии (палаты интенсивной терапии) для женщин и отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных) - 47, в том числе: - 13 медицинских организаций, количество родов в которых составляет около 500 в год; - 24 медицинские организации, количество родов в которых составляет от 500 до 1500 в год и более, имеющие в своей структуре отделения (палаты) реанимации и интенсивной терапии для женщин и новорожденных; - 10 медицинских организаций несут межмуниципальные функции;
в) третья А группа (медицинские организации (акушерские стационары), имеющие в своем составе отделение анестезиологии-реаниматологии для женщин, отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, отделение патологии новорожденных и недоношенных детей (II этап выхаживания), акушерский дистанционный консультативный центр с выездными анестезиолого- реанимационными акушерскими бригадами для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи) - 2;
г) третья Б группа (акушерские стационары федеральных медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденным, разрабатывающие и тиражирующие новые методы диагностики и лечения акушерской, гинекологической и неонатальной патологии и осуществляющие мониторинг и организационно-методическое обеспечение деятельности акушерских стационаров субъектов Российской Федерации) - 0.
Распределение медицинских организаций, оказывающих женщинам стационарную медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, по группам в Краснодарском крае утверждено приложением N 2 к настоящему приказу.
Приложением N 3 утверждены показания для направления беременных и рожениц в медицинские организации различного уровня в зависимости от имеющейся патологии.
Распределение потоков направления беременных средней и высокой группы риска на амбулаторный консультативный прием определено приложениями N N 5, 6, 7 к настоящему приказу: - направлению в Перинатальный центр государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская краевая клиническая больница" министерства здравоохранения Краснодарского края подлежат беременные в соответствии с перечнем медицинских показаний, утвержденных приложением N 5 к настоящему приказу;
В соответствии с перечнем медицинских показаний направлению в Перинатальный центр ГБУЗ ДККБ подлежат:
1. Консультативно-диагностическое отделение:
а) с отягощенным акушерским анамнезом (возраст до 18 лет, первобеременные старше 35 лет, невынашивание, бесплодие, случаи перинатальной смерти, рождение детей с высокой и низкой массой тела, рубец на матке, операции на матке и придатках, рождение детей с врожденными пороками развития, прием тератогенных препаратов);
б) с акушерскими осложнениями (ранний токсикоз, угроза прерывания беременности, анатомически узкий таз, неправильное положение плода, патология плаценты, плацентарные нарушения, многоплодие, многоводие, маловодие, индуцированная беременность, подозрение на внутриутробную инфекцию);
в) с выявленной патологией развития плода для определения акушерской тактики и места родоразрешения - проведение перинатального консилиума;
г) для проведения пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка из муниципальных образований, закрепленных за учреждением в соответствии с приказами министерства здравоохранения Краснодарского края от 22 мая 2014 года N 2408 "О проведении пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка в Краснодарском крае" и от 19.05.2016 N 2452 "О внесении изменений в приказ министерства здравоохранения Краснодарского края от 22 мая 2014 года N 2408 "О проведении пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка в Краснодарском крае".
2. Акушерский стационар (высокая степень риска):
- угрожающий самопроизвольный выкидыш у пациенток с привычным невынашиванием и (или) отягощенным акушерским анамнезом преждевременные роды, включая дородовое излитие околоплодных вод, при сроке беременности менее 34 недель, при отсутствии противопоказаний для транспортировки; предлежание плаценты, подтвержденное при УЗИ в сроке 34 - 36 недель; -поперечное и косое положение плода; - кесарево сечение в анамнезе при наличии признаков несостоятельности рубца на матке;
- рубец на матке после консервативной миомэктомии или перфорации матки при наличии признаков несостоятельности рубца;задержка внутриутробного роста плода II - III степени; - наличие у плода врожденных аномалий (пороков развития), требующих хирургической коррекции;
- метаболические заболевания плода (требующие лечения сразу после рождения); водянка плода; тяжелое много- и маловодие;
- беременность после реконструктивно-пластических операций на половых органах, разрывов промежности III - IV степени при предыдущих родах; прочие состояния, угрожаемые по перинатальной смертности, за исключением экстрагенитальной патологии; юные беременные с экстрагенитальной патологией;
- юные беременные, направленные из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения края на искусственное прерывание беременности по медицинским показаниям (экстрагенитальные заболевания) в соответствии с Приказами Минздравсоцразвития России от 03.12.2007 N 736 и от 27.12.2011 N 1661н;
- прерывание беременности по медицинским показаниям "врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения" беременным без экстрагенитальной патологии в сроках 22 и более недель.
В рассматриваемом случае беременный сотрудник органов внутренних дел поступила в больницу в состоянии родов путем самообращения.
Отсутствие государственного контракта с ГБУЗ ДККБ на оказание услуг по состоянию на момент обращения за медицинской помощью не являлось препятствием для обращения сотрудников органов внутренних дел за получением специализированной медицинской помощи.
Соответственно, в силу пункта 3 Правил, расходы медицинских организаций на оказание медицинской помощи сотрудникам должны возмещаться медико-санитарной частью Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
К возмещению истцом предъявлена стоимость услуг по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи.
Наличие необоснованного завышения объема и стоимости услуг, неправильное применение тарифов в ходе судебного разбирательства не выявлено. Соответственно, в силу пункта 3 Правил, расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещаются медико-санитарной частью Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, подлежат возмещению по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи.
Довод ГУ МВД России по КК о том, что в отсутствие заключенного государственного контракта спорные медицинские услуги не должны были оказываться и оплате не подлежат, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Следует учитывать, что к числу обстоятельств, свидетельствующих о невозможности в конкретной ситуации заключения государственного (муниципального) контракта в установленном порядке, могут быть отнесены случаи, в которых поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг является обязательным для соответствующего исполнителя вне зависимости от волеизъявления сторон правоотношения, в связи с чем, он не мог отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного (муниципального) контракта или истечения срока его действия.
Кроме того, следует учитывать, что пункт 22 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) содержит выводы о том, что не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта в случаях экстренного осуществления поставки товаров, выполнение работ или оказания услуг в связи с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, а также угрозой их возникновения.
На основании материалов дела установлено, что больная поступила в стационар по экстренным показаниям.
Таким образом, между медицинским учреждением и сотрудником системы МВД сложились фактические правоотношения по возмездному оказанию услуг.
Поскольку факт оказания услуг и их стоимость документально подтверждены, ответчики не представили в суд доказательств невыполнения истцом спорных услуг, равно как не представили доказательств некачественного оказания услуг, постольку требования истца являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 8 Правил медико-санитарная часть, получившая документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, осуществляет их проверку и при отсутствии претензий по представленным документам в 20-дневный срок их оплачивает.
Таким образом, исходя из пункта 8 Правил, надлежащим ответчиком по делу является ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю".
Исходя из вышеизложенного, требования истца о взыскании 36 514 рублей 17 копеек долга подлежат удовлетворению. Взыскание необходимо производить с Главного управления МВД России по Краснодарскому краю.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы апелляционной жалобы истца основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2020 по делу N А32-56276/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-56276/2019
Истец: ГБУЗ "Детская краевая клиническая больница" Министерства здравоохранения КК, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская краевая клиническая больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края
Ответчик: Главное Управление Министерства Внутренних Дел России по Краснодарскому краю, ГУ МВД России по КК
Третье лицо: МВД РФ, Министерство внутренних дел Российской Федерации, ФКУЗ "МСЧ МВД России по Краснодарскому краю", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ"