г. Москва |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А41-23734/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от ООО "Профсервис": Гелло А.Г. по доверенности от 01.01.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от ГЖИ МО: Крюков Д.А. по доверенности от 17.01.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от ООО "УК "Домжилсервис": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции, дело N А41-23734/19,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Профсервис"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
при участии в деле третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "УК "Домжилсервис"
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Профсервис" (далее - заявитель, ООО "Профсервис", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений т. 2 л. д. 27-35) к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ МО, инспекция), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным решение ГЖИ МО от 07.02.2019 N 25015 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области путем отражения в нем сведений об осуществлении ООО "УК "Домжилсервис" (ИНН 5029140514) предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: Московская область, г. Щелково, мкр. Богородский, дом 10, корп. 1, корп. 2;
- обязать ГЖИ МО внести в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Профсервис", многоквартирные дома, расположенные по адресам: Московская область, г. Щелково, мкр. Богородский, дом 10, корп. 1, корп. 2.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "УК "Домжилсервис".
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2020 года по делу N А41-23734/19 решение ГЖИ МО от 07.02.2019 N 25015 признано недействительным.
Определением от 17 ноября 2020 года Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-23734/19 по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции в связи со следующим.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ
В силу пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" если арбитражным судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы в порядке апелляционного производства будет установлено, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции лицо заявляло ходатайство в соответствии со статьей 49 Кодекса об изменении предмета или основания иска, увеличении или уменьшении исковых требований и суд неправомерно отказал в удовлетворении такого ходатайства или рассмотрел заявление без учета заявленных изменений либо по какому-то другому требованию лица, участвующего в деле, не принял решения и утрачена возможность принятия дополнительного решения, то арбитражный суд апелляционной инстанции, исходя из положений части 1 статьи 268 АПК РФ о повторном рассмотрении дела, в силу части 6.1 статьи 268 АПК РФ переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в рамках которого рассматривает требования, не рассмотренные ранее, принимает измененные предмет или основание иска, увеличенные (уменьшенные) требования.
Как следует из материалов дела, в числе заявленных требований общество просило суд исключить из реестра лицензий Московской области сведения об осуществлении ООО "УК "Домжилсервис" (ИНН 5029140514) предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: Московская область, г. Щелково, мкр. Богородский, дом 10, корп. 1, корп. 2.
Данное требование судом первой инстанции не рассмотрено и решение по нему не принято.
Учитывая изложенное выше, а также то обстоятельство, что отказ от названного требования обществом не заявлялся, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции допущено нарушение, предусмотренное части 4 статьи 270 АПК РФ, а именно, не рассмотрено одно из требований.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В ходе рассмотрения дела в арбитражном апелляционном суде ООО "Профсервис" заявило об отказе от требования об обязании внести в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Профсервис" многоквартирные дома, расположенные по адресам: Московская область, г. Щелково, мкр. Богородский, дом 10, корп. 1, корп. 2.
Указанное заявление подписано представителем ООО "Профсервис" Гелло А.Г. по доверенности от 01.01.2020.
Исследовав материалы дела, проверив полномочия лица, подписавшего заявление об отказе от указанного выше требования, арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять данный отказ, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права других лиц (статья 49 АПК РФ).
Учитывая вышеизложенное, производство по делу в части требования об обязании ГЖИ МО внести в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Профсервис", многоквартирные дома расположенные по адресам: Московская область, г. Щелково, мкр. Богородский, дом 10, корп. 1 и корп. 2, подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121, 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ООО "УК "Домжилсервис", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Профсервис" поддержал доводы, изложенные в заявлении (с учетом отказа от вышеназванного требования), просил заявление удовлетворить.
Представитель ГЖИ МО возражал против заявителя, просил в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, Десятый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 01 марта 2019 года ООО "Профсервис" стало известно о внесении изменений в реестр лицензий Московской области сведений об осуществлении ООО "УК "Домжилсервис" (ИНН 5029140514) предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресу: Московская область, г. Щелково, мкр. Богородский, дом 10, корп. 1, корп. 2.
Ранее, с декабря 2015 года, предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресу: Московская область, г. Щелково, мкр. Богородский, дом 10, корп. 1, корп. 2, осуществляло ООО "Профсервис".
