г. Вологда |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А44-3919/2020 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Алимовой Е.А., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России" в лице филиала - Управления Федеральной почтовой связи Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 30 сентября 2020 года по делу N А44-3919/2020,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Новгородской области (ОГРН 1045300278693, ИНН 5321098815; адрес: 173000, Новгородская область, Великий Новгород, улица Славная, дом 48а; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Почта России" в лице филиала - Управления Федеральной почтовой связи Новгородской области (ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000; адрес: 131000, город Москва, Варшавское шоссе, дом 37; далее - АО "Почта России" общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 08 сентября 2020 года, вынесенным в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу N А44-3919/2020, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб.
По ходатайству общества судом 30.09.2020 изготовлено мотивированное решение.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что приказы управления от 20.03.2020 N 15-нд, от 20.11.2019 N 196, план от 20.11.2019, возражения на отзыв представлены управлением после истечения срока для подачи документов, установленного определением Арбитражного суда Новгородской области от 23 июля 2020 года. Считает, что у управления отсутствовали достаточные основания, указывающие на наличие административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Ссылается на истечение срока привлечения общества к административной ответственности.
От управления отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление N 10) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии от 11.04.2018 N 162571 (далее - лицензия).
В ходе проведения на основании соответствующего приказа управления от 20.03.2020 N 15-нд мероприятий планового систематического наблюдения без взаимодействия с проверяемым лицом в период с 01.04.2020 по 29.06.2020 согласно плану деятельности управления, утвержденному приказом руководителя управления от 20.11.2019 N 196, уполномоченным должностным лицом управления в деятельности сети почтовой связи АО "Почта России" в филиале общества - Управлении федеральной почтовой связи Новгородской области выявлены нарушения нормативов частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции, установленных пунктом 2 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257 (далее - Нормативы N 257), установленного обеспечения сохранности контрольных писем и качества услуг почтовой связи в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Правительством Российской Федерации, Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила N 234), что, в свою очередь, не соответствует положениям статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) и нарушает условия, предусмотренные пунктом 5 лицензионных требований.
Выявленные нарушения отражены в акте систематического наблюдения от 29.06.2020 N А-53/0/15-нд/15 и заключении о результатах систематического наблюдения от 29.06.2020 N З-53/4.
По результатам проверки управлением 10.07.2020 в отношении общества составлен протокол N АП-53/0/410 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Считая факт совершения административного правонарушения установленным, руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу статьи 2 Закона N 126-ФЗ под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений; оператор связи - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
Пунктом 1 статьи 29 Закона N 126-ФЗ также определено, что деятельность юридических лиц по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
На основании части 1 статьи 46 этого же Закона оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии со статьей 5 Закона N 176-ФЗ деятельность в области почтовой связи в Российской Федерации осуществляется на основе принципов: соблюдения законности; доступности для всех граждан и юридических лиц услуг почтовой связи как одного из средств получения информации и обмена ею; соблюдения прав пользователей услуг почтовой связи; обеспечения устойчивости сети почтовой связи и управляемости ею.
На основании статьи 7 данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в том числе участие в развитии и расширении сети почтовой связи, а также согласование режима работы объектов почтовой связи организаций федеральной почтовой связи на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 16 указанного Закона операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
В соответствии со статьей 17 Закона N 176-ФЗ операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий.
Согласно пункту 5 лицензии лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с Правилами N 234, которые регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
На основании подпункта "б" пункта 46 Правил N 234 операторы почтовой связи обязаны обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов.
Согласно подпункту "в" пункта 46 Правил N 234 операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Подпунктом "а" пункта 2 Нормативов N 257 установлены нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции:
из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи:
на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день;
на территории административных центров муниципальных районов, городских округов - не реже 4 дней в неделю не менее 1 раза в день;
на территории иных поселений - не реже 2 дней в неделю не менее 1 раза в день.
