Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 апреля 2021 г. N Ф10-740/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А14-8303/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Экоцентр" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2020 по делу N А14-8303/2018, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Исакова Магомедсаида Магомедовича (ОГРНИП 309366824000055, ИНН 054332992206) о признании незаконными действий муниципального казенного предприятич городского округа город Воронеж "Экоцентр" (ОГРН 1033600016911, ИНН 3666097858) по демонтажу и принудительному выводу нестационарных торговых объектов,
в присутствии:
от муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Экоцентр": Шестакова М.Р., представитель по доверенности от 12.10.2020;
от индивидуального предпринимателя Исакова Магомедсаида Магомедовича: Конда И.Н., представитель по доверенности от 18.05.2020,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Исаков Магомедсаид Магомедович (далее - ИП Исаков М.М., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными действий муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж 2 "Экоцентр" (далее - МКП "Экоцентр", Предприятие, уполномоченный орган) по осуществлению 19.08.2018 мероприятий по демонтажу и принудительному вывозу нестационарных торговых объектов (НТО) - перевозных торговых тележек, 6 кв. м, группа реализуемых товаров - продовольственные, по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ город Воронеж: город Воронеж, Центральный район, улица Ленина, д. 10, на территории Воронежского центрального парка, номер в схеме V1-C14 в соответствии с заключенным договором N 11/НТО-16 от 24.11.2016, номер в схеме V1-C16 в соответствии с заключенным договором N 12/НТО-16 от 24.11.2016, на основании извещения исх. N 311 от 12.04.2018 (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МКП "Экоцентр" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылается на истечение срока действия договоров на размещение НТО и отсутствие оснований для их продления. Указывает, что Решение суда о признании незаконным отказа во внесении изменений в договоры было вынесено только 31.10.2019, то есть спустя год после факта демонтажа.
В судебном заседании представитель МКП "Экоцентр" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ИП Исакова М.М. возразил против доводов апелляционной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 06.05.2016 N 394 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж на 2016 - 2021 годы.
По итогам торгов, проведенных 21 ноября и 23 декабря 2016 года ИП Исаков М.М. и МКП "Экоцентр" заключили договоры на размещение нестационарных торговых объектов, в том числе от 24.11.2016 N N 11/НТО-16 и 12/НТО-16, в соответствии с которыми Предпринимателю предоставлено право размещения перевозных торговых точек, площадью 6 кв.м., по адресу: город Воронеж, Центральный район, улица Ленина, 10, на территории Воронежского Центрального парка, на срок с 25.11.2016 по 25.11.2017.
В утвержденной постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 06.05.2016 N 394 схеме размещения торговые точки обозначены под номерами VI-С 14, VI-С 16.
В связи с тем, что победитель торгов не обеспечил размещение нестационарных торговых объектов в установленный соглашением сторон срок, МКП "Экоцентр" 30.03.2017 направило в адрес Предпринимателя уведомление N 190 о расторжении договоров.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.07.2017 по делу N А14-5171/2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017, действия МКП "Экоцентр" по отказу от исполнения договоров, выраженному в уведомлении N 190 от 30.03.2017, были признаны незаконными, на Предприятие возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
14.11.2017 Предприниматель обратился к уполномоченному органу с заявлением о продлении сроков действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
Письмом от 14.12.2017 N 933 МКП "Экоцентр" отказало в продлении сроков действия договоров, в связи с отсутствием законных оснований.
12.04.2018 Предприятие известило ИП Исакова М.М. о демонтаже спорных НТО в принудительном порядке в связи с отсутствием разрешительной документации на их размещение (извещение исх. N 311).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.10.2019 по делу N А14-24436/2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020, признан незаконным отказ МКП "Экоцентр" во внесении изменений в договоры на размещение НТО от 24.11.2016 N N 11/НТО-16 и 12/НТО-16. Предприятию предписано заключить с ИП Исаковым М.М. дополнительные соглашения к договорам от 24.11.2016 о продлении срока их действия на 12 месяцев с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу.
Судебными актами по указанному делу установлено, что Предприниматель не имел возможности реализовать свои права на установку нестационарных торговых объектов в связи с незаконными действиями государственных органов. Предприятием "Экоцентр", также, создавались препятствия в своевременном осуществлении истцом прав на размещение перевозных торговых точек, определенных договорами от 24.11.2016 N N 11/НТО-16 и 12/НТО-16.
