гор. Самара |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А49-13641/2019 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 декабря 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 декабря 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Сергеевой Н.В., Филипповой Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 декабря 2020 года в зале N 6 апелляционную жалобу Муниципального образования город Пенза в лице Управления муниципального имущества города Пензы на решение Арбитражного суда Пензенской области от 28.09.2020, принятое по делу N А49-13641/2019 (судья Лаврова И.А.),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоПромРесурс" (ОГРН 1135838000650, ИНН 5838009515)
к Муниципальному образованию город Пенза в лице Управления муниципального имущества города Пензы (ОГРН 1095836002481, ИНН 5836013675)
о взыскании задолженности за потребленную в период с мая 2019 года по август 2019 года включительно холодную (питьевую) воду на объекте по адресу: гор. Пенза, п. Лесной,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Истец - Общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоПромРесурс" обратился в Арбитражный суд Пензенской области с иском к ответчику - Управлению муниципального имущества города Пензы о взыскании задолженности в сумме 467 409 руб. 03 коп. за потребленную в период с мая 2019 года по август 2019 года включительно холодную (питьевую) воду на объекте по адресу: гор. Пенза, п. Лесной.
При рассмотрении дела арбитражный суд в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил ходатайство истца о замене ответчика, определив: ответчиком по делу считать Муниципальное образование город Пенза в лице Управления муниципального имущества города Пензы.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 28.09.2020 (с учетом определения об исправлении опечаток от 19.10.2020) исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоПромРесурс" удовлетворены. С Муниципального образования город Пенза в лице Управления муниципального имущества города Пензы взыскана задолженность в сумме 467 409 руб. 03 коп., а также расходы по государственной пошлине в сумме 12 348 руб.
Заявитель - Муниципальное образование город Пенза в лице Управления муниципального имущества города Пензы, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции не дана оценка обстоятельству, указанному в отзыве на исковое заявление, а именно, что согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" - далее Правила), потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещение в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги, в связи с чем, ответчик не может считаться потребителем коммунальных услуг по водоснабжению; потребителями коммунальных услуг являются граждане (пользователи услуг), проживающие в п. Лесной гор. Пензы.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2020 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 16 декабря 2020 года на 09 час. 25 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истцом в материалы дела представлен отзыв, в котором просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения. Также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 14 мая 2019 года по 26 августа 2019 года ООО "ЭнергоПромРесурс" оказало муниципальному образованию город Пенза в лице Управления муниципального имущества города Пензы услуги по отпуску питьевой воды на объекте пос. Лесной в отсутствие заключенного договора.
Согласно показаниям прибора учета РМ-5-Т зав. 430479 на 14 мая 2019 года показания прибора учета составляли 41 284,281 м
(л.д. 30).
Согласно акту о прекращении холодного водоснабжения от 27 мая 2019 года, на 27 мая 2019 года показания прибора учета составляли 44 638,66 м (л.д. 24).
Согласно акту о бездоговорном потреблении от 03 июля 2019 года показания прибора учета на указанную дату составляли 50 284,04 м (л.д. 25).
В период с 07 июня 2019 года по 19 июня 2019 года прибор учета не работал, объем отпущенного ресурса за указанный период определен расчетным путем.
Согласно акту о прекращении холодного водоснабжения от 03 июля 2019 года, на 03 июля 2019 года показания прибора учета составляли 50 284,04 м (л.д. 26).
Согласно акту о бездоговорном потреблении от 30 июля 2019 года показания прибора учета на указанную дату составляли 56 486,06 м (л.д. 27).
Согласно акту о прекращении холодного водоснабжения от 30 июля 2019 года, на 30 июля 2019 года показания прибора учета составляли 56 486,06 м (л.д. 28).
Согласно акту о бездоговорном потреблении от 26 августа 2019 года показания прибора учета на указанную дату составляли 62 141,49 м (л.д. 29).
Таким образом, в период с 14 мая 2019 года по 26 августа 2019 года включительно в отсутствие договора объем отпущенных ресурсов по расчёту истца составил 24 551,359 м на сумму 467 409 руб. 03 коп.
