город Томск |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А03-7454/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Колупаевой Л.А., |
судей |
Назарова А.В. Ходыревой Л.Е. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (07АП-11264/2020) акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 05 октября 2020 года по делу N А03-7454/2020 (судья Ланда О.В.) по иску акционерного общества "Сетевая компания Алтайкрайэнерго" (ОГРН 1102224005718, ИНН 2224143922; 656002 Алтайский край город Барнаул, улица Воровского, дом 163) к акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922; 105005 город Москва, переулок Посланников, дом 3, строение 5, этаж 1 офис 1) о взыскании стоимости технологического присоединения по договору технологического присоединения N 3087/14 от 30.10.2014 в размере 315 577,29 руб., пени в сумме 153 451,23 руб. за период с 16.05.2019 по 09.07.2020
при участии в судебном заседании:
от истца: Киселев В.К. по доверенности от 10.12.2018 N 144 (паспорт, диплом);
от ответчика и третьего лица: без участия (извещены)
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Сетевая компания Алтайкрайэнерго" (далее - истец, сетевая организация, АО "СК "Алтайкрайэнерго") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ответчик, АО "ГУ ЖКХ", апеллянт) о взыскании стоимости технологического присоединения по договору технологического присоединения N 3087/14 от 30.10.2014 в размере 315 577,29 руб., пени в сумме 153 451,23 руб. за период с 16.05.2019 по 09.07.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Алтайского края".
Решением от 05 октября 2020 года Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на то, что суд, не установив обстоятельства, свидетельствующие о явном пропуске срока исковой давности, вынес решение с нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве истец и его представитель в судебном заседании указывает на законность оспариваемого судебного акта.
Ответчик и третье лицо, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке части 6 статьи 121, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между АО "СК Алтайкрайэнерго" (сетевая организация) и Военным комиссариатом города Белокуриха и Смоленского района Алтайского края, подписан договор, по условиям пунктов 1.1, 2.4 которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, а заявитель обязался осуществить мероприятия, необходимые для технологического присоединения и оплатить оказанные услуги (договора).
Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения административного здания, расположенного по адресу: Алтайский край, село Смоленское, улица Титова, дом 2 (пункт 1.2 договора).
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора (пункт 1.5 договора).
В силу пункта 3.1 договора размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 25.12.2013 N 548 и составляет 315 577 рублей 70 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) 18% в сумме 48 138 рублей 97 копеек.
Согласно пункту 3.2 договора внесение платы за технологическое присоединение осуществляется заявителем в следующем порядке:
- 15% платы за технологическое присоединение в размере 47 336 рублей 66 копеек, в том числе НДС 18% в сумме 7 220 рублей 85 копеек вносятся в течение 15 дней со дня заключения договора;
- 30% платы за технологическое присоединение в размере 94 673 рублей 31 копейки, в том числе НДС 18% в сумме 14 441 рубля 69 копеек вносятся в течение 60 дней со дня заключения договора, но не позже даты фактического присоединения;
- 45% платы за технологическое присоединение в размере 142 009 рублей 96 копеек, в том числе НДС 18% в сумме 21 662 рублей 53 копеек вносятся в течение 15 дней со дня подписания сторонами акта о выполнении заявителем технических условий, акта допуска в эксплуатацию прибора учета, а также акта о разграничении эксплуатационной ответственности сторон;
- 10% платы за технологическое присоединение в размере 31 557 рублей 77 копеек, в том числе НДС 18% в сумме 4 813 рублей 90 копеек вносятся в течение 15 дней со дня фактического присоединения.
В соответствии с пунктом 5.4 договора в случае нарушения одной из сторон сроков исполнения своих обязательств по настоящему договору такая сторона в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки уплачивает другой стороне неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения настоящего договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по настоящему договору за каждый день просрочки.
В дальнейшем между АО "СК Алтайкрайэнерго", Военкоматом, АО "ГУ ЖКХ" подписано трехстороннее соглашение от 19.11.2015, по условиям которого АО "ГУ ЖКХ" приняло на себя обязательства по оплате технологического присоединения в соответствии с условиями договора.