29.05.2020 ИП Исаков М.М. и МКП "Экоцентр" заключили дополнительные соглашения N 1 к договорам на размещение НТО от 24.11.2016 NN 11/НТО-16 и 12/НТО-16, которыми срок действия указанных договоров продлен с 29.05.2020 по 28.05.2021.
Определением от 27.04.2018 по делу N А14-8303/2018 Арбитражным судом Воронежской области были приняты обеспечительные меры в виде запрета МКП "Экоцентр" производить 03.05.2018 в 11 часов принудительный демонтаж и вывоз в принудительном порядке НТО - перевозных торговых тележек 6 кв.м., расположенных по адресному ориентиру г. Воронеж, Центральный район, ул. Ленина, д.10, на территории Воронежского центрального парка, номер в схеме V1-C12, V1-C14, V1-C16, до принятия судебного акта по существу настоящего спора.
Определением от 15.08.2018 по делу N А14-8303/2018, оставленным без изменения определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2018, принятые по делу обеспечительные меры отменены.
Между тем, демонтаж спорных торговых точек был осуществлен МКП "Экоцентр" 19.08.2018 до вступления в силу определения об отмене обеспечительных мер, в период их действия.
Полагая действия уполномоченного органа по демонтажу спорных НТО незаконными, нарушающими права в сфере предпринимательской деятельности, ИП Исаков М.М. обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями с учетом уточнений.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198, пунктов 4 и 5 ст. 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания возлагается на орган, который принял оспариваемый ненормативный правовой акт.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Закона N 131-ФЗ).
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Статьей 10 Закона N 381-ФЗ установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов, установлен соответствующий порядок их размещения, закрепленный в Правилах включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ установлено, что НТО является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Порядок установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа г. Воронеж регулируется Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа г. Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III.
В соответствии с пунктами 4.1 - 4.2 данного положения размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж путем проведения торгов в форме открытого аукциона на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
Решением Воронежской городской Думы от 30.03.2016 N 201-IV полномочия на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов, ведение реестра договоров на размещение нестационарных торговых объектов, контроль за исполнением условий договоров на размещение нестационарных торговых объектов на озелененных территориях общего пользования предоставлены муниципальным предприятиям и учреждениям, которым земельные участки, занятые этими территориями, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование (далее - уполномоченный орган администрации городского округа город Воронеж). Указанным решением Думы определено, что организацию проведения аукциона по продаже права на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов на озелененных территориях общего пользования осуществляют муниципальные предприятия и учреждения, которым земельные участки, занятые этими территориями, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с указанным Решением Думы такими правами наделено МКП "Экоцентр".
Отменяя обеспечительные меры, суд исходил исключительно из того, что передвижные торговые тележки были расположены на местах, предусмотренных для размещения отдельных экспонатов выставки в период проведения фестиваля. При этом суд указал, что демонтаж спорных объектов не предполагает их уничтожение либо значительное повреждение, что могло бы препятствовать их дальнейшей эксплуатации.
Таким образом, перемещение спорных НТО предполагалось лишь на время, так как было обусловлено проведением фестиваля.
Апелляционная коллегия при установленных обстоятельствах соглашается с выводом арбитражного суда области, что судебные акты по делам N N А14-5171/2017, А14-24793/2017 и А14-24436/2017 имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
Следовательно, рассматривая данный спор, суд области правомерно учел решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.10.2019 по делу N А14-24436/2017, обоснованно исходил из того, что на момент направления извещения от 12.04.2018 N 311 имелся судебный спор, и на дату фактического демонтажа спорных НТО- 19.08.2018, Предприниматель имел право на их размещение, которое ранее не было им реализовано из-за неправомерных действий уполномоченного органа.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы в силу ст.110 АПК РФ подлежат отнесению на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2020 по делу N А14-8303/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-8303/2018
Истец: ИП Исаков Магомедсаид Магомедович
Ответчик: МКП ГО г. Воронеж "ЭкоЦентр"
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-740/2021
23.12.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7707/18
21.10.2020 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-8303/18
14.11.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7707/18