г. Владимир |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А43-19474/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.12.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.12.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.10.2020 по делу N А43-19474/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гонтарев Н.Н." (ОГРН 1075235000785, ИНН 5239008914) о признании незаконным и отмене постановления Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 18.06.2020 N 86.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - Воронин А.М. по доверенности от 16.12.2020 N 104/20 сроком действия 1 год; Белов В.И. по доверенности от 16.12.2020 N 103/20 сроком действия 1 год;
общества с ограниченной ответственностью "Гонтарев Н.Н." - Феоктистов Н.П. по доверенности от 18.11.2020 N б/н сроком действия до 18.12.2021.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство, административный орган) в соответствии с плановым (рейдовым) заданием от 19.02.2020 N 2 осуществлены надзорные мероприятия на территории городского округа город Шахунья Нижегородской области, вблизи населенных пунктов д. Красногор, д. Момзино, на предмет выявления фактов незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых.
В ходе рейдового мероприятия, проведенного 20.02.2020 должностным лицом Министерства, в 3,5 км от дома N 39 по ул. Лесная, д. Красногор, г.о.г. Шахунья, Нижегородской области (в 1,1 км от деляночного столба N 72-10 (Прж-20 119,4)) обнаружен несанкционированный карьер по добыче грунта. Площадь карьера составила не менее 1500 м (50-м*30-м), глубина карьера 2,5 м, объем добытого грунта составил не менее 3750 м. Определена точка координат 57,777900 с.ш. 46,245738 в.д. Кадастровый номер земельного участка не установлен.
На территории карьера зафиксирован работающий экскаватор с государственным регистрационным знаком 7370 НО 52, выявлены следы выемки и погрузки общераспространенных полезных ископаемых, свежие следы пребывания автомобильного транспорта, производившего вывоз песка.
Замеры производились при помощи рулетки измерительной металлической Fisto модификации UM3M, КТ 3, Рег. N 67910-17 (свидетельство о проверке N АПМ030, действительно до 20.08.2020).
На месте осмотра проводилась фотосъемка камерой NIKON Coolpix, фотографии в количестве 15 штук.
Результаты проверки изложены государственным инспектором Северо-Восточного межрегионального отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства Андреевым О.В. в акте осмотра территории от 20.02.2020 N 20/02 с приложением фотографий.
Материалы планового (рейдового) осмотра явились основанием для вынесения государственный инспектором Андреевым О.В. определения от 20.02.2020 N 14 о возбуждении административного дела по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и проведении административного расследования.
По информации, предоставленной 25.02.2020 Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области, экскаватор с государственным регистрационным знаком 7370 НО 52 принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "Гонтарев Н.Н." (далее - Общество).
Разрешительных документов на использование данного карьера у Общества не имеется, лицензия на право пользования участками недр местного значения на проверяемом земельном участке отсутствует.
В рамках административного расследования 18.05.2020 у директора Общества отобраны объяснения.
Гонтарев Н.Н. пояснил, что возглавляемое им Общество не работает по причине отсутствия работы. Экскаватор с государственным регистрационным знаком 7370 НО 52 Гонтарев Н.Н. предоставил своему хорошему знакомому Ляуданкас В.С. по его просьбе на один день во второй половине февраля 2020 года. Для каких целей взят экскаватор Гонтареву Н.Н. неизвестно.
Согласно письменным объяснениям гр. Ляуданкас В.С. от 25.05.2020 между ним и Гонтаревым Н.Н. состоялась устная договоренность об использовании экскаватора с государственным регистрационным знаком 7370 НО 52 для личных нужд Ляуданкас В.С. На карьер Ляуданкас В.С. прибыл 20.02.2020 по организованной лесной дороге в районе дер. Красногор с целью погрузки песка, однако погрузка песка не состоялась ввиду отсутствия транспортного средства для перевозки песка. К концу рабочего дня гр. Ляуданкас В.С. вернул экскаватор владельцу.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, должностное лицо Министерства 04.06.2020 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 63.
По итогам рассмотрения материалов дела административным органом 18.06.2020 вынесено постановление N 86 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства от 18.06.2020 N 86.
Решением от 26.10.2020 Арбитражный суд Нижегородской области оспоренное постановление признал незаконными и отменил.
Министерство обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения.
Представители Министерства в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (преамбула Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
В силу статьи 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) недра предоставляются в пользование, в том числе для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
Статья 11 Закона N 2395-1 предусматривает, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пользователь недр обязан обеспечить, в том числе соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, выполнение условий, установленных лицензией (статья 22 Закона N 2395-1).