Основанием для внесения изменений в реестр лицензий Московской области послужило решение ГЖИ МО от 07.02.2019 N 25015, принятое по результатам рассмотрения протокола N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в доме: г. Щелково, мкр. Богородский, д. 10, корп. 1 в очно - заочной форме от 22.01.2019 и протокола N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в доме: г. Щелково, мкр. Богородский, д. 10, корп. 2 в очно - заочной форме от 22.01.2019 (т. 1 л. д. 17-23).
Административным органом было вынесено решение от 07.02.2019 года N 25015 о внесении изменений в реестр лицензий с 01.03.2019 ООО "УК "Домжилсервис" в качестве управляющей организации многоквартирных домов по адресу: Московская область, г. Щелково, мкр. Богородский, дом 10, корп. 1 и корп. 2 (т. 1 л. д. 16).
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Профсервис" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд считает, что требование общества об оспаривании указанного выше решения является обоснованным и подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Частью 1 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Часть 3 статьи 198 ЖК РФ предусматривает, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Пунктами 2, 4, 5, 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Пунктами 2 и 3 Порядка определены требования к заявлению и прилагаемым документам, необходимым для внесения изменений в реестр лицензий по заявлению управляющей организации.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 указанного Порядка.
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6 Порядка).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.
Как следует из материалов дела, обжалуемое решение принято административным органом на основании протокола N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в доме: г. Щелково, мкр. Богородский, д. 10, корп. 1 в очно - заочной форме от 22.01.2019 и протокола N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в доме: г. Щелково, мкр. Богородский, д. 10, корп. 2 в очно - заочной форме от 22.01.2019.
При этом вступившими в законную силу решениями Щелковского городского суда Московской области от 02 декабря 2019 года по делу N 2-4703/19 и от 06 июня 2019 года по делу N 22577/19 решения, оформленные вышеназванными протоколами, признаны ничтожными, а также установлены следующие обстоятельства:
- отсутствует информация об инициаторе в соответствии с пунктом 11 Приказа от 25.12.2015 N 937/пр (информация об инициаторе для физических лиц указывается полностью фамилия, имя, отчество (при наличии) в соответствии с документом. удостоверяющим личность гражданина, номер помещения, собственником которого является физическое лицо и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение);
- сведения о лицах, присутствующих на общем собрании, указываются после слова "Присутствующие" и включают в себя, в соответствии с п. 11 Приказа от 25.12.2015 N 937/пр: (фамилию, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме и (или) его представителя (в случае участия в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое лицо и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение, количество голосов, которыми владеет соответствующее лицо, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме (в случае участия в общем собрании), подпись указанных лиц);
- текст каждого раздела протокола общего собрания, который согласно Приказа от 25.12.2015 N 937/пр, должен состоят из трех частей, в оспариваемом протоколе от 22.01.2019 N 1 также составлен с нарушениями;
- в нарушение пункта 19 Приказа от 25.12.2015 N 937/пр протокол N 1 в качестве приложений не содержит доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании.
Арбитражный апелляционный суд считает, что установленные судом общей юрисдикции нарушения порядка проведения общих собраний собственников помещения спорных МКД носят очевидный характер и должны были быть установлены заинтересованным лицом при принятии оспариваемого в рамках настоящего дела решения.
При установлении указанных нарушений ГЖИ МО надлежало отказать в удовлетворении заявлений ООО "УК "Домжилсервис" о внесении изменений в реестр лицензий Московской области.
Учитывая изложенное выше, решение ГЖИ МО от 07.02.2019 N 25015 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области путем отражении в нем сведений об осуществлении ООО "УК "Домжилсервис" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: Московская область, г. Щелково, мкр. Богородский, дом 10, корп. 1, корп. 2, является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2020 года по делу N А41-23734/19 отменить.
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Профсервис" от требования об обязании Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" внести в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Профсервис", многоквартирные дома, расположенные по адресам: Московская область, г. Щелково, мкр. Богородский, д. 10, к. 1 и д. 10, к. 2, производство по данному требованию прекратить.
Признать незаконным решение Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 07 февраля 2019 года N 25015 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области сведений об осуществлении обществом с ограниченной ответственностью "УК "Домжилсервис" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, по адресам: Московская область, г. Щелково, мкр. Богородский, д. 10, к. 1 и д. 10, к. 2.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-23734/2019
Истец: ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области", ООО "ПРОФСЕРВИС"
Ответчик: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
Третье лицо: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ДОМЖИЛСЕРВИС", ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10207/20
19.05.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-23734/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-23734/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-23734/19