На оплату потреблённого ресурса ответчику выставлены счета-фактуры N 5050 от 31 мая 2019 года (исправление N 1 от 31 августа 2019 года), N 6124 от 30 июня 2019 года (исправление N 1 от 31 августа 2019 года), N 6998 от 31 июля 2019 года (исправление N 1 от 31 августа 2019 года), N 7584 от 31 августа 2019 года (л.д. 43 - 46).
Поскольку в добровольном порядке оплата потребленного ресурса ответчиком не произведена, истец направил претензии от 06 сентября 2019 года и от 24 сентября 2019 года (л.д. 41, 42), которые были оставлены без удовлетворения.
Отказ в удовлетворении претензии послужил основанием для обращения истца с иском в суд за защитой нарушенного права.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции верно руководствовался следующими положениями.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединённую сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами энергоснабжения, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, в связи с чем, данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Из пункта 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" следует, что отсутствие заключенного в установленной форме договора энергоснабжения не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
Принимая во внимание, что факт отпуска холодной воды (водоснабжение), наличие и размер задолженности подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, исходя из представленных сторонами доказательств, на основании статей 309, 310, 539 - 548, Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца задолженность в размере 467 409 руб. 03 коп.
Ссылка ответчика на "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2013 N 354, отклоняется арбитражным апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, водоснабжение осуществлялось по муниципальной магистральной водопроводной сети до пос. Лесной, которая с 14.05.2019 утверждена в муниципальной собственности города Пензы в составе муниципальной казны в соответствии с постановлением администрации гор. Пензы от 14.05.2019 N 832 "Об утверждении в муниципальной собственности города Пензы в составе муниципальной казны недвижимого имущества" и Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов N 1/832 от 14.05.2019.
В соответствии с ч. 2 ст. 7. Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
В соответствии с ч. 7. ст. 7. Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" до определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.
Поскольку сети ответчика (объект капитального строительства "Строительство магистральной водопроводной сети до пос. Лесной") технологически присоединены к централизованной системе холодного водоснабжения истца, именно ответчик обязан заключить договор холодного водоснабжения с истцом.
Однако, ответчиком не предоставлено доказательств подключения к данной водопроводной сети многоквартирных и жилых домов в п. Лесном гор. Пензы.
Кроме того, ООО "ЭнергоПромРесурс" технических условий на подключение к системе холодного водоснабжения в отношении многоквартирных или жилых домов не выдавало, договоров холодного водоснабжения ни с кем не заключало.
Заявлений на заключение договора холодного водоснабжения в п. Лесной в адрес ООО "ЭнергоПромРесурс" в спорный период не поступало.
Таким образом, в отсутствие заключенного договора холодного водоснабжения, у ООО "ЭнергоПромРесурс" отсутствовали законные основания для поставки холодной воды в отношении потребителей, подключенных к магистральной водопроводной сети ответчика.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Следовательно, даже при отсутствии договорных отношений, лицо, потребившее энергоресурс, является обязанным лицом по оплате фактически принятого количества энергоресурса, зафиксированного прибором учета.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация тепло- и водоснабжения отнесены к вопросам местного значения.
В своих письмах от 03.07.2019 N 12/3777 и от 05.07.2019 N 6-11/5716 УМИ города Пензы просило не прекращать водоснабжение п. Лесной, при этом обещало позднее урегулировать вопрос оплаты.
Согласно часовых показаний прибора учета, Актов о прекращении холодного водоснабжения от 27.05.2019, от 03.07.2019, от 30.07.2019 и Актов о бездоговорном потреблении от 03.07.2019, от 30.07.2019, от 26.08.2019 УМИ города Пензы, являясь собственником магистральной водопроводной сети, в отсутствие заключенного с ООО "ЭнергоПромРесурс" договора холодного водоснабжения, осуществило самовольное открытие водопроводной задвижки и самовольное пользование объектом централизованной системы холодного водоснабжения.
