г. Владивосток |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А51-20412/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВТО",
апелляционное производство N 05АП-7451/2020
на решение от 08.10.2020
судьи А.А. Николаева
по делу N А51-20412/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВТО" (ИНН 2536178110, ОГРН 1062536055284)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: закрытое акционерное общество "ДАВОС" (ИНН 2536176137, ОГРН 1062536050345),
о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в ДТ, об обязании внести изменения в ДТ,
при участии:
извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВТО" (далее - ООО "ВТО", заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Находкинской таможне (далее - таможня, таможенный орган) и просит суд признать незаконным решение об отказе во внесении изменений в декларацию на товары N 10714060/290615/0002414 (далее - ДТ), выраженное в письме от 18.06.2018 N 14-12/11184, по заявлению общества от 14.05.2018 (исх. N 0063/18), обязании Находкинскую таможню внести изменения в ДТ в соответствии с заявлением ООО "ВТО" исх. N0063/18 от 14.05.2018.
Решением суда от 08.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что корректировка таможенной стоимости произведена таможенным органом неправомерно, а представленные с заявлением о внесении изменений в спорную ДТ документы устраняли выявленные при таможенном контроле нарушения.
Приводит довод о том, что судом не учтены условия поставки товара по спорной ДТ с условиями поставки, а также назначение и технические характеристики однородных товаров по ФТС России по доказанной стоимости сделки. Считает, что таможенному органу надлежало произвести корректировку на разницу коммерческих условий поставки, связанных с изготовлением товара под заказ, с нанесением товарного знака, сопряженного с дополнительными расходами покупателя на использование товарного знака.
Полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о несогласованности сторонами контракта существенных условий в части ассортиментного перечня товаров в разрезе его фактических характеристик. Также настаивает на том, что непредставление декларантом дополнительно запрошенных документов и сведений, обосновывающих заявленную им таможенную стоимость, не может повлечь принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости. Считает, что не предоставление прайс-листа и экспортной декларации не могло явиться основанием для корректировки таможенной стоимости, поскольку информация прайс-листа является лишь справочной, используемой в маркетинговых целях.
Общество по тексту апелляционной жалобы настаивает на необоснованности оспариваемого решения таможенного органа об отказе во внесении изменений в сведения спорной ДТ, считает его нарушающим права и законные интересы декларанта в сфере экономической деятельности, поскольку общество надлежащими документами подтвердило правильность определения таможенной стоимости ввезенных товаров.
Приводит довод о том, что выбранный таможней источник ценовой информации по ДТ N 10702070/090615/0004983 не сопоставим с условиями рассматриваемой сделки.
Извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Таможня, а также третье лицо отношение к жалобе не выразили.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела следует, что в 2015 году во исполнение трехстороннего соглашения о сотрудничестве AVD/F-08 от 06.05.2015, заключенного между компанией ANTARES OVERSEAS FZE (продавец), ЗАО "Давос" (представитель), обществом (заказчик) на таможенную территорию Таможенного союза на условиях поставки CFR-Восточный ввезены товары "фольга алюминиевая, без основы" общей стоимостью 5742,00 долларов США.
В целях таможенного оформления ввезенных товаров общество подало в таможню ДТ N 10714060/290615/0002414, коммерческий инвойс N AVD/F060515-08/03 на сумму 21073,80 долларов США, коммерческий инвойс N AVD/F060515-08/01 на сумму 21525,60 долларов США, коммерческий инвойс N AVD/F060515-08/02 на сумму 22297,00 долларов США, упаковочный лист, коносамент, определив таможенную стоимость товаров по первому методу таможенной оценки "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
В ходе проведения контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом по спорной декларации принято решения о проведении дополнительной проверки, у декларанта запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости.
По результатам контроля таможенной стоимости таможня посчитала, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, в связи с чем, приняла решение о невозможности использования первого метода определения таможенной стоимости по спорной ДТ и о корректировке таможенной стоимости от 12.07.2015.
14.05.2018 общество, полагая, что таможенный орган необоснованно принял решение о корректировке таможенной стоимости, обратилось в таможню с заявлением исх. N 0063/18 о внесении изменений в спорную ДТ в части граф 12, 45, 46, 47, В.
