г. Санкт-Петербург |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А56-4733/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Борисенко Т.Э.
при участии:
от заявителя: Белый А.А. по доверенности от 22.01.2020
от заинтересованного лица: Тарасенко И.Г. по доверенности от 07.07.2020 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24846/2020) Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2020 по делу N А56-4733/2020, принятое
по заявлению ООО "СМГ Импорт"
к Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни
о признании незаконным бездействия по невыдаче паспортов на самоходные машины
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СМГ Импорт" (ОГРН: 5157746303820, адрес: 125167, Москва, пр-кт Ленинградский, д. 37, корп. 9, эт. 3, пом. 318, ком. 1-4; далее - заявитель, Общество, ООО "СМГ Импорт") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному таможенному посту (специализированного) Центральной акцизной таможни (ОГРН 1027700552065, адрес: 109240, Москва, ул. Яузская, д. 8; далее - таможня) о признании незаконным бездействия по невыдаче паспортов на самоходные машины, ледозаливочные комбайны и другие виды техники, оформленные по ДТ N N 10009190/271119/0006130, 10009190/281219/0007220.
Решением от 09.07.2020 суд первой инстанции признал незаконным бездействие таможни по невыдаче ООО "СМГ Импорт" паспортов самоходных машин на ледозаливочные комбайны, оформленные по ДТ N N 10009190/281219/0007220, 10009190/271119/0006130; обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи паспортов самоходных машин на ледозаливочные комбайны, оформленные по ДТ N N 10009190/281219/0007220, 10009190/271119/0006130; в удовлетворении заявленных требований в остальной части отказал; взыскал с таможни в пользу ООО "СМГ Импорт" 3000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, таможня обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что в момент подачи таможенных деклараций сведения о подтверждении соответствия на территории Российской Федерации в обязательной форме Обществом не представлены.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 27.11.2019 и 28.12.2019 ООО "СМГ Импорт" ввезены на территорию РФ в рамках контракта N 30-03-16 с компанией RESURFICE CORP., Канада и задекларированы по декларациям на товары (далее ДТ) N 10009190/271119/0006130 (товары NN 1, 2), N 10009190/281219/0007220 (товар N 1) самоходные машины, представляющие собой ледозаливочные комбайны, производитель: RESURFICE CORP., товарный знак: Olympia, марка: Olympia, двигатель модели GM Vortec объемом 4 300 см3, мощностью 85 л.с. / 62,5 квт., всего 3 шт.
Указанные ДТ были поданы Обществом в Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни (адрес местонахождения поста: 194192, Санкт-Петербург, пр. Культуры, 40А).
27.11.2019, 28.12.2019 ледозаливочные комбайны, оформленные по ДТ N N 10009190/271119/0006130, 10009190/281219/0007220, выпущены Северо-Западным акцизным таможенным постом Центральной акцизной таможни в свободное обращение.
При выпуске товаров должностными лицами Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) паспорта самоходных машин и других видов техники (далее также ПСМ) Обществу выданы не были.
В связи с указанными обстоятельствами Общество направило в Северо-Западный акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни запросы о получении информации на основании ст. 265 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" NN 3012/1-19, 3012/2-19 от 30.12.2019.
Согласно письмам Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни от 09.01.2020 N 45-09-10/0013, от 09.01.2020 N 45-09-10/0014 основания для выдачи паспортов на самоходные машины и другие виды техники отсутствуют, так как ледозаливочные комбайны, задекларированные в ДТ NN 10009190/271119/0006130, 10009190/281219/0007220, не подлежат обязательному подтверждению соответствия.
Общество оспорило бездействие Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни по невыдаче ООО "СМГ Импорт" ПСМ на ледозаливочные комбайны в судебном порядке.
Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил в части признания незаконным бездействия таможни по невыдаче ООО "СМГ Импорт" паспортов самоходных машин на ледозаливочные комбайны, в удовлетворении остальной части требований - отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются - органы гостехнадзора) осуществляют регистрацию на территории РФ тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Согласно пункту 4 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом "действующий", оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" с 1 сентября 1995 г. введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины (далее именуются - самоходные машины и другие виды техники), кроме боевой и специальной техники, состоящей на вооружении воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, имеющих воинские формирования.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
В статье 2 Соглашения содержатся положения о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15.08.2014 паспорт самоходной машины и других видов техники паспорт, выдается на имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель(ли) максимальной (суммарной) мощностью более 4 кВт тракторы, самоходные дорожно-строительные, коммунальные, сельскохозяйственные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час) и прицепы к ним.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" установлено, что паспорта на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации, выдаются таможенными органами.