Согласно абзацу пятому пункта 2.4 договора (в редакции соглашения от 19.11.2015) заявитель (Военкомат) обязался после осуществления сетевой организацией фактического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, фактического приема (подачи) напряжения и мощности в течение трех дней со дня получения от сетевой организации документов о технологическом присоединении подписать полученные документы либо представить мотивированный отказ от подписания. По истечении указанного срока и при отсутствии возражений со стороны заявителя полученные документы о технологическом присоединении считаются подписанными сторонами без возражений.
По пункту 3.2 договора с учетом соглашения от 19.11.2015 на плательщика (АО "ГУ ЖКХ") возложена обязанность оплатить технологическое присоединение в течение 15 дней со дня фактического присоединения.
Обществом "СК Алтайкрайэнерго" направлены обществу "ГУ ЖКХ" претензии от 25.03.2020 с требованием об оплате задолженности в сумме 315 577,70 рублей и пени по договору.
Оплата по договору не поступила.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно статье 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Спорные правоотношения регулируются нормами Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 (далее - Правила N 861).
В части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения к электрической сети одна сторона (сетевая организация) обязуется в установленный действующими правилами порядке присоединить по заявке другой стороны (абонента) принадлежащие ему ЭПУ к электрической сети сетевой организации, а абонент обязуется оплатить мероприятия по технологическому присоединению и соблюдать его технические условия.
Исходя из пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Пунктом 7 Правил N 861 предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.
На основании пункта 16.3 Правил технологического присоединения заявитель исполняет обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Выполнив свои мероприятия в соответствии с техническими условиями, заявитель должен уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий, которая в свою очередь осуществляет проверку выполнения технических условий заявителем и в определенный срок со дня уведомления заявителем о получении разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.
В пункте 85 Правил N 861 предусмотрено, что для проведения проверки выполнения технологических условий заявитель предоставляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технологических условий с приложением документов, обозначенных в данном пункте.
На основании пункта 19 Правил N 861 стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, не позднее 3 рабочих дней после осуществления сетевой организацией фактического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности.
Судом принято во внимание, что решением по делу N А03-13659/2019 от 14.10.2019 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении первоначального иска отказано; встречный иск удовлетворен в части признания дополнительного соглашения от 19.11.2015 к договору недействительным, в удовлетворении остальной части встречного иска отказано.
Постановлением от 07.02.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением от 30.07.2020 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт. В удовлетворении встречного иска общества "ГУ ЖКХ" отказано. Первоначальный иск общества "СК Алтайкрайэнерго" удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца по первоначальному иску взыскано 220 882,30 руб. неустойки, в удовлетворении остальной части первоначального иска отказано.
Апелляционный суд, принимая постановление от 07.02.2020, исходил из того, что АО "ГУ ЖКХ" распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны в 2015 - 2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Минобороны и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, установив подтвержденность материалами дела факта технологического присоединения спорного объекта к электрическим сетям истца, наличие между истцом и ответчиком гражданско-правовых отношений в связи с подписанием сторонами соглашения от 19.11.2015, инициатором подписания которого являлся ответчик, не усмотрел оснований для удовлетворения встречного иска, при этом счел АО "ГУ ЖКХ" обязанным оплатить технологическое присоединение по договору (с 17.09.2017), соответственно, правомерным требование общества "СК Алтайэнерго" о взыскании нестойки в размере 220 882,30 руб. за период с 17.09.2017 по 15.05.2019 (606 дней просрочки).
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела N А03-13659/2019 также исследовался вопрос о подтверждении факта технологического подключения, при этом было установлено следующее.
Согласно абзацу 5 пункта 2.4 договора в редакции дополнительного соглашения от 19.11.2015 заявитель (военкомат) обязуется после осуществления сетевой организацией фактического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, фактического приема (подачи) напряжения и мощности в течение трех дней со дня получения от сетевой организации документов о технологическом присоединении подписать полученные документы либо представить мотивированный отказ от подписания. По истечении указанного срока и отсутствии возражений со стороны заявителя полученные документы о технологическом присоединении считаются подписанными сторонами без возражений.