В подтверждение заявленных изменений декларантом были представлены копия спорной декларации на товары, копии КДТ (на минус), ДТС-1 на бумажном и электронном носителях.
Одновременно с заявлением о внесении изменений в ДТ общество подало в Находкинскую таможню и заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1171696,29 руб. и пеней в размере 9344,28 руб., к которому приложило, в том числе документы, подтверждающие стоимость сделки с ввозимым товаром, позволяющие определить таможенную стоимость по первому методу, которые не были представлены при таможенном оформлении.
По результатам рассмотрения обращения общества о внесении изменении в спорную ДТ, таможня письмом от 18.06.2018 N 14-12/11184 со ссылкой на подпункт "б" пункта 18 Порядка N289 отказала во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в спорной ДТ.
Не согласившись с указанным решением, полагая, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
По правилам пункта 3 статьи 108 ТК ЕАЭС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 289 от 10.12.2013 утвержден Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее - Порядок N 289), которым определены случаи и порядок внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров.
Подпунктом "а" пункта 11 Порядка N 289 предусмотрено, что сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в случае выявления недостоверных сведений о товарах, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей.
На основании пункта 12 Раздела IV "Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта" Порядка N 289 внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется, в том числе на основании обращения.
Обращение подается в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ, составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено Порядком N 289. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений (пункт 13 Порядка N 289).
К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ (пункт 14 Порядка N 289).
В случае внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ в виде электронного документа, обращение, КДТ, документы, подтверждающие вносимые изменения и (или) дополнения, могут быть представлены декларантом в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств-членов.
Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государств-членов (пункты 15, 16 Порядка N 289).
В силу пункта 17 Порядка N 289 таможенный орган, рассматривающий обращение либо документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 Порядка N 289, проводит таможенный контроль в порядке, установленном ТК ТС.
В соответствии с пунктом 18 Порядка N 289 таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в следующих случаях:
а) обращение или документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 ТК ТС;
б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 Порядка;
в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении или в документах, представленных в соответствии с абзацем третьим пункта 12 Порядка N 289.
Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ. К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ (пункт 14 Порядка N 289).
В случае внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ в виде электронного документа, обращение, КДТ, документы, подтверждающие вносимые изменения и (или) дополнения, могут быть представлены декларантом в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств-членов.
Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государств-членов (пункты 15, 16 Порядка N 289).
В силу пункта 17 Порядка N 289 таможенный орган, рассматривающий обращение либо документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 Порядка N 289, проводит таможенный контроль в порядке, установленном ТК ТС.
В соответствии с пунктом 18 Порядка N 289 таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в следующих случаях:
а) обращение или документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 ТК ТС;
б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 Порядка;
в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении или в документах, представленных в соответствии с абзацем третьим пункта 12 Порядка N 289.
Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.
Из материалов дела усматривается, что основанием для обращения общества с заявлением о внесении изменений в графы 12, 45, 46, 47, "В" спорной ДТ после выпуска товаров послужило несогласие декларанта с корректировкой таможенной стоимости по ДТ, а также убеждение о наличии в его распоряжении новых документов, подтверждающих необходимость определения таможенной стоимости товаров по первому методу определения таможенной стоимости.
Статьей 99 ТК ТС, действовавшего на момент обращения общества с заявлением, установлено, что таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Этот срок является пресекательным и не может быть продлен.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 96 ТК ТС товары считаются находящимися под таможенным контролем до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта.
Как было указано выше, в соответствии с разделом 5 Порядка N 289 внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения. Обращение подается в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ.
Как следует из материалов дела, спорный товар был выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой, а соответствующее заявление поступило в таможенный орган до истечения трехлетнего срока, установленного статьей 99 ТК ТС. Учитывая, что в отношении спорной ДТ заявление поступило своевременно, оно должно было быть рассмотрено таможенным органом по существу.
При таких обстоятельствах, коллегия поддерживает мнение суда первой инстанции о том, что отказ таможенного органа во внесении изменений в спорную декларацию был принят по формальным основаниям без проведения контрольных мероприятий.
Вместе с тем, оценив, что таможенный орган фактически уклонился от исполнения названной обязанности, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение таможни не привело к нарушению прав и законных интересов декларанта, поскольку представленными документами необходимость определения таможенной стоимости спорных товаров по первому методу на основании коммерческих документов сделки и, как следствие, правовые основания для изменений сведений в ДТ подтверждены не были.
Поскольку решение о корректировке таможенной стоимости по ДТ N 10714060/290615/0002414 не являлось предметом судебного или ведомственного контроля, а также учитывая, что декларантом в качестве способа восстановления нарушенного права заявлено об обязании таможенного органа внести изменения в ДТ, рассмотрение вопроса о наличии оснований для внесения изменений в соответствующие графы спорной декларации находится во взаимосвязи с выяснением вопроса о законности решения о корректировке таможенной стоимости товаров, повлекших доначисление спорных таможенных платежей.
Делая вывод о наличии у таможенного органа правовых оснований для корректировки таможенной стоимости товара по спорной ДТ, арбитражный суд исходит из следующего.
Пунктом 1 статьи 64 ТК ТС установлено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее по тексту - Соглашение об определении таможенной стоимости, Соглашение), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения об определении таможенной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 4 данного Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Как установлено пунктом 4 статьи 65 ТК ТС, заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Аналогичная норма содержится в пункте 3 статьи 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товара.
Порядок декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров установлен Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее по тексту - Решение N 376).
В силу пункта 2 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением N 376, таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары.
Пунктом 4 этого же Порядка предусмотрено, что ДТС и ее электронная копия представляются таможенному органу, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров, одновременно с подачей декларации на товары. Подача ДТС должна сопровождаться предоставлением таможенному органу документов, на основании которых она была заполнена (приложение N 1 к Порядку).
По условиям статьи 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого в соответствии со статьей 67 ТК ТС таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о ее корректировке.
Пунктом 1 статьи 69 названного Кодекса предусмотрено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 69 ТК ТС для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления. Декларант обязан либо представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения, либо в письменной форме объяснить причины, по которым они не могут быть представлены.
По правилам пункта 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением N 376 (далее - Порядок контроля таможенной стоимости), при проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки. Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.
Пунктом 6 раздела 1 Порядка N 376 определено, что при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности: по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная, в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций).
Для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки.
В силу пункта 4 статьи 69 Кодекса непредставление запрошенных таможенным органом документов и сведений и (или) объяснений причин, по которым они не могут быть представлены, дает таможенному органу право принять решение о корректировке таможенной стоимости исходя из имеющейся у него информации.
Из материалов дела следует, что по условиям пункта 2.1 трехстороннего соглашения о сотрудничестве AVD/F-08 от 06.05.2015, обществом на таможенную территорию Таможенного союза на условиях поставки CFR-Восточный ввезены товары "фольга алюминиевая, без основы" общей стоимостью 5742,00 долларов США.
В этой связи при помещении ввезенного в рамках указанного соглашения товара: фольга алюминиевая без основы, катаная, без дальнейшей обработки, применяемая в строительстве (не предназначенная для контакта с пищевыми продуктами), толщиной 0,007 мм таможенному органу был представлена спорная ДТ с приложением следующих документов: коммерческий инвойс N AVD/F060515-08/03 на сумму 21073,80 долларов США, коммерческий инвойс N AVD/F060515-08/01 на сумму 21525,60 долларов США, коммерческий инвойс N AVD/F060515-08/02 на сумму 22297,00 долларов США, упаковочный лист, коносамент.
В ходе таможенного контроля таможня установила значительное отклонение заявленной таможенной стоимости от данных ФТС России.
В частности, таможенным органом установлено, что заявленный уровень таможенной стоимости составил 1,00 долл. США, в то время как согласно сведениям, имеющимся в распоряжении таможенного органа, стоимость однородных товаров составила 3,74 долл.США/кг (ДТ N 10117020/271114/0000936), 3,49 долл.США/кг (ДТ N 10117020/010814/0000581), 4,59 долл.США/кг (ДТ N 10216100/201014/0092949).
Кроме того, из содержания аналитических материалов российского производителя фольги ОАО "ОК РУСАЛ ТД" следует, что цена фольги на мировом рынке с учетом текущей стоимости алюминия на лондонской бирже металлов, затрат на производство, прибыли производителя, а также транспортных расходов составляет 1694-2347 долл. США за тонну (3,50-3,70 долларов США за кг.).
Также в ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра акт таможенного досмотра N 10714060/200615/000637) обнаружено, что во вскрытых грузовых местах находится товар - тонкие раскатанные листы металла, стального цвета, свернутые в рулоны - фольга (с глянцевой лицевой и матовой тыльной стороне), либо с матовой лицевой стороной и белым покрытием на оборотной стороне.
При этом фактически поставлен товар с различными весовыми характеристиками, которые не согласованы в коммерческих документах. При этом, контрактом установлена только толщина и ширина товара, без учета весовых характеристик. Иными словами, в ходе таможенного досмотра установлено, что в рамках исполнения контракта, фактически поставлен товар, имеющий различные физические характеристики (различная ширина товара, а также длина товара в рулоне), которые в коммерческих документах не согласованы.
Таким образом, значительная разница в физических характеристиках товара оказывает непосредственное влияние на стоимость товара, как на этапе формирования себестоимости, так и при формировании отпускной цены.
С учетом изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что у таможни имелись законные основания для проведения дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости, в силу которого у декларанта были запрошены дополнительные пояснения и документы по факторам, влияющим на значительно низкую цену декларируемого товара по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары.
Как подтверждается материалами дела, во исполнение решения о проведении дополнительной проверки общество через таможенного представителя представило в таможню копии коммерческих документов, учредительные документы, договор на оказание услуг по таможенному оформлению, пояснения о влияющих на цену физических характеристиках ввезенного товара, пояснения об условиях продажи, бухгалтерские документы о постановке на учет ввезенной партии товаров, переписку с иностранным контрагентом по вопросу представления экспортной декларации, прайс-листа и оригинала контракта, поручение клиента, акт и иные документы.
Документы по оплате товара заявителем к таможенному оформлению и в рамках дополнительной проверки не предоставлялись.
Довод заявителя о том, что контрактом была согласована стоимость товара за общее количество веса в кг, подлежит отклонению, поскольку это прямо противоречит коммерческому инвойсу, в котором под "единицей" товара понимается "рулон", а не "кг" или "метр (погонный).
Таким образом, сторонами контракта по рассматриваемой поставке не согласован ассортиментный перечень товара в разрезе его физических характеристик, и не даны объяснения объективным отличиям физических характеристик товара при равной цене за 1 рулон, что не позволяет определить обстоятельства согласования стоимости товара. При том, что цена товара согласована за 1 рулон, а рулоны имеют разный вес, то такая цена товара могла быть обусловлена предоставлением скидок покупателю, но, исходя из анализа документов, представленных в подтверждение заявленной таможенной стоимости, а также согласно пояснениям декларанта, скидки покупателю на данную партию товара не предоставлялись.
Непредставление декларантом запрошенных документов, в том числе прайс-листа продавца (производителя товара), на основании которого можно было бы проанализировать сведения о стоимости ввозимого товара в стране отправления и объяснить причины отличия цены сделки от первоначальной цены предложения, экспортной декларации, позволившей бы уточнить сведения, заявленные продавцом при вывозе товара в соответствии с законодательством страны вывоза, не позволило таможенному органу устранить послужившие основанием для проведения дополнительной проверки сомнения в достоверности сведений, представленных декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
Довод о том, что цена ввозимого товара сложилась на уровне ниже средней стоимости алюминиевой фольги, по причине того, что она была произведена в Китае, где низкая себестоимость производства продукции, минимальные производственные затраты (электроэнергия, теплоэнергия, тара, упаковка, расходы на оплату труда), а также при производстве данной алюминиевой фольги в качестве исходного сырья использовался вторичный алюминий, полученный в результате переработки отходов производства и потребления, во внимание не принимается, поскольку названные пояснения документально не подтверждены, учитывая, что ни положения соглашения, ни иные коммерческие документы сведений о производстве поставляемой алюминиевой фольги из вторичного сырья не содержат.
Каких-либо иных пояснений относительно значительного расхождения по заявленной обществом в спорной ДТ стоимости товара и ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, заявитель суду не предоставил.
Таким образом, довод общества о предоставлении для целей таможенного контроля полного пакета документов в подтверждение заявленной таможенной стоимости, а также о предоставлении в таможню всех дополнительных документов в рамках проведения дополнительной проверки опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что документами, представленными в таможню, заявленная таможенная стоимость не была документально подтверждена и количественно определена, так же как не был доказан объективный характер значительного отличия цен на декларируемые товары от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными товарами, ввезенными в Российскую Федерацию при сопоставимых условиях, в связи с чем, не были устранены основания для проведения дополнительной проверки таможенной стоимости.
При этом материалами дела подтверждается, что декларанту были предоставленные все предусмотренные законом права, реализацию которых он и не пытался осуществлять ни при совершении таможенных операций, ни позже, после выпуска товара.
Согласно правовой позиции, изложенной в действующем при принятии решения о корректировке постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза", которая также нашла свое отражение и в действующем на настоящий момент Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Представленные обществом документы, сведения и пояснения не доказывают объективный характер значительного отличия цен (более чем в 3 раза) на декларируемую фольгу от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, в официальных и общепризнанных источниках информации стоимости первичного и вторичного алюминия (сырья), в частности данных сайтов: www.lme.com, www.metalbulletin.com, в ценовых данных изготовителей фольги компаний "YANTAI JINTAI INTERNATIONAL TRADE CO., LTD" и "Shanghai Shenhuo Aluminium Foil Co., Ltd", в сведениях, представленных ОАО "ОК РУСАЛ ТД".
Согласно разъяснениям пункта 10 Постановления Пленума ВС РФ N 18 при сохранении сомнений в достоверности заявленной таможенной стоимости по смыслу пункта 4 статьи 69 ТК ТС решение о корректировке таможенной стоимости может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение выявленных признаков недостоверности.
Названное обстоятельство в силу пункта 21 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, является основанием для принятия решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
Вывод суда первой инстанции об обоснованности принятия в порядке пункта 4 статьи 69 ТК ТС решения от 12.07.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров по спорной ДТ коллегия находит правильным.
Утверждение заявителя о том, что после выпуска товара у него появилась возможность доказать иной размер таможенной стоимости, нежели скорректированный таможней, со ссылками на документы, представленные при подаче заявления от 14.05.2018 о внесении изменений в спорную декларацию, апелляционной коллегией признается необоснованным.
Материалами дела подтверждается, что к обращению от 14.05.2018 обществом были приложены спорная ДТ, КДТ, ДТС, регистрационные документы заявителя, документы, которые ранее предоставлялись в ходе проведения дополнительной проверки, а также акт экспертизы от 05.10.2017 N 020-01-00402.
Проанализировав все документы, представленные обществом при декларировании товаров, а также с указанным обращением, коллегия приходит к выводу о том, что они в полной мере не подтвердили возможность определения таможенной стоимости ввезенных товаров по первому методу, поскольку представлением данных документов недостоверность и количественная неопределенность заявленной таможенной стоимости, выявленная в ходе таможенного контроля, устранены не были.
Делая указанный вывод, судебная коллегия отмечает, что представленный акт экспертизы от 05.10.2017 N 020-01-00402, содержащий выводы относительно определения расчетным способом длины и массы нетто фольги алюминиевой в рулонах, не является доказательством, являющимся основанием для внесения изменений в ДТ в сведения, касающиеся определения таможенной стоимости спорного товара, поскольку не объясняет значительное отличие цены ввозимого товара от ценовой информации, представленной таможенным органом, а также установление цены товара за 1 рулон без учета физических характеристик товара (различной ширины и длины рулонов).
Документы о реализации на внутреннем рынке указанного товара при проведении дополнительной проверки декларантом (его таможенным представителем) не представлены со ссылкой на то, что в настоящее время товары не реализованы. Однако такие документы обществом также не представлялись ни с заявлением о внесении изменений в ДТ, ни в ходе судебного разбирательства.
С учетом изложенного следует признать, что представленными вместе с заявлением о внесении изменений в спорную ДТ сведений документами объективный характер значительного отличия цен на декларируемые товары от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, заявителем не доказан, и, как следствие, достоверность заявленной по первому методу таможенной стоимости не подтверждена.
Поскольку заявителем в нарушение пункта 14 Порядка N 289 не были представлены документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ N 10714060/290615/0002414, следовательно, у таможенного органа не было оснований для внесения изменений (дополнений) в сведения, указанные в спорной ДТ.
При этом, коллегия считает необходимым также отметить, что по смыслу положений Порядка N 289 внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта, предполагают право декларанта на внесение таких сведений при наличии документов, подтверждающих какие-то ошибки в заявленных им ранее сведениях либо вновь полученных документов, влекущих изменение размера исчисленных и подлежащих уплате таможенных платежей. То есть, возможность внесения изменений в сведения, заявленные в ДТ, возникает в тех случаях, когда лицо получает возможность доказать иной размер заявленной до выпуска таможенной стоимости в связи с вновь полученными документами, влияющими на достоверность определения таможенной стоимости.
Вместе с тем, заявление общества о внесении изменений в ДТ обусловлено не представлением каких-то новых документов, свидетельствующих о недостоверных данных, заявленных декларантом в ДТ, а основано на несогласии с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости. При этом, заявлением от 14.05.2018 декларант предлагает внести изменения в графы 12, 45, 46, 47, "В" относительно сведений о таможенной стоимости товара, определенной по результатам корректировки, то есть по сути волеизъявление общества по внесению изменений в ДТ направлено на преодоление решения о корректировке таможенной стоимости от 12.07.2015, которое в установленный законодательством срок обществом не обжаловалось ни в порядке ведомственного контроля, ни в судебном порядке.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что при подаче заявления о внесении изменений в спорную декларацию общество не доказало обоснованность определения им таможенной стоимости по методу "по стоимости сделки с ввозимыми товарами" и, как следствие, не опровергло выводы таможни, изложенные в решении о корректировке таможенной стоимости товаров.
Доводы жалобы о нарушении таможенным органом порядка выбора метода определения таможенной стоимости и источника ценовой информации судебной коллегией также отклоняются.
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения об определении таможенной стоимости в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 6 и 7 названного Соглашения, применяемыми последовательно.
Из пункта 3 Порядка корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, следует, что корректировка таможенной стоимости товаров включает в себя:
- расчет величины скорректированной таможенной стоимости товаров, который производится в декларации таможенной стоимости;
- внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, с применением корректировки декларации на товары.
Как подтверждается материалами дела, в полном соответствии с указанными положениями таможня в решении о корректировке таможенной стоимости товаров и в решении о принятии таможенной стоимости, последовательно выбрала метод определения таможенной стоимости и, исходя из товарной позиции ввезенного товара, привела реквизиты соответствующего источника ценовой информации, таможенная стоимость товаров по которому была определена по первому методу определения таможенной стоимости.
При этом проверка соблюдения принципа последовательного применения методов определения таможенной стоимости товара и источника, выбранного таможней для корректировки таможенной стоимости товара по спорной ДТ, показала, что метод определения таможенной стоимости был выбран таможней последовательно, а выбранный источник ценовой информации сопоставим по коммерческим, качественным и техническим характеристикам со сведениями о товаре, заявленными в спорной декларации.
В частности, сравнительный анализ наименования товара, заявленного в спорной ДТ, с источником ценовой информации - ДТ N 10702070/090615/0004983, не выявил различий в наименовании сравниваемых товаров. При этом данные товары классифицированы по одному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, что позволяет их рассматривать в качестве товаров того же класса и вида.
Соответственно, правомерность определения таможенной стоимости по шестому "резервному" методу нашла подтверждение материалами дела, как обусловленная гибкостью подхода в определении таможенной стоимости.
Указание общества на различные базисы поставки (CFR и CPT) отклоняется коллегией суда.
Абзацем 3 статьи 7 Соглашения регламентировано, что для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров в соответствии с названной статьей должна использоваться стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые (ввозимые) товары. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне, но в иных количествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне, но в тех же количествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и в иных количествах. Указанная в названном абзаце информация применяется с проведением соответствующей корректировки стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне продажи и (или) в количестве товаров.
С учетом изложенного, использованный таможенным органом источник ценовой информации отвечает требованиям статей 7, 10 Соглашения.
При этом с учетом вышеизложенного, не имеет значения, что сравниваемый товар имеет иные характеристики (толщину фольги и ширину рулонов) и ввезен в существенно ином количестве (10 рулонов в 10 ящиках против 2 рулонов).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ценовая информация из баз данных таможенного органа при корректировке таможенной стоимости спорных товаров использована корректно, поскольку за основу взята стоимость товаров, ввезенных в тот же период времени, что и рассматриваемые, страной происхождения которых является Китай, при этом при расчете таможенной стоимости товаров по резервному методу совпадает вид декларируемых и подобранных в качестве источника ценовой информации товаров, что допускает возможность использования подобранной ценовой информации применительно к спорным товарам.
Таким образом, корректировка заявленной таможенной стоимости по спорной ДТ была произведена таможней при наличии к тому правовых оснований, в связи с чем, таможенные платежи были доначислены и уплачены обществом обоснованно.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что исходя из предмета спора о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ и об обязании внести такие изменения на основании документов, которые не представлялись при декларировании, в рассматриваемом деле не должна даваться оценка источнику, выбранного таможней для корректировки таможенной стоимости товара по спорной ДТ, поскольку в данном случае решение о корректировке таможенной стоимости не является предметом спора, должна быть дана оценка документам, представленным декларантом вместе с заявлением о внесении изменений в ДТ, что и было сделано судом первой инстанции.
Несогласие декларанта с источником, выбранным таможней при вынесении решения о корректировке таможенной стоимости, не может являться основанием для внесения изменений в ДТ, так как основанием для внесения изменений в соответствии с Порядком N 289 является выявление недостоверных сведений о товарах, а выбранные таможенным органом источники для корректировки таможенной стоимости не являются сведениями о товаре. Оценка законности решения о корректировки таможенной стоимости, исходя из предмета настоящего спора, также связана только с оценкой документов, представленных заявителем.
Судом установлено, что при обращении в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в сведения, указанные в спорной ДТ, общество в нарушение пункта 14 Порядка N 289 не представило документов, подтверждающих недостоверность сведений о таможенной стоимости ввезенных товаров, определенной по результатам процедуры корректировки таможенной стоимости на основании шестого "резервного" метода.
Соответственно оспариваемое обществом решение в части отказа во внесении изменений в спорную ДТ является законным и обоснованным и не привело к нарушению прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Довод жалобы о том, что наличие оснований для внесения изменений в спорные ДТ подтверждается вновь собранными документами, представленными в обоснование необходимости определения таможенной стоимости по методу "по стоимости сделки с ввозимыми товарами", не нашел подтверждение материалами дела.
При этом суд учитывает, что по смыслу статей 65, 69, 183 ТК ТС, Порядка декларирования таможенной стоимости товаров и Перечня документов обязанность по представлению документов, обосновывающих заявленную таможенную стоимость, лежит на декларанте.
В этой связи непредставление документов на стадии таможенного декларирования и неустранение сомнений в достоверности заявленной таможенной стоимости после выпуска товаров не свидетельствует о недостоверности сведений в указанной декларации, исходя из имеющихся в распоряжении декларанта коммерческих документов и законности решения по таможенной стоимости товаров.
Поскольку порядок внесения изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары, носит заявительный характер, несоблюдение заявителем установленной административной процедуры свидетельствует о том, что у таможенного органа отсутствовали основания для удовлетворения данного обращения.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения настоящего 3дела установлено отсутствие оснований для признания решения Находкинской таможни об отказе во внесении изменений в декларацию на товары N 10714060/290615/0002414, изложенного в письме от 18.06.2018 N 14-12/11184 незаконным, суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей, понесенные обществом при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.10.2020 по делу N А51-20412/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить общества с ограниченной ответственностью "ВТО" (ИНН 2536178110, ОГРН 1062536055284) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 21 от 30.10.2020.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20412/2018
Истец: ООО "ВТО"
Ответчик: Находкинская таможня, Россия, 630132, г. Новосибирск, Новосибирская область, ул. Советская, 77
Третье лицо: ЗАО "Давос"