город Воронеж |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А14-11901/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авиасервис" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.10.2020 по делу N А14-11901/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Авиасервис" (ОГРН 1143668003335, ИНН 3662198189) о признании незаконным и отмене решения управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568) о нарушении антимонопольного законодательства по делу N 036/01/10-804/2019 от 22.05.2020, о признании незаконным и отмене предписаний NN 04-16/3310 и 04-16/3311 от 22.05.2020,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авиасервис": Боброва О.И., представитель по доверенности от 16.12.2020 сроком по 31.12.2020;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: Гаврилов В.А., представитель по доверенности от 15.09.2020 сроком на один год,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авиасервис" (далее - ООО УК "Авиасервис", Управляющая компания, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области заявлением о признании незаконными и отмене решения управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - УФАС по Воронежской области, Управление, антимонопольный орган) от 22.05.2020 о нарушении антимонопольного законодательства по делу N 036/01/10-804/2019; предписаний от 22.05.2020 NN 04-16/3310 и 04-16/3311.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.10.2020 в удовлетворении требований Обществу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО УК "Авиасервис" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Считает, что оспариваемыми решением и предписаниями нарушены его права и законные интересы как правопреемника проверяемого лица - общества с ограниченной ответственностью "Паркинг-Авиа" (далее - ООО "Паркинг-Авиа").
Также указывает на непредставление антимонопольным органом надлежащих и достаточных доказательств занятия ООО "Паркинг-Авиа" доминирующего положения на рынке и, соответственно, нарушение п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ).
От УФАС по Воронежской области поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
Считает недоказанным нарушение оспариваемыми решением и предписаниями прав и законных интересов Общества, поскольку деятельность, связанную с парковкой, осуществляло ООО "Паркинг-Авиа".
В судебном заседании представитель ООО УК "Авиасервис" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель УФАС по Воронежской области возразил против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В УФАС по Воронежской области поступили обращения граждан Косыгина К.В. и Куликова В. По вопросу установления ООО "Паркинг-Авиа" монопольно высокой цены на услуги парковки автомобилей на территории международного аэропорта имени Петра I.
Комиссией УФАС по Воронежской области в ходе проведения анализа рынка указанных услуг был проведен осмотр 4-х земельных участков, принадлежащих на праве собственности либо ином законом основании группе лиц - ООО УК "Авиасервис" (земельные участки с кадастровыми номерами 36:25:6945027:153 и 36:25:6945027:152) и ООО "Паркинг-Авиа, непосредственно примыкающие к территории аэропорта.
По результатам осмотра антимонопольным органом было выявлено, что на земельных участках ООО УК "Авиасервис" отсутствуют специальные обозначения. Данные участки не предназначены для организованной стоянки автомобилей, невозможно определить их вместимость, отсутствуют выделенные места для инвалидов.
В то же время, по результатам осмотра платных парковок, принадлежащих ООО "Паркинг-Авиа" по договору аренды от 30.05.2017 N А3-1/05/2017 и договору уступки права требования по договору аренды земельного участка N 1 от 27.08.2012 N 76-з-2012, было выявлено следующее.
ООО "Паркинг-Авиа" имеет в распоряжении две платные парковки Р1 и Р2 с кадастровыми номерами 36:25:6945027:150 и 36:25:6945027:235 соответственно на расстоянии не более 500 метров от международного аэропорта имени Петра I. При этом бесплатные альтернативные парковки для физических и юридических лиц отсутствуют.
Результаты осмотра зафиксированы в акте от 18.02.2020.
Также Комиссией было выявлено, что согласно приложению N 1 к приказу ООО "Паркинг-Авиа" от 28.06.2019 N 19ОД цена на услуги автоматизированного парковочного комплекса (парковка автомобилей на территории международного аэропорта имени Петра I) в 2019 году установлена в следующих размерах: с 1 по 15 минут - 0 руб., с 15 по 60 минут - 250 руб., каждый последующий час с 61 минуты - 200 руб.
