г. Москва |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А40-41111/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
Ж.В.Поташовой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Строй Групп" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.09.2020 по делу N А40-41111/20 (147-300) судьи Дейна Н.В.
по заявлению ООО "Строй Групп"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Кошкина Е.В. по дов. от 05.02.2020; |
от ответчика: |
Проничкина Ю.В. по дов. от 25.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Строй Групп" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения от 27.01.2020 N 33-5-594/20-(0)-1 Департамента городского имущества города Москвы (далее департамент) и обязании.
Решением арбитражного суда 17.09.2020 указанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение ответчика является законным и обоснованным, оспариваемое решение не нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно исследованы обстоятельства по делу, нарушены нормы материального и процессуального права.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Срок, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ, для обращения в арбитражный суд заявителем не пропущен.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Согласно п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с Административными регламентами.
На основании п.1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, предоставление государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений.
В целях соблюдения требований вышеуказанного Федерального закона, а также реализации возложенных на Департамент полномочий постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП утверждены административные регламенты предоставления Департаментом государственных услуг (далее - Административный регламент).
Предоставление государственной услуги города Москвы "Предварительное согласование предоставления земельного участка" регламентировано приложением 21 Административного регламента.
Согласно п.2.2 Приложения 21 Административного регламента правовыми основаниями предоставления указанной государственной являются:
- Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ);
- Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"; Закон города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон N 48 "О землепользовании в г. Москве");
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Письмом Департамента от 27.01.2020 N 33-5-594/20-(0)-2 Заявителю было сообщено об отказе в предоставлении государственной услуги в соответствии с п.2.10.1.2 Административного регламента.
В соответствии с указанным пунктом основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является включение объектов недвижимого имущества в утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости;
В соответствии с п.31 ст.24 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотренными ст.ст.39.15 и 39.16 ЗК РФ.
Таким образом, субъекту Российской Федерации предоставлено право применять законы, устанавливающие дополнительные основания для отказа в предоставлении земельного участка.
Так, согласно п/п.3 п.5 ст.4.1. Закона N 48 "О землепользовании в городе Москве" основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка наряду с основаниями, предусмотренными ЗК РФ, в том числе является, наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Следовательно, основание для отказа в оказании государственной услуги при включении объектов недвижимого имущества в утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, прямо предусмотрено в Законе N 48 "О землепользовании в городе Москве" и делегированы городу Москве федеральным законодательством.
Департамент не имеет право оказывать указанную государственную услугу. Это будет являться нарушением Административного регламента, основания для отказа в котором строго соответствуют требованиям федерального и регионального законодательства.
Объект недвижимого имущества по адресу: г.Москва, ул.Маршала Прошлякова,. 9, стр. 1 включен под пунктом 1964 в Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не представленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в Государственный кадастр недвижимости.
В этой связи, принято решение об отказе в предоставление государственной услуги города Москвы "Предварительное согласование предоставления земельного участка" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: г.Москва, ул.Маршала Прошлякова, влд. 9
Суд первой инстанции отметил, что ссылка истца на судебное решение от 30.10.2018 N А40-136147/17 не может быть принята во внимание судом.
Вместе с тем, в указанном судебном решении объектом спора было здание по адресу: г.Москва, ул. Маршала Прошлякова, д. 9 общей площадью 491,9 кв.м.
Основанием для оспариваемого отказа департамента от 27.01.2020 N 33-5-594/20-(0)-2 является включение объекта недвижимого имущества по адресу: г.Москва, ул.Маршала Прошлякова, д.9, стр.1 общей площадью 627,6 кв.м. в перечень, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП.
Истец в обосновании заявленных требований ссылается на невозможность применения к нему оснований, предусмотренных п.2.10.1.2 Административного регламента, а именно - завершение судебных разбирательств и отсутствие на земельном участке самовольных построек. Данные доводы не имеют правовых оснований.
Предоставление государственной услуги города Москвы "Предварительное согласование предоставления земельного участка" в соответствии с пунктом 2.5.1.1.7. Административного регламента осуществляется на основании схемы расположения земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок).
Обществом была представлена схема расположения земельного участка. Указанная схема не соответствует проекту межевания территории и нарушает требования применяемые к образуемым земельным участкам в соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ.
На представленной обществом схеме расположения земельного точка Н2 проходит по зданию, оставляя часть здания на смежном земельном участке, что противоречит п.4 ст.11.9 ЗК РФ. В соответствии с указанной нормой не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В соответствии со ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, Правил землепользования и застройки города Москвы, проекта планировки территории.
Согласно п/п.1, 3 п.1 ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом, или утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст.11.10 ЗК РФ.
Разработанные проекты межевания являются основой для установления границ земельных участков на местности и дальнейшей постановки их на государственный кадастровый учет, закрепления их межевыми знаками и составления кадастрового плана земельного участка.
Основная цель градостроительного межевания - градостроительное и расчетное обоснование разделения структурных элементов городской территории (кварталов, микрорайонов, районов и т.д.), ограниченных красными линиями и линиями градостроительного регулирования, на земельные участки, относящиеся к зданиям, строениям, сооружениям.
Наличие проекта межевания территории является безусловным основанием для формирования границ земельного участка для эксплуатации существующих зданий, строений, сооружений в застроенной территории.
На рассматриваемую территорию постановлением Правительства Москвы от 09.06.2015 N 338-ПП в составе проекта планировки коммунально-складской территории в районе Строгино города Москвы утвержден план межевания, согласно которому для эксплуатации производственно-складской базы определен участок N 56 (на плане межевания) площадью 8 560 кв. м.
Вместе с тем, площадь испрашиваемого земельного участка - 10 158 кв.м. В связи с чем формирование земельного участка в испрашиваемых границах не представляется возможным.
Постановление Правительства Москвы от 09.06.2015 N 338-ПП "Об утверждении проекта планировки коммунально-складской территории в районе Строгино города Москвы" был опубликован 11.06.2015 на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, и 18.06.2015 в "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 24. Указанное постановление оспорено обществом не было.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение не противоречит требованиями действующего законодательства Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Поскольку оспариваемое решение не создает обществу препятствий для осуществления обычной хозяйственной деятельности, не возложено какой-либо обязанности и не созданы препятствия для осуществления обществом предпринимательской и иной экономической деятельности то требования заявителя являются необоснованными, в связи с чем, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2020 по делу N А40-41111/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-41111/2020
Истец: ООО "СТРОЙ-ГРУПП"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