город Воронеж |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А14-4327/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Осиповой М.Б.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от ООО Управляющая компания "АВИАСЕРВИС": Боброва О.И. - представитель по доверенности N б/н от 16.12.2019, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция";
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управляющей компании "АВИАСЕРВИС" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.07.2020 по делу N А14-4327/2020, по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "АВИАСЕРВИС", Рамонский район, Воронежская область (ОГРН 1143668003335, ИНН 3662198189) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Люберцы, Московская область (ОГРН 1055013005640, ИНН 5027106892) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.03.2020 по делу N 0031/0449/0153,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "АВИАСЕРВИС" (далее - заявитель, ООО УК "АВИАСЕРВИС") обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган, УГАН НОТБ ЦФО РОСТРАНСНАДЗОРА) о назначении административного наказания от 18.03.2020 г. по делу N 0031/0449/0153.
Решением от 28.07.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ООО УК "АВИАСЕРВИС" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается отсутствие в его действиях состава вменяемого правонарушения, поскольку оно не допускало нарушений требований действующего законодательства. Подробно доводы изложены в жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Управление возражает против доводов апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также доказанность вины ООО Управляющая компания "АВИАСЕРВИС" в неотстранении воздушного судна от полетов и не предотвращение перелета до назначения комиссии по расследованию авиационного инцидента.
В судебное заседание представители Управления не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 03.02.2020 в Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта поступила информация Управления инспекции по безопасности полетов Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ о расследовании авиационного инцидента, произошедшего 30.01.2020 в аэропорту Чертовицкое (Воронеж) при посадке ВС А-319, с регистрационным номером VPBHI, эксплуатируемый АО "Авиакомпания Сибирь" (потеря направления движения при пробеге после посадки, увод самолета влево, повреждение четырех огней взлетно-посадочной полосы, повреждение колес левой стойки шасси. Самолет пределов взлетно-посадочной полосы (ВПП) не покидал, посадка благополучно).
Распоряжением УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 06.02.2020 в отношении ООО УК "Авиасервис" назначена внеплановая выездная проверка по расследованию данного авиационного инцидента, в ходе которой было установлено, что 30.01.2020 после освобождения взлетно-посадочной полосы по рулежной дорожке "С" (РД "С") в а/п Чертовицкое (Воронеж) воздушным судном А-319 с регистрационным номером VP-BHI, АО "Авиакомпания Сибирь", экипажем была запрошена машина сопровождения, так как перрон был заснежен.
После осмотра воздушного судна 30.01.2020, авиатехником по ПиД ИАС Зайцевым А.В., работающим в ООО УК "АВИАСЕРВИС", на указанном ВС было обнаружено спустившее внутреннее колесо левой основной опоры, на внешнем и внутреннем колесах левой основной опоры шасси порезы и "вырывы" резины (в том числе на боковой поверхности). О выявленных замечаниях было доложено экипажу воздушного судна, после чего второй пилот самолета осмотрел колеса опоры. КВС связался с ЦУПом авиакомпании, ЦКЦ, представителем авиакомпании и непосредственным начальником, сделал запись в TLB (Aircraft Technical Log Book-бортовой журнал самолета) "WHEEL N 2 DEFLANDER" (колесо N 2 основной, стойки шасси спущено) (TLB Ref. TD562003), было принято решение о задержке рейса.
По запросу КВС по каналу "ТРАНЗИТ", совместно с инженером аэродромной службы и сменным начальником аэропорта-РКС был выполнен контрольный осмотр ВПП, РДС, оси руления и место стоянки N 27.
30 января 2020 года создана комиссия в составе: Председатель - СНА- РКС ООО УК "АВИАСЕРВИС" Д.П. Москалёв. Членов: Инженер АС ООО УК "АВИАСЕРВИС" А.Н. Черепухин. Начальник смены ИАС ООО УК "АВИАСЕРВИС" А.А. Ягодин. КВС АК "СИБИРЬ" Бондаренко Р.В.
Комиссией 30.01.2020 составлен Акт на предмет прокола внутреннего пневматика левой основной стойки шасси. Прокол обнаружил в процессе предполетной подготовки второй пилот. ВС А-319, бортовой номер VP-BHI, рейс S7- 1117, посадка ВПП 12 в 20 ч. 23 мин. После контрольного осмотра ИВПП, РДС, оси руления и МС N 27 посторонних предметов не обнаружено, Акт подписали все члены комиссии.