Согласно пункту 8 Правил N 234 на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
Как следует из материалов дела, управлением в ходе анализа информации по возвратившимся контрольным письмам и изучения документов при составлении акта планового систематического наблюдения 29.06.2020 выявлено нарушение норматива частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, расположенных на территории населенных пунктов: г. Боровичи; г. Малая Вишера; д. Божонка, Новгородский р-н; д. Миголощи, Хвойиенский р-н; д. Новоселицы, Новгородский р-н; д. Трубичино, Новгородский р-н; д. Яжелбицы, Валдайский р-н, а именно:
на территории д. Яжелбицы Валдайского р-на выемка контрольных писем (2 письма), опущенных 07.05.2020 (четверг) в 12 час 05 мин в почтовый ящик N 63, находящийся по адресу: ул. Центральная д. 94, осуществлена 12.05.2020 (согласно оттискам календарного штемпеля); согласно информации на данном почтовом ящике выемка писем осуществляется во вторник, четверг, субботу в 11 час 30 мин, т. е. выемка произведена с задержкой на 3 дня;
на территории д. Новоселицы Новгородского р-на выемка контрольных писем (2 письма), опущенных 08.05.2020 (пятница) в 12 час 45 мин в почтовый ящик N 79, находящийся на здании ОПС, осуществлена 12.05.2020 (согласно оттискам календарного штемпеля); согласно информации на данном почтовом ящике выемка писем осуществляется во вторник, среду, пятницу, субботу в 09 час 00 мин, т. е. выемка произведена с задержкой на 3 дня;
на территории д. Божонка Новгородского р-на выемка контрольных писем (2 письма), опущенных 08.05.2020 (пятница) в 13 час 15 мин в почтовый ящик N 25, находящийся на здании ОПС, осуществлена 12.05.2020 (согласно опискам календарного штемпеля); согласно информации на данном почтовом ящике выемка писем осуществляется во вторник, среду, пятницу, субботу в 10 час 00 мин, т. е. выемка произведена с задержкой на 3 дня;
на территории д. Трубичино Новгородского р-на:
выемка контрольных писем (2 письма), опущенных 19.05.2020 (вторник) в 10 час 15 мин в почтовый ящик N 166, находящийся по адресу: д. Трубичино, д. 2б, осуществлена 20.05.2020 (согласно оттискам календарного штемпеля); согласно информации на данном почтовом ящике выемка писем осуществляется во вторник, среду, пятницу в 16 час 00 мин, в субботу - в 15 час 00 мин, т. е. выемка произведена с задержкой на 1 день;
на территории г. Боровичи выемка контрольных писем (1 письмо), опущенных 01.06.2020 (понедельник) в 14 час 15 мин в почтовый ящик N 108, находящийся до адресу: пер. Горный, д. 3, осуществлена 02.06.2020 (согласно оттискам календарного штемпеля); согласно информации на данном почтовом ящике выемка писем осуществляется с понедельника по субботу в 13 час 00 мин, в 17 час 00 мин, т. е. выемка произведена с задержкой на 1 день;
выемка контрольных писем (1 письмо), опущенных 01.06.2020 (понедельник) в 14 час 25 мин в почтовый ящик кв. 18, находящийся по адресу: пер. Горный, д. 3, осуществлена 02.06.2020 (согласно оттискам календарного штемпеля) согласно информации на данном почтовом ящике выемка писем осуществляется с понедельника по пятницу в 13 час 00 мин, 17 час 00 мин, т. е. выемка произведена с задержкой на 1 день;
выемка контрольных писем (3 письма), опущенных 01.06.2020 (понедельник) в 15 час 40 мин в почтовый ящик N 101, находящийся по адресу: ул. Гоголя, д. 170, осуществлена 02.06.2020 (согласно оттискам календарного штемпеля); согласно информации на данном почтовом ящике выемка писем осуществляется с понедельника по субботу в 13 час 00 мин,16 час 00 мин, т. е. выемка произведена с задержкой на 1 день;
выемка контрольных писем (2 письма), опущенных 01.06.2020 (понедельник) в 15 час 45 мин в почтовый ящик N 11, находящийся по адресу: ул. Гоголя, д. 170, осуществлена 02.06.2020 (согласно оттискам календарного штемпеля); согласно информации на данном почтовом ящике выемка писем осуществляется с понедельника по субботу в 13 час 00 мин, 16 час 00 мин, т. е. выемка произведена с задержкой на 1 день;