Согласно пункту 1 письма ФТС РФ от 15.05.2008 N 01-11/19274 "Об оформлении и выдаче ПТС, ПШТС и ПСМ" паспорта должны оформляться на транспортные средства и самоходные машины в день завершения таможенного оформления (т.е. дата оформления паспорта должна соответствовать дате выпуска) и выдаваться сразу после завершения таможенного оформления.
Судом первой инстанции установлено, что ввезенные Обществом ледозаливочные комбайны имеют двигатель модели более 50 куб. см. Данные самоходные машины не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Согласно руководствам по эксплуатации ледозаливочных комбайнов OLYMPIA: машины для обработки льда OLYMPIA предназначены только для создания и обработки ледовых поверхностей. Запрещается использовать машины OLYMPIA для каких-либо иных целей.
Таким образом, ввезенные Обществом ледозаливочные комбайны подлежат регистрации в органах Гостехнадзора на основании ПСМ, которые подлежали выдаче Северо-Западным акцизным таможенным постом (специализированным) Центральной акцизной таможни в день завершения их таможенного оформления.
Как следует из материалов дела, письмами от 09.01.2020 N 45-09-10/0013, от 09.01.2020 N 45-09-10/0014 таможня указала на то, что основания для выдачи паспортов на самоходные машины и другие виды техники отсутствуют, так как ледозаливочные комбайны, задекларированные в ДТ, не подлежат обязательному подтверждению соответствия.
Указанные доводы правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку ледозаливочные машины не входят в перечень исключений, на которые не распространяются положения Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования". Данный перечень указан в пункте 4 статьи 1 рассматриваемого Технического регламента.
Согласно статье 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" декларирование соответствия продукции является обязательной формой подтверждения соответствия продукции.
Как следует из материалов дела, ледозаливочные комбайны подпадают под действие технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования" и входят в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" в форме декларирования соответствия (Приложение N 3 к данному техническому регламенту), а именно: в силу пункта 37 данного Перечня "Машины и оборудование для коммунального хозяйства".
Согласно статье 275.1 Налогового кодекса РФ объекты жилищно-коммунального хозяйства - жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
Из представленных документов следует, что ледозаливочные комбайны являются специальными машинами, предназначенными для технического обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта - ледовых дворцов спорта, в связи с чем данные самоходные машины подпадают под действие технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".
Вместе с тем, в апелляционной жалобе таможня ссылается на то, что в момент подачи таможенных деклараций сведения о подтверждении соответствия на территории Российской Федерации в обязательной форме Обществом не представлены.
Обществом представлены суду первой инстанции декларация о соответствии на ледозаливочные комбайны ЕАЭС N RU Д-СА.АВ49.В.00933/19, сроком действия до 17.01.2024, а также выписки с официального сайта Росаккредитации, подтверждающие регистрацию указанной декларации о соответствии и иные необходимые сведения (л.д.182-186).
Также Общество представляло в Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни сведения о наличии деклараций о соответствии (например, в гр. 44 ДТ NN 10009194/260219/0001493, 10009190/290120/0000357, 10009190/280220/0000884, 10009190/090420/0001647), а также сами декларации о соответствии (в том числе заявлением от 12.03.2020, л.д. 187-190), в связи, с чем таможенный орган в соответствии с пунктами 11, 21 - 26 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской Экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, имел возможность самостоятельно внести необходимые изменения в ДТ.
Как правомерно указал суд первой инстанции, наличие ПСМ является обязательным условием для регистрации и допуска к эксплуатации спорных машин, в связи с чем бездействие таможенного органа при выдаче ПСМ нарушает права и интересы Общества в сфере экономической деятельности, поскольку создают препятствия в эксплуатации машины в соответствии с ее назначением, а также выступать предметом гражданско-правовых сделок.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 июля 2020 года по делу N А56-4733/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4733/2020
Истец: ООО "СМГ ИМПОРТ"
Ответчик: Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни, ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