Акты о прекращении холодного водоснабжения и бездоговорного потребления от составлены с участием представителя ответчика и подписаны им без возражений.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии со ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как следует из пункта 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Решением Пензенской городской Думы от 29.05.2009 N 55-6/5 Управление муниципального имущества администрации города Пензы наделено полномочиями Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы по всем правоотношениям, связанным с осуществлением деятельности по управлению и распоряжению муниципальным имуществом города Пензы, а также по сделкам, предметом которых являются земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с положением об Управлении по имущественным и градостроительным отношениям администрации города Пензы, утвержденным решением Пензенской городской Думы от 29.05.2009 N 55-6/5, Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации города Пензы осуществляет от имени Муниципального образования города Пензы полномочия собственника имущества, являющегося муниципальной собственностью, в рамках его компетенции, установленной Уставом г. Пензы, решениями Пензенской городской Думы, муниципальными правовыми актами, настоящим Положением; ведет реестр объектов муниципальной собственности г. Пензы; является главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных бюджетополучателей; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества; заключает договоры на передачу муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование и доверительное управление, а также иные договоры, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно Положению о порядке осуществления расходов на коммунальные услуги, содержание и ремонт муниципальных нежилых помещений, не обремененных правами третьих лиц и расположенных в многоквартирных домах, утвержденному постановлением Администрации г. Пензы от 28.05.2014 N 607, оплату расходов на коммунальные услуги муниципальных нежилых помещений, не обремененных правами третьих лиц и расположенных в многоквартирных домах, производит Управление муниципального имущества администрации города Пензы. Управление муниципального имущества администрации города Пензы является главным распорядителем бюджетных средств. предоставляемых из бюджета города Пензы на оплату расходов на коммунальные услуги, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, в котором расположены муниципальные нежилые помещения, не обремененные правами третьих лиц, и осуществляет финансовый контроль в рамках предоставленных законодательством полномочий.
В соответствии с Решением Пензенской городской Думы от 23.12.2014 N 575/6 "О бюджете города Пензы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" Управление муниципального имущества администрации города Пензы отнесено к числу главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования бюджета города Пенза с расходами на содержание имущества, находящегося в муниципальной собственности. Расходы на содержание имущества, находящегося в муниципальной собственности, предусмотрены именно для Управления муниципального имущества администрации города Пензы.
Решением Пензенской городской думы от 30 августа 2019 N 1274-60/6 внесены изменения в решение Пензенской городской думы от 29.05.2009 N 55-6/5 "О создании Управления муниципального имущества администрации города Пензы" в части наименования - исключено слово "администрации".
В связи с чем, наименованием Управления является Управление муниципального имущества города Пензы. Сведения о смене наименования внесены в ЕГРЮЛ.
Постановлением от 16.09.2019 N 1775 утверждено Положение об Управлении муниципального имущества города Пензы, а Устав города Пензы дополнен статьей 44.1. В соответствии с п. 1.1 ст. 44.1. Устава города Пензы Управление муниципального имущества города Пензы осуществляет полномочия, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Пензы, в соответствии с федеральными законами, законами Пензенской области и решениями Пензенской городской Думы.
В спорный период объект "Строительство магистральной водопроводной сети до пос. Лесной" в арендное пользование никому не был передан и не был закреплен за каким-либо муниципальным предприятием/учреждением.
Ответчиком не предоставлено надлежащих доказательств того, что потребление холодной воды осуществлялось иными лицами.
Поскольку собственником магистральной водопроводной сети до пос. Лесной являлся ответчик, то, как собственник данного муниципального имущества, именно ответчик ответственен за содержание, самовольное пользование возведенной водопроводной сетью до пос. Лесной и оплату потребленных ресурсов.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Пензенской области от 28.09.2020, принятого по делу N А49-13641/2019 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 28.09.2020, принятое по делу N А49-13641/2019 (с учетом определения об исправлении опечаток от 19.10.2020), оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального образования город Пенза в лице Управления муниципального имущества города Пензы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-13641/2019
Истец: ООО "ЭНЕРГОПРОМРЕСУРС"
Ответчик: МО г.Пенза в лице Управления муниципального имущества города Пензы, Управление муниципального имущества города Пензы