выемка контрольных писем (2 письма), опущенных 01.06.2020 (понедельник) в 16 час 20 мин в почтовый ящик N 3, находящийся по адресу: ул. Комсомольская, д. 26, осуществлена 03.06.2020 (согласно оттискам календарного штемпеля); согласно информации на данном почтовом ящике выемка писем осуществляется с понедельника по субботу в 15 час 50 мин, т. е. выемка произведена с задержкой на 1 день;
на территории д. Миголощи Хвойнинского р-на выемка контрольных писем (3 письма), опущенных 02.06.2020 (вторник) в 13 час 55 мин в почтовый ящик N 152, находящийся по адресу: ул. Сосновая д. 2, осуществлена 06.06.2020 (согласно оттискам календарного штемпеля); согласно информации на данном почтовом ящике выемка писем осуществляется в понедельник, среду, субботу в 09 час 30 мин, т. е. выемка произведена с задержкой на 3 дня;
на территории г. Малая Вишера выемка контрольных писем (2 письма), опущенных 08.06.2020 (понедельник) в 14 час 10 мин в почтовый ящик N 51, находящийся по адресу: ул. Лесная, д. 19, осуществлена 11.06.2020 (согласно оттискам календарного штемпеля); согласно информации на данном почтовом ящике выемка писем осуществляется во вторник, субботу в 12 час 00 мин, т. е. выемка произведена с задержкой на 2 дня.
Факт несоблюдения обществом нормативов частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции подтверждается материалами дела.
Доводы общества об отсутствии события вменяемого административного правонарушения по фактам задержки в выемке контрольных писем, опущенных в почтовые ящики N 79 (д. Новоселицы, Новгородский р-н), 25 (д. Божонка, Новгородский р-н), 63 (д. Яжелбицы, Валдайский р-н) со ссылкой на статью 112 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которой с 09 по 11 мая 2020 года установлены праздничные дни, а также на внутренние приказы общества от 11.05.2017 N 142/1-п "Об изменении режима работы отделений почтовой связи 4, 5 класса", от 29.04.2020 N 58-п "Об организации работы отделений почтовой связи и участков курьерской доставки в период с 30 апреля по 5 мая и с 8 мая по 11 мая 2020 года", от 29.04.2020 N 95-н "Об организации работы отделений почтовой свези и участков курьерской доставки в период с 30 апреля по 05 мая и с 8 мая по 11 мая 2020", правомерно не приняты судом первой инстанции на основании следующего.
В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В силу статьи 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
По правилам статьи 112 ТК РФ нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются дни с 9 по 11 мая 2020 года.
Между тем, как верно указал суд первой интсанции, возможность применения действующих в гражданском и трудовом законодательстве общих правил исчисления сроков из положений Закона N 176, Правил N 234 и Нормативов N 257 не следует.
Согласно статье 2 Закона N 176-ФЗ под сроком оказания услуги почтовой связи понимается совокупность сроков и нормативов, установленных для выполнения отдельных технологических операций, составляющих конкретную услугу почтовой связи.
В силу примечания 2 к подпункту "а" пункта 6 Нормативов N 257 контрольный срок определяется в календарных днях. При этом только дни приема корреспонденции исключаются из срока пересылки.
Соответственно, как верно указал суд первой инстанции, исчисление контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, вопреки доводам общества, не зависит от нерабочих праздничных дней, поскольку календарный день - это любой день года, включая праздники и выходные.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что к спорным правоотношениям порядок исчисления сроков, установленный гражданским законодательством, а равно определение времени отдыха в виде нерабочих праздничных дней трудовым законодательством не применимы, поскольку при исчислении сроков оказания услуг почтовой связи следует руководствоваться нормативами, специально устанавливаемыми уполномоченным органом исполнительной власти.
