Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 апреля 2021 г. N Ф07-2348/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А56-66805/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Кротова С.М., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Борисенко Т.Э.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: Егоров Г.А. по доверенности от 30.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28675/2020) ООО "ЖКС Кронштадтского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2020 по делу N А56-66805/2020, принятое
по заявлению ООО "ЖКС Кронштадтского района"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района" (ОГРН: 1089847175054, адрес: 197762, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Мануильского, 22; далее - заявитель, Общество, ООО "ЖКС Кронштадтского района") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (адрес: 191025, г. Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д. 19; далее - Управление, административный орган) N Ю78-00-03/24-0326-2020 от 12.03.2020, которым Общество привлечено к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее -КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 101 000 руб.
Решением от 23.09.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖКС Кронштадтского района" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Общество, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заявителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, прокуратурой Кронштадтского района Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности ООО "Жилкомсервис Кронштадтского района", в входе которой установлено, что по адресам в Санкт-Петербурге г. Кронштадт: ул. Зосимова, 4; ул. Велешинского, 14; ул. Мануильского, 7 начисления за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах осуществляются на основании Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.12.2018 N 215-р "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга". Вместе с тем, по вышеуказанным адресам размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме на общих собраниях собственников не устанавливался. Общие собрания собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам в Санкт-Петербурге г. Кронштадт: ул. Велещинского, 14; ул. Мануильского, 7 не проводились.
На момент проверки протоколы общих собраний не представлены. Далее согласно протоколу N 4/9 от 01.07.2019 очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Зосимова, 4 по вопросам повестки дня решения не приняты в связи с отсутствием кворума.
Согласно имеющимся в материалах проверки протоколам общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресам: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Зосимова, 4 (протокол N 167/08 от 10.04.2008), ул. Велещинского, д. 14 (протокол N 139/08 от 28.03.2008 г.), ул. Мануильского, д. 7 (протокол N 41/08 от 22.02.2008) ООО "ЖКС Кронштадтского района" выбрано в указанных многоквартирных домах в качестве управляющей организации.
В ходе проверки Прокуратурой Кронштадского района Санкт-Петербурга истребованы платежные документы, содержащие информацию о начислении оплаты за содержание и ремонт жилых помещений в МКД, расположенных по адресам в Санкт-Петербурге г. Кронштадт: ул. Зосимова 4, кв. 77; ул. Велещинского, 14, кв. 21; ул. Мануильского, 7, кв. 33; ул. Мануильского, д. 7, кв. 1 за период июнь-декабрь 2019 года.
По определению об истребовании сведений дополнительных необходимых материалов по делу об административном правонарушении N 78-00-03/23-0453-2019 представитель по доверенности Логинов П. А. копии договоров, заключенных между собственниками помещений по вышеуказанным адресам не представил, указав, что они отсутствуют, представив при этом договоры с собственниками жилых помещений, расположенных по адресам в Санкт-Петербурге г. Кронштадт: ул. Мануильского, д. 7, кв. 5; ул. Велещинского, д. 14, кв. 17; ул. Зосимова д. 4, кв. 5.
В объяснении по данному факту представитель указал, что данные собственники, являясь стороной в договоре, представляют не свои интересы, а интересы всех собственников жилого дома на основании решения общего собрания. Копии данных решений общих собраний представитель ООО "ЖКС Кронштадтского района" не представил. Платежные документы по адресам, собственниками которых заключены договоры, позволяющие установить размер начислений за содержание и ремонт общего имущества, также не были предоставлены.
Также представитель ООО "ЖКС Кронштадтского района" в объяснениях от 17.01.2020 сообщил, что все расчеты за коммунальные и иные услуги в соответствии с п. 5.1.3 Договора производятся по городским нормативам.
Согласно счетам на оплату жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 г. плательщикам Агальцевой Н.Б (жилое помещение по адресу Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Велещинского д.14, кв.1), Востриковой Е.А. (жилое помещение по адресу Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Мануильского, д.7, кв.1) размер оплаты за содержание и ремонт жилого помещения установлен в соответствии с Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.12.2018 г. N 215-р "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга" и составляет 3.39 руб./мес. за управление многоквартирным домом, 7.74 руб./мес. за содержание общего имущества в многоквартирном доме, 6.31 руб./мес. за текущий ремонт имущества в многоквартирном доме.
По факту выявленных нарушений Управлением 29.05.2020 в отношении ООО "ЖКС Кронштадтского района" составлен протокол N Ю 78-00-03-0180-2020.
Постановлением от 12.03.2020 N Ю78-00-03/24-0326-2020 по делу об административном правонарушении ООО "ЖКС Кронштадтского района" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 101 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Исходя из содержания части 7 статьи 45 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпункта "ж" пункта 4 Правил о порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 к числу стандартов управления многоквартирными домами отнесены организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В пункте 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) также установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
Как следует из материалов дела, согласно протоколам общих собраний собственников спорных МКД выбран способ управления МКД - управление управляющей организацией; управляющей организацией для передачи функций по управлению МКД выбрано ОАО "Жилкомсервис" (с 30.01.2008 - ООО "ЖКС Кронштадтского района").
В ходе производства по административному делу установлено, что общие собрания собственников помещений в Санкт-Петербурге г. Кронштадт: ул. Мануильского, 7, ул. Велещинского, 14 с целью установления размера платы за содержание жилого помещения и утверждения перечня работ и услуг, выполняемых лицами, осуществляющие соответствующие виды деятельности, Обществом не проводились. Указанное обстоятельство Обществом не опровергнуто.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что Управлением неправильно определен размер штрафа 101000 руб., поскольку санкция инкриминируемой статьи КоАП РФ предусматривает наложение штрафа на юридических лиц в размере 100000 руб. без какой-либо альтернативы.
Оценив указанный довод заявителя, учитывая безальтернативный размер санкции части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, предусматривающий наложение административного штрафа на юридических лиц в размере только 100000 руб., апелляционный суд приходит к выводу о том, что указание административным органом в оспариваемом постановлении на размер штрафа 101000 руб. является технической ошибкой, которая подлежит исправлению Управлением в порядке статьи 29.12.1 КоАП РФ путем вынесения определения, что предусмотрено частью 3 указанной нормы. Указанная техническая ошибка не влияет на законность оспариваемого постановления в целом.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, правильно применены и истолкованы нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отмены принятого по делу решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 сентября 2020 года по делу N А56-66805/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
С.М. Кротов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-66805/2020
Истец: ООО "Жилкомсервис Кронштадтского района"
Ответчик: А56-67970/2020, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: ООО "ЖКС Кронштадского района"