г. Ессентуки |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А63- 5361/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.12.2020.
Полный текст постановления изготовлен 23.12.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Сомова Е.Г., Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старковой А.А., в отсутствие в судебном заседании истца - Владивостокской таможни (ОГРН 10422503715836), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Посад" (ОГРН 1152651017606), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Посад" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.10.2020 по делу N А63- 5361/2020,
УСТАНОВИЛ:
Владивостокская таможня (далее - истец, таможня) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом Посад" (далее - ответчик, общество) о взыскании неуплаченного утилизационного сбора и пени в размере 12 193 969,80 рублей, в том числе: основной долг - 10 971 000 рублей, пени - 1 222 969,80 рубля (уточненные требования).
Решением от 01.10.2020 требования удовлетворены. Судебный акты мотивированы тем, что предприниматель в добровольном порядке не исполнил обязанность по уплате утилизационного сбора на ввезенные им трактор малогабаритный, в связи с чем требование таможни о взыскании с общества соответствующих сумм утилизационного сбора и пени является обоснованным.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об оставлении искового заявления без рассмотрения. В обоснование жалобы ссылается на то, что 11.11.2019 уполномоченным органом внесены изменения в ЕГРЮЛ, согласно которым местом нахождения ответчика является - Республика Удмуртия г. Ижевск в связи, с чем поданное таможенным органом исковое заявление принято в нарушение правил территориальной подсудности.
В отзыве истец возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Торговый дом Пасад" в рамках исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту (договору) от 12.11.2018 N 1/SHW-P, заключенным с Shandong Weituo Group Co., LTD, г. Вэйфанг (КНР), выступая в качестве получателя, декларанта и лица ответственного за финансовое урегулирование, ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза и помещены под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по декларациям на товары NN 10702020/271218/0005288, 10702020/180419/0000958 товары "Средства малой механизации: трактор малогабаритный..." в количестве 135 единиц.
Указанные товары задекларированы на Первомайском таможенном посту Владивостокской таможни по декларациям на товары N N 10702020/271218/0005288, 10702020/180419/0000958.
Также, ООО "ТД ПОСАД" в рамках исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту (договору) от 01.03.2019 N 1/НЕВ-Р, заключенным с Hebei Boya Agricultural Machinery Manufacturing Со. (КНР), выступая в качестве получателя, декларанта и лица, ответственного за финансовое урегулирование, ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза и помещены под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" ДТ N 10702020/100619/0001590 товары "Средства малой механизации: трактор малогабаритный...", в количестве 24 единиц. Товары задекларированы на Первомайском таможенном посту Владивостокской таможни по ДТN 10702020/100619/0001590.
Товары, задекларированные ООО "ТД ПОСАД" по ДТ N 10702020/271218/0005288, выпущены таможенным органом (Владивостокской таможней), согласно таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления" 05.01.2019, по ДТ N 10702020/180419/0000958 - 19.04.2019, по ДТ N 10702020/100619/0001590- 13.06.2019.
Исходя из сведений, заявленных о тракторе в графе 31 "Грузовые места и описание товара" ДТ N N 10702020/271218/0005288, 10702020/180419/0000958, 10702020/100619/0001590 и документов представленных при декларировании, установлено, что трактор малогабаритный обладает характеристиками, позволяющими отнести его к виду и категории самоходных машин, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Пятнадцатидневный срок, отведенный на уплату утилизационного сбора по ДТ N 10702020/271218/0005288, истек 20.01.2019, по ДТ N 10702020/180419/0000958 - 04.05.2019, по ДТ N 10702020/100619/0001590 -28.06.2019.
Вместе с тем, согласно информации предоставленной отделом таможенных платежей службы федеральных таможенных доходов СКТУ, утилизационный сбор проверяемым лицом по состоянию на 20.11.2019 не уплачен.
Таможенным органом в адрес общества направлено уведомление от 06.02.2020 N 19-21/01341 о необходимости уплаты утилизационного сбора. Неисполнение ответчиком обязанности по уплате утилизационного сбора послужило основанием для обращения истца в суд.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и сделал правильный вывод об обоснованности в рассматриваемом случае заявленного таможней требования. При этом правильно руководствовался следующим.
Федеральным законом 24.06.2019 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В силу статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа (пункт 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статья 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей данной статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора; являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации; с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Реализуя делегированные ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 81), которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81).
Правила N 81 предусматривают, что применительно к ввозимым объектам взимание сбора осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3); платежный документ об уплате утилизационного сбора предоставляется плательщиком в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходной машины в соответствии с заявленной таможенной процедурой (пункт 11.1); при уплате сбора на паспорте самоходной машины проставляется соответствующая отметка (пункты 7 и 13); в случае выявления фактов неуплаты сбора таможенный орган информирует плательщика о необходимости его уплаты, а впоследствии сумма задолженности подлежит взысканию с должника в судебном порядке (пункт 17).
Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце 2 пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, а именно лица, осуществляющие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, производит ФТС России.
Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходных машин и прицепа к ней, равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 рублей.
В разделе XIV Перечня (постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81) самоходных машин включены тракторы колесные, классифицируемые, в том числе по коду ТН ВЭД БАЭС 8701 91.
Исходя из сведений, заявленных о тракторах в графе 31 "Грузовые места и описание товара" ДТ N N 10702020/271218/0005288, 10702020/180419/0000958, 10702020/100619/0001590 и документов представленных при декларировании, трактор малогабаритный обладает характеристиками, позволяющими отнести его к виду и категории самоходных машин, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Разделом XIV Перечня для тракторов колесных, мощностью силовой установки более 5,5 л. с. и не более 30 л. с, с даты выпуска которых прошло не более 3 лет, применяется коэффициент расчета равный 0,4., при этом, сумма утилизационного сбора рассчитывается как (базовая ставка х коэффициент х количество единиц товара).
