Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 8 апреля 2021 г. N Ф06-2451/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А06-5826/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 21.12.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен - 21.12.2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мир"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 октября 2020 года по делу N А06-5826/2020 (судья Г.А. Плеханова)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мир" (ОГРН 1193025005689, ИНН 3015115680, 414004, г. Астрахань, ул. Рылеева, д. 88, кв. 38)
к Администрации Ленинского района города Астрахани (ОГРН 1033001305468, ИНН 3016019740, 414040, г. Астрахань, ул. Академика Королева, д. 26)
о признании недействительным распоряжения.
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мир" - Куликов А.В., представитель по доверенности от 18.12.2020 (срок доверенности по 18.12.2021), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мир" (далее - ООО "УК "Мир", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области к Администрации Ленинского района города Астрахани с заявлением о признании недействительным распоряжения от 10.06.2020 N 68-р.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 16 октября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мир" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Администрация Ленинского района города Астрахани в судебное заседание не явилась. Надлежащим образом извещена о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 25.11.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
17 декабря 2020 года в материалы дела поступило ходатайство Администрации Ленинского района города Астрахани об отложении слушания дела в связи с невозможностью явки представителя в судебное заседание, по причине нахождения представителя в командировке в г. Казань.
Оценивая и учитывая представленные в материалы дела доказательства, в удовлетворении заявленного ходатайства судом отказано по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, если признает причины неявки уважительными.
Таким образом, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Как следует из анализа вышеназванной статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неявка представителя лица, участвующего в деле, сама по себе не является основанием для отложения рассмотрения дела. В каждом конкретном случае суд рассматривает ходатайство и может отложить рассмотрение дела только в случае, если причины неявки будут признаны им уважительными. Таким образом, удовлетворение ходатайства об отложении рассмотрения дела является правом, а не обязанностью суда.
Ходатайство Администрации Ленинского района города Астрахани об отложении рассмотрения апелляционной жалобы мотивировано невозможностью явки в судебное заседание представителя, в связи с его нахождением в командировке. При этом, в ходатайстве не указаны обстоятельства, в силу которых Администрация считает свое участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции обязательным и проведение судебного заседание в его отсутствие невозможным. Кроме того, в ходатайстве также не указано, какие существенные для рассмотрения дела пояснения мог бы дать представитель Администрации в случае его участия в заседании суда.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание вышеуказанные нормы права и обстоятельства, оснований для отложения судебного заседания не усмотрел, причины, изложенные в ходатайстве, уважительными не признаны.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что заявленное ходатайство ведёт к затягиванию процесса, в связи с чем, в удовлетворении ходатайства отказано.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мир" на основании лицензии осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами.
Распоряжением администрации Ленинского района г. Астрахани от 25.05.2020 N 56-р ООО "УК "Мир" включено в Перечень управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме, не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
10.06.2020 Администрацией Ленинского района города Астрахани вынесено распоряжение N 68-р "Об определении управляющей организации", в соответствии с которым Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мир" (Единый государственный реестр юридических лиц N 1193025005689; Лицензия на осуществление деятельности по управлению по управлению многоквартирными домами N 030-000192; фактический адрес: 414004, г. Астрахань, ул. Курская, д. 53, помещение, 1) определено управляющей организацией для управления многоквартирными домами согласно приложению (Приложение 1) с краткими характеристиками (Приложение 2) - т. 1 л.д. 10-11.
Приложение N 1 - Список многоквартирных домов, включает в себя 45 многоквартирных домов (т. 1 л.д. 12).
Данным распоряжением установлен перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирными дамами, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определяемый в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, в соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (Приложение 3).
Пунктом 3 Распоряжения от 10.06.2020 N 68-р предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной настоящим распоряжением, осуществляется в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Пунктом 4 Распоряжения от 10.06.2020 N 68-р на ООО "УК "Мир" возложена обязанность заключить с собственниками помещений договор управления многоквартирных домов, указанных в Приложении 1 к настоящему распоряжению.