Управлением также вменено обществу нарушение подпункта "б" пункта 46 Правил N 234, выразившееся в том, что общество не обеспечило сохранность почтовых отправлений, опущенных:
07.05.2020 в 10 час 35 мин на территории д. Вины Крестсцкого р-на (1 письмо) в почтовый ящик N 49, расположенный по адресу: ул. Центральная д. 34;
07.05.2020 в 11 час 25 мин на территории п. Крестцы (1 письмо) в почтовый ящик N 85, расположенный по адресу: ул. Московская д. 16;
07.05.2020 в 11 час 40 мин на территории д. Новое Рахино Крестецкого р-на (3 письма) в почтовый ящик N 40, расположенный но адресу: д. Новое Рахино, д. 6;
07.05.2020 в 12 час 05 мин на территории д. Яжелбицы Валдайского р-на (1 письмо) в почтовый ящик N 63, расположенный по адресу: ул. Центральная д. 94;
07.05.2020 в 12 час 40 мин на территории г. Валдай (1 письмо) в почтовый ящик N 16, расположенный по адресу: пр. Комсомольский, д. 29;
08.05.2020 в 10 час 45 мин на территории п. Пролетарий Новгородского р-на (2 письма) в почтовый ящик N 94, расположенный на здании ОПС;
08.05.2020 в 12 час 45 мин на территории д. Новоселицы Новгородского р-на (1 письмо) в почтовый ящик N 79, расположенный на здании ОПС;
08.05.2020 в 13 час 15 мин на территории д. Божонка Новгородского р-на (1 письмо) в почтовый ящик N 25, расположенный на здании ОПС;
13.05.2020 в 10 час 25 мин на территории д. Мойка Батецхого р-на (1 письмо) в почтовый ящик N 83, расположенный внутри ОПС;
13.05.2020 в 10 час 30 мин на территории д. Мойка Батецкого р-на (1 письмо) в почтовый ящик N 28, расположенный на здания ОПС;
19.05.2020 в 10 час 15 мин на территории д. Трубичино Новгородского р-на (1 письмо) в почтовый ящик N 16, расположенный по адресу: д. Трубичино, д. 2б;
19.05.2020 в 10 час 50 мин на территории д. Сырково Новгородского р-на (1 письмо) в почтовый ящик N 246, расположенный по адресу: ул. Пролетарская, д. 10;
26.05.2020 в 11 час 00 мин на территории д. Трегубово Чудовского р-на (1 письмо) в почтовый ящик N 40, расположенный по адресу: ул. Школьная, д. 1;
26.05.2020 в 12 час 30 мин на территории г. Чудово (1 письмо) в почтовый ящик N 37, расположенный по адресу: ул. Восстания, д. 31;
01.06.2020 в 12 час 10 мин на территории г. Окуловка (1 письмо) в почтовый ящик N 135, расположенный по адресу: ул. Октябрьская, д. 16;
01.06.2020 в 13 час 30 мин на территории д. Сушилово Боровичского р-на (1 письмо) в почтовый ящик N 120, расположенный по адресу: д. Сушилово, д. 4;
17.01.06.2020 в 14 час 40 мин на территории пос. Прогресс Боровичского р-на (1 письмо) в почтовый", ящик N 118, расположенный по адресу: ул. Зеленая, д.10;
01.06.2020 в 15 час 45 мин на территории г. Боровичи (1 письмо) в почтовый ящик N 11, расположенный по адресу: ул. Гоголя, д. 170;
01.06.2020 в 16 час 20 мин на территории г. Боровичи (1 письмо) в почтовый ящик N 3, расположенный по адресу: ул. Комсомольская, д. 26;
02.06.2020 в 11 час 00 мин на территории п. Юбилейный Хвойненского р-на (1 письмо) в почтовый ящик N 158, расположенный по адресу: ул. Сосновая, д. 3;
02.06.2020 в 11 час 50 мин на территории д. Минцы Хвойненского р-на (1 письмо) в почтовый ящик N 61, расположенный по адресу: ул. Октябрьская, д. 23;
02.06.2020 в 13 час 00 мин на территории п. Хвойная (1 письмо) в почтовый ящик N 146, расположенный по адресу: ул. Советская д. 10;
08.06.2020 в 13 час 25 мин на территории г. М. Вишера (1 письмо) в почтовый ящик N 2, расположенный по адресу: ул. Московская, д. 21;
08.06.2020 в 14 час 10 мин на территории г. М.Вишера (1 письмо) в почтовый ящик N 51;
08.06.2020 в 15 час 10 мин на территории д. Бурга Маловишерского р-на (1 письмо) в почтовый ящик N 21, расположенный по адресу: ул. Новгородская, 31а.