Из материалов дела следует, что представленный акт об осуществлении технологического присоединения от 30.12.2015 не подписан сторонами.
Вместе с тем письмо сетевой организацией от 15.08.2017, а также почтовые документы подтверждают направление 17.08.2017 в адрес заявителя (военкомата) и получение 30.08.2017 адресатом акта об осуществлении технологического присоединения.
Согласно пункту 3.2 договора с учетом дополнительного соглашения на плательщика (АО "ГУ ЖКХ") возложена обязанность оплатить технологическое присоединение в течение 15 дней со дня фактического присоединения.
С учетом направления заказчику акта об осуществлении технологического присоединения 17.08.2017, суд пришел к выводу о том, что просрочка за оплату технологического присоединения по договору возникла с 17.09.2017.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решение арбитражного суда по другому делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, при рассмотрении дела N А03-13659/2018 судом дана оценка дополнительному соглашению к договору от 19.11.2015, установлен факт технологического присоединения объекта заявителя, применена ответственность за неоплату по договору в виде неустойки с 17.09.2017.
Довод апелляционной жалобы о пропуске срока исковой давности отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный.
Согласно статье 195 ГК РФ судебная защита нарушенных гражданских прав гарантируется в пределах срока исковой давности.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности (пункт 10 Постановления N 43).
На основании пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.
Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет" (пункт 17 Постановление N 43).
Пунктом 2 статьи 200 ГК РФ предусмотрено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 861 технологическое присоединение, как комплексный технический процесс, завершается приемом (подачей) напряжения и мощности энергопринимающими устройствами заявителя, а также подписанием сторонами соответствующих документов о технологическом присоединении, а именно актом об осуществлении технологического присоединения.
Как установлено судом апелляционной инстанции и отражено в своем постановлении от 07.02.2020, при рассмотрении апелляционной жалобы АО "СК Алтайкрайэнерго" в рамках дела N А03-13659/2018, технологическое присоединение энергопринимающих устройств третьего лица состоялось 03.09.2017, то есть акт об осуществлении технологического присоединения считается подписанным со стороны заявителя и сетевой организации.
В связи с чем с момента подписания документов о технологическом присоединении в рамках Договора у плательщика возникает обязанность по оплате оказанной третьему лицу услуги по технологическому присоединению.
Действующее законодательство не позволяет взыскивать предварительную оплату по синаллагматическому (взаимному) договору, поскольку нарушение должником срока внесения предварительной оплаты влечет право кредитора по правилам пункта 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации приостановить свою часть исполнения или вовсе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков (пункт 3 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Именно с момента подписания акта об осуществлении технологического присоединения в рамках Договора у АО "СК Алтайкрайэнерго" возникло право требовать с АО "ГУ ЖКХ" оплаты технологического присоединения в полном объеме.
В связи с тем, что судом установлена дата подписания акта об осуществлении технологического присоединения по Договору 03.09.2017, то по правилам статьи 196 ГК РФ крайний срок для обращения о взыскании основного долга по Договору является 03.09.2020, который АО "СК Алтайкрайэнерго" не пропущен, так как исковое заявление подано в Арбитражный суд Алтайского края 05.06.2020.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.
В соответствии с пунктом 5.4 договора в случае нарушения одной из сторон сроков исполнения своих обязательств по настоящему договору такая сторона в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки уплачивает другой стороне неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения настоящего договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по настоящему договору за каждый день просрочки.
Расчет судом проверен, признан верным. Оснований для его перерасчета у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, изложенных в решении, и не могут служить основанием к изменению обжалуемого судебного акта, тогда как уменьшение судом первой инстанции сумм неустойки способствует установлению баланса интересов сторон, равенству участников гражданского оборота, не выходя за пределы предоставленных ему полномочий в части снижения размера неустойки.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя и подлежит взысканию в связи с предоставлением отсрочки уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05 октября 2020 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7454/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922; 105005 город Москва, переулок Посланников, дом 3, строение 5, этаж 1 офис 1) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб. по апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7454/2020
Истец: АО "Сетевая компания Алтайкрайэнерго"
Ответчик: АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"
Третье лицо: Военный комиссариат Алтайского края.