Из отчета о финансовых результатах, общие расходы ООО "Паркинг-Авиа" на услуги по парковке автомобилей за 2019 год составили 9 932 000 руб., выручка - 26 404 000 руб., чистая прибыль - 8 983 000 руб.
Согласно фактической калькуляции затрат ООО "Паркинг-Авиа" за 2019 год в затраты на услуги по парковке в том числе включены: страхование от несчастных случаев и болезней (в размере 89 682,82 руб. без учета затрат на страхование имущества), плата по договору управления ООО УК "Авиасервис" (в размере 1 872 000 руб. без учета затрат на оплату электрической энергии) и проценты к получению (уплате) кредитного договора (в размере 1 423 195,67 руб.).
Согласно штатной расстановке, представленной ООО "Паркинг-Авиа" в ходе проверки письмом от 09.08.2019 N 01-11/2066, в штате данной организации имеются исполнительный директор, заместитель генерального директора по экономике и финансам, бухгалтер, администратор парковочного комплекса, оператор парковочного комплекса. Также представлены документы, подтверждающие несение ООО "Паркинг-Авиа" расходов на выплату заработной платы указанным лицам (приказы от 29.12.2018 N 10 и от 26.04.2019 N 1 о внесении изменений в штатное расписание).
Также в ходе проверки антимонопольным органом выявлено, что целью получения кредита по договору от 20.04.2018 N 950218011 являлось пополнение оборотных активов. Полученные кредитные средства были направлены на оплату труда списочного состава, оплату процентов по кредиту, аренду имущества, оплату капитального строительства и ремонт, оплату электроэнергии, оплату страховых взносов, оплату ремонта и ТО прочего оборудования и т.д.
Антимонопольный орган выявил, что согласно плановой калькуляции услуг по парковке ООО "Паркинг-Авиа" необходимая норма прибыли для осуществления безубыточной деятельности составляет 11% и сделал вывод, что, фактическая рентабельность в размере 34%, существенно превышающая предусмотренную плановую калькуляцию, свидетельствует об экономической необоснованности стоимости услуг.
Согласно информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области от 13.03.2020 N ИК-39-2-0900/2018-ТС уровень рентабельности по виду экономической деятельности "Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе", к которому, в том числе относится оказание услуг по парковке, в Воронежской области составил в 2018 году - 8,1%, в 2019 году - 6,0%.
При этом Управление выявило также неправомерное включение в состав стоимости услуг по парковке страховых платежей, процентов по кредиту и платы по договору управления ООО УК "Авиасервис" с учетом того, что данные платежи не относятся к организации и обеспечению деятельности по парковке автомобилей.
В соответствии с расчетом антимонопольного органа, размер экономически обоснованных и необходимых ООО "Паркинг-Авиа" для оказания услуг по парковке расходов в 2019 году составил 11 372 965,34 руб. (14 757 843,88 руб. - 3 384 878,54 руб.).
Величина необходимой прибыли составляет 1 251 026,19 руб. (11 372 965,34 * 11%).
Таки образом, величина необходимых ООО "Паркинг-Авиа" для оказания услуг по парковке расходов и прибыли составляет 12 623 991,53 руб. (11 372 965,34 + 1 251 026,19).
Объем услуг по парковке в 2019 году определен путем деления выручки от оказания услуг на базовую стоимость одного часта парковки в размере 200 руб.: 132 020 часов (26 404 000 / 200).
Следовательно, экономически обоснованная цена услуги парковки, оказываемой ООО "Паркинг-Авиа", по мнению Управления, составляет 95,62 руб. (12 623 991,53 руб. / 132 020 часов), а стоимость первого часа может быть увеличена на 25% при условии наличия бесплатного периода парковки длительностью 15 минут.
Однако, автоматизированная парковочная система была реализована обществу ООО "Новапорт Трейдинг" по договору от 27.03.2020 N 49-504-200093 и передаточному акту от 08.04.2020.