В силу статьи 19 Закона N 2395-1 собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ: использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе; строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Закона N 2395-1 запрещается самовольное пользование недрами, то есть пользование недрами без лицензии.
Частью 2 статьи 9 Закона Нижегородской области от 03.11.2010 N 169-З "О недропользовании на территории Нижегородской области" (далее - Закон N 169-З) определено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 N 965 утверждено Положение о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Положение N 965).
Согласно пункту 3.1 Положения N 965 Министерство осуществляет региональный государственный экологический надзор (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; регионального государственного надзора в области обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности.
В силу пункта 3.36 Положения N 965 Министерство выявляет нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и осуществляет контроль за принятием мер по устранению таких нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются отношения, складывающиеся в сфере лицензирования пользования недрами.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия по пользованию недрами без лицензии.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ послужили обстоятельства, зафиксированные в акте осмотра территории от 20.02.2020 N 20/02, согласно которому в 3,5 км от дома N 39 по ул. Лесная, д. Красногор, г.о.г. Шахунья, Нижегородской области (в 1,1 км от деляночного столба N 72-10 (Прж-20 119,4)) обнаружен несанкционированный карьер по добыче грунта. Площадь карьера составила не менее 1500 м (50-м*30-м), глубина карьера 2,5 м, объем добытого грунта составил не менее 3750 м.
На территории карьера зафиксирован работающий экскаватор с государственным регистрационным знаком 7370 НО 52, выявлены следы выемки и погрузки общераспространенных полезных ископаемых, свежие следы пребывания автомобильного транспорта, производившего вывоз песка.
Вместе с тем, в ходе производства по делу об административном правонарушении, Общество не отрицало факта принадлежности ему экскаватора, но в своих объяснениях от 18.05.2020 директор Общества Гонтарев Н.Н. пояснил, что экскаватор с государственным регистрационным знаком 7370 НО 52 Гонтарев Н.Н. предоставил своему хорошему знакомому Ляуданкас В.С. по его просьбе на один день во второй половине февраля 2020 года. Для каких целей взят экскаватор Гонтареву Н.Н. неизвестно.
Согласно письменным объяснениям гр. Ляуданкас В.С. от 25.05.2020 данный факт Ляуданкас В.С. подтвердил. Опрошенное лицо сообщило, что между ним и Гонтаревым Н.Н. состоялась устная договоренность об использовании экскаватора с государственным регистрационным знаком 7370 НО 52 для личных нужд Ляуданкас В.С. На карьер Ляуданкас В.С. прибыл 20.02.2020 по организованной лесной дороге в районе дер. Красногор с целью погрузки песка, однако погрузка песка не состоялась ввиду отсутствия транспортного средства для перевозки песка. К концу рабочего дня гр. Ляуданкас В.С. вернул экскаватор владельцу.
Заявление Общества о нахождении техники в пользовании иного лица, который в свою очередь подтвердил данный факт, Министерство надлежащими доказательствами не опровергло. Лицо, управлявшее экскаватором до начала рейдового осмотра, не установлено и не опрошено.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении от 04.06.2020 N 63 административный орган отразил лишь факт нахождения на территории карьера экскаватора с государственным регистрационным знаком 7370 НО 52, принадлежащего Обществу. Одновременно зафиксировано, что на момент проведения осмотра работа по добыче грунта не осуществлялась.
Сам факт того, что Общество является владельцем экскаватора, обнаруженного на месте несанкционированного карьера, не является прямым доказательством осуществления деятельности по разработке карьера непосредственно Обществом.
Более того, административный орган на момент вынесения оспоренного постановления не располагал надлежащими доказательствами того, что изъятый из карьера грунт фактически является общераспространенным полезным ископаемым (песком).
В ходе производства по делу об административном правонарушении Министерством не принято необходимых действий для определения всех лиц, имеющих отношение к выявленному карьеру. Административный орган не установил кадастровый номер осматриваемого земельного участка, его собственника.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в материалах дела бесспорных и достаточных доказательств, однозначно свидетельствующего о том, что Общество осуществляло деятельность по добыче полезных ископаемых (песка) на спорном участке.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, административным органом не доказано.
В свою очередь, отсутствие (недоказанность) состава административного правонарушения в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Министерства от 18.06.2020 N 86.
Апелляционная жалоба Министерства по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.10.2020 по делу N А43-19474/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-19474/2020
Истец: ООО "Гонтарев Н.Н"
Ответчик: Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области Северо-Восточный межрайонный отдел регионального экологического надзора и охраны окружающей среды