При этом причины повреждений прокола внутреннего пневматика левой основной стойки шасси комиссией не расследовались и территория взлетно-посадочной полосы не осматривалась, в связи с чем, своевременно не было выявлено повреждение 4-х боковых огней расположенных на взлетно-посадочной полосе.
Также 30.01.2020 начальником инспекции по безопасности полетов аэропорта Воронеж Леденевым СВ. и командиром воздушного судна А-319/320/321 Бондаренко Р.В. был составлен и подписан акт осмотра воздушного судна АО "Авиакомпании Сибирь" после посадки в аэропорту г. Воронеж, бортовой номер VP-BHI, где отмечено что ВС осмотрено на стоянке. В результате осмотра повреждений планера и двигателей не зафиксировано. При осмотре левой стойки шасси обнаружены повреждения пневматика (потертости и порезы) внутреннего колеса 5-7 см. В процессе осмотра давление воздуха в пневматике падало.
31.01.2020 был составлен технический акт, из которого следует, что комиссией при осмотре Airbus A319-114 обнаружено повреждение (порезы) шины первого и второго колеса основной левой стойки шасси, что впоследствии было устранено путем замена первого и второго колеса основной левой стойки шасси.
Поскольку по состоянию на 31.01.2020 комиссия по расследованию авиационного инцидента не была сформирована, то действия по замене шасси и ввод воздушного судна в строй с последующим перелетом в аэропорт Домодедово были осуществлены без получения надлежащего разрешения председателя комиссии по расследованию авиационного инцидента и составления технического акта о состоянии воздушного судна.
Воздушное судно Airbus A319-114 осуществило перелет 31.01.2020 без разрешения комиссии по расследованию авиационного инцидента.
Перелет был совершен до назначения комиссии по расследованию авиационного инцидента, ВС было допущено к полету с неисправностью, с пассажирами на борту, в нарушении требований п.3.4.4. Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.06.1998 N 609 (далее - Правила N 609).
Приказом начальника Межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта от 03.02.2020 N 82 (спустя 4 дня) назначена комиссия для расследования авиационного события с ВС А-319, VP-BHI, АО "АК "Сибирь", произошедшего при выполнении рейса S7-1117 Домодедово-Воронеж 30.01.2020.
Материалами проверки установлено, что ООО УК "АВИАСЕРВИС" в нарушение п.3.3.1, п.3.3.2 Правил N 609 не провело первоначальные действия на месте авиационного инцидента, по получении сообщения об авиационном инциденте с ВС А-319 государственный и регистрационный номер VP-BHI АО АВИАКОМПАНИЯ "СИБИРЬ", выполнявший рейс S7-1117 Домодедово - Воронеж.
По результатам проверки составлен акт N 31.05-05 от 11.03.2020.
Результаты внеплановой проверки послужили административному органу основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении N 0031/0449/0153 от 17.03.2020 по основаниям ст.11.30 КоАП РФ.
Постановлением УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора N 0031/0449/0153 от 18.03.2020 ООО УК "Авиасервис" признано виновным в совершении правонарушения ст.11.30 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 20000 руб.
ООО УК "Авиасервис" не согласилось с данным постановлением о привлечении к административной ответственности, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях ООО УК "Авиасервис" состава вменяемого правонарушения.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции ошибочными, исходя из следующего.
Статьей 11.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное сокрытие авиационного происшествия, инцидента или сведений о них, либо искажение информации, либо повреждение или уничтожение бортовых или наземных средств объективного контроля или других связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов.
Объектом выступают общественные отношения в сфере государственного регулирования и ликвидации последствий авиационных происшествий или инцидентов.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в умышленном сокрытии авиационного происшествия, инцидента или сведений о них, либо искажении информации, либо повреждение или уничтожение бортовых или наземных средств объективного контроля или других связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов.
Расследованию авиационных происшествия или инцидента посвящена гл. XIV Воздушного кодекса РФ (см. ст. ст. 95 - 99 Воздушного кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 95 Воздушного кодекса РФ, авиационное происшествие или инцидент с гражданским, государственным или экспериментальным воздушным судном Российской Федерации либо с воздушным судном иностранного государства на территории Российской Федерации подлежат обязательному расследованию.