Суд установили, что сумма утилизационного сбора, подлежащего уплате при ввозе трактора малогабаритного, задекларированного ООО "ТД ПОСАД", составляет 10 971 000 руб., а именно: по ДТ N 10702020/271218/0005288 - сумма утилизационного сбора= 172 500 * 0,4 * 45 = 3 105 000 руб.; по ДТ N 10702020/180419/0000958: сумма утилизационного сбора = 172 500 х 0,4 х 90 - 6 210 000 руб.; по ДТ N 10702020/100619/0001590: сумма утилизационного сбора = 172 500 * 0,4 * 24 = 1 656 000 руб.
Согласно пункту 11 (1) Постановления N 81 документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня: выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования); фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Товары, задекларированные ООО "ТД ПОСАД" по ДТ N 10702020/271218/0005288 выпущены таможенным органом (Владивостокской таможней), согласно таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления", 05.01.2019, по ДТ N 10702020/180419/0000958 - 19.04.2019, по ДТ N 10702020/100619/0001590- 13.06.2019.
В связи с этим, пятнадцатидневный срок, отведенный на уплату утилизационного сбора по ДТ N 10702020/271218/0005288, истек 20.01.2019, по ДТ N 10702020/180419/0000958 - 04.05.2019, по ДТ N 10702020/100619/0001590 -28.06.2019.
Согласно информации предоставленной отделом таможенных платежей службы федеральных таможенных доходов СКТУ, утилизационный сбор проверяемым лицом по состоянию на 20.11.2019 не уплачен, регистрация проверяемой техники в органах Гостехнадзора не осуществлялась.
Непредставление плательщиком документов, предусмотренных Постановления N 81 и неуплата утилизационного сбора, являются основанием для исчисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока предоставления в таможенный орган документов, предусмотренных Постановления N 81, по день исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
В материалы дела таможенным органом представлен уточненный расчет пени за период с 20.01.2019 по 30.09.2020 по ДТ N 10702020/271218/0005288 - 412 551 рубля, по ДТ N 10702020/180419/0000958 - 658 260 рублей, по ДТ N 10702020/100619/0001590- 152 158,80 рубля. Расчет исследован судом, проверен, признан верным и приобщен к материалам дела.
Ответчиком расчет не оспорен, контррасчет пени в материалы дела не представлен.
Суд неоднократно откладывал рассмотрение дела, обязывал ответчика представить отзыв на заявление, пояснения, однако, определения суда не исполнены, отзывы с возражениями, иные документы не представлены, явка представителя общества в судебное заседание не обеспечена.
В силу статьей 9 и 65 АПК РФ суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства.
Разрешение спора производится судом путем сопоставления и анализа представленных сторонами доказательств с учетом принципа состязательности сторон, в связи с чем, на результат рассмотрения дела влияет процессуальное поведение сторон, каждая из которых вправе либо активно доказывать свои доводы и возражения, представляя суду доказательства их обоснованности, либо, заняв пассивную позицию, ограничиться общим непризнанием правильности позиции оппонента или устраниться от участия в рассмотрении спора.
В последнем случае сторона принимает на себя риски наступления негативных последствий собственного процессуального бездействия в силу норм части 2 статьи 9 АПК РФ, поскольку добровольно отказывается от доказывания тех обстоятельств, на которых базируется ее позиция.
Таким образом, с учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств, суд обоснованно удовлетворил заявленное таможней требование, взыскав с общества утилизационный сбор в отношении ввезенных тракторов малогабаритных в сумме 12 193 969,80 руб.
Довод апеллянта о том, что ответчиком принято решение об изменении места нахождения на Республика Удмуртия г. Ижевск, в связи с чем поданное таможней исковое заявление не подсудно Арбитражному суду Ставропольского края, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Согласно статье 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ подлежат отражению сведения и документы об адресе юридического лица в пределах места нахождения такового (пункт "в" части 1 статьи 5) и сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения (пункт "в.2" части 1 указанной статьи).
Таким образом, сведения о месте нахождения (адресе) юридического лица и о факте принятия юридическим лицом решения о его изменении законом квалифицированы как самостоятельные и не тождественные друг другу.
В силу части 6 статьи 17 Закона N 129-ФЗ к заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.
Для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.
К заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.
Следовательно, положениями Закона N 129-ФЗ указанным выше двум регистрационным записям (действиям) присвоен самостоятельный статус. Факт принятия юридическим лицом решения об изменении места нахождения подлежит внесению в ЕГРЮЛ, однако не свидетельствует о непосредственном изменении такового. Место нахождения изменяется и приобретает соответствующее правовое значение только в результате внесения соответствующей регистрационной записи в ЕГРЮЛ на основании пункта "в" части 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, запись о принятии решения об изменении места нахождения является промежуточной записью, предшествующей непосредственно процедуре государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица. Только лишь принятия организацией такого решения в отсутствие факта регистрационной записи не достаточно для возникновения правовых последствий.
В настоящем случае на момент подачи истцом искового заявления запись об изменении места нахождения общества внесена не была, в ЕГРЮЛ имелась только запись о принятии обществом решения об изменении места нахождения, следовательно, самого по себе изменение места нахождения ответчика не произошло.
С учетом изложенного, подсудность заявленных обществу требований не изменилась и исковое заявление таможни к обществу подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Ставропольского края.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме и надлежаще оценены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.10.2020 по делу N А63- 5361/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-5361/2020
Истец: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ПОСАД"
Третье лицо: Пучкин Александр Викторович