Таким образом, проанализировав представленные документы, УФАС по Воронежской области пришло к выводу о наличии в действиях ООО "Паркинг-Авиа" факта злоупотребления доминирующим положением и нарушения п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
В связи с наличием в действиях ООО "Паркинг-Авиа" признаков данного нарушения, УФАС по Воронежской области в отношении данного общества было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 036/01/10-804/2019.
ООО "Паркинг-Авиа" в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представлялись возражения, сведения о наличии бесплатных и альтернативных парковок с приложением фотоматериалов.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 036/01/10-804/2019 с представителей ООО "Паркинг-Авиа" по доверенности Комиссией УФАС по Воронежской области было принято решение от 22.05.2020 (резолютивная часть объявлена 15.05.2020), которым признано наличие у ООО "Паркинг-Авиа" признаков доминирующего положения на рынке услуг по парковке автомобилей на территории международного аэропорта имени Петра I (в зоне деятельности ООО "Паркинг-Авиа").
Также антимонопольный орган признал действия ООО "Паркинг-Авиа" по установлению и поддержанию монопольно высокой цены на услуги по парковке автомобилей, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 3 резолютивной части Управление решило выдать ООО "Паркинг-Авиа" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Пунктом 4 резолютивной части Управление решило выдать ООО "Паркинг-Авиа" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Соответствующие предписания были выданы 22.05.2020.
Так, согласно предписанию N 04-16/3311, ООО "Паркинг-Авиа" в срок до 08.06.2020 (до 15 час. 00 мин. по московскому времени) следует:
изменить экономически необоснованную цену на услуги по парковке автомобилей на территории международного аэропорта имени Петра I размере 250 руб. (с НДС), установив экономически обоснованный размер указанной цены;
в трехдневный срок со дня исполнения предписания обеспечить предоставление информации Комиссии Управления об исполнении предписания с приложением соответствующих подтверждающих доказательств.
Согласно предписанию N 04-16/3310, ООО "Паркинг-Авиа" в срок до 08.06.2020 (до 15 час. 00 мин. по московскому времени) следует:
издать распорядительный документ о недопущении уполномоченными ответственными сотрудниками действий по нарушению антимонопольного законодательства, в том числе установлению и поддержанию монопольно высокой цены на услуги по парковке автомобилей на территории международного аэропорта имени Петра I;
довести указанный распорядительный документ до сведения уполномоченных ответственных сотрудников;
обеспечить контроль за исполнением указанного распорядительного документа;
направить у Управление в трехдневный срок документальные доказательства исполнения предписания.
15.06.2020 ООО "Паркинг-Авиа" было реорганизовано в форме присоединения к ООО УК "Авиасервис".
Не согласившись с вынесенным решением и выданными предписаниями, полагая, что данные акты нарушают его права и свободы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО УК "Авиасервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Правопреемство при реорганизации в форме присоединения носит универсальный характер, обусловленный передачей прав и обязанностей правопреемнику единым комплексом в полном объеме и в том виде, в каком они принадлежали правопредшественнику на момент его реорганизации.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК РФ).
Из совокупности приведенных положений законодательства следует, что права и обязанности переходят к правопреемнику по состоянию на дату внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, но не ранее составления передаточного акта.
Между тем, из материалов дела усматривается, что автоматизированная парковочная система по договору от 27.03.2020 N 49-504-200093 и передаточному акту от 08.04.2020 была реализована иному лицу - ООО "Новапорт Трейдинг".
При установленных обстоятельствах суд не может сделать вывод о нарушении оспариваемыми решением и предписаниями прав и законных интересов ООО УК "Авиасервис" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.
Поскольку при обращении в суд с апелляционной жалобой платежным поручением 11.11.2020 N 81012 Общество уплатило 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.10.2020 по делу N А14-11901/2020 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-11901/2020
Истец: ООО УК "Авиасервис"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, УФАС по ВО
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6848/20