г. Ессентуки |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А63-5744/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2020.
Полный текст постановления изготовлен 14.12.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельников И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Темп" - Костроминова В.В. (доверенность от 18.11.2020), от комитета Ставропольского края по государственным закупкам - Мурзиной А.И. (доверенность от 01.04.2020); от управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Лыкова И.Г. (доверенность от 09.01.2020), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домострой" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.09.2020 по делу N А63-5744/2020,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось ООО "Домострой" (далее - общество) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Ставропольскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения управления от 20.04.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: третьи лица: комитет Ставропольского края по государственным закупкам; общество с ограниченной ответственностью "Темп"; администрация Буденновского муниципального района Ставропольского края.
Решением суда в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что решение управления соответствуют закону.
Не согласившись с принятым судебным общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в жалобе. Принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на жалобу управление, комитет и администрация возражают против доводов жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, пояснений, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 17 марта 2020 года на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0121200004720000310 на выполнение подрядных работ по строительству общеобразовательной школы на 696 мест со встроенным плавательным бассейном в селе Прасковея Буденновского района для обеспечения муниципальных нужд Буденновского муниципального района Ставропольского края. Заказчиком аукциона являлась администрация Буденновского муниципального района. Уполномоченным органом, осуществлявшим размещение заказа, выступал комитет.
Согласно пункту 6.1 раздела 6 Документации об электронном аукционе правомерно установлено требование об обеспечении заявки на участие в электронном аукционе в размере 1 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 9 116 141,9 руб. Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в электронном аукционе осуществляется участником закупки.
При этом в случае осуществления централизованной закупки в банковской гарантии в качестве бенефициара указывается уполномоченный орган.
Как предусмотрено подпунктами 1, 3 пункта 6.2 раздела 6 документации об электронном аукционе, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать сумму банковской гарантии, подлежащей уплате гарантом уполномоченному органу в установленных частью 15 статьи 44 Федерального закона случаях; обязанность гаранта уплатить уполномоченному органу неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате за каждый календарный день просрочки.
Было подано две заявки: ООО "Домострой" (заявка N 172) и ООО "Темп" (заявка N 67). ООО "Темп" предложена цена 897 939 972,70 рублей (величина снижения 1,5%). ООО "Домострой" предложена цена 893 381 901,75 рублей (величина снижения 2%). Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта установлены в соответствии с разделом 12 и 20 документации об электронном аукционе.
Рассмотрев вторые части заявок (протокол подведения итогов от 08.04.2020, опубликованный 09.04.2020), комиссия комитета приняла решение об отклонении заявки ООО "Домострой" по следующему основанию: выявлено несоответствие банковской гарантии, представленной участником закупки в качестве обеспечения заявки (исходя из пункта 6.1 раздела 6 документации об электронном аукционе бенефициаром по банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения заявки, должен выступать уполномоченный орган. В банковской гарантии предоставленной обществом бенефициаром указан Заказчик).
Электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что принято решение о соответствии только одной второй части заявки на участие в аукционе.
ООО "Домострой" направило жалобу в управление, по результатам рассмотрения которой 20 апреля 2020 года управлением вынесено решение по делу N 026/06/69-928/2020, которым жалоба общества признана необоснованной.
Не согласившись с решением управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, правомерно руководствовался Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе, Закон).
Согласно с пунктом 2 статьи 44 Закона N 44-ФЗ обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок (пункт 4 статьи 44 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 15 статьи 44 Закона о контрактной системе возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение одного рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 Закона.
В силу пункта 1 статьи 45 Закона о контрактной системы заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 данной статьи.
В пункте 2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ указано, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 Закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
Согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 44-ФЗ в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 14.03.2016 N 92 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в Ставропольском крае" образован Комитет Ставропольского края по государственным закупкам и утвержден Порядок взаимодействия заказчиков с комитетом Ставропольского края по государственным закупкам при осуществлении централизованных закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ставропольского края и муниципальных нужд.
Комитет уполномочен на осуществление функций по:
- обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - закупки) для обеспечения государственных и муниципальных нужд) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд Ставропольского края, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд Ставропольского края, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Ставропольского края;
- определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для органов исполнительной власти Ставропольского края, иных государственных органов Ставропольского края, образованных Губернатором Ставропольского края, Правительством Ставропольского края, а также подведомственных им государственных казенных учреждений Ставропольского края, действующих от имени Ставропольского края, уполномоченных принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Ставропольского края, государственных бюджетных учреждений Ставропольского края, осуществляющих закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджета Ставропольского края, и иных средств в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также иных случаев, когда Порядком взаимодействия заказчиков с комитетом Ставропольского края по государственным закупкам при осуществлении централизованных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ставропольского края и муниципальных нужд, утвержденным пунктом 2 настоящего постановления, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отнесено к компетенции заказчиков;
- определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков в случаях, установленных частями 7 и 8 статьи 26 Закона;
- ведению реестра контрактов, заключенных для обеспечения нужд Ставропольского края, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, передав ему данные функции от министерства экономического развития Ставропольского края.
Пунктом 5 статьи 26 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений) следующими способами:
1) осуществление данными органами полномочий на:
а) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;
б) планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков;
2) наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;
3) наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков;
4) осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.
Исходя из вышеприведенных норм права, если уполномоченный орган осуществляет полномочия заказчика по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), то именно ему согласно пункту 1 части 2 статьи 45 Закона подлежит уплате гарантом сумма банковской гарантии.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, о том что в банковской гарантии от 27.03.2020 N 9991-4R/280220, представленной обществом в обеспечение заявки, в качестве бенефициара указана администрация Буденновского муниципального района Ставропольского края. Таким образом, заказчик, не соответствует требованиям, содержащимся в документации об аукционе и согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ является основанием для отказа в принятии банковской гарантии.
В данном случае документацией об электронном аукционе правомерно установлено требование о том, что в случае осуществления централизованной закупки, в банковской гарантии в качестве бенефициара указывается уполномоченный орган.
В соответствии с ч.2 ст. 437 ГК РФ размещённая заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, т.е. предложением, содержащим все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица, делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым, кто отзовётся.
Извещение о проведении аукциона, документация об аукционе были размещены в порядке и в сроки, установленные статьями 42, 63 Закона N 44- ФЗ, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru.
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в данной закупке, а так же условия банковской гарантии, размещенные на сайте zakupki.gov.ru содержали указание на раздел 6 документации об электронном аукционе.
Таким образом, участник закупки ООО "Домострой" заблаговременно был ознакомлен с требованием аукционной документации и должен был подать заявку в соответствии с требованиями аукционной документации и с соблюдением норм и требований Закона N 44-ФЗ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм антимонопольного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.09.2020 по делу N А63-5744/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-5744/2020
Истец: ООО "ДОМОСТРОЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ БУДЕННОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, КОМИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ, ООО "ТЕМП", Хутов Артур Геннадьевич