Факт несоблюдения обществом обязанности по обеспечению сохранности указанных почтовых отправлений подтверждается материалами дела.
Довод общества о том, что 28 контрольных письма, указанных в заключении как утерянные, возвращены в адресные отделения почтовой связи в связи с отсутствием по указанному адресу получателя, обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку в качестве доказательств представлены только 4 оболочки писем. При этом данные контрольные письма (том 1, листы 65-75) относятся к категории "простое", т. е. должны быть опущены в почтовый ящик адресата по указанному адресу. Доказательств того, что общество обладало достоверной информацией об отсутствии получателя по указанному адресу, в материалы дела не представлено. Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, управление правомерно расценило действия общества как нарушение подпункта "в" пункта 46 Правил N 234, как некачественное оказание услуг почтовой связи, что свидетельствует об осуществлении обществом лицензируемого вида деятельности с нарушением условий лицензии.
Факт нарушения обществом требований подпунктов "б", "в" пункта 46 Правил N 234, пункта 2 Нормативов N 257, статьи 16 Закона N 176-ФЗ и условий, предусмотренных пунктом 5 лицензии, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении, актом систематического наблюдения от 29.06.2020 N А-53/0/15-нд/15, заключением о результатах систематического наблюдения от 29.06.2020 N З-53/4 с приложением копий почтовых конвертов, с указанием сведений о пересылке контрольных писем.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии события вмененного правонарушения.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в обоснование отсутствия вины, в рассматриваемом случае возлагается на заявителя.
Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем суд первой инстанции установил, что по ряду нарушений, выразившихся в нарушении сроков выемки контрольных писем, опущенных в почтовый ящик 07.05.2020, 08.05.2020, 19.05.2020, 01.06.2020, 02.06.2020, утраты контрольных писем с учетом контрольного срока их пересылки (пункт 6 Нормативов N 257), опущенных 07.05.2020, 08.05.2020, 13.05.2020, 19.05.2020. 26.05.2020, 01.06.2020, 02.06.2020, срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела в суде истек.
Суд первой инстанции признал, что по нарушениям, выявленным 08.06.2020, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
В апелляционной жалобе общество ссылается на истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с указанным доводом на основании следующего.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В силу части 2 указанной статьи при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как указано в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ.
С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 N 8198/11, исчисление срока давности привлечения к административной ответственности необходимо производить на дату изготовления судебного акта в полном объеме. Как исключение, датой принятия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности, рассмотренному в порядке упрощенного производства, является дата вынесения и подписания судом резолютивной части решения (пункты 35, 37 Постановления N 10, определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.02.2019 N 302-АД18-16781).
По правонарушениям, совершенным до 08.09.2020, срок давности истек.
Вместе с тем обществу вменяется нарушение срока выемки писем, опущенных 08.06.2020 в 14 час 10 мин в почтовый ящик N 51, находящийся по адресу: ул. Лесная, д. 19, по которым выемка осуществлена 11.06.2020. На момент принятия оспариваемого решения срок давности привлечения к административной ответственности по указанному нарушению не истек, поскольку обязанность сбора корреспонденции должна быть исполнена 09.06.2020.