Согласно п. 2 ст. 97 Воздушного кодекса РФ, лица, виновные в умышленном сокрытии авиационного происшествия или инцидента, сведений о них, а равно в искажении информации, в повреждении или уничтожении бортовых и наземных средств объективного контроля и других связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз.1 п.1.1.4 Правила N 609, авиационное происшествие или инцидент с гражданским воздушным судном Российской Федерации либо с гражданским воздушным судном иностранного государства на территории Российской Федерации подлежат обязательному расследованию в соответствии с Правилами N 609.
Лица, виновные в умышленном сокрытии авиационного происшествия или инцидента, сведений о них, а равно в искажении информации, в повреждении или уничтожении бортовых и наземных средств объективного контроля и других связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. абз. 3 п.1.1.4 Правил N 609).
Под авиационным инцидентом, согласно п.1.2.2.4 Правил N 609, следует понимать событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием.
В силу п. 3.3.1. Правил N 609 с момента авиационного инцидента ответственность за проведение первоначальных действий на месте авиационного инцидента возлагается на руководителя организации ГА и руководителя РУ ФАС России, в районе и на территории ответственности которых произошел авиационный инцидент, а до их прибытия - на командира воздушного судна.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела следует, что первоначальное донесение об авиационном событии ООО Управляющая компания "АВИАСЕРВИС" направило 31.01.2020 (т.2 л.д.43), данный факт административным органом не опровергнут. Таким образом, возложенные законом на общество требования по сообщению об инциденте, оно исполнило надлежащим образом.
При этом, Десятый арбитражный апелляционный суд 21 октября 2020 года в рамках дела N А41-20687/20, о привлечении АО "Авиакомпания "Сибирь" к административной ответственности по ст.11.30 КоАП РФ, по этому же происшествию, указал на отсутствие оснований для вывода о наличии авиационного инцидента.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что в соответствии с информацией по безопасности полетов, опубликованной в Росавиации 03.02.2020, имеется запись о рассматриваемом авиационном событии по первичной информации от 30.01.2020, в которой указано само событие.
При таких обстоятельствах, следует очевидный вывод, что сознание комиссии лишь 03.02.2020, произошло не по вине ООО УК "АВИАСЕРВИС".
Решением Рамонского районного суда Воронежской области по делу N 12-107/2020 (т.2 л.д.36-41), подтверждена правомерность привлечения командира воздушного судна АО "Авиакомпания "Сибирь" Бондаренко Р.В. к административной ответственности по ч.3 ст.11.5 КоАП РФ за самовольный взлет на воздушном судне, при наличии неисправности. При этом суд сделал вывод об отсутствии вины должностных лиц ООО Управляющая компания "АВИАСЕРВИС" в допуске воздушного судна к полету.
Таким образом, не нашел своего подтверждения и довод Управлении о виновности действий ООО Управляющая компания "АВИАСЕРВИС" в неотстранении воздушного судна от полетов и не предотвращение перелета до назначения комиссии по расследованию авиационного инцидента.
Какие еще умышленные действия заявителя привели к искажению информации об авиационном инциденте и уничтожению связанных с ним доказательств, в оспариваемом постановлении не содержится.
Учитывая изложенное, суд считает не доказанным нарушение заявителем п. 3.3.1., п. 3.3.2. и п. 3.3.4. Правил N 609.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу пункта 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии с принципом презумпции невиновности, закрепленным ст. 1.5 КоАП РФ, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, исключает основания для привлечения его к административной ответственности по ст.11.30 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 18.03.2020 по делу N 0031/0449/0153.
В связи с тем, что судом не правильно применены нормы материального права и оценены фактические обстоятельства дела, решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь ст.269-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.07.2020 по делу N А14-4327/2020 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Признать незаконным постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 18.03.2020 по делу N 0031/0449/0153 о назначении ООО Управляющая компания "АВИАСЕРВИС" административного наказания по ст.11.30 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч.3 ст.288.2 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4327/2020
Истец: ООО УК "Авиасервис"
Ответчик: УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора