город Ростов-на-Дону |
|
24 декабря 2020 г. |
дело N А32-7354/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Абраменко Р.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой О.В.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2020 по делу N А32-7354/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Кубаньэнерго" к акционерному обществу "Автономная теплоэнергетическая компания" о взыскании задолженности по договору энергоснабжения, принятое в составе судьи Тамахина А.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Кубаньэнерго" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к акционерному обществу "Автономная теплоэнергетическая компания" о взыскании 93 489 408,10 руб. задолженности за 01.12.2019 г. по 31.12.2019 г. по договору энергоснабжения (тепловая энергия и теплоноситель) N 1-22/09/201 от 01.07.2009 (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по оплате потребленной тепловой энергии в декабре 2019 года.
Решением суда от 07.10.2020 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с ответчика в пользу истца 93 489 408,10 руб. задолженности за период с 01.12.2019 г. по 31.12.2019 г. по договору энергоснабжения (тепловая энергия и теплоноситель) N 1-22/09/201 от 01.07.2009 и 200 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Суд констатировал факт заключения 01.07.2009 сторонами договора, дополнительного соглашения 11.05.11 к нему, в соответствии с которым ответчик стал стороной договора, факт поставки тепловой энергии, подтвержденный товарной накладной от 31.12.2019, подписанной с разногласиями. Довод о ненадлежащем качестве поставленного ресурса отклонил как недоказанный, суд указал, что обязанность проверять показания прибора учета возлагается на ответчика, претензий по качеству ответчик не заявлял.
С принятым судебным актом не согласился ответчик, обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просил решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что документы были подписаны с разногласиями по причине несоблюдения температурного графика подачи теплоносителя, в связи с чем ответчик не мог качественно оказывать услуги по теплоснабжению, а истец не доказал поставку ресурса надлежащего качества.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечил, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом (энергоснабжающая организация) и ответчиком (абонент) заключен договор энергоснабжения (тепловая энергия и теплоноситель) от 01.07.2009 N 1-22/09/201, по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется отпустить абоненту тепловую энергию, а абонент - принять и оплатить полученную тепловую энергию в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных договором (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 4.3 договора для потребителей с объемом потребления свыше 3 млн рублей за один календарный месяц оплата производится абонентом в следующем порядке:
- 60% от договорной величины до 30 числа расчетного месяца;
- окончательный расчет - до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
В соответствии с пунктом 4.1 договора оплата за отпущенную тепловую энергию производится ежемесячно по платежным документам энергоснабжающей организации на основании выставленного счета-фактуры.
Дополнительным соглашением от 11.05.2011 сторона договора ОАО "Краснодартеплоэнерго" заменена на ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания" (в настоящий момент - АО "Автономная теплоэнергетическая компания").
Во исполнение условий договора истцом была отпущена ответчику тепловая энергия за период с 01.12.2019 по 21.12.2019 в количестве 94 757 Гкал стоимостью 100 600 095,65 руб.
Представленная в материалы дела товарная накладная от 31.12.2019 N 3550473721 подписана ответчиком с разногласиями.
Ненадлежащее исполнение обязательств по оплате послужило основанием для обращения в суд с иском.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
Отношения, возникшие между сторонами, регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствие с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствие со статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации: оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом. По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование заявленных требований истец представил в материалы дела договор энергоснабжения, с приложениями и дополнительными соглашениями к нему, товарную накладную, претензии с доказательствами их направления в адрес ответчика.
Возражая против иска, ответчик указывал, что документы были подписаны с разногласиями по причине несоблюдения температурного графика подачи теплоносителя, в связи с чем ответчик не мог качественно оказывать услуги по теплоснабжению, а истец не доказал поставку ресурса надлежащего качества.
Суд первой инстанции откладывая судебное разбирательство, предложил ответчику представить разногласия к накладной, письменно их пояснить.
Вместе с тем, такой процессуальной возможностью ответчик не воспользовался, что является его риском по смыслу статьи 9 АПК РФ.
Суду апелляционной инстанции указанное приложение к товарной накладной также не представлено, документальные доказательства доводу о нарушении температурного подачи теплоносителя не представлено.
Истец также представил письменные пояснения, из которых следует, что разногласия в адрес истца не поступали.
Ответчик, являясь абонентом, не лишен возможности контролировать фиксирование показаний прибора учета, контролировать количество и качество отпускаемой ему тепловой энергии на границе раздела балансовой принадлежности теплосетей на основании показаний приборов учета, обеспечивать сохранность пробора учета и сообщать о его неисправностях, что прямо следует из пунктов 3.4, 3.5, 3.7, 3.13 договора.
Следовательно, именно на абоненте лежат контрольные функции по проверке показаний приборов учета, которые включают в себя своевременное обращение в энергоснабжающую организацию с разногласиями по количеству и качеству отпущенной тепловой энергии.
Суд апелляционной инстанции также отмечает следующее.
В пункте 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Ответчик поставляет тепловую энергию в том числе для оказания коммунальных услуг.
Следовательно, приведенные доводы ответчик мог доказывать как путем обоснования фактических параметров ресурса, поставленного истцом, так и путем обоснования ненадлежащего качества коммунальных услуг в сопряжении с причиной такового в ненадлежащем качестве ресурса истца.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в статье 2 определяет качество теплоснабжения как совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
Пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу пункта 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 15 приложения N 1 к Правилам N 354 качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха в жилых помещениях - не ниже + 18 градусов (в угловых комнатах + 20 градусов); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (- 31 градус и ниже) - в жилых помещениях - не ниже + 20 градусов (в угловых комнатах - + 22 градуса).
При этом, допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 градусов, снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Согласно пункту 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
В пункте 105 Правил N 354 предусмотрено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.
При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя о нарушении качества коммунальной услуги уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженернотехнического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы.
Сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица. Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время (пункт 108 Правил N 354).
Согласно пункту 109 Правил N 354 по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
В случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя.
В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.
Таким образом, нормативно урегулирован порядок, применяя который, ответчик мог и должен был предметно доказать довод о ненадлежащем качестве ресурса.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Исходя из указанного, бремя доказывания некачественности поставляемого теплового ресурса возлагается на ответчика, доводы жалобы об обратном основаны на неверном понимании правил распределения бремени доказывания по делу.
При этом, апелляционная коллегия также учитывает пояснения истца о том, что режим работы электростанции по поддержанию температуры в тепловой сети организован в соответствии с пунктом 2.3 договора энергоснабжения N 1-22/09/201 от 01.07.2009, согласно которому, установка давления сетевой воды и температуры теплоносителя в подающих трубопроводах производится Энергоснабжающей организацией по заявке диспетчера тепловых сетей АО "АТЭК". Контрольными пунктами по определению заданных величин, давления и температуры теплоносителя являются узлы учета тепловой энергии, установленные на Краснодарской ТЭЦ. Отклонения от заданного режима должны быть не более, указанных в п. 4.11.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных. Приказом Минэнерго России N 229 от 19.06.2003 г. (далее ПТЭ) и составляют +/- 3%.
В соответствии с данными оперативного журнала за ноябрь-декабрь 2019 г. от диспетчера тепловых сетей АО "АТЭК" крайней заявкой, предшествующей оспариваемому дню поставки тепловой энергии (02.12.2019), являлась заявка об установлении следующих параметров теплоносителя: 28.11.2019 08:35 час. - заданы параметры теплоносителя Тпсв=82 град.; Рпсв =9,0 ати.
Согласно данным посуточных ведомостей отпуска тепловой энергии за декабрь 2019 ООО "ЛУКОИЛ-Кубаньэнерго" тепловая энергия по направлениям КМР, ЧМР, ГМР, КСК в исковом периоде (декабрь 2019 г.) отпускалась с температурой прямой сетевой воды, которая соответствовала заданию диспетчера АО "АТЭК", с допустимым отклонением, согласно п. 4.11.1 ПТЭ.
Соблюдение температурного графика - двусторонняя обязанность участников Договора. АО "АТЭК" возвращает обратную сетевую воду в ООО "ЛУКОИЛ-Кубаньэнерго" с температурой выше, чем предусматривает температурный график, установленный Приложением N 4 к договору энергоснабжения N 1-22/09/201 от 01.07.2009.
Согласно Отчетам о среднесуточных параметрах теплоснабжения в адрес АО "АТЭК" в декабре 2019 г. по направлениям ГМР, ЧМР, КМР, КСК ответчиком допущено превышение температуры обратной сетевой воды относительно температурного графика.
Позиция истца подтверждается представленными ведомостями и выпиской из оперативного журнала, которые ответчиком оспорены не были.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств допущения истцом отклонений от параметров качества поставляемого теплоносителя, как и доказательств, свидетельствующих о том, что истец чинил ответчику препятствия в снятии показаний прибора учета ответчиком в материалы дела не представлено. Факт потребления энергоресурса ответчиком не оспаривается, доказательств в опровержение заявленных объемов поставленной тепловой энергии не представлено, равно как не опровергнуы представленные истцом доказательства.
В апелляционной жалобе доводы о ненадлежащем качестве и объеме поставленного ресурса также заявлены без ссылок на какие-либо относимые и допустимые доказательства, в связи с чем суд апелляционной инстанции отклоняет указанные доводы жалобы.
При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательств оплаты, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск в части суммы основного долга.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2020 по делу N А32-7354/2020 оставить без изменения.
Взыскать с акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7354/2020
Истец: ООО "Лукойл-Кубаньэнерго"
Ответчик: АО "Автономная теплоэнергетическая компания"