ООО "УК "Мир", не согласившись с указанным распоряжением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований Общество указывает на то, что управление 45 многоквартирными домами является для него неисполнимой обязанностью, ввиду отсутствия средств для управления настолько большим количеством домов, отсутствия персонала, оборудования, помещений. Кроме того, по мнению общества, распоряжение от 10.06.2020 N 68-р незаконно возлагает на ООО "УК "Мир" обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Также обществом оспаривается расчет размера платы, установленный распоряжением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Администрация Ленинского района города Астрахани действовала в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями законодательства РФ, нарушений процедуры вынесения оспариваемого распоряжения не установлено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1616 "Об утверждении правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Согласно пункту 2 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация N 1616 от 21.12.2018 (далее - Правила N 1616 от 21.12.2018), определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1616 от 21.12.2018 осуществление управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, не является основанием для непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено ЖК РФ.
Как следует из пункта 5 Правил N 1616 от 21.12.2018, в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в Перечень организаций, который формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В Перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором, является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Пунктом 8 Правил N 1616 от 21.12.2018 установлено, что при определении управляющей организации уполномоченный орган выбирает из перечня организаций управляющую организацию, осуществляющую управление на основании решения об определении управляющей организации меньшим количеством многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в перечень организаций.
Если 2 и более управляющие организации управляют на основании решения об определении управляющей организации равным количеством многоквартирных домов, уполномоченный орган определяет для управления многоквартирным домом управляющую организацию в соответствии с очередностью расположения в перечне организаций.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 19.05.2020 N 144 утвержден "Порядок принятия решения по определению управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация".
Пунктом 1.2 Постановления от 19.05.2020 N 144 Администрация Ленинского района города Астрахани уполномочена на определение управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Во исполнение возложенных на нее обязанностей, администрацией Ленинского района города Астрахани Распоряжением от 10.06.2020 N 68-р ООО "УК "Мир" определена в качестве управляющей организации для управления 45 многоквартирными домами.
Доводы общества о том, что у него отсутствует финансовая и техническая возможность по управлению большим количеством домов отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку деятельность по управлению многоквартирными домами является предпринимательской. Такая деятельность в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Общество имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, возможность управления домами является неотъемлемой частью данной деятельности и влечет за собой присущие ей соответствующие риски, в том числе в виде дополнительных расходов.
ООО "УК "Мир" самостоятельно приняло решение и направило заявление на включение в Перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616.
Таким образом, управляющие организации, подавая заявление на включение в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, должны самостоятельно оценить возникновение возможных рисков и наступление негативных последствий при подаче заявления, а также несут ответственность в случае принятия решения органом местного самоуправления о назначении такой организации в качестве управляющей для многоквартирных домов, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Кроме того, из буквального содержания части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 следует, что многоквартирный дом, в отношении которого отсутствует выбранный способ управления домом или выбранный способ не реализован, передается одной из организаций, находящихся в перечне, во временное управление, на срок не более одного года.
Также судом апелляционной инстанции учитывается, что пунктом 10 Постановления Администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 19.05.2020 N 144 предусмотрено, что осуществление управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, не является основанием для непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, для которого проведение такого конкурса предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Также подлежит отклонению довод заявителя апелляционной жалобы о том, что управление спорными домами может повлечь дополнительные расходы на обслуживание, тариф не соответствует техническому состоянию, поскольку названные обстоятельства не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что оспариваемое распоряжение незаконно возлагает на ООО "УК "Мир" обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и устанавливает размер платы за оказываемые услуги, не может быть принят во внимание в качестве основания для отмены обжалуемого распоряжения.
В силу закона управление многоквартирным домом осуществляется на основании договора управления. Обязанность по заключению договора управления возложена на ООО УК "Мир" также пунктом 4 оспариваемого распоряжения (т. 1 л.д. 11).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ предусмотрена необходимость определения в договоре управления перечня работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и их стоимости, а также возможности их изменения.
Таким образом, стороны при заключении договора управления многоквартирным домом вправе по своему усмотрению установить виды и объем оказываемых им работ и услуг.
В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; (подпункты "а", "б", "г").
Пунктом 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з").
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170. В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Кроме того, как следует из приложения N 3 к распоряжению администрации Ленинского района г. Астрахани капитальный ремонт предусмотрен только по мере необходимости.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое распоряжение вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на него незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мир" отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 октября 2020 года по делу N А06-5826/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5826/2020
Истец: ООО "Управляющая компания "Мир"
Ответчик: Администрация Ленинского района города Астрахани