Также обществу вменяется необеспечение сохранности почтовых отправлений, в том числе опущенных 08.06.2020 на территории г. М. Вишера (1 письмо) в почтовый ящик N 2, расположенный по адресу: ул. Московская, д. 21; на территории г. М. Вишера (1 письмо) в почтовый ящик N 51; на территории д. Бурга Маловишерского р-на (1 письмо) в почтовый ящик N 21, расположенный по адресу: ул. Новгородская, 31а. Сохранность данных почтовых отправлений, в силу подпункта "б" пункта 46 Правил N 234, должна обеспечиваться после получения, т. е. после 08.06.2020. Следовательно, по данным нарушениям срок давности привлечения к административной ответственности также не пропущен.
Доводы общества о проведении плановой проверки в отсутствие на то законных оснований правомерно отклонены судом первой инстанции на основании следующего.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Частью 2 статьи 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что данным Законом устанавливается порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области связи, организацией и проведением проверок юридических и физических лиц, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 7 статьи 27 Закона N 126-ФЗ.
Законом N 126-ФЗ установлены правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определены полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона N 126-ФЗ под федеральным государственным надзором в области связи понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими и физическими лицами требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими и физическими лицами своей деятельности.
Пунктом 5 статьи 27 указанного Закона предусмотрены основания для проведения внеплановой проверки, одним из которых является поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации по перечню таких нарушений, установленному Правительством Российской Федерации (подпункт 2).
Пунктом 2 статьи 27 данного Закона установлено, что федеральный государственный надзор в области связи осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи установлен в Положении о федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 (далее - Порядок), в соответствии пунктом 6 которого к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических и физических лиц, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Законом N 126-ФЗ. Государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами (пункт 3 Порядка).
В силу пункта 7 названного Порядка государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9-13 и 14 Закона N 294-ФЗ, мероприятий по контролю в области связи, не связанных с взаимодействием с юридическими и физическими лицами, а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований к оказанию услуг связи.
Как верно указал суд первой инстанции, в данном случае управлением осуществлялось систематическое наблюдение, о чем свидетельствует акт систематического наблюдения от 29.06.2020 N А-53/0/15-нд/15, следовательно, положения Закона N 294-ФЗ к проводимой управлением проверке не подлежат применению.
В связи с чем ссылка общества на приказ управления от 14.04.2020 N 36-нд правомерно признана судом первой инстанции необоснованной, поскольку в данном случае в отношении общества плановая проверка не проводилась, а осуществлялось плановое систематическое наблюдение.
Существенных процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности не допущено.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным суд первой инстанции не усмотрел.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно привлек общество к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб., соответствующему минимальному размеру санкции названной правовой нормы.
Доводы апеллянта о том, что приказы управления от 20.03.2020 N 15-нд, от 20.11.2019 N 196, план от 20.11.2019, возражения на отзыв представлены управлением после истечения срока для подачи документов, установленного определением Арбитражного суда Новгородской области от 23 июля 2020 года, не принимаются апелляционным судом на основании следующего.
Определением Арбитражного суда Новгородской области от 23 июля 2020 года о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства суд первой инстанции предложил ответчику в срок до 14.08.2020 представить мотивированный отзыв на заявление. Кроме того, суд указал, что стороны вправе представить дополнительные документы по существу заявленных требований в срок до 04.09.2020.
Как следует из материалов дела, отзыв на заявление поступил 10.08.2020 (в установленный срок), возражения на отзыв, а также приказы управления от 20.03.2020 N 15-нд, от 20.11.2019 N 196, план от 20.11.2019 представлены в суд первой инстанции 08.09.2020, то есть по истечении установленного в определении суда срока.
Однако данные обстоятельства не привели к нарушению прав и законных интересов общества. Названные документы поступили в суд первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 30 сентября 2020 года по делу N А44-3919/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России" в лице филиала - Управления Федеральной почтовой связи Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3919/2020
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новгородской области
Ответчик: АО "Почта России"