Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 апреля 2021 г. N Ф01-1338/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А31-3031/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой К.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения Центр охраны здоровья семьи и репродукции Костромской области "Центр матери и ребенка"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 07.09.2020 по делу
N А31-3031/2019
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области
(ИНН: 4401172893, ОГРН: 1164401055983)
к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения Центр охраны здоровья семьи и репродукции Костромской области "Центр матери и ребенка"
(ИНН: 4401015354, ОГРН: 1034408611698)
о взыскании денежной суммы,
третьи лица: Храменюк Татьяна Александровна, Петрукович Елена Игоревна, Лаговская Галина Павловна, Кулешова Татьяна Викторовна, Арапова Галина Васильевна, Шинкарь Татьяна Петровна, Шибаева Татьяна Анатольевна, Черепенина Ольга Анатольевна, Урванцева Татьяна Васильевна,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения Центр охраны здоровья семьи и репродукции Костромской области "Центр матери и ребенка" (далее - ответчик, Учреждение) 115 240 рублей 52 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Храменюк Татьяна Александровна, Петрукович Елена Игоревна, Лаговская Галина Павловна, Кулешова Татьяна Викторовна, Арапова Галина Васильевна, Шинкарь Татьяна Петровна, Шибаева Татьяна Анатольевна, Черепенина Ольга Анатольевна, Урванцева Татьяна Васильевна (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 07.09.2020 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ответчик указывает, что в последующие периоды сведения по форме СЗВ-М в отношении третьих лиц представлялись своевременно, следовательно, на даты вынесения решений о выплате пенсий (с учетом индексации) Фонд располагал сведениями об осуществлении пенсионерами оплачиваемой трудовой деятельности. Кроме того, ответчик считает, что размер убытков Фондом не доказан.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласился.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Учреждение, являющееся работодателем пенсионеров Храменюк Т.А., Петрукович Е.И., Лаговской Г.П., Кулешовой Т.В., Араповой Г.В., Шинкарь Т.П., Шибаевой Т.А., Черепениной О.А., Урванцевой Т.В., 15.08.2017 представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М "исходная" за июль 2017 года в отношении указанных застрахованных лиц (лист дела 27 том 2). Кроме того, в данных сведениях была указана работник Чичева А.С.
18.10.2017 Учреждение представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за июль 2017 года в отношении вышеуказанных лиц, за исключением Чичевой А.С. (лист дела 44 том 2).
Согласно пояснениям ответчика, сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" были представлены с целью исключения из ранее представленных сведений работника Чичевой А.С., которая была уволена в июне 2017 года.
07.11.2017 Учреждение представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М "отменяющая" за июль 2017 года со сведениями на Храменюк Т.А., Петрукович Е.И., Лаговскую Г.П., Кулешову Т.В., Арапову Г.В., Шинкарь Т.П., Шибаеву Т.А., Черепенину О.А., Урванцеву Т.В. (лист дела 93 том 2).
После получения Фондом указанных сведений он принял решение от 21.12.2017 N 1/В об индексации пенсии данным лицам как неработающим пенсионерам (листы дела 50-77 том 3).
05.10.2018 Учреждением представлены сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за июль 2017 года со сведениями на третьих лиц (лист дела 44 том 2).
По мнению Фонда, несвоевременное представление страхователем сведений СЗВ-М об указанных пенсионерах за июль 2017 года повлекло индексацию им пенсии и ее излишнюю выплату за период с 01.10.2017 по 31.10.2018 в сумме 115 240 рублей 52 копеек.
16.01.2019 Фонд направил Учреждению требование о возврате сумм пенсии.
Поскольку Учреждение убытки не возместило, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Костромской области руководствовался пунктами 1, 2 статьи 15, пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 6 статьи 16, пунктом 1 части 10 статьи 18, частями 1, 6, 7 статьи 26.1, статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), пунктом 2.2 статьи 11, статьями 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), и исходил из того, что факт наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика, связанными с предоставлением истцу необходимых сведений о работниках с нарушением срока, и возникновением у истца убытков в виде выплаты работающим пенсионерам излишних сумм пенсий, доказан.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (в редакции, действующей в 2017 году) определено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В силу части 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
При этом лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинную связь между действиями причинителя вреда и наступившим вредом, а также вину причинителя вреда.
Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками.
Как следует из материалов дела, первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения по форме СЗВ-М за июль 2017 года содержали сведения о застрахованных лицах - Храменюк Т.А., Петрукович Е.И., Лаговской Г.П., Кулешовой Т.В., Араповой Г.В., Шинкарь Т.П., Шибаевой Т.А., Черепениной О.А., Урванцевой Т.В.
Однако 07.11.2017 Учреждение представило на указанных лиц за июль 2017 года сведения по форме СЗВ-М "отменяющая".
Согласно Постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" отменяющая форма подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Таким образом, ответчик отменил ранее поданные сведения в отношении Храменюк Т.А., Петрукович Е.И., Лаговской Г.П., Кулешовой Т.В., Араповой Г.В., Шинкарь Т.П., Шибаевой Т.А., Черепениной О.А., Урванцевой Т.В. как о работающих пенсионерах.
Следовательно, на момент вынесения решения о повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии (27.12.2017) Фонд располагал информацией о неосуществлении в июле 2017 года третьими лицами (пенсионерами) оплачиваемой трудовой деятельности, в связи с чем была проведена индексация им пенсий.
Представление Учреждением сведений по форме СЗВ-М за предыдущие и (или) последующие периоды в отношении указанных лиц правового значения не имеет в силу части 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Учреждением отменены сведения по форме СЗВ-М, представленные в отношении застрахованных лиц - работающих пенсионеров, несвоевременно представлены сведения на указанных застрахованных лиц, и данное виновное нарушение Учреждением обязанности по представлению сведений причинило ущерб Фонду необоснованной выплатой застрахованным лицам 115 240 рублей 52 копеек.
Доводы ответчика о том, что размер убытков Фондом не доказан, подлежат отклонению, поскольку опровергаются представленными в материалы дела документами, в том числе расчетами Фонда с подробными пояснениям. Свой расчет убытков ответчиком не представлен. Кроме того, следует отметить, что ответчик фактически оспаривает размеры страховой пенсии, назначенной и выплаченной третьим лицам, что не является предметом рассматриваемого спора.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Костромской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Учреждения - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 07.09.2020 по делу N А31-3031/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения Центр охраны здоровья семьи и репродукции Костромской области "Центр матери и ребенка" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-3031/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г.КОСТРОМЕ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ОГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЦЕНТР ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР МАТЕРИ И РЕБЕНКА"
Третье лицо: Арапова Галина Васильевна, Кулешова Татьяна Викторовна, Лаговская Галина Павловна, Петрукович Елена Игоревна, Урванцева Татьяна Васильевна, Храменюк Татьяна Александровна, Черепенина Ольга Анатольевна, Шибаева Татьяна Анатольевна, Шинкарь Татьяна Петровна
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1338/2021
21.12.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7811/20
07.09.2020 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-3031/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Костромской области N